Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 09:16, реферат
Кроме отмеченных выше целей это издание призвано инициировать широкое обсуждение затронутых вопросов, чтобы в будущем появилась возможность отразить весь спектр мнений. В этой связи буду благодарен тем, кто сочтет возможным направить свои замечания по содержанию книги по E-mail: e_ra@chat.ru. В дальнейшем мне также хотелось бы представить креативные идеи и рекламные концепции, используемые сотовыми и пейджинговыми операторами, а также другими компаниями, оказывающими услуги подвижной связи и их дилерами
В заключение следует привести цитату из "Пособия по планированию маркетинга", изданного Институтом Маркетинга (г. Хельсинки): "Бизнес предусматривает два момента: ведение правильных дел и ведение дел правильно. Успешное выполнение обоих условий бизнеса возможно только благодаря хорошему планированию. Планирование, связанное с выполнением первого условия, носит стратегический характер, второго – оперативный".
Большинство из тех, кто сегодня составляет кадровую основу маркетинговых подразделений сотовых компаний, в прошлом получили хорошее инженерное образование, значительно реже это люди с гуманитарной подготовкой. Имея некоторый опыт общения со старорежимными "гуманитариями" я не могу сказать, что это нарушение традиций вредит интересам бизнеса. Следует учесть, что в нашей стране до недавнего времени не существовало бизнес-образования, не было экономикса, а была только политэкономия, и даже социология была политизирована. Поэтому так называемое профильное образование реально оказывалось его отсутствием. Не хочу идеализировать техническое образование, но в Советском Союзе оно всегда базировалось на двух идеях:
Обе эти идеи, как ничто другое, служат успеху в любом новом деле, будь-то бизнес, сотовая связь или маркетинг. Может быть, в этом причина засилья бывших инженеров в маркетинговых структурах? Этот раздел может быть интересен прежде всего им, людям, желающим определенности во всем и доверяющим цифрам, а не заумным рассуждениям.
Планируя свою деятельность, не филантропические организации, прежде всего, стараются внести ясность в статью доходы. Но как уже было сказано выше, доходы тесно связаны с востребованностью продаваемого продукта и его стоимостью. В конечном итоге задача максимизации доходов сводится к удержанию баланса между ценностью и ценой продукта. Для решения этой задачи маркетологам необходим целый ряд исходных данных, для получения которых проводятся маркетинговые исследования.
Специалисты выделяют около сотни
направлений маркетинговых
и др.
Каждое из перечисленных направлений
включает в себя 1 – 3 самостоятельных
исследований аналитического или социологического
характера. Я затрудняюсь каким-либо
образом систематизировать
Традиционно выделяют три вида социологических исследований:
Количественные исследования проводятся на больших выборках, как правило, не менее 150 – 200 респондентов. “Количественные” вопросы: кто, что, когда, сколько, как часто, какого типа - не дискуссионны и подразумевают четкие ответы. Количественные исследования построены на прямом структурированном опросе, их результатом являются статистически надежные репрезентативные численные данные. Методами количественных исследований являются:
Как правило, количественные исследования проводятся с помощью персональных интервью, телефонных и почтовых опросов, реже с помощью мониторинга.
Качественные исследования проводятся на малых выборках (например, возможно исследование включающее единственное глубинное интервью или экспертный опрос с одним респондентом) и в отличие от количественных исследований интервью могут быть коллективными (фокус-группы). “Качественные” вопросы: почему, как, лучше или хуже – подразумевают дискуссионность и подталкивают респондента к развернутым и критическим ответам, выявляющим весь спектр возможных мнений и реакций представителей целевой аудитории по изучаемым вопросам, а также их глубинную и иррациональную мотивацию. Большинство качественных исследований проводится по одной из трех методик:
Технологией организации качественных исследований часто служат проективные техники, заимствованные из психологии (ролевые игры, персонификация, ассоциации и др.).
В [Таблица 4] приведены факторы применения количественных и качественных исследований.
Здесь не рассмотрены комбинированные
исследования, но очевидны предпосылки
их применения: когда прежде чем
проводить дорогостоящее количе
Теперь рассмотрим типы исследований, наиболее часто востребованные сотовыми компаниями.
Аналитические исследования (в основе которых анализ статистического материала) продолжительности и количества звонков, MOU, разговорчивости абонентов и потребления ими услуг создают информационную базу для тарифной политики. На [Рисунок 6], [Рисунок 7] и [Рисунок 8] приводятся соответствующие данные, а также изменение во времени структуры трафика.
Результатом этого исследования является конкурентная таблица (см. [Приложение 7]). Вероятно, ее полное заполнение с первой попытки будет непосильной задачей, в этом случае можно ограничить перечень вопросов или разбить исследование на несколько этапов. Однако для развитой компании даже этот перечень не является полным.
Структура доходов населения является отправной точкой при формировании ценовой политики компании-оператора. Функция распределения доходов населения не линейна. Обычно ее аппроксимируют с помощью двухпараметровой логарифмически-нормальной функции.
Формула 8
, где φ(x) – функция распределения;
x –доход на душу населения;
σ – параметр дисперсии;
a – медиана распределения.
Эта модель хорошо описывает однородные совокупности, у которых денежные доходы распределяются относительно равномерно, это характерно для стран со средним и высоким уровнем жизни. В качестве примера иллюстрирующего достоверность такого подхода, а также зарубежный опыт в этой области приведу данные исследований структуры доходов населения США, изложенные в [13] и их аппроксимацию с помощью описанной модели (см. [Рисунок 9]).
В
России распределение доходов
Определение структуры доходов населения может производиться с помощью развернутых исследований, включающих обработку статистической информации по валовому внутреннему продукту, личным доходам и социальным трансфертам, панельные исследования семейных хозяйств, а также экспертные опросы позволяющие определить долю теневых доходов. Имея определенный опыт можно сберечь бюджет компании и определять структуру доходов населения, используя аппроксимирующую функцию и опорные статистические параметры.
В
качестве таковых для России в
целом могут быть использованы результаты
репрезентативного
По данным РНИСиНП полученным в результате самооценки респондентов, в июне 1998 г. среднемесячный бюджет российской семьи из трех человек (коэффициент семейности в России – 2,14) составлял $ 295, а в октябре - $ 108, т.е. в 2,7 раза меньше. Изменение среднемесячного бюджета семей различных социальных групп показано на [Рисунок 11].
Если судить по самооценке, то половина наших сограждан (49,9 %) имела в конце 1998 г. ежемесячный доход менее 400 руб. на человека (из них 11,8 % имели доход меньше 200 руб.), и всего четверть (24,4 %) - свыше 600 руб. По данным Всемирного банка, бедными на нашей планете считаются люди имеющие доход $ 3 в день (их около 3 млрд. человек), а живущими в полной нищете – $ 1 в день (их около 1 млрд.). Таким образом, после августовского обвала рубля бедными и нищими в России стало подавляющее большинство наших сограждан.
Следует напомнить, что и до кризиса материальное положение россиян было тяжелым. Однако почти половина населения (48,7 %) оценивает свои потери, понесенные в результате кризиса как существенные, и еще треть (32,4 %) оценила их как катастрофические. Не ощутили никакого ущерба от кризиса только 4 % населения (что все же больше уровня проникновения сотовой связи).
Вместе с тем изменилась самооценка уровня материальной обеспеченности россиян (см. [Рисунок 12]). В 1,5 раза сократилась численность россиян считавших себя среднеобеспеченными. Вдвое возросло число тех, кто, по собственной оценке, оказался за чертой бедности, при этом следует учесть, что многие наши сограждане, реально находящиеся за чертой бедности, все же не хотят признаться в этом, и относят себя к низкообеспеченным.
Эти исследования всегда количественные, их задача статистически точно определить состояние рынка и позицию компании на нем. Как правило, в ходе исследования определяют:
Исследования среди новых
После снижения цен для корректировки
оценки доходов нового слоя абонентов
в периодических опросах исполь
Имея в своем распоряжении данные о структуре доходов населения, мнение абонентов о необходимом доходе и доле средств выделяемых ими на оплату услуг сотовой связи можно определить освоенную долю доходного сегмента, а также найти характерную для региона зависимость этой величины от узнаваемости торговой марки и знания об услугах.