Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 09:16, реферат
Кроме отмеченных выше целей это издание призвано инициировать широкое обсуждение затронутых вопросов, чтобы в будущем появилась возможность отразить весь спектр мнений. В этой связи буду благодарен тем, кто сочтет возможным направить свои замечания по содержанию книги по E-mail: e_ra@chat.ru. В дальнейшем мне также хотелось бы представить креативные идеи и рекламные концепции, используемые сотовыми и пейджинговыми операторами, а также другими компаниями, оказывающими услуги подвижной связи и их дилерами
МАРКЕТИНГ СОТОВОЙ СВЯЗИ
Э. Разроев
Аннотация
Настоящее издание посвящено различным аспектам маркетинга сотовой связи, а также прогнозированию и бизнес-планированию. В книге обобщен отечественный опыт продвижения на рынок услуг сотовой связи, а также организации деятельности коммерческого подразделения компании-оператора сотовой связи. Основное внимание уделено практическим задачам, стоящим перед менеджерами и персоналом.
Издание ориентированно, в первую очередь на сотрудников коммерческих подразделений сотовых компаний, но может оказаться полезным руководителям начинающих компаний-операторов, специалистам работающим в смежных сегментах рынка услуг связи, а также студентам ВУЗов интересующимся маркетингом мобильной связи.
© Элдар Разроев, 1996 – 1999гг.
Оглавление
1991 год стал поворотным в истории России. Он ознаменовался каскадом событий имеющих не только национальное, но и международное значение. На этом фоне появление в 1991 г. в нашей стране сотовой связи несправедливо воспринимается малозначительным явлением. Тем не менее, с уверенностью можно сказать, что с приходом сотовой связи в телекоммуникационной сфере произошел качественный скачок. Его влияние на дальнейшее развитие персональной связи можно сравнить разве что с влиянием на развитие транспорта появления самолетов.
Сотовая связь одна из наиболее динамично развивающихся отраслей. Это подтверждается не только зарубежной, но и российской статистикой. С самого начала существования сотовых сетей в нашей стране (исключая 1998 г.) наблюдалось ежегодное удвоение числа их абонентов. Эта тенденция могла сохраниться, если бы не финансово-политический кризис случившийся в нашей стране летом 1998 г. Сейчас мы входим в сложный период развития. Неизбежны структурные изменения в экономике, которые, безусловно, повлияют на снижение уровня потребления товаров и услуг. Кризис совпал по времени с резким усилением конкуренции в подвижной связи: сейчас на одном региональном рынке могут сойтись в схватке за клиента до семи компаний-операторов, предоставляющих услуги сотовой связи и несколько десятков пейджинговых компаний (подсчитывать транковые просто бессмысленно). В таких условиях возрастают требования к профессиональной подготовке сотрудников коммерческих подразделений сотовых компаний.
К сожалению, в нашей стране отсутствует система подготовки и переподготовки маркетинговых специалистов, сотрудников отделов продажи и абонентского обслуживания компаний-операторов. Подготовкой кадров компании вынуждены заниматься самостоятельно, только по отдельным задачам привлекая тренинговые фирмы. Кроме того, существует дефицит узкоспециальной литературы, и та, что есть, как правило, не на русском языке.
Предлагаемое Вашему вниманию издание
призвано частично восполнить этот пробел.
Оно посвящено различным
Это издание выходит в свет по прошествии полугода с начала финансового кризиса, случившегося в нашей стране, однако до сих пор не ясны в полной мере его последствия. Очевидно, что его следствием для сотового рынка явилась не виданная прежде стагнация, последствия которой будут преодолеваться 3 – 5 лет. Но пока нет ясности с государственной экономической политикой даже в ближайший год (к примеру, проект федерального бюджета предполагает 30 % инфляцию притом, что эксперты ожидают 60 – 100 %), менять долгосрочный прогноз преждевременно. Поэтому сделанные ранее оценки на период 1999 – 2002 гг, которые приводятся в этой книге следует воспринимать как тенденцию, к которой нам еще предстоит вернуться. Все приводимые в книге прогнозы и оценки ограничены 2002 годом. Причиной тому ожидаемое в этот период качественное изменение ситуации на рынке, вследствие появления систем сотовой связи третьего поколения. Последующее развитие рынка во многом будет определено событиями, которые произойдут в ближайшие год – два.
Готовя к изданию настоящую книгу, я стремился систематизировать имеющиеся знания и опыт в области продвижения услуг мобильной связи. Поэтому здесь Вы столкнетесь с обобщенным изложением затронутых тем и найдете мало случаев из жизни, слепки с которых можно использовать в текущей работе. Во-первых, такая информация зачастую представляет коммерческую тайну, а во-вторых, использование чужих решений порой может приводить к обратным результатам (ввиду отличия условий применения). В связи с этим большую пользу представляет изложение методики выработки тех или иных решений.
Кроме отмеченных выше целей это
издание призвано инициировать широкое
обсуждение затронутых вопросов, чтобы
в будущем появилась
Настоящее издание ориентированно, в первую очередь на сотрудников коммерческих подразделений сотовых компаний, но может оказаться полезным руководителям начинающих компаний-операторов, специалистам работающим в смежных сегментах рынка услуг связи, а также студентам ВУЗов интересующимся маркетингом мобильной связи.
В заключение считаю своим приятным долгом поблагодарить коллег, общение с которыми позволило сделать эту книгу более содержательной. Особая благодарность А.В.Манину за информационную и интеллектуальную помощь, оказанную в период совместной работы. Это издание приурочено к бизнес-форуму “Мобильные системы - 99”, в этой связи хочу выразить свою искреннюю признательность заместителю председателя оргкомитета бизнес-форума Ю.М.Горностаеву, инициировавшему написание книги, которую Вы держите в своих руках.
Российская экономика претерпевает переход от государственного монополизма к смешанной экономике. Переходный период характеризуется неравномерным развитием, как по регионам, так и по отдельным предприятиям. Это обусловлено причинами объективного (технология, инвестиционный климат, внешняя среда, стартовые условия и т.п.) и субъективного характера (компетентность персонала, лоббистские возможности, наличие государственной поддержки и т.п.). В этих условиях можно выделить три фактора способствующих развитию национальных сетей сотовой связи: политический, экономический и технологический.
Политический фактор в России (где традиционно государственный сектор играл первостепенную роль) обозначен движением от монополии и централизованного управления к приватизации, дерегулированию и конкуренции. Этот процесс привел к значительному росту инвестиций, но породил противоречие между стремлением свободного рынка к саморегуляции и необходимостью государственного управления для защиты национальных интересов.
Для анализа процессов происходящих в нашей стране может быть использован целый ряд макроэкономических индикаторов, из которых наиболее показательны - инфляция (немонетарный фактор) и инвестиционная активность (монетарный фактор). Оба фактора теснейшим образом связаны между собой и свидетельствуют о привлекательности анализируемого экономического субъекта для инвесторов.
В начале 90-х годов в России начался процесс приватизации. В тот период в отрасли связи были приняты решения о либерализации сначала не основных и новых видов услуг, позже - основных. 1992 г. положил основу реальному переделу собственности. Проведение его не насильственными методами требовало постоянного прироста денежной массы и как следствие высокой инфляции. При этом происходило естественное обесценивание имущественных накоплений и интенсивное их перераспределение. Основная активность в 1992 г. была направлена на передел в наиболее привлекательных отраслях: топливной промышленности и электроэнергетике. Среднемесячный индекс инфляции в 1992 г. составил соответственно 57,3 % и 45,2 %. На этом фоне 23,3 % по отрасли связи оказались сдерживающим фактором. Для электросвязи в то время был характерен высокий потенциал инфляции спроса, т.е. значительное превышение спроса над предложением. Однако с помощью государственного регулирования (заниженные установочная и абонентная плата за телефон, международные и междугородные тарифы, введение льготных категорий без государственных дотаций и т.п.) инфляционное развитие отрасли электросвязи было заблокировано. Годовой рост индекса цен в электросвязи оказался в 2,5 раза ниже, чем в среднем по отраслям, вследствие чего не была использована возможность развития базирующегося на национальных финансовых ресурсах.
Начиная с 1993 г. ситуация кардинально изменилась. Относительно масштабные иностранные инвестиции, составившие в 1993 г. - 53,9 % от суммарных вложений в отрасль связи позволили начать модернизацию инфраструктуры и создание новых сегментов услуг. Наиболее привлекательными (вследствие отсутствия государственного вмешательства в тарифную политику) и как следствие лидирующими по показателю "внешние инвестиции" оказались международная связь (преимущественно кредитные вложения) и подвижная связь (преимущественно прямые вложения). В 1994 г. эти и ряд других новых сегментов корпоративных услуг реализовали весь инфляционный потенциал. Годовой рост индекса цен в электросвязи в 1,5 раза опередил средний по отраслям. В последующие годы наметилась тенденция выравнивания отраслевых среднемесячных индексов инфляции и годового роста индекса цен. При этом в отличие от “экспортных” отраслей, развитие электросвязи (в том числе подвижной связи) теперь находится в существенной зависимости от внешних товарно-финансовых вливаний. По данным консолидированной отчетности ОАО "Связьинвест" за 1997 г. они составляли 14 % капитала и резервов или 10 % выручки. Девальвация рубля привела к снижению доходов компаний в валютном выражении, в результате этого последний показатель к концу 1998 г. вырос более чем вдвое. Приведенные данные свидетельствуют о положении дел в отрасли электросвязь в целом, ситуация в сотовом сегменте еще сложнее. В структуре расходов большинства средних и мелких компаний-операторов возврат кредитов и процентов по ним до кризиса составлял около трети выручки. Не сложно предположить, что вследствие кризиса возрастает риск не возврата кредитов в установленные сроки. Результатом может стать перераспределение прав собственности. Лучшим исходом в этой ситуации станет укрупнение бизнеса: слияние компаний, и поглощение мелких более крупными.
Инвестиционный климат относится к разряду объективных экономических факторов влияющих на развитие сотового бизнеса в России. Россия не входит в разряд стран с устойчивой экономикой, инвестиции в нашей стране иностранные компании чаще относят к разряду рискованных, т.е. либо они решают стратегические задачи, либо носят спекулятивный характер. В первом случае решение принимается без учета экономической целесообразности, т.е. находит отражение межгосударственная политика и стратегия транснационального капитала на захват "новых рынков". Второй случай характеризует реальную экономику переходного периода и его анализ показывает тенденцию в экономическом развитии. При этом следует отметить, что в условиях открытого рынка влияние российской национальной инвестиционной политики ограничено, поскольку она носит по большей части имущественный характер.
Емкость российского
Инвестиции в развитие телекоммуникаций в промышленно развитых странах составляют 4 - 8 %, а в развивающихся - могут достигать 10 - 12 % ВВП. В России до 1992 г. этот показатель был на уровне около 0,15 %. В 1998 г. он составил порядка 2 % ВВП. В последние годы наметилось изменение структуры инвестиций. Неуклонно сокращается доля государственных средств (с 55 % в 1992 г. до 1 % в 1998 г.). В 1993 г. в отрасль связи были вложены самые крупные (в процентном выражении) иностранные инвестиции. В дальнейшем их доля в суммарном финансировании снизилась с 54 % до 33 % в 1997 г., при этом в абсолютном выражении они возросли и составили около $ 820 млн. В 1998 г. ожидалось увеличение зарубежных вложений, но, из-за начавшегося в августе экономического кризиса, инвестиции в связь практически прекратились, и они не превысили $ 400 млн. Госкомсвязи РФ считает, что в 1999 г. объем вложений снизится (он будет меньше прогнозируемого прежде на 35 - 40 %). Аналогичная картина складывается и с российскими инвестициями в телекоммуникации.
Значительная доля прямых иностранных вложений в прошедшие годы направлялись в подвижные средства связи, прежде всего сотовую связь. Всего в развитие подвижной связи, за прошедшее десятилетие было вложено ориентировочно $ 1 млрд. На этом фоне, как негативную необходимо отметить тенденцию в 1998 г. к сокращению иностранных прямых (в том числе в акции) и кредитных вложений. Основная причина – потеря доверия зарубежных инвесторов к российской экономике.
Некоторые аналитики приветствуют уход из России спекулятивного капитала, ожидая долгосрочных стратегических вложений в российские телекоммуникации. Они питают большие надежды на инвестиционный потенциал и доступ к зарубежным финансовым ресурсам ОАО "Связьинвест". Однако, товарно-финансовые ресурсы, привлеченные холдингом в российскую экономику к концу 1998 г. достигли порядка $ 1,2 млрд., что составляет не более 20 % от реальных ежегодных потребностей отрасли связи. При этом уже в ближайшие три года ОАО "Связьинвест" должен погасить почти половину этой суммы. О привлечении новых средств пока речи не идет. Остается единственный резерв – продажа в 1999 г. 24 % акций холдинга.
Выше было много сказано о значении зарубежных инвестиций, но не следует забывать о государственной инвестиционной политике. Ее роль, как ни странно, существенно возрастает в нынешней не простой экономической ситуации. Ограниченность доступных финансовых ресурсов (как привлеченных, так и собственных) и ухудшение финансового состояния отрасли (1998 г закончен с убытками превышающими 0,5 млрд. руб.) повышают роль государственного регулирования. Разумное управление налоговыми освобождениями и лицензионными платежами позволит сформировать новый вектор развития отрасли.