Маркетинг сотовой связи

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 09:16, реферат

Описание работы

Кроме отмеченных выше целей это издание призвано инициировать широкое обсуждение затронутых вопросов, чтобы в будущем появилась возможность отразить весь спектр мнений. В этой связи буду благодарен тем, кто сочтет возможным направить свои замечания по содержанию книги по E-mail: e_ra@chat.ru. В дальнейшем мне также хотелось бы представить креативные идеи и рекламные концепции, используемые сотовыми и пейджинговыми операторами, а также другими компаниями, оказывающими услуги подвижной связи и их дилерами

Работа содержит 1 файл

Настоящее издание посвящено различным аспектам маркетинга сотово.doc

— 3.48 Мб (Скачать)

Прогноз развития российского сотового рынка

Наиболее часто долгосрочные прогнозы российского рынка носят эвристический  характер. Это не удивительно, поскольку нет полной определенности ни по одному влияющему на динамику рынка параметру. В качестве примера приведу такого рода прогноз телекоммуникационного рынка на 2001 г., сделанный в 1996 г. Исходя из динамики различных сегментов рынка предполагалось, что в случае если экономическая ситуация в стране будет стабильна, то количество абонентов всех систем связи приблизится к 40 млн. Из них на подвижную связь будет приходиться более 6 %.

Распределение пользователей в  подвижной связи предполагалось следующим:

системы сотовой подвижной радиосвязи        60 %

системы персонального радиовызова        25 %

транковые системы подвижной радиосвязи       14 %

спутниковая связь             1 %

Структура доходов сотовых операторов должна выглядеть следующим образом:

услуги местной  телефонной связи и абонентская  плата     55 %

подключение новых  абонентов, а также продажа телефонов  и аксессуаров  25 %

дополнительные  услуги (включая роуминг)       15 %

услуги междугородной и международной  телефонной связи       5 %

При этом основными направлениями  и приоритетами развития сотовой  связи в России определялись:

  • расширение территории обслуживания и возможностей роуминга;
  • повышение качества связи, цифровизация;
  • увеличение емкости, повышение спектральной эффективности;
  • расширение функциональных возможностей и набора услуг;
  • обеспечение конфиденциальности передачи сообщений и исключение несанкционированного доступа;
  • реализация высоких потребительских качеств и снижение стоимости абонентского оборудования;
  • обеспечение экологической безопасности.

Второй возможный способ прогнозирования  – по стране-аналогу. В этом случае необходимо выбрать по ключевым параметрам (ВВП на душу населения, доля городского населения, телефонная плотность, число  конкурирующих операторов и т.п.) страну-аналог, опережающую Ваш рынок по времени развития. Перечень критериев, влияющих на проникновение, а также их коэффициенты корреляции приведены выше. В качестве опорной (начальной) точки для построения прогноза проникновения выбирается момент возникновения конкуренции. Проникновение, достигнутое к этому моменту, не учитывается. Четыре года тому назад А.Манин, Д.Овчинников и А.Телегин сделали такой прогноз для московского рынка. В качестве стран-аналогов были выбраны Португалия и Венгрия.

Как отмечалось выше, существует ряд факторов, формирующих неопределенность при долгосрочном прогнозировании проникновения (с учетом региональности и распределения абонентов по стандартам). Однако благодаря тому, что основные тенденции развития российского сотового рынка определены, для него все же применимы расчетные методы прогнозирования. Мной разработана макромодель, позволяющая с достаточной степенью точности прогнозировать развитие рынка монопродукта, в том числе сотового рынка. Основной в этой модели является функция объема годовой продажи:

Формула 6

, где DP – объем годовой продажи;

Pmax (PΣ; Pcity; GDP; T%) – потенциальная емкость рынка;

A (CΣ; I) – активность проникновения на рынок;

t – число лет с начала освоения рынка.

 

Характеризующие рынок параметры Pmax и A являются динамическими (меняющимися во времени), их величина зависит от численности населения PΣ , доли городского населения Pcity , валового внутреннего продукта GDP , телефонной плотности T, конкурентности рынка CΣ , инвестиционной активности I , а также ряда других менее значимых параметров.

Суммирование на интервале от 0 до t дает приблизительный результат по числу абонентов на конец t-года:

Формула 7

 

Эта модель достаточно хорошо описывает  предыдущие и нынешнее состояния рынка, а также дает непротиворечивый прогноз на любой обозримый период. Достоверность возрастает, когда не рассматривается период в отсутствии конкуренции. Важным преимуществом этой модели является то, что все входящие в нее параметры (потенциальная емкость рынка и активность проникновения) определяются расчетным путем. В качестве недостатка представленной модели следует отметить ее не применимость для рынков, находящихся в стадии насыщения, поскольку она не учитывает отток пользователей, оказывающий особенно сильное влияние на рынок в период технологического скачка. Для этого периода существует другая модель, пока не актуальная для российского сотового рынка.

Прогноз российского рынка сотовой  связи на период до 2001 г., сделанный с использованием описанной выше модели, представлен на [Рисунок 3]. Нынешние темпы проникновения сотовой связи в России определяются развитием московских и питерских операторов. Суммарная доля Москвы и Санкт-Петербурга на сегодня составляет около 70 %. После выхода страны из кризиса должна наметится тенденция к изменению этого соотношения в пользу регионов. Потенциал роста регионального телекоммуникационного рынка выше московского, но отставание в развитии регионов по отношению к Москве составляет около 2-х лет. Кроме того, именно региональное развитие наиболее сильно страдает от нынешнего состояния отечественной экономики, а также неразвитости инфраструктуры сетей общего пользования. На [Рисунок 4] показан прогноз распределения абонентов между Москвой и Санкт-Петербургом, а также остальными регионами.

Существенное влияние на российский рынок сотовой связи оказывает  конкуренция стандартов. Первые сотовые  абоненты в России обслуживались  в стандарте NMT. В 1994 г к ним прибавились абоненты AMPS, чуть позднее – GSM. В 1997 г список пополнили абоненты сетей DCS и CDMA. Таким образом, в настоящий момент на российском рынке сотовой связи представлены две группы стандартов: панъевропейская (NMT, GSM, DCS) и североамериканская ((D, N)AMPS, CDMA).

До 1997 г. лучшие показатели по динамике проникновения демонстрировал стандарт AMPS. Это было вызвано его преимуществом по отношению к стандарту GSM по критерию покрытие/цена (наиболее важным в период становления сотовых сетей в условиях ограниченности финансовых ресурсов), а также лучшим качеством связи в сравнении со стандартом NMT. Начиная с 1997 г. заметно лучшая динамика роста у стандарта GSM. Объективными причинами этого являются федеральный статус стандарта GSM, протекционизм и финансирование со стороны европейского сообщества развития GSM в России, а также преимуществами стандарта в организации дополнительных услуг (TDMA-продолжение AMPS (DAMPS) по своим техническим характеристикам не превосходит стандарт GSM). GSM на ближайшее время остается безусловным лидером роста, что и демонстрирует рыночная статистика, а также приведенные на [Рисунок 5] прогнозы распределения абонентов по стандартам.

Преждевременное отступление  AMPS в том числе вызвано и причинами субъективного характера. Неуклюжая попытка ОАО "Вымпелком" "переложить яйца AMPS в корзину DCS" привела к сокрушительной потере доли продажи в московском регионе, а в последствии и лидерства на рынке. После 2000 г. на стандарты GSM и AMPS могло бы приходиться приблизительно по 40 % рынка (см. раннюю тенденцию доли рынка AMPS на [Рисунок 5]). Однако в свете последних событий можно предположить, что развитие сетей AMPS в России будет носить ограниченный характер и в основном в провинции. В дальнейшем (D)AMPS разделит судьбу NMT. Этот объективный процесс может быть замедлен ухудшающейся экономической ситуацией (в этих условиях в структуре спроса будут доминировать ограниченные услуги) или ускорен мерами административного характера (не стоит забывать, что для сетей AMPS выделены частоты из диапазона, предназначенного для телевидения высокой четкости).

Неоспоримыми технологическими преимуществами в сравнении с GSM и DAMPS (тем более аналоговыми стандартами первого поколения) обладает стандарт CDMA. Поэтому конкуренция стандартов, вплоть до выхода на рынок в 2002 г. систем сотовой связи третьего поколения, могла бы проходить под знаком противостояния TDMA и CDMA. Но благодаря решению Госкомсвязи (об ограничении мобильности абонентов сетей CDMA) последний лишен возможности активно конкурировать с остальными сотовыми стандартами. Сертификация портативных телефонов CDMA дает ему хорошие шансы на сотовых рынках малых городов (с население до 200 – 400 тыс. жителей), а также в регионах с толерантным Госсвязьнадзором. А в недалеком будущем операторы сетей CDMA наверняка используют имеющуюся возможность обойти ограничение, наложенное Госкомсвязи. Но это никак не изменит ситуацию на наиболее многочисленных, и как следствие наиболее привлекательных, с коммерческой точки зрения, рынках. В результате в России основным фактором развития рынка сотовой связи вплоть до 2002 г. по-прежнему будет оставаться конкуренция сетей GSM и AMPS, представляющих паневропейскую и североамериканскую группы стандартов соответственно.

 

 

Планирование бизнеса

Задачи стратегического и оперативного планирования

У многих из нас, поживших при всеобщей плановой экономике, выработалась идеосинкрозия  по отношению к планированию чего бы то ни было, тем более бизнеса. Даже сформировался стереотип: плановая экономика противоречит капитализму. Однако, если отбросить мышление “-измами”, то выясняется, что весь развитый мир давно уже строит свое благополучие на фундаменте из двух “П”: прогнозировании и планировании. Доводы противников планирования бизнеса: “ситуация на рынке меняется слишком быстро, поэтому составление плана бессмысленно” или “слишком много факторов оказывают влияние на бизнес, вследствие чего достоверность планов ничтожна”, не принимаются квалифицированными менеджерами. Причинами тому – преимущества, которые их компаниям дает планирование бизнеса. Вот только некоторые из них:

  • четкое определение миссии (долгосрочных целей) компании;
  • максимально возможное выявление факторов, влияющих на реализацию миссии;
  • заблаговременная выработка мер по предотвращению угроз для компании;
  • принятие решений, максимально задействующих преимущества компании;
  • высокая скоординированность деятельности различных подразделений компании;
  • определение индикаторов (контрольных показателей), позволяющих достоверно оценивать работу компании;
  • повышение устойчивости компании, вследствие меньшего влияния на ее деятельность личностного фактора и неблагоприятных обстоятельств.

В конкурентной борьбе эти преимущества оказываются слишком значительными, а в условиях рынка, как и в джунглях, действует естественный отбор, поэтому время стихийного управления в стиле кавалерийской атаки уходит безвозвратно. Для любителей быть незаменимыми и по каждому вопросу "генерить" особое решение остается только торговля на базаре.

Планирование бизнеса, как впрочем, и любое другое планирование, может  носить долгосрочный (стратегический) или краткосрочный (оперативный) характер. Из всей гаммы комплексных (объединяющих оба подхода) методик планирования деятельности коммерческих предприятий следует выделить двухуровневое планирование. В этом случае основополагающим является пятилетний (реже трехлетний или семилетний) бизнес-план. Он определяет основные перспективы бизнеса и его составляющие, делает согласованным развитие предприятия по всем направлениям. На этом уровне планирования описывается бизнес-среда и прогноз ее развития, конкретизируются основные стратегические цели, пути их достижения, необходимые для этого ресурсы, а также дается оценка рисков. Бизнес-план оперирует только укрупненными показателями. Излишне детализированный бизнес-план подменяет собой краткосрочные планы, но от этого не становится более точным, скорее наоборот. С помощью бизнес-плана осуществляется внешнее управление предприятием его собственниками (макро-менеджмент). Бизнес-план своего рода договор между владельцами (акционерами) компании и ее высшим управленческим звеном. Этот документ отражает ожидания, если не сказать чаянья, собственников в преумножении собственности и будет большой ошибкой со стороны менеджеров, обслуживающих эту собственность, считать, что за ними последнее слово в формировании основных показателей бизнес-плана. В случае несогласия с пожеланиями акционеров у менеджера есть только одно право – уволиться. Разумеется, в реальной жизни такие конфликты большая редкость, поскольку акционеры склонны доверять профессионализму персонала своей компании, которому, как правило, и поручается подготовка бизнес-плана.

Таким образом, бизнес-план решает стратегические задачи и, прежде всего, отвечает на вопрос “что?”, а на вопрос “как?” призваны ответить краткосрочные (как правило, годовые) планы. Они определяют решение оперативных задач, с их помощью осуществляется внутреннее управление предприятием (микро-менеджмент). Краткосрочные планы базируются на показателях бизнес-плана и не могут ему противоречить. Среди основных годовых планов следует назвать: маркетинг-план, план технического развития (включая монтаж оборудования, инсталляцию программного обеспечения и строительство), план закупок и поставок, план по персоналу (включает в себя организационную структуру, штатное расписание и план обучения персонала), финансовый план (бюджет). Маркетинг-план является первичным по отношению к остальным годовым планам и синхронизирует их. Маркетинг-план определяет динамику в течение предстоящего года основных показателей компании, таких как проникновение на рынок (в том числе увеличение количества абонентов и территориальное развитие), развитие продвигаемых товаров и услуг, ценовая политика, средства направляемые на продвижение, организация продажи и обслуживания, доходы от существующих и новых абонентов.

Бизнес-планирование

Общеизвестно, что Россия является пионером в области планирования деятельности предприятий. Однако считается, что бизнес-планирование (в нынешнем его понимании) первоначально стало применяться в США в начале 70-х годов, в период рассвета предприятий высокой технологии. Потенциальные инвесторы, к которым обращались руководители вновь создаваемых предприятий, производящих наукоемкую продукцию, не могли оценить привлекательность такого бизнеса из-за отсутствия предыдущего опыта в этой сфере. Не было у них и доверия к управленческому опыту “яйцеголовых”. С целью достижения взаимопонимания и снижения риска финансовых вложений от предприятий стали требовать документ, описывающий концепцию бизнеса, в том числе прогноз рынка, сбытовую политику, организационную структуру предприятия, расчет рентабельности и прогноз финансовых результатов. В дальнейшем эти документы стали называть бизнес-планами, а их структура была унифицирована. Сейчас оглавления бизнес-планов компаний, работающих в разных странах и в различных сферах, похожи как близнецы. Существенные различия можно найти только в содержании разделов. Такой подход удобен всем. Инвесторы без затруднений могут оценить экономическое состояние различных компаний, а вновь нанятые менеджеры лучше и быстрее понимают стоящие перед ними задачи, проникаются традициями предприятия.

В качестве примера можно привести структуру бизнес-плана компании-оператора  сотовой связи [Приложение 1], после незначительной доработки ее могут использовать и другие телекоммуникационные компании.

Информация о работе Маркетинг сотовой связи