Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 09:16, реферат
Кроме отмеченных выше целей это издание призвано инициировать широкое обсуждение затронутых вопросов, чтобы в будущем появилась возможность отразить весь спектр мнений. В этой связи буду благодарен тем, кто сочтет возможным направить свои замечания по содержанию книги по E-mail: e_ra@chat.ru. В дальнейшем мне также хотелось бы представить креативные идеи и рекламные концепции, используемые сотовыми и пейджинговыми операторами, а также другими компаниями, оказывающими услуги подвижной связи и их дилерами
Центральную роль в разработке бизнес-плана играют высшие руководители предприятия: генеральный, коммерческий, финансовый и технический директора. Как правило, им же поручается его разработка. Но даже в случае, когда для подготовки бизнес-плана акционеры привлекают внешних специалистов, предусматривается его обсуждение с руководителями предприятия. Участие в подготовке бизнес-плана повышает их заинтересованность в достижении поставленных целей. Кроме того, никто лучше руководства предприятия не в состоянии ответить на вопросы: “каково текущее состояние?”, “к чему следует стремиться?” и “какими средствами следует добиваться поставленных целей?”. А в бизнес-плане, прежде всего, должны быть даны ответы на эти вопросы.
Ввиду постоянных внешних и внутренних изменений бизнес-план нуждается в корректировке. Как правило, она проводится раз в год и предшествует написанию маркетинг-плана. Процесс подготовки или корректировки бизнес-плана силами предприятия можно условно разбить на три этапа. На первом этапе менеджеры компании готовят 2-й и 3-й разделы. За разделы 2.1. и 2.2. отвечает генеральный директор, за 2.3. и 3. – коммерческий директор, а за 2.4. и 2.5. – технический и финансовый директора соответственно. В ходе написания этих разделов следует дать достоверную оценку макроэкономической ситуации и текущего состояния рынка в целом, а также положения на нем предприятия, динамики его развития и имеющихся у него перспектив, при условии неизменности подходов. Кроме того, оценивается внутренняя ситуация на предприятии и обозначаются назревшие проблемы (сделать это объективно – самая трудная задача). После подготовки указанных разделов их содержание совместно рецензируются руководителями предприятия, участвующими в разработке.
На втором этапе согласованный текст 2-го и 3-го разделов служит основанием для Совета директоров при выработке главной цели предприятия - его миссии. Следует приветствовать, когда руководители предприятия вместе с описанием текущего состояния представляют Совету директоров свои предложения по миссии. В крупных компаниях, где неизбежна множественность оценок, что есть благо для компании, а что вред, четко сформулированная миссия служит менеджерам ориентиром для принятия решений, защищает компанию от разнонаправленных действий основанных на личных пристрастиях. Миссия (4-й раздел бизнес-плана) служит связующим звеном между реальным и желаемым. Очень часто этот раздел представляет собой всего один абзац из 3 – 5 предложений, в которых содержатся ответы на следующие вопросы:
Миссия предприятия – это
стержень, на который нанизывается
вся остальная часть бизнес-
На третьем, заключительном этапе, руководители предприятия на основании утвержденной Советом директоров миссии разрабатывают стратегию развития (5-й раздел), а затем и остальные составляющие бизнес-плана. 5-й раздел представляет собой описание подходов, позволяющих реализовать миссию, в нем приводится концептуальное (а отнюдь не развернутое) изложение избранных подходов. Очевидно, что там не место и конкретным мероприятиям. Все это находит свое отражение в 6 – 12 разделах.
Одной из важнейших составляющих бизнес-плана
является финансовая модель (раздел 12.4.).
Хорошая финансовая модель позволяет
с высокой точностью
Не следует считать бизнес-план
догматом, не подлежащим корректировке.
Напротив, он задает коридор развития,
а благодаря финансовой модели дает
возможность отслеживать
Бизнес-план - конфиденциальный документ.
Полностью он может быть доступен
только акционерам, высшему руководству
предприятия и кредитующим
В отличие от реализации технических и финансовых функций предприятия, решение стоящих перед ним маркетинговых задач сопряжено с высоким риском. Это происходит по причине низкой точности прогнозов реакции рынка, вследствие недостаточного знания о нем. Можно поставить перед маркетинговым подразделением предприятия задачу получения абсолютно достоверной и полной информации о рынке, но очевидно эта цель не достижима. Кроме того, любая информация чего-то стоит, а получение избыточной информации экономически не оправдано. Необходим разумный компромисс между минимизацией риска и снижением затрат на информационную поддержку управленческих решений. Нахождению такого компромисса, а также защите от принятия неэффективных коммерческих решений служит маркетинг-план. Этот документ объединяет в себе анализ текущего состояния рынка и места на нем предприятия, внешних и внутренних факторов влияющих на его коммерческую деятельность. Результаты анализа позволяют сформулировать в маркетинг-плане важнейшие коммерческие цели предприятия, а также спланировать действия, направленные на их достижение. Любые отклонения исходных данных влекут за собой изменения в планируемых маркетинговых мероприятиях, вместе это приводит к корректировке ожидаемых результатов. Таким образом, маркетинг-план моделирует коммерческую деятельность предприятия и позволяет сделать бизнес предсказуемым, при этом значительно уменьшается вероятность принятия менеджерами ошибочных решений и влияние таких решений на деятельность предприятия.
В [ Приложение 3] приведена структура маркетинг-плана, рекомендуемая для использования компаниям-операторам сотовой связи. Структура маркетинг-плана состоит из трех блоков. Первый включает в себя разделы 2, 3. Он объединяет сведения о рынке, полученные благодаря анализу официальной информации, статистических данных предприятия, результатов маркетинговых исследований, а также информации о конкурентах. Кроме того, в первый блок входит так называемый SWOT-анализ, позволяющий оценить сильные и слабые стороны предприятия, благоприятные и неблагоприятные факторы внешней среды, оказывающие влияние на бизнес. Заключительной частью первого блока является четырехпольный SWOT-анализ, позволяющий одновременно рассмотреть бизнес в двух измерениях: внутренние – внешние факторы и настоящее состояние –перспективы. Полученные выводы служат основанием для формирования маркетинговых целей и, как следствие, маркетинговой стратегии. Цели и стратегия маркетинга составляют второй блок (разделы 4, 5). Заключительный блок (разделы 6, 7) включает планы, программы и бюджет, обеспечивающие реализацию разработанной стратегии, а в результате достижение маркетинговых целей предприятия.
Планирование бизнеса не разовая акция, а систематический процесс, состоящий из трех этапов замкнутых в цикл:
Заканчивая третий этап, предприятие попадает на первый этап нового витка развития, и все начинается сначала. В этой связи важно, чтобы процесс планирования бизнеса (как стратегического, так и оперативного) был ориентирован на преемственность планов. В противном случае останется не использованным опыт предыдущих периодов, а достоверность планов не будет повышаться. Одновременно следует помнить, что бизнес- и маркетинг-планы описывают не статическое состояние, а динамический процесс, по этому в них должен быть предусмотрен механизм корректировки на случай изменения исходных данных.
Разработчики бизнес-плана
Значимость плана возрастает, если он конкретен. Формулировки типа "с одной стороны…, с другой стороны…" хороши разве что для художественной литературы. От документа, определяющего вложение значительных финансовых ресурсов, не предназначенных для филантропических целей, требуется ясность и однозначность. Кроме того, все используемые индикаторы должны быть измеримы, а цели – реалистичны, и то и другое должно иметь практический смысл.
Деятельность предприятия
Залогом успеха любого бизнеса служит его ориентация на потребителя. Но добиться ее лозунгами не возможно. Только сформировав у менеджеров стратегическое мышление и восприятие потребителя как источника благополучия, можно добиться от предприятия в целом маркетинговой ориентации. Этому способствует планирование бизнеса. Благодаря ему менеджеры получают возможность увидеть влияние тех или иных стратегических установок на результаты бизнеса. В этом смысле можно говорить, что процесс планирования важнее самих планов.
Планирование бизнеса не может игнорировать фазу развития рынка. В [14] предлагается выделять три фазы развития сотового бизнеса:
В [Таблица 2] сведены основные характеристики фаз развития сотового бизнеса.
Планирование бизнеса
В процессе стратегического планирования наряду с другими задачами приходится решать уравнение с регулируемыми параметрами:
Решение этого уравнения позволяет спланировать величину доходов, а в конечном итоге и прибыль сотовой компании. Наиболее простой способ решения - последовательное фиксирование параметров. Определяя последовательность фиксирования, мы фактически расставляем приоритеты параметров. От этого выбора зависит не только точность прогнозирования, но и эффективность управления бизнесом.
Очевидно, что конечной целью коммерческого предприятия является получение максимальной прибыли в единицу времени, однако управление этим параметром чрезвычайно затруднено и напоминает мне стрижку собственного затылка. В принципе это возможно, но для этого требуется два зеркала и определенный навык (гораздо проще осуществлять эту операцию с помощью одного парикмахера и десяти рублей). Результативность в управлении бизнесом достигается с помощью создания коротких и жестких обратных связей, не имеющих ничего общего с "двумя зеркалами". Поэтому первым по приоритетности целесообразно поставить проникновение. Этот параметр с одной стороны поддается долгосрочному прогнозированию на основе макроэкономических факторов, с другой – в достаточной мере управляем посредством затрат на продвижение (краткосрочно) и с помощью тарифной политики (долгосрочно). Оба инструмента поддаются расчету с помощью приведенных в этой книге методик.
Вторым по приоритетности следует считать валовой доход, зависящий, прежде всего от проникновения (первый приоритет), а также от уровня цен и тарифов. На размер валового дохода негативно влияет низкий уровень потребления услуг, как правило, вызванный либо ограниченностью услуг, либо их низкой востребованностью. Это характерно для сетей с плохой технической реализацией и низкой активностью по продвижению услуг.
Замыкает тройку приоритетных параметров прибыль. Максимизация прибыли в сотовом бизнесе достигается в первую очередь через максимизацию доходной части (второй приоритет) и благодаря контролю эффективности производимых затрат. Все попытки увеличить прибыль только посредством снижения расходов приводили к плачевным результатам. Такие действия можно назвать синдромом нищеты. Каждый человек пытается решать поставленные перед ним задачи, полагаясь на свой жизненный опыт. Опыт нищего ограничен различными способами экономии, в то время как в жизненном опыте состоятельного человека на первом месте стоят навыки, способствующие зарабатыванию.