Маркетинговое исследование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Современная экономика характерна взаимодействием трех основных ее субъектов: производителя, потребителя и государства. Каждый из этих участников хозяйственных процессов имеет конкретные цели, в соответствии с которыми и строит свою деятельность. В условиях рыночного хозяйства для успешной работы его субъектов особое значение приобретают глубокие знания рынка и способность умело применять инструменты воздействия на складывающуюся на нем ситуацию. Совокупность таких знаний и инструментов и составляют основу маркетинга.

В настоящее время большинство компаний в той или иной форме регулярно осуществляют рыночные исследования. Содержание понятия маркетинг определяется стоящими перед ним задачами. С момента появления и до наших дней оно менялось в зависимости от изменений условий производства и реализации продукции. В настоящее время маркетинг выступает системой организации всей деятельности фирмы по разработке, производству и сбыту товаров на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли. Другими словами современная система маркетинга ставит производство товаров в зависимость от запросов потребителей.

Содержание

Глава I. Теоретические аспекты методологии маркетингового исследования
1.1 Цели и задачи маркетингового исследования
1.2 Структура маркетингового исследования, технология оформления анкет и проведение опросов
1.2.1 Маркетинговое исследование
1.2.2 Анкетирование
1.2.3 Проведение опросов
1.3 Информационное обеспечение маркетинговых исследований
Глава II. Анализ формирования товарного предложения молока и молочной продукции на рынках Красноярского края и г.Зеленогорска
2.1 Анализ общего производства молока и молочной продукции в Красноярском крае
2.2 Выявление предприятий, осуществляющих реализацию молока и молочной продукции в г.Зеленогорске
2.3 Анализ наличия в продаже молока и молочной продукции в г.Зеленогорске
2.4 Анализ цен на молоко и молочную продукцию в розничной торговой сети г.Зеленогорска
2.5 Анализ широты и полноты ассортимента молока и молочной продукции, реализуемой в г.Зеленогорске
Глава III. Анализ покупательского спроса и потребительских предпочтений на молоко и молочную продукцию в г.Зеленогорске
3.1 Оценка удовлетворенности спроса и выявление покупательских предпочтений на молоко и молочную продукцию в г.Зеленогорске
3.2 Расчет емкости рынка молока и молочной продукции в г.Зеленогорске
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Министерство экономического развития и торговли РФ.docx

— 157.51 Кб (Скачать)
Способы связи с аудиторией План составления  выборки Орудия  исследования Методы  исследования
Телефон Единицы выборки Анкета Наблюдение
Почта Объем выборки Механические  устройства Эксперимент
Личный  контакт Процедура выборки   Опрос

 

Анкетирование является наиболее распространенным способом опроса маркетинге. Его преимущество заключается  в том, что в результате обработки  ответов может быть получена количественная, статистическая характеристика изучаемого явления, могут быть выявлены и смоделированы  причинно следственные связи.

В основе анкетирования  тоже лежат статистические методы выборочного  наблюдения. Необходимым условием организации  анкетирования являются предварительное  изучение генеральной совокупности, оценка ее однородности, ее стратификация  по основным признакам и определение  необходимой численности опрашиваемых.

Анкета — это  не просто список вопросов. Это весьма тонкий и гибкий инструмент. Она  требует тщательной проработки. Все  важно: типы и формулировки вопросов, их последовательность и количество, корректность и уместность. На разработку грамотной анкеты может уйти от одной  до нескольких недель работы.

Анкета представляет собой вопросник, на который отвечает опрашиваемое лицо (респондент). Анкетный опрос может проводиться в  устной форме близкой к интервью, когда регистратор сам записывает ответы на бланке. Преимущество этого  метода заключается в том, что  регистратор имеет возможность  уточнить ответ, исключить вероятность  неверного толкования вопроса. Однако эта форма анкетирования дорога и трудоемка.

Более дешевой и  быстрой является другая форма анкетирования  — письменная (корреспондентский  способ), которая предусматривает, что  бланк анкеты заполняется самим  респондентом. Анкета рассылается по почте, разносится курьерами, иногда публикуется  в средствах массовой информации. Анкетирование считается основным методом получения полной и достоверной  маркетинговой информации о потребителе.

Обычно анкета строится по следующей схеме:

1. Введение, где указываются  цели опроса, сведения об опрашивающей  организации, приводится ее адрес.

2. Перечень вопросов, характеризующих предмет опроса; число вопросов не должно быть  чрезмерно большим, т.е. нужен  компромисс между желанием сделать  анкету максимально полной и  реальной возможностью получить  ответы.

З. Сведения об опрашиваемых. Здесь нужно проявить такт и умение формулировать вопросы. Обязательно  подчеркиваются анонимность опроса и строгая доверительность ответа, охраняемые законом.

Количество вопросов должно быть оптимальным, т.е. обеспечивающим полноту информации, но не чрезмерным, что удорожает обследование. Вопросы  должны быть составлены в тактичной  форме, чтобы не задеть или не встревожить  респондентов, не вызвать негативную реакцию с их стороны.

Они подразделяются на открытые, когда ответ дается в свободной форме, без ограничений. Ответы дают большую информацию о  предмете, но трудно поддаются последующей  обработке. И закрытые, когда предлагается перечень вариантов ответов, из которых  выбирается один или несколько, в  том числе альтернативных (да, нет, не знаю). К ним же относятся вопросы-перечни  ответов, из которых следует выбирать один вариант, а иногда несколько. В  последнем случае это называется веер ответов. Ответы могут быть даны в виде балльной оценки, т.е. числовой величины, приписываемой каждому  ответу.

Важную роль в  опросе играют вопросы о намерениях и мнениях, в ответах на которые  допускается большая степень  свободы, чем в вопросах о фактах и действиях. Иногда задаются фильтрующие  вопросы, имеющие целью отсечь часть  опрашиваемых. Например, если на вопрос «имеется ли у Вас какое-то изделие?»  — респондент отвечает «нет», то вопросы  об оценке его свойств излишни. И  наконец, в любой анкете содержатся контрольные вопросы, используемые для оценки достоверности ответов.

Формулировка вопросов — трудоемкая исследовательская  работа, требующая высокой квалификации и эрудиции, знания основ социометрии. Вопросы анкеты классифицируются по степени свободы ответа, характеру  ответов, форме вопросов.

 

1.2.3 Проведение опросов

Опросы считаются  основным методом получения маркетинговой  информации о потребителях, их поведении  на рынке, мнениях, предпочтениях.

Опросом называется процесс выявления мнений и определения  действий опрашиваемых путем личного  диалога с респондентом.

Существуют различные  виды опросов:

-                     по кругу опрашиваемых: покупатели/потребители, предприниматели, специалисты, эксперты и др.;

-                     по количеству одновременно опрашиваемых: единичное и групповое интервью;

-                     по количеству вопросов включенных в опросный лист: одна или несколько;

-                     по уровню стандартизации: свободная схема опроса или жестко структурированная, полностью стандартизованная;

-                     по частоте опроса: одноразовый или многоразовый опрос.

Обычно используются следующие типы интервью:

А. Индивидуальное интервью.

вопрос

Интервьюер  Респондент

ответ

Встреча происходит на улице, в магазине, на дому у респондента, на работе. Встреча может быть случайной или запланированной. В любом случае необходимо создать атмосферу доверия и благожелательности. Вариантом индивидуального интервью следует считать беседу или опрос по телефону.

Б. Групповое интервью. Для интервью приглашается не один человек, а целая. Интервьюер направляет беседу. В ходе свободного и непринужденного обмена мнениями ведущий должен выявить истинные мнения и взгляды опрашиваемых.

В. Особые виды интервью.

1) Глубинное (направленное) интервью. Беседа проводится с  группой респондентов. Цель - получение  информации, отвечающей задачам  маркетинга. Форма беседы - неформальная, без обязательного перечня вопросов. Задача интервьюера - создать  непринужденную обстановку. При  этом может быть получена не  только заранее запланированная,  но и непредвиденная информация.

2) Неформализованное  интервью используется, когда его  тема затрагивает личные взгляды  респонденты или относится к  сфере индивидуальных решений,  связанных с личностью респондента,  или предмет беседы касается  интимных проблем.

3) Диагностическое  (исследовательское) интервью проводится  для выявления внутрифирменных  проблем. В роли интервьюера  пригашается специально приглашаемый  консультант, который готовит  вопросник с опорными вопросами,  ориентированными на выявление  интересующих фирму проблем.

Исследовательские интервью часто сочетаются с тестированием, суть которого в том, чтобы побудить респондента высказать свою точку  зрения. Используются два типа тестирования: ассоциативные интервью и nроецирующие  и экстенсивные тесты.

4) Фокус-группы. Формируется  однородная группа, имеющих общие  взгляды или опыт в области  изучаемой проблемы.

Г. Интервьюер.

Интервьюер-профессия  достаточно сложная, требующая специального обучения и предрасположенности. Интервьюер обязан терпеливо и доброжелательно  выслушивать высказывания респондентов, избегать критических замечаний, не должен оказывать давление или дискутировать  с ними.

Метод устного опроса достаточно дорогостоящ. Количество опрошенных одним интервьюером весьма ограниченно. Считается, что оптимальное время  индивидуального интервью -10-30 минут. За это время интервьюер должен представиться, кратко объяснить цель опроса, убедить  опрашиваемого, что он проводится в  его же интересах, задать вопросы, зафиксировать  ответы и сделать точняющие замечания. А групповое интервью может длиться  несколько часов и требует  сложной предварительной подготовки.

Эти типы опросов  имеют несколько недостатков:

- во-первых, они не позволяют достаточно надежно изучать динамические процессы;

- во-вторых, фрагментарность,  т.е. с помощью одного опроса  решается одна проблема;

- в-третьих, они  не всегда дают полную картину  взаимосвязей и закономерностей  рынка.

Лишен всех этих недостатков панельный метод получения информации.

Его суть заключается  в том, что группа лиц или предприятий, отобранных с помощью выборочного  метода, предлагается на платной основе систематически в определенное время  и по установленной форме давать ответы на вопросы заказчика.

Основные типы панелей  приведены в таблице 2.

 

Таблица 2 Типология  панелей

Типы  панелей Единицы совокупности Цели формирования панели
Потребительские Отдельные лица или семьи Систематически  или периодически получать информацию о спросе и его факторах, о поведении, мнениях и предпочтениях потребителей
Торговые Индивидуальные  продавцы и торговые представители Получать  непрерывную информацию о рыночной ситуации, эффективности рекламы, ценах
Производственные Производственные  предприятия Получать  информацию о товаре, товарной политике и конкуренции, политике дистрибьюции и т.д.
Сферы услуг Предприятия сферы услуг Получать  информацию о ситуации на рынке услуг, об их видах, качестве и ценах на них
Специалистов Группы  специалистов/экспертов Получать  информацию о состоянии какой-либо проблемы, а так же информацию о  поведении потребителей в определенной ситуации

 

1.3 Информационное обеспечение  маркетинговых исследований

 

Сбор, обработка и  сводка информации представляют собой  составную часть общего информационно-аналитического процесса маркетинга. Получение информации имеет целью обеспечить оценку и  анализ рыночных процессов для принятия правильных маркетинговых решений.

Маркетинговая информация — это цифры, факты, сведения, слухи, оценки и другие данные, необходимые для анализа и прогнозирования маркетинговой деятельности.

Цели формирования маркетинговой информации:

конечная цель —  обеспечить характеристику рыночных процессов  и явлений, выявление тенденций, и закономерностей развития рынка, оценку места фирмы на рынке и  т.п.;

непосредственная  цель — систематизировать и структурировать  информацию для анализа и прогнозирования  дальнейших действий фирмы;

промежуточная цель – сводка и группировка данных, доступных для визуального просмотра  и оценки со стороны руководства  фирмы для выводов и безотлагательного  принятия маркетингового решения.

К маркетинговой  информации предъявляется ряд требований, приведенных в таблице 3.

 

Таблица 3 Принципы маркетинговой  информации

Принципы Обеспечение их соблюдения
Актуальность Представление реальных сведений в нужный момент времени
Достоверность Адекватность  сведений, обеспечиваемая соблюдением  научных принципов сбора и  обработки информации, борьбой с  любой тенденциозностью
Релевантность Обеспечивается  получением информации в соответствии с поставленными задачами
Полнота отображения Обеспечивается  составлением плана исследования, выявлением сущности явления, его иерархической  структуры и связей
Целенаправленность Соответствие  информации генеральной цели исследования
Информационное

единство

Подчинение  методологии обработки данных требованиям  теории информатики и статистической теории наблюдений

Информация о работе Маркетинговое исследование