Маркетинговое исследование международной компании ОАО "Тольяттиазот"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:41, дипломная работа

Описание работы

Изучены теоретические аспекты повышения эффективности маркетинговой деятельности предприятия, в том числе рассмотрены основные концепции маркетинга, основные стратегии охвата рынка, методы выделения целевых сегментов, методы продвижения товаров на рынок, а также процесс планирования, организации и контроля маркетинговой деятельности. Проведен анализ маркетинговой деятельности международной компании на примере ОАО «Тольяттиазот». Разработаны предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия ОАО «Тольяттиазот» с учетом международного опыта, проведена оценка их экономической эффективности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I Теоретические аспекты маркетинговой деятельности международной компании……………………………………………………………………………..7
1.1 Сущность, цель, задачи и функции маркетинговой деятельности
международной компании…………………………………………………....7
1.2 Основные направления маркетинговой деятельности и их
Характеристики……………………………………………………………....11
1.3 Методологические аспекты анализа маркетинговой деятельности
международной компании…………………………………………………..18
1.4 Законодательная база анализа маркетинговой деятельности
международной компании…………………………………………………..27
ГЛАВА II Оценка и анализ маркетинговой деятельности на примере международной компании ОАО «Тольяттиазот»………………………………..33
2.1 Организационно- правовая и технико-экономическая
характеристика ОАО «Тольяттиазот»……………………………………..33
2.2 Анализ и оценка основных показателей маркетинговой деятельности
ОАО «Тольяттиазот»………………………………………………………..45
2.3 Исследование инновационных разработок в области маркетинговой
деятельности международной компании………………………………….55
ГЛАВА III Совершенствование маркетинговой деятельности предприятия ОАО «Тольяттиазот» с учетом международного опыта……………………………….57
3.1 Мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности
ОАО «Тольяттиазот»………………………………………………………..57
3.2 Оценка экономической эффективности разработанных
мероприятий………………………………………………………………. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..72

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 480.50 Кб (Скачать)

     3) отношения, возникающие в сфере  маркетинговой товарной политики, – Федеральным законом от 27 декабря 2002г. № 184ФЗ «О техническом регулировании», Законом РФ от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

     разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции  и связанным с требованиями к  продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; (в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ);

     разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

     (в  ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ);

     4) конкурентные отношения в сфере  маркетинга – Законом РСФСР  от 22 марта 1991 г. «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках»,  Федеральным законом от 23 июня 1999 г. «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг«, Законом РФ от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях»;

     5) продвижение продукции регулируется  в основном Законом РФ от 18 июля 1995 г. «О рекламе»;

     6) правовое обеспечение маркетинга  в различных сферах деятельности, определяемых областью рынка, видом товара, типом потребителей и сферой предпринимательства, осуществляется:

     - Законом РФ от 22 апреля 1996 г. «О  рынке ценных бумаг» , Законом  РФ от 20 февраля 1992 г. «О товарных  биржах и биржевой торговле»   – маркетинг на рынке ценных бумаг и товарных биржах, включая маркетинг торгово-посреднических услуг в биржевой деятельности;

     - Законом РФ «О банках и банковской  деятельности» (в редакции от 3 февраля 1996 года) и Законом РФ  от 2 декабря 1990 г. «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке России)» (в редакции от 26 апреля 1995 г.) – маркетинг банковской деятельности;

     - Федеральным законом «О страховании» (в редакции от 31 декабря 1997г.) – страховой маркетинг; 

     - Законом РФ от 24 ноября 1996 г. «Об  основах туристской деятельности в Российской Федерации»  – маркетинг в сфере туристской деятельности;

     - Законом РФ от 13 октября1995 г. «О  государственном регулировании  внешнеторговой деятельности» –  международный маркетинг и т.д. 

     Кроме того, нормы, регулирующие маркетинг, содержатся и в подзаконных актах: указах Президента РФ, постановлениях Правительства, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, которые также играют важную роль в регулировании маркетинговой деятельности.

     В ряду подзаконных нормативных актов, опосредующих маркетинговую деятельность, в частности, находятся:

     - Указ Президента РФ от 28 февраля  1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению  государственного регулирования  цен (тарифов)»;

     - Правила продажи отдельных видов  товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55;

     - Порядок рассмотрения дел по  признакам нарушения законодательства  о рекламе, утвержденный приказом  ГКАП России от 13 ноября 1995г. №  147, связанный с регулированием  маркетинговых коммуникаций, а также конкурентных отношений в маркетинге, и многие другие.

     Поскольку Россия по своему государственному устройству является федерацией, то помимо актов  федерального уровня в систему источников, регулирующих маркетинг, входят и акты субъектов Российской Федерации. Иерархия их по юридической силе в основном идентична федеральной.

     Кроме нормативных актов, к источникам, регулирующим маркетинг, следует отнести  обычаи делового оборота, применяемые  исключительно в сфере предпринимательских  отношений. Согласно ст.5 ГК РФ, «обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». Не подлежат применению лишь такие обычаи, которые противоречат обязательным для участников маркетинговой деятельности положениям законодательства или договору.

     Обычаи  делового оборота применяются наряду с законодательством и заполняют  его пробелы. Юридическое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативно-правовых актов и договора. Наряду с внутренними законами и иными нормативными правовыми актами источниками регулирования маркетинговых отношений служат общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Они содержатся в Уставе ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, документах других международных организаций по наиболее общим вопросам международного правопорядка, многосторонних договорах (конвенциях), решениях Международного суда. Международные договоры могут быть как двусторонние, например, о торговле, экономическом сотрудничестве двух государств, так и многосторонние, например, Евразийская патентная конвенция (Москва, 9 сентября 1994г.), Парижская конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883г.). Как примеры источников международного частного права, регулирующих маркетинг, можно назвать Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980г.) Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс» 1990 г. и т.д.

     Российское  законодательство восприняло многие положения  международного права и международных  договоров. Нормы этих актов обычно применяются к маркетинговым отношениям с участием иностранных физических и юридических лиц, определяют их правовой статус, права иностранцев на имущество, находящееся на территории России, порядок совершения внешнеэкономических сделок, порядок применения правовых последствий причинения вреда иностранцам и иностранцами на территории России и многое другое. Часто эти нормы применимы и к отношениям между российскими физическими и юридическими лицами, например, в сфере транспортного маркетинга при международных перевозках грузов, пассажиров и багажа, выполняемых российскими перевозчиками.

     По  общему правилу международные договоры Российской Федерации применяются  к маркетинговым правоотношениям  непосредственно. Однако в некоторых  случаях требуется издание внутригосударственного акта, так называемая имплементация. Совершенствование государственного регулирования маркетинга необходимо для установления торговых связей с экономически развитыми странами, ибо несовершенство отечественного законодательства является одной из причин, по которой в российские отрасли производства и предприятия не хотят вкладывать средства многие иностранные инвесторы: законы не гарантируют защиты прав предпринимателей, цивилизованного ведения бизнеса.

     На  основе укрепления государственной власти, создания эффективного механизма правового регулирования экономических отношений, основанных на маркетинге как средстве оптимизации, повышении эффективности рыночных процессов, Россия сможет построить конкурентоспособную, динамично развивающуюся социально-ориентированную экономику.  
 

       ГЛАВА II Оценка и анализ маркетинговой деятельности на примере международной компании ОАО «ТОЛЬЯТТИАЗОТ» 

       2.1. Организационно-правовая и технико-экономическая характеристика ОАО «ТОЛЬЯТТИАЗОТ» 

     «Тольяттиазо́т» (ТоАЗ) — международная химическая компания. Полное наименование — Открытое акционерное общество «Тольяттиазот». Штаб-квартира и производство расположены в городе Тольятти (Самарская область).

     Уставный  капитал Общества составляет 97 115 506руб.

     По  рейтингу портала rbc.ru по итогам 2007 года «Тольяттиазот» занимал 231-е место в списке крупнейших компаний России.

     Первая  продукция предприятия «Тольяттиазот» была выпущена в 1979 году. Корпорация является крупнейшим в мире производителем аммиака (около 10 % от общемирового рынка аммиака). Завод строился с финансовым участием американского миллиардера Арманда Хаммера (1898—1990).

     После 1991 года предприятие было приватизировано.

     В 2005 году на предприятии запущено собственное  производство реакционных труб для  установок синтеза аммиака, метанола, перегонки нефти и других химических производств.

     В январе 2007 года запущено модернизированное  производство метанола, позволяющее  производить до 1 млн. т в год и значительно снижающие выбросы углекислого газа в атмосферу. С учётом общей выработки метанола в России в 3 млн. т в год предприятие стало одним из крупнейших в стране по производству данной продукции.

     В конце 2007 года введено в эксплуатацию производство карбамидо-формальдегидного концентрата (продукта глубокой переработки метанола) производительностью 147 тыс. т в год. Это вывело предприятие на лидирующие позиции в стране по производству данного вида продукта, предназначенного для производства экологически чистой плиточной продукции: ДВП, ДСП, МДФ.

     Основные  собственники компании: менеджмент во главе с президентом Владимиром Махлаем — более 76 %, иные физические лица — граждане России — 15 %, компания «Уралхим» — 9,73 %.

     Почти полтора десятилетия корпорацией  руководил президент и председатель совета директоров Владимир Махлай. В марте 2011 года на очередном годовом общем собрании акционеров председателем совета директоров был избран его сын Сергей Махлай.

     В мае 2011 года должность президента была упразднена, генеральным директором был назначен Евгений Королёв, ранее  занимавший кабинет исполнительного директора.

     Предприятие выпускает аммиак (3 млн. тонн в год, углекислоту, карбамид, базальтовое волокно, метанол, реакционные трубы для химической промышленности и др.

       Хорошо развито и производство  строительных материалов: кирпича, керамической плитки и т. д. Общий объём произведённых предприятием стеновых материалов составляет 32,1 % от всего производства подобного рода в Тольятти. В 2003 году введено в строй производство нового материала – супертонкого базальтового волокна мощностью 90 тонн в год. В ближайшее время планируется ввод новых мощностей на данном производстве, которые позволят увеличить объем производства более чем в пять раз. Экологически чистый негорючий теплоизоляционный материал находит применение не только на промышленных объектах корпорации, но и при строительстве жилья и объектов соцкультбыта. Производственные мощности ОАО «Тольяттиазот» позволяют ежегодно производить: более 3 млн. тонн жидкого аммиака на семи крупнотоннажных агрегатах аммиака (четыре агрегата оснащены оборудованием американской фирмы «Кемико», остальные укомплектованы в основном отечественным оборудованием с частичной импортной поставкой); 960 000 тонн карбамида на двух агрегатах; 1 млн. тонн метанола на двух агрегатах; 62 000 тонн карбамидоформальдегидного концентрата (КФК) на четырех установках (пятая установка, мощностью 147 000 тонн в год); 109 000 тонн аммиачной воды; 70 000 тонн углекислоты и 2500 тонн «сухого льда»; 60 млн. штук красного облицовочного кирпича; 730 000 квадратных метров керамической плитки; 3 млн. штук черепицы, 300 000 штук доборных изделий для черепицы; 4000 тонн фритты для плитки керамической; 1300 тонн пленки полиэтиленовой; 12 000 квадратных метров оконных стеклопакетов и дверей из ПВХ; 30 000 комплектов корпусной мебели; 2000 реакционных труб центробежного литья в год; 90 тонн супертонкого базальтового волокна в год.

     По  состоянию на 2010 год «Тольяттиазот» занимал примерно 20 % российского рынка аммиака и 7,6 % мирового. На российском рынке минеральных удобрений доля предприятия составляла 19 %, при том, что объём экспорта в поставках предприятия составлял 85 % .

     Выпуск  продукции «Тольяттиазотом» в 2010 году вырос по сравнению с предыдущим на 39,6 %. Производство аммиака составило 2,13 млн. т, карбамида — 643,7 тыс. т, метанола — 366 тыс. т.

     Выручка компании выросла в 2010 году на 33,2 %, до 19,74 млрд. руб. (в том числе 13,38 млрд. руб. — доходы от экспорта), чистая прибыль в 2010 году составила 1,76 млрд. руб. (чистый убыток 733 млн. руб. в 2009 году).

     Основным  инвестиционным проектом «Тольяттиазота»  является строительство терминала  по отгрузке аммиака в порту Тамань на мысе Железный Рог (у посёлка Волна, недалеко от станицы Тамань Краснодарского края). Из-за конфликта с местными властями ТоАЗ уже несколько лет (по данным на весну 2011 года) задерживает ввод первой очереди порта в эксплуатацию.

     В настоящее время корпорация "Тольяттиазот" в своей отрасли является "мини-газпромом", занявшим доминирующее положение на мировом рынке аммиака. Завод выпускает около 13% от мирового производства этого продукта и к тому же владеет контрольным пакетом АО "Трансаммиак" (трубопровод Тольятти - Одесса, по которому аммиак перекачивается к танкерам). Данный аммиакопровод полностью обеспечивает экспортную потребность «Тольяттиазота» — около 2,12 млн. т в год. Однако за 2005 год объём прокачки составил всего 1,37 млн. т, что связано в основном с ограничениями квот на использование аммиакопровода со стороны Украины. Так что сбытовая политика "ТОАЗа" способна оказывать определяющее влияние на уровень мировых цен на аммиак. Более 90% продукции предприятия реализуется на внешних рынках и оплачивается твердой валютой. Оборот корпорации, по оценкам ее руководства, составляет около 250 млн. USD в год, а некоторые эксперты полагают, что он может достигать и 600 млн. USD.

     Эксплуатацию  аммиакопровода осуществляет ОАО «Трансаммиак», контрольный пакет акций этой компании (51 %) принадлежит ОАО «Тольяттиазот». Украинский участок аммиакопровода эксплуатирует УГП «Укрхимтрансаммиак».

     В структуру корпорации входят два  банка — ЗАО АКБ «Тольяттихимбанк»  и ЗАО АКБ «РТС-Банк», а также  предприятия ОАО «Азотреммаш», ОАО  «Волгоцеммаш», ОАО «Трансаммиак».

     «Тольяттиазоту» принадлежит санаторий «Надежда», база отдыха в Краснодарском крае. Осуществляется строительство жилья  для работников в Комсомольском  районе Тольятти, готова к вводу  в эксплуатацию гостиница в Тольятти, достраивается спортивный центр. В 2006 году был открыт Дворец Культуры «Тольяттиазот».

Информация о работе Маркетинговое исследование международной компании ОАО "Тольяттиазот"