Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:22, курсовая работа
Современная экономика характерна взаимодействием трех основных ее субъектов: производителя, потребителя и государства. Каждый из этих участников хозяйственных процессов имеет конкретные цели, в соответствии с которыми и строит свою деятельность. В условиях рыночного хозяйства для успешной работы его субъектов особое значение приобретают глубокие знания рынка и способность умело применять инструменты воздействия на складывающуюся на нем ситуацию. Совокупность таких знаний и инструментов и составляют основу маркетинга.
В настоящее время большинство компаний в той или иной форме регулярно осуществляют рыночные исследования. Содержание понятия маркетинг определяется стоящими перед ним задачами. С момента появления и до наших дней оно менялось в зависимости от изменений условий производства и реализации продукции. В настоящее время маркетинг выступает системой организации всей деятельности фирмы по разработке, производству и сбыту товаров на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли. Другими словами современная система маркетинга ставит производство товаров в зависимость от запросов потребителей.
Глава I. Теоретические аспекты методологии маркетингового исследования
1.1 Цели и задачи маркетингового исследования
1.2 Структура маркетингового исследования, технология оформления анкет и проведение опросов
1.2.1 Маркетинговое исследование
1.2.2 Анкетирование
1.2.3 Проведение опросов
1.3 Информационное обеспечение маркетинговых исследований
Глава II. Анализ формирования товарного предложения молока и молочной продукции на рынках Красноярского края и г.Зеленогорска
2.1 Анализ общего производства молока и молочной продукции в Красноярском крае
2.2 Выявление предприятий, осуществляющих реализацию молока и молочной продукции в г.Зеленогорске
2.3 Анализ наличия в продаже молока и молочной продукции в г.Зеленогорске
2.4 Анализ цен на молоко и молочную продукцию в розничной торговой сети г.Зеленогорска
2.5 Анализ широты и полноты ассортимента молока и молочной продукции, реализуемой в г.Зеленогорске
Глава III. Анализ покупательского спроса и потребительских предпочтений на молоко и молочную продукцию в г.Зеленогорске
3.1 Оценка удовлетворенности спроса и выявление покупательских предпочтений на молоко и молочную продукцию в г.Зеленогорске
3.2 Расчет емкости рынка молока и молочной продукции в г.Зеленогорске
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Итак, можно сделать вывод, что главным фактором, оказывающим влияние при совершении покупки, все же является качество. Большая часть опрошенных - 73 человек, предпочитает покупать молоко и молочные изделия в магазинах, 9 человек - в палатках или на рынке, и 18 опрашиваемым все равно где покупать.
Таблица 33 Анализ и структура возрастного состава респондентов
Женщины | Мужчины | ||||||||
20-30
лет |
30-40
лет |
40-50
лет |
50 лет
и
старше |
20-30
лет |
30-40
лет |
40-50
лет |
50 лет и
старше | ||
Количество | 9 | 39 | 10 | 8 | 5 | 16 | 8 | 5 | |
Уд. вес, % | 9,0 | 39,0 | 10,0 | 8,0 | 5,0 | 16,0 | 8,0 | 5,0 | |
В целях анализа спроса и потребительских предпочтений на молоко и молочную продукцию было опрошено 100 человек. Большинство опрошенных составили женщины - 66 человек (66,0%), мужчины - 34 человека (34,0%).
Таблица 34 Анализ и структура среднемесячного дохода респондентов
Женщины | Мужчины | ||||||||
До 1000 | 1000-2000 | 2000-3000 | 3000 руб. | До 1000 | 1000-2000 | 2000-3000 | 3000 руб. | ||
руб. | руб. | руб. | и выше | руб. | руб. | руб. | и выше | ||
Количество | 8 | 12 | 17 | 29 | 3 | 4 | 4 | 23 | |
Уд. вес, % | 8,0 | 12,0 | 17,0 | 29,0 | 3,0 | 4,0 | 4,0 | 23,0 | |
Для получения объективной картины была проведена градация опрошенных по уровню доходов. Из них у 11 человек (11,0%) ежемесячный доход составлял до 1000 рублей на человека, у 16 человека (16,0%) доход составлял от 1000-2000 рублей на человека, и у 21 человек (21,0%) доход составил от 2000 до 3000 рублей, и 52 человека (52,0%) имеют доход более 3000 рублей.
Таблица 35 Анализ структуры респондентов в зависимости от сферы деятельности
Рабочие | Служащие | Домохозяйки | Пенсионеры | Студенты | |
Женщины | 18 | 33 | 9 | 6 | - |
Уд, вес, % | 18,0 | 33,0 | 9,0 | 6,0 | - |
Мужчины | 11 | 15 | - | 5 | 3 |
Уд, вес, % | 11,0 | 15,0 | - | 5,0 | 3,0 |
Анализ структуры респондентов в зависимости от сферы деятельности показал что, большинство из покупателей являются рабочими и служащими - 77 человек (77,0%), остальную часть опрошенных (23,0%) составляли пенсионеры, домохозяйки и студенты (в анкете студенты отнесены по строке – домохозяйки).
3.2 Расчет емкости рынка молока и молочной продукции г.Зеленогорска
Емкость рынка – количество (стоимость) товаров, которое может поглотить рынок при определенных условиях за какой-то промежуток времени.
Существует несколько методов определения емкости рынка. Для расчета я взяла формулу с использованием численности населения и физиологической нормы потребления продукта, скорректированного на повозрастной коэффициент (Таблица 37,38).
Таблица 37 Физиологические нормы потребления некоторых продовольственных товаров на одного человека
Продукты питания | Нормы потребления, кг в год |
Молоко и молочная продукция | 460,76 |
Хлебобулочные изделия | 123,74 |
Мясо и мясные изделия | 95,265 |
Макаронные изделия | 3,65 |
Чай | 0,365 |
Сахар | 26,28 |
Таблица 38 Шкала повозрастных коэффициентов потребления
Потребители | 1 | От | От | От | От | От | Взрос- | Население в |
в возрасте | года | 1 до 3 | 3 до 7 | 7 до | 11 до | 15 до | лое насе- | пенсионном |
лет | лет | 11 лет | 15 лет | 18 лет | ление | возрасте | ||
Коэффициенты | 0,2 | 0,35 | 0,5 | 0,65 | 0,8 | 0,9 | 1,0 | 0,9 |
Расчет емкости
рынка молока и молочных продуктов
г.Зеленогорска производился с использованием
физиологической нормы
Е = Ч*Н*К , где
Е – емкость рынка
Ч – численность
Н – норма потребления
К – повозрастной коэффициент
Е = 68,8 * 460,76 = 31 700 288 кг/год
Далее рассчитаем емкость
рынка молока и молочных продуктов
в исследованной группе из 100 человек.
Принимала участие группа только
взрослого населения и
Взрослое население: Е = 89 * 1 * 460,76 = 41007,64 кг в год/100 чел.
Пенсионеры: Е = 11 * 0,9 * 460,76 = 4561,52 кг в год/100 чел.
Итого = 45569,16 кг в год/100 чел.
Емкость рынка молока и молочных продуктов в исследованной группе составляет 45569,16 кг в год.
Заключение
В г.Зеленогорске производителями молока и молочной продукции являются 000 «ЗМК», ФГУП ПО «ЭХЗ» «Искра». С 1997 по 2000 гг. из-за нехватки сырья на этих предприятиях наблюдался спад производства. Торговые предприятия были вынуждены закупать молоко и молочные продукты в других регионах и за рубежом. Но в настоящее время положение улучшается, сельхозпредприятия, поставляющие молоко для переработки, стали работать стабильно. В 2000 году на 000 «ЗМК» была установлена линия по производству ацидофильного молока, кефира «Смак», сладких сырков, творога и йогурты с различными наполнителями.
Как показал анализ
реализации молока и молочной продукции,
на рынке г.Зеленогорска представлена
продукция различных
В исследуемых магазинах
постоянно имеется в продаже
молоко и молочные продукты в широком
ассортименте, по доступным ценам
и соответствующим качеством, что
вполне удовлетворяет спрос
Список используемой литературы:
1. Беляевский И. К. «Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз», Москва, «Финансы и статистика», 2001 г.
2. Котлер Ф. «Основы маркетинга», Санкт-Петербург, АО «Коруна», 1994 г.
3. Фирсенко С.С., Пимашков П.И., Чижикова В.А., Смирнова Е.В. «Маркетинговые исследования рынка продуктов питания», Красноярск, «Универс», ПСК «Союз», 2000 г.
4. Фирсенко С.С., Смирнова Е.В. «Стратегия формирования продовольственного рынка», Красноярск, Красноярский госуниверситет, 2002 г.
5. Фирсенко С.С., Юшкова Л.В. «Исследование конкурентной среды продовольственного рынка» (региональный аспект), Красноярск, Красноярский госуниверситет, 2002 г.
6. Фирсенко С.С. «Формирование и развитие продовольственного рынка как гарантия продовольственной безопасности региона-субъекта федерации», Новосибирск: Наука, 2002 г.
7. Тихонович В.Е. «Формирование торгового ассортимента и управление товарными запасами», Красноярск, КГТЭИ, 2003 г.
Приложение
Уважаемый покупатель!
Красноярский Государственный Торгово-Экономический институт Проводит опрос потребителей. Убедительно просим Вас ответить на следующие вопросы.
АНКЕТА
1) Покупаете ли Вы молоко и кисломолочную продукцию?
а) да
б) нет
2) Как часто Вы покупаете молоко и кисломолочную продукцию?
а) один раз в неделю
б) два раза в неделю
в) по необходимости
г) затрудняюсь ответить
3) Какое количество обычно приобретаете за один раз?
а) один литр
б) два литра
в) другое количество
4) Какую товарную марку Вы предпочитаете?
а) молоко
б) кефир
в) сметана
г) творог
д) прочее
е) затрудняюсь ответить
5) Товар какого производителя Вы чаще всего покупаете?
а) отечественного производства