Маркетинг в сфере банковских услуг на примере ОАО «СМП Банк»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Для развивающегося рынка постоянно требуется улучшение этих функций с помощью новых методов. В условиях конкуренции компаниям необходимы специалисты – маркетологи, которые реагируют на постоянные изменения потребностей покупателя, проблемы связанные с деятельностью организации.
Целью данной курсовой работы является обобщение полученных знаний в области банковского маркетинга и применение их на практике на конкретном рынке, а так же формулировка основных выводов и рекомендаций по проблемам качественного обслуживания клиентов и большого выбора услуг.

Содержание

Введение 3
1. Маркетинг в банковском бизнесе. 8
1.1 Сущность и специфика банковского маркетинга 8
1.2 Сравнительный анализ методов маркетингового исследования банковских услуг 21
1.3 Метод SWOT-анализ как инструмент исследования стратегических позиций банка 34
2. Анализ деятельности сферы банковских услуг на примере «СМП Банк» 39
2.1 Характеристика деятельности «СМП Банк» 39
2.2 Соответствие качества предоставляемой банковской услуги потребностям клиентов СМП Банка 46
2.3 Основные направления маркетинговой деятельности в «СМП Банк» 62
3. Рекомендации по совершенствованию деятельности «СМП Банк» 71
3.1 Мероприятия по повышению качества предоставлемой банковской услуги и обслуживания клиентов СМП Банка 71
3.2 Основные пути совершенствования стратегии «СМП Банк» 79
Заключение 88
Список использованной литературы 91
Приложение 1 ……………………………………………………………………...94

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Маркетинг в банковской сфере, Ваньков С.В. МН-31..docx

— 441.58 Кб (Скачать)

SWOT-анализ является важным методом сравнительного анализа, который позволяет разработать четыре типа стратегий деятельности организации:

СВ стратегия – направлена на использование сильных сторон организации, чтобы получить отдачу возможностей во внешней среде. Данная стратегия является самой привлекательной для организации.

СлВ стратегия – предусматривает преодоление слабых сторон организации за счет использования возможностей во внешней среде.

СУ стратегия – ориентирована на преодоление угроз из внешней среды за счет сильных сторон в организации.

СлУ стратегия – должна помочь, как избавиться от факторов слабостей в организации, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.

В отличие от многих методов стратегического  анализа, SWOT-анализ позволяет провести диагностику деятельности организации на данный момент времени и разработать для нее текущие стратегии.

Рассмотрим  последовательность применения SWOT-анализа, состоящую из двух этапов.

На  первом этапе выявляются ключевые возможности  и угрозы внешнего окружения организации, а также сильные и слабые стороны. Данный этап выполняют аналитики.

На  втором этапе составляется матрица  SWOT, в которой показатели сильных и слабых сторон организации противопоставляются возможностям и угрозам внешней среды. Необходимо установить связи между ними. Ключевые факторы, выявленные на первом этапе, заносят в матрицу SWOT.

 

Возможности, В

1.

2.

3.

Угрозы, У

1.

2.

3.

Сильные стороны, С

1.

2.

3.

СВ стратегия

СУ  стратегия

Слабые  стороны, Сл

1.

2.

3.

СлВ стратегия

СлУ стратегия


 

Рис.2  Матрица SWOT, [составлено автором]

Для оценки возможностей применяется метод  позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей (Рис. 3)

 

 

 

СВ

Сильное влияние

УВ

Умеренное влияние

МВ

Малое влияние

ВВ

Высокая вероятность

0,7<P<1,0

 

Колебания рентабельности продукции

Характеристика структуры рынка

СВ

Средняя вероятность

0,3<P<0,7

Инновации в маркетинге

Степень дифференциации;

Обновление  продукта;

Уровень насыщения спроса

Затраты, необходимые для входа на рынок

МВ

Малая вероятность

0<P<0,3

Государственное регулирование производства товаров и услуг

Степень обновления технологий;

Технические инновации

 

 

  Рис. 3 Построение матрицы возможностей общего состояния и перспектив развития отрасли, [составлено автором]

Внутри  матрицы образуется девять полей  возможностей, которые имеют разное значение для организации. Так возможности, попадающие на поля ВС, ВУ и СС, имеют  большое значение для организации, и их надо обязательно использовать, а возможности, попадающие на поля СМ, МУ и ММ, практически не заслуживают внимания организации. В отношении возможностей, попавших на оставшиеся поля, руководство должно принять позитивное решение об их использовании, если у организации имеется достаточном ресурсов.

Аналогично  составляется матрица и для оценки угроз.

 

СВ

Сильное влияние

УВ

Умеренное влияние

МВ

Малое влияние

ВВ

Высокая вероятность

0,7<P<1,0

Увеличение числа конкурентов;

Уровень покупательной способности

   

СВ

Средняя вероятность

0,3<P<0,7

 

Прирост численности потребителей

Время разработки новой продукции

МВ

Малая вероятность

0<P<0,3

Высокая цикличность спроса

Стабильность структуры рынка;

Вход  в отрасль крупных предприятий

 

 

  Рис. 4 Построение матрицы угроз общего состояния и перспектив развития отрасли, [12, c.96]

С помощью построенных матриц возможностей и угроз можно уменьшить число факторов внешнего воздействия и учитывать только те факторы, которые наиболее важны для организации по степени влияния и вероятности их появления. Вырабатывая стратегии, необходимо помнить о возможностях и угрозах, которые могут переходить в свою противоположность. Так, например, неиспользованная возможность может стать угрозой для организации, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может создать у организации дополнительную сильную сторону в том случае, если конкуренты не устранили эту же угрозу.

В целом SWOT-анализ позволяет установить взаимосвязи между стратегической позицией, занимаемой организацией, выбранной миссией и общефирменной стратегией. С помощью данной главы мы рассмотрели на чем строится данный метод, каковы его особенности.

С помощью данной главы мы рассмотрели  специфику банковского маркетинга, какие факторы могут влиять на него, какие основные его составляющие. Кроме этого, мы рассмотрели маркетинговые  исследования, какие виды бывают, в  чем их отличие.

 Теперь необходимо перейти  к практической части, где мы  сможем применить один из методов маркетингового исследования и метод SWOT- анализа. Для начала мы дадим характеристику деятельности СМП банка.

 

2. Анализ деятельности сферы  банковских услуг на примере  «СМП Банк»

2.1 Характеристика деятельности  СМП Банка.

История «СМП Банка» началась в 2001-м году, когда  СМП Банк был зарегистрирован Центральным банком Российской Федерации 11 апреля 2001 года под номером 3368.

  За десять лет банк достиг выдающихся результатов, предоставляя частным и корпоративным клиентам полный комплекс финансовых и банковских услуг. Работа банка основана на следующих принципах: индивидуальный подход к каждому клиенту, высокое качество и широкий спектр предоставляемых услуг, оперативность в работе. Стратегическое направление, развиваемое «СМП Банком», это розничные банковские услуги. Банк активно растет, расширяя не только филиальную сеть, но и перечень предложений. Банк занимает 83- место по размеру собственного капитала среди крупнейших российских банков (на 01.01.2010, по версии журнала «Профиль»).

16 июня 2009 года Коммерческий банк «Северный  морской путь» общество с ограниченной ответственностью (ООО КБ «СМП») был преобразован в Открытое акционерное общество Банк «Северный морской путь» (ОАО «СМП Банк»).

Сегодня СМП Банк принимает активное участие  в деятельности межбанковских и профессиональных объединений:

• Национальная фондовая ассоциация (НФА);

• Ассоциация российских банков (АРБ);

• Фондовая биржа РТС;

• Фондовая биржа «Санкт-Петербург»;

• Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ).

Кроме того, СМП Банк – участник Системы обязательного  страхования вкладов, что позволяет  ему привлекать средства населения  на депозиты Банка.

Говоря  о рейтингах и рэнкингах, можно сказать, что общая стратегия развития Банка и принятые принципы ведения бизнеса положительно оцениваются рынком. Так, в исследовании Центра экономического анализа Интерфакс, посвященном итогам 2009 года, СМП Банк занял 73-е место среди крупнейших банков страны по объему активов. Годом ранее Банк занимал только 102-е место в этом авторитетном рэн- кинге.

По итогам 2009 года СМП Банк был признан самым  надежным российским банком по версии журнала «Профиль». По итогам года журнал «Форбс» присвоил Банку рейтинг надежности на уровне***, поставив на 71-е место по сумме активов. Также Банк был назван в числе самых надежных в рейтинге журнала «Финанс».

В июне 2009 года международное рейтинговое  агентство Moody's подтвердило присвоенные ранее СМП Банку рейтинги: ВЗ долгосрочный и Not-Prime (NP) краткосрочный рейтинги депозитов в российской и иностранной валюте, долгосрочный кредитный рейтинг Baa3.ru (NSR), рейтинг финансовой устойчивости Банка (BFSR) определен на уровне Е+ со стабильным прогнозом.

Банк  имеет широкую сеть подразделений, насчитывающую более 90 офисов и охватывающую 26 регионов России.

СМП Банк обслуживает частных лиц и корпоративных клиентов, имеет лицензию на все виды банковской деятельности. Согласно аналитическому отчету Центра экономического анализа Интерфакс по итогам 2010 года СМП Банк вошел в ТОР-60 крупнейших банков России по сумме активов. В августе 2010 года Международное рейтинговое агентство Moody’s подтвердило присвоенные ранее Банку рейтинги: финансовой надежности – на уровне E+, по депозитам – B3\Not prime, кредитоспособности по национальной шкале – Baa3.ru. Прогноз по всем рейтингам - «стабильный».

Основные  принципы работы банка – оперативность, высокое качество услуг и индивидуальный подход к клиенту. Мы работаем для  того, чтобы Вы достигали своих целей и получали от банковского обслуживания максимальные преимущества. Высокий профессионализм и ответственность сотрудников гарантируют четкое и своевременное выполнение пожеланий клиентов. Стратегическое направление деятельности Банка – розничный бизнес.

Банк  предоставляет следующие услуги для физических лиц и организаций:

  • Международные банковские карты, в том числе кредитные, зарплатные, корпоративные. Зарплатные проекты. Эквайринг.
  • Широкий выбор кредитных продуктов – автокредитование, ипотечное кредитование, кредиты бизнесу, межбанковское кредитование и так далее.
  • Лизинг.
  • Валютно-обменные операции. Валютный контроль.
  • Денежные переводы по России, СНГ, дальнему зарубежью. Системы: MIGOM, СONTAСT, «Анелик», Western Union, Unistream, AS SMP Bank (Латвия).
  • Аренда сейфовых ячеек.
  • Вклады населения с высокой доходностью и оптимальной процентной ставкой.
  • Расчетно-кассовое обслуживание.
  • Оплата квитанций.
  • Дорожные чеки.
  • Услуги на рынке ценных бумаг.
  • Инкассация денежных средств.
  • Банкнотные операции.
  • Валютно-конверсионные операции.
  • Депозиты.
  • Векселя.
  • СМП-Онлайн.
  • Банк-Клиент.

Подводя итоги прошедшего года, можно сказать: сегодня СМП Банк — это динамично  развивающаяся финансовая организация. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, Банк продемонстрировал заметный рост бизнеса, что подтверждает верность выбранной стратегии развития. 2009 год Банк завершил с репутацией сильного игрока рынка банковских услуг, надежного партнера и аккуратного заемщика. В международных и российских рейтингах Банк занимает стабильные позиции.

Постоянное  совершенствование линейки продуктов  и качества предоставляемого сервиса, наличие обратной связи с клиентом, использование индивидуального подхода позволили СМП Банку добиться по итогам второго кризисного года значительных финансовых результатов.

Главная стратегическая цель Банка – быть универсальным, динамично развивающимся  с высокой степенью надежности, способствующим успешной деятельности своих клиентов и обеспечивающим их качественное обслуживание. Коллектив Банка – это команда профессионалов и единомышленников, способных решать самые сложные задачи. Высокотехнологический бизнес, каким является банковский бизнес, предполагает высокую эффективность работы каждого отдельного сотрудника. «СМП Банк» этого добивается в полной мере, поддерживая оптимальное соотношение количества специалистов и объемов выполняемой работы.

Банк  укомплектован специалистами, в  достаточной степени владеющими банковскими технологиями и имеющими опыт осуществления банковских операций в иностранной валюте. Персонал банка соответствует квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

Высшее  образование имеют более 90 % персонала, 15 сотрудников банка имеют ученые степени и звания, а также сотрудники, имеющие квалификационный аттестат Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Средний возраст коллектива составляет 30 лет.

Председатель Правления


Отдел финансового планирования

Отдел валютного контроля

Отдел корреспондентских отношений

Сектор по работе с акционерами

Служба внутреннего контроля

Филиал (в т.ч. Ярославль)

Дополнительные офисы 

Операционный отдел (юр. и физ. лица)

Заместитель

Первый 

заместитель

 

Заместитель

Отдел торговых

операций

Отдел кредитования

Отдел внебиржевых фондовых операций

Юридическая

служба

Аналитическая служба

Служба безопасности

Отдел денежного обращения

Отдел кассовых

операций

Административно-хозяйственный отдел

Заместитель

Заместитель

Управление информационных технологий

Отдел информационных технологий

Отдел пластиковых карт

Технический отдел

Информация о работе Маркетинг в сфере банковских услуг на примере ОАО «СМП Банк»