Маркетинговое исследование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Современная экономика характерна взаимодействием трех основных ее субъектов: производителя, потребителя и государства. Каждый из этих участников хозяйственных процессов имеет конкретные цели, в соответствии с которыми и строит свою деятельность. В условиях рыночного хозяйства для успешной работы его субъектов особое значение приобретают глубокие знания рынка и способность умело применять инструменты воздействия на складывающуюся на нем ситуацию. Совокупность таких знаний и инструментов и составляют основу маркетинга.

В настоящее время большинство компаний в той или иной форме регулярно осуществляют рыночные исследования. Содержание понятия маркетинг определяется стоящими перед ним задачами. С момента появления и до наших дней оно менялось в зависимости от изменений условий производства и реализации продукции. В настоящее время маркетинг выступает системой организации всей деятельности фирмы по разработке, производству и сбыту товаров на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли. Другими словами современная система маркетинга ставит производство товаров в зависимость от запросов потребителей.

Содержание

Глава I. Теоретические аспекты методологии маркетингового исследования
1.1 Цели и задачи маркетингового исследования
1.2 Структура маркетингового исследования, технология оформления анкет и проведение опросов
1.2.1 Маркетинговое исследование
1.2.2 Анкетирование
1.2.3 Проведение опросов
1.3 Информационное обеспечение маркетинговых исследований
Глава II. Анализ формирования товарного предложения молока и молочной продукции на рынках Красноярского края и г.Зеленогорска
2.1 Анализ общего производства молока и молочной продукции в Красноярском крае
2.2 Выявление предприятий, осуществляющих реализацию молока и молочной продукции в г.Зеленогорске
2.3 Анализ наличия в продаже молока и молочной продукции в г.Зеленогорске
2.4 Анализ цен на молоко и молочную продукцию в розничной торговой сети г.Зеленогорска
2.5 Анализ широты и полноты ассортимента молока и молочной продукции, реализуемой в г.Зеленогорске
Глава III. Анализ покупательского спроса и потребительских предпочтений на молоко и молочную продукцию в г.Зеленогорске
3.1 Оценка удовлетворенности спроса и выявление покупательских предпочтений на молоко и молочную продукцию в г.Зеленогорске
3.2 Расчет емкости рынка молока и молочной продукции в г.Зеленогорске
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Министерство экономического развития и торговли РФ.docx

— 157.51 Кб (Скачать)

 

Многосторонняя, отличающаяся сложной иерархической структурой и взаимосвязями информация в  маркетинге образует единую систему, которая  слагается из трех взаимосвязанных  компонентов:

а) специалистов по сбору  и обработке информации;

б) методологических приемов сбора и обработки  информации (в том числе компьютерной технологии);

в) оборудования по сбору, обработке и хранению информации

Различаются следующие  типы маркетинговой информации.

По  форме планирования:

оперативная - срочная  информация, используемая в оперативном  планировании для неотложного использования (ее разновидностью является предупреждающая  или сигнальная информация, вид краткосрочного прогноза).

стратегическая - используемая в стратегическом планировании, отличающаяся от оперативной глубиной и охваченным периодом (ее разновидностью является среднесрочный и долгосрочный прогноз).

По  месту сбора:

внешняя - информация, собираемая за пределами фирмы, но используемая ею в маркетинговых целях.

внутренняя –  любая информация, собираемая самой  фирмой или по ее заказу;

В свою очередь внутренняя информация по времени использования  делится на первичную и вторичную.

Первичная информация собирается специально для конкретных маркетинговых потребностей фирмы. К первичной информации относятся  организуемые фирмой или по ее заказу различные обследования, опросы, панели и т.п. До этого момента она  не существует.

Вторичная информация - это уже существующая информация, собираемая для различных целей, но используемая для конкретных маркетинговых  потребностей фирмы. Данная информация собирается фирмой не для маркетинговых, а для других целей (например, бухгалтерский  учет, оперативная информация, обязательная отчетность для органов госстатистики, налоговой службы и т.д.). Вся внешняя  информация для маркетинга фирмы  является вторичной. Большое значение имеет классификация информации по ее назначению (табл. 4).

 

Таблица 4 Группировка маркетинговой информации по назначению

Тип информации Назначение  информации Где представлена информация
Справочная Вспомогательные, служебные цели Справочники, регистры, бюллетени, учебная литература
Нормативная Различные нормы и нормативные акты, управление Нормативные справочники, сборники законов и  постановлений
Аналитическая Выявление и моделирование закономерностей, тенденций, взаимосвязей Динамические  ряды, ряды распределений, группировки  и т.д.
Рекомендательная Консалтинговые  цели, базы данных Рекомендации  на основе заказанных исследований, прогнозы и сценарии
Сигнальная Мониторинг Расчеты и  факты, краткосрочные прогнозы и  экстраполяция
Регулирующая Контроллинг Информация  об отклонениях от плана

 

Кроме этого информация различается по регулярности ее поступления.

Постоянная информация отражает неизменный характер некоторых  рыночных явлений и процессов (например, основные параметры деятельности предприятия). Часть постоянной информации поступает  непрерывно, без существенных промежутков. Другая часть – дискретная, собирается с определенными промежутками во времени.

Переменная информация поступает от источников, функционирующих  нерегулярно. Некоторые виды информации собираются спорадически, по мере возникновения  потребности в ней.

Иногда непрерывная  информация собирается в форме мониторинга – это система постоянного отслеживания четко определенного (узкого) круга данных.

Источник информации — это концентрированный и  специализированный проводник, канал  информации, откуда ее черпают заинтересованные пользователи.

Существуют два  канала получения информации: первый, когда носитель информации сам сообщает необходимые сведения (через разные источники) и второй, когда статистически  оцениваются (как абсолютная, относительная  или средняя величина, тенденция  и т.п.) действия массы носителей.

Основные каналы получения маркетинговой информации перечислены в таблице 5.

 

Таблица 5 Схема источников маркетинговой информации

Канал/источник информации Содержание  информации Доступность информации Способ  получения информации
Публикации  официальных, научных, публицистических, рекламных изданиях; бюллетенях; справочниках, регистрах; СМИ, Интернет и тд. Статистическая  ин- формация, методики, научные исследования и учебники, информация о предприятиях, конъюнктурная и рекламная информация Общедоступна Через библиотеки; рассылка подписчикам; покупка в  магазинах и др.; посредством радио, телевидения; бюро вырезок, сети Интернет
Информация, приобретаемая на коммерческой основе у органов государственной статистики, консалтинговых и других фирм (синдикотивная) Статистическая  информация, методики, факты, модели, рекомендации Недоступна  для неспециалистов Покупка у  владельца информации
Информация, извлекаемая из публикаций, так называемое бюро вырезок по тематике заказчика Контент-анализ (количественные методы анализа документов), группировка источников по какому-либо признаку Заказная, целенаправленная Заказ на подбор определенной информации из разных публикаций
Внутрифирменные бухгалтерский и статистический учет и отчетность Всесторонняя  экономическая и финансовая характеристика производственного/торгового потенциала фирмы Доступна  для маркетинговой службы фирмы Поступает по распоряжению руководства фирмы
Обмен информацией между участниками  интегрированного канала товародвижения Производитель информирует о товаре, дистрибьютор — о рынке и тд, Доступна  только для

участников канала

Обмен информацией  осуществляется в соответствии с  договоренностью
Специальные обследования, мониторинги, опросы Единовременные  и систематические оценки рыночной ситуации и характеристика поведения  потребителей Доступна  для организаторов обследований Обследования  проводятся по решению руководства  фирмы
Панели  потребителей или специалистов Всесторонняя  характеристика доходов и расходов потребителей, оценка факторов, влияющих на спрос Доступная для организаторов панели Постоянная  выборочная совокупность; информация поступает руководству фирмы  — организатору панели
Сеть  торговых корреспондентов Неформальные  оценки рыночной конъюнктуры и потребительского поведения Доступна  для службы маркетинга фирмы Формируется решением руководства фирмы
Экспертные  оценки Оценки, выводы, прогнозы Доступна  для

заказчика

Группа  экспертов приглашается руководством фирмы
Эксперимент Позволяет выявить пропорции и взаимосвязи, в частности эластичность спроса Доступна  для службы маркетинга Проводится  службой маркетинга одновременно с  пробным маркетингом

 

Глава II. Анализ формирования товарного предложения  молока и молочной продукции на рынках Красноярского края и г.Зеленогорска

2.1 Анализ общего  производства молока  и молочной продукции  в Красноярском  крае

Маркетинговое исследование рынка молока и молочной продукции  проводился за последние три года (2000 – 2002), которое позволило оценить  степень развитости рынка и выявить  тенденции в развитии.

В Красноярском крае производителями молока и молочной продукции являются следующие предприятия: ОАО «Зубр», ОАО «Мясо», ООО «АРТА», «МИЛКО», АООТ «Шушенский молочно консервный комбинат, АООТ «Филимоновский молочно  консервный комбинат, АООТ «Назаровское молоко», АООТ «Балахтинский сыр», АООТ «Красноярский ГМЗ-1», АООТ «Молоко», г.Минусинск, АООТ «Ачинский молочный завод», АООТ Молочный завод «Канский», АООТ «Камарчагский комбикормовый  завод», АООТ «Тонус-2», АООТ «Пищекомбинат» (Зеленогорск), АООТ «Пищекомбинат» (Железногорск), АО «Орбита» (Красноярск), Боготол-молоко, Березовское молоко, ПО «Хлеб» (Игарка), Молочный завод «Тюхтетский» и др.

Негативные последствия  кризиса российской экономики проявились и в производстве молока и молочной продукции, что выразилось в сокращении валового производства почти во всех хозяйствах, занятых в производстве названной группы товаров.

Удельный вес Красноярского  края в составе Российской Федерации  по производству молока в 2002 году составил 2,1%.

Удельный вес г.Красноярска  в составе Красноярского края по производству цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) в 2001 году составил 32,1%, в 2002 году – 41,1%.

 

Таблица 6 Производство сельскохозяйственной продукции (молока) в Красноярском крае

Вид продукции 2000 2001 2002
А 6 7 8
Молоко, (тыс.тонн) 731,0 695,8 733,0

 

Объем производства молока в 2002 году (по сравнению с 2001 годом) незначительно увеличился (на 37,2 тыс.тонн), но находится ниже уровня 1995 года, когда объем производства молока составлял 957,9 тыс.тонн, и с  этого года продолжают снижаться.

По данным Интернет в 2003 году производство молока в Красноярском крае снизилось на 43,3 тысячи тонн (на 5,9%), при этом на 4,7% сократилась продажа  молока, по сравнению с 2002 годом.

Анализ динамики производства в натуральном выражении  предприятиями Красноярского края показывает, что по большинству товарных групп пищевой промышленности произошло  снижение объемов производства.

Производство цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) предприятиями Красноярска в 2000 году составило 31,0 тыс.тонн, в 2001 году – 37,0 тыс.тонн, в 2002 году – 53,0 тыс.тонн, что  свидетельствует о стабилизации производства пригородных сельскохозяйственных предприятий.

 

Таблица 7 Производство цельномолочной продукции, в пересчете  на молоко, предприятиями Красноярского  края

Товарные  группы Фактически  произведено
2000 2001 2002
А 1 2 3
Молоко  и молочная продукция, тыс.тонн 123,2 122,3 130,9

 

Анализируя данные, мы видим, что в 2001 году производство цельномолочной продукции в Красноярском крае несколько снизилось, но в 2002 году вновь отмечен рост объемов производства, который может свидетельствовать  о наметившемся процессе стабилизации производства.

Важным показателем, характеризующим социально-экономическое  развитие региона, является объем производства продукта на душу населения. Численность  населения Красноярского края с  каждым годом продолжает снижаться.

Динамика прироста (убыли) населения 

  2000 2001 2002
Численность постоянного населения

(на конец года), тыс.человек

3032,0 3015,3 2996,9
Естественный  прирост, убыль (-)

населения: человек

-16345 -13771 -13669
на 1000 населения -5,4 -4,6 -4,6

 

Таблица 8 Производство молока и молочной продукции в  Красноярском крае (в расчете на душу населения)

Товарные  группы Произведено в крае всего, нат. ед. Произведено на душу населения, нат.ед/тыс.чел
2000 2001 2002 2000 2001 2002
А 1 2 3 4 5 6
Молоко  и молочная продукция, тонн 93,3 123,3 121,1 30,2 40,1 39,7

 

Как видно из таблицы, по этому показателю наблюдается  некоторый рост объемов производства молока и молочных продуктов в  пересчете на душу населения, но который  не может свидетельствовать о  стабилизации ситуации, так как численность  населения в Красноярском крае сократилась.

Среди причин снижения объемов производства молока и молочных продуктов, могут быть следующие:

- снижение уровня  рентабельности производства;

- снижение производственных  мощностей предприятий, выпускающих  молоко и молочные продукты;

- кризисное состояние  в сырьевой базе для этих  предприятий – сельском хозяйстве.  Негативные тенденции сельского  хозяйства являются наиболее  значимыми в совокупном влиянии  факторов на их развитии.

О ситуации к регионе  по показателю «Молоко и молочные продукты» можно судить и по уровню потребления этих продуктов питания  населением.

 

Таблица 9 Потребление  молока и молочной продукции в  домашних хозяйствах Красноярского  края (в среднем на 1 чел/год)

Товарные  группы Потребность населения, т
2000 2001 2002
А 1 2 3
Домашние  хозяйства в сельской местности 182,0 222,8 222,3
Домашние  хозяйства в городской местности 168,6 189,7 189,0

Информация о работе Маркетинговое исследование