Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:22, курсовая работа
Современная экономика характерна взаимодействием трех основных ее субъектов: производителя, потребителя и государства. Каждый из этих участников хозяйственных процессов имеет конкретные цели, в соответствии с которыми и строит свою деятельность. В условиях рыночного хозяйства для успешной работы его субъектов особое значение приобретают глубокие знания рынка и способность умело применять инструменты воздействия на складывающуюся на нем ситуацию. Совокупность таких знаний и инструментов и составляют основу маркетинга.
В настоящее время большинство компаний в той или иной форме регулярно осуществляют рыночные исследования. Содержание понятия маркетинг определяется стоящими перед ним задачами. С момента появления и до наших дней оно менялось в зависимости от изменений условий производства и реализации продукции. В настоящее время маркетинг выступает системой организации всей деятельности фирмы по разработке, производству и сбыту товаров на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли. Другими словами современная система маркетинга ставит производство товаров в зависимость от запросов потребителей.
Глава I. Теоретические аспекты методологии маркетингового исследования
1.1 Цели и задачи маркетингового исследования
1.2 Структура маркетингового исследования, технология оформления анкет и проведение опросов
1.2.1 Маркетинговое исследование
1.2.2 Анкетирование
1.2.3 Проведение опросов
1.3 Информационное обеспечение маркетинговых исследований
Глава II. Анализ формирования товарного предложения молока и молочной продукции на рынках Красноярского края и г.Зеленогорска
2.1 Анализ общего производства молока и молочной продукции в Красноярском крае
2.2 Выявление предприятий, осуществляющих реализацию молока и молочной продукции в г.Зеленогорске
2.3 Анализ наличия в продаже молока и молочной продукции в г.Зеленогорске
2.4 Анализ цен на молоко и молочную продукцию в розничной торговой сети г.Зеленогорска
2.5 Анализ широты и полноты ассортимента молока и молочной продукции, реализуемой в г.Зеленогорске
Глава III. Анализ покупательского спроса и потребительских предпочтений на молоко и молочную продукцию в г.Зеленогорске
3.1 Оценка удовлетворенности спроса и выявление покупательских предпочтений на молоко и молочную продукцию в г.Зеленогорске
3.2 Расчет емкости рынка молока и молочной продукции в г.Зеленогорске
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Способы связи с аудиторией | План составления выборки | Орудия исследования | Методы исследования |
Телефон | Единицы выборки | Анкета | Наблюдение |
Почта | Объем выборки | Механические устройства | Эксперимент |
Личный контакт | Процедура выборки | Опрос |
Анкетирование является наиболее распространенным способом опроса маркетинге. Его преимущество заключается в том, что в результате обработки ответов может быть получена количественная, статистическая характеристика изучаемого явления, могут быть выявлены и смоделированы причинно следственные связи.
В основе анкетирования
тоже лежат статистические методы выборочного
наблюдения. Необходимым условием организации
анкетирования являются предварительное
изучение генеральной совокупности,
оценка ее однородности, ее стратификация
по основным признакам и определение
необходимой численности
Анкета — это не просто список вопросов. Это весьма тонкий и гибкий инструмент. Она требует тщательной проработки. Все важно: типы и формулировки вопросов, их последовательность и количество, корректность и уместность. На разработку грамотной анкеты может уйти от одной до нескольких недель работы.
Анкета представляет
собой вопросник, на который отвечает
опрашиваемое лицо (респондент). Анкетный
опрос может проводиться в
устной форме близкой к интервью,
когда регистратор сам
Более дешевой и
быстрой является другая форма анкетирования
— письменная (корреспондентский
способ), которая предусматривает, что
бланк анкеты заполняется самим
респондентом. Анкета рассылается по
почте, разносится курьерами, иногда публикуется
в средствах массовой информации.
Анкетирование считается
Обычно анкета строится по следующей схеме:
1. Введение, где указываются
цели опроса, сведения об опрашивающей
организации, приводится ее
2. Перечень вопросов,
характеризующих предмет
З. Сведения об опрашиваемых.
Здесь нужно проявить такт и умение
формулировать вопросы. Обязательно
подчеркиваются анонимность опроса
и строгая доверительность
Количество вопросов должно быть оптимальным, т.е. обеспечивающим полноту информации, но не чрезмерным, что удорожает обследование. Вопросы должны быть составлены в тактичной форме, чтобы не задеть или не встревожить респондентов, не вызвать негативную реакцию с их стороны.
Они подразделяются на открытые, когда ответ дается в свободной форме, без ограничений. Ответы дают большую информацию о предмете, но трудно поддаются последующей обработке. И закрытые, когда предлагается перечень вариантов ответов, из которых выбирается один или несколько, в том числе альтернативных (да, нет, не знаю). К ним же относятся вопросы-перечни ответов, из которых следует выбирать один вариант, а иногда несколько. В последнем случае это называется веер ответов. Ответы могут быть даны в виде балльной оценки, т.е. числовой величины, приписываемой каждому ответу.
Важную роль в опросе играют вопросы о намерениях и мнениях, в ответах на которые допускается большая степень свободы, чем в вопросах о фактах и действиях. Иногда задаются фильтрующие вопросы, имеющие целью отсечь часть опрашиваемых. Например, если на вопрос «имеется ли у Вас какое-то изделие?» — респондент отвечает «нет», то вопросы об оценке его свойств излишни. И наконец, в любой анкете содержатся контрольные вопросы, используемые для оценки достоверности ответов.
Формулировка вопросов — трудоемкая исследовательская работа, требующая высокой квалификации и эрудиции, знания основ социометрии. Вопросы анкеты классифицируются по степени свободы ответа, характеру ответов, форме вопросов.
1.2.3 Проведение опросов
Опросы считаются
основным методом получения
Опросом называется процесс выявления мнений и определения действий опрашиваемых путем личного диалога с респондентом.
Существуют различные виды опросов:
- по кругу опрашиваемых: покупатели/потребители, предприниматели, специалисты, эксперты и др.;
- по количеству одновременно опрашиваемых: единичное и групповое интервью;
- по количеству вопросов включенных в опросный лист: одна или несколько;
- по уровню стандартизации: свободная схема опроса или жестко структурированная, полностью стандартизованная;
- по частоте опроса: одноразовый или многоразовый опрос.
Обычно используются следующие типы интервью:
А. Индивидуальное интервью.
вопрос
Интервьюер Респондент
ответ
Встреча происходит на улице, в магазине, на дому у респондента, на работе. Встреча может быть случайной или запланированной. В любом случае необходимо создать атмосферу доверия и благожелательности. Вариантом индивидуального интервью следует считать беседу или опрос по телефону.
Б. Групповое интервью. Для интервью приглашается не один человек, а целая. Интервьюер направляет беседу. В ходе свободного и непринужденного обмена мнениями ведущий должен выявить истинные мнения и взгляды опрашиваемых.
В. Особые виды интервью.
1) Глубинное (направленное)
интервью. Беседа проводится с
группой респондентов. Цель - получение
информации, отвечающей задачам
маркетинга. Форма беседы - неформальная,
без обязательного перечня
2) Неформализованное
интервью используется, когда его
тема затрагивает личные
3) Диагностическое
(исследовательское) интервью
Исследовательские интервью часто сочетаются с тестированием, суть которого в том, чтобы побудить респондента высказать свою точку зрения. Используются два типа тестирования: ассоциативные интервью и nроецирующие и экстенсивные тесты.
4) Фокус-группы. Формируется однородная группа, имеющих общие взгляды или опыт в области изучаемой проблемы.
Г. Интервьюер.
Интервьюер-профессия достаточно сложная, требующая специального обучения и предрасположенности. Интервьюер обязан терпеливо и доброжелательно выслушивать высказывания респондентов, избегать критических замечаний, не должен оказывать давление или дискутировать с ними.
Метод устного опроса
достаточно дорогостоящ. Количество опрошенных
одним интервьюером весьма ограниченно.
Считается, что оптимальное время
индивидуального интервью -10-30 минут.
За это время интервьюер должен представиться,
кратко объяснить цель опроса, убедить
опрашиваемого, что он проводится в
его же интересах, задать вопросы, зафиксировать
ответы и сделать точняющие замечания.
А групповое интервью может длиться
несколько часов и требует
сложной предварительной
Эти типы опросов имеют несколько недостатков:
- во-первых, они не позволяют достаточно надежно изучать динамические процессы;
- во-вторых, фрагментарность, т.е. с помощью одного опроса решается одна проблема;
- в-третьих, они
не всегда дают полную картину
взаимосвязей и
Лишен всех этих недостатков панельный метод по
Его суть заключается в том, что группа лиц или предприятий, отобранных с помощью выборочного метода, предлагается на платной основе систематически в определенное время и по установленной форме давать ответы на вопросы заказчика.
Основные типы панелей приведены в таблице 2.
Таблица 2 Типология панелей
Типы панелей | Единицы совокупности | Цели формирования панели |
Потребительские | Отдельные лица или семьи | Систематически
или периодически получать информацию
о спросе и его факторах, о поведении,
мнениях и предпочтениях |
Торговые | Индивидуальные продавцы и торговые представители | Получать непрерывную информацию о рыночной ситуации, эффективности рекламы, ценах |
Производственные | Производственные предприятия | Получать информацию о товаре, товарной политике и конкуренции, политике дистрибьюции и т.д. |
Сферы услуг | Предприятия сферы услуг | Получать информацию о ситуации на рынке услуг, об их видах, качестве и ценах на них |
Специалистов | Группы специалистов/экспертов | Получать информацию о состоянии какой-либо проблемы, а так же информацию о поведении потребителей в определенной ситуации |
1.3 Информационное обеспечение маркетинговых исследований
Сбор, обработка и сводка информации представляют собой составную часть общего информационно-аналитического процесса маркетинга. Получение информации имеет целью обеспечить оценку и анализ рыночных процессов для принятия правильных маркетинговых решений.
Маркетинговая информация — это цифры, факты, сведения, слухи, оценки и другие данные, необходимые для анализа и прогнозирования маркетинговой деятельности.
Цели формирования маркетинговой информации:
конечная цель — обеспечить характеристику рыночных процессов и явлений, выявление тенденций, и закономерностей развития рынка, оценку места фирмы на рынке и т.п.;
непосредственная
цель — систематизировать и
промежуточная цель
– сводка и группировка данных,
доступных для визуального
К маркетинговой информации предъявляется ряд требований, приведенных в таблице 3.
Таблица 3 Принципы маркетинговой информации
Принципы | Обеспечение их соблюдения |
Актуальность | Представление реальных сведений в нужный момент времени |
Достоверность | Адекватность сведений, обеспечиваемая соблюдением научных принципов сбора и обработки информации, борьбой с любой тенденциозностью |
Релевантность | Обеспечивается получением информации в соответствии с поставленными задачами |
Полнота отображения | Обеспечивается составлением плана исследования, выявлением сущности явления, его иерархической структуры и связей |
Целенаправленность | Соответствие информации генеральной цели исследования |
Информационное
единство |
Подчинение методологии обработки данных требованиям теории информатики и статистической теории наблюдений |