Лекция по "Маркетингу"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:48, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Маркетинг"

Работа содержит 1 файл

умк маркетинг конспект лекций.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

Исторически развитие сбытовых и производственно-сбытовых сис­тем происходило в тесной зависимости от характера рыночных отно­шений и соотношения спроса и предложения на рынке, одновременно претерпевали изменения и подходы к управлению фирмой. При этом можно выделить несколько этапов развития рынка.

1. Начальная стадия развития рынка представляет собой период, когда производители товара занимают прочную позицию ввиду боль­шого спроса и ограниченного предложения (рынок продавца). В этих Условиях предпринимательские усилия направлены, главным образом, на развитие (рационализацию) производства и в меньшей степени на сбыт, который при таких рыночных отношениях не составляет труда. Поэтому здесь речь идет о фазе ориентации на производство или то­вар. Таким образом, на данном этапе предприятие затрачивает мало усилий на привлечение потенциального потребителя.

В соответствии с концепцией совершенствования производства считается, что потребители будут благожелательны к товарам, кото­рые широко распространены и доступны по цене. В этом случае фирма должна сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения. Применение производственно-ориентированной концепции целесо­образно в двух ситуациях: когда спрос на товар превышает предло­жение и когда себестоимость производства слишком высока и ее необходимо снизить за счет повышения производительности.

Концепция совершенствования товара предполагает, что потреби­тели отдают предпочтение товарам, обладающим наивысшим каче­ством, лучшими эксплуатационными свойствами и характеристика­ми. В этом случае фирма должна сконцентрировать все силы на производстве высококачественной продукции и ее постоянном со­вершенствовании. Продуктово-ориентированная концепция может при­вести к «маркетинговой близорукости». Производитель так «влюб­ляется» в свой товар, что упускает из виду нужды клиентов.

2. На следующем этапе развития рынка, когда спрос и предло­жение находятся в относительном равновесии, формируется более сложный тип сбытовой системы «товар — система мер по продви­жению товара — рынок». Создается ситуация, при которой требуе­мые покупателям товары постоянно присутствуют на рынке и в за­дачу продавца входит осуществление ряда мер с целью заинтересо­вать покупателя и побудить его приобретать именно данный товар, а не товар конкурентов.

Продавец должен нести дополнительные расходы на рекламиро­вание своей продукции, стимулирование ее сбыта, техническое об­служивание и др. Кроме того, существенным фактором повышения эффективности и прибыльности продаж для продавца служит повы­шение качества продукции. В такой ситуации фирмы ориентируются на управленческую концепцию интенсификации коммерческих усилий, согласно которой потребители не будут покупать товары фирмы в достаточных количествах, если она не предпримет значительных уси­лий в сфере сбыта и стимулирования (включая рекламу). Многие фирмы начинают ориентироваться на данную концепцию, когда ис­пытывают трудности со сбытом и появляются признаки перепроиз­водства. Цель таких компаний – продажа произведенных товаров, а не производство продукции, в которой нуждается рынок.

3. Почти на завершающей стадии развития рынка возникает си­туация, которую условно можно обозначить как рынок покупателя: покупатели, имеющие значительные доходы в свободном распоряжении, оказываются перед разнообразным ассортиментом предла­гаемых товаров, из которых они могут выбирать с большой степе­нью свободы. Аналогичные отношения складываются на многочис­ленных международных рынках, где, как правило, выступает мно­жество сильных производителей из разных стран. Таким образом, производитель попадает в относительно зависимое положение, ибо он, конкурируя со множеством других предприятий, должен уго­дить вкусам покупателей, которые не ограничиваются удовлетворе­нием элементарных потребностей, и одновременно попытаться по­влиять на них. Многие предприятия в ситуации, когда сбыт стано­вится «узким местом», вынуждены ориентировать всю свою дея­тельность на удовлетворение требований рынка сбыта. При такой политике речь идет об ориентации предприятия на маркетинг. Под этим наряду с активным влиянием, которое пред­приятие оказывает на условия рынка, подразумевается, также и приспособление предприятия к этим условиям.

Концепция маркетинга утверждает, что залогом достижения ус­пеха фирмы является определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффек­тивными, чем у конкурентов, способами.

Маркетинг – не застывшая догма, а одна из самых динамичных сфер экономической деятельности. В настоящее время эволюция мар­кетинга связана с тенденциями развития современного рынка, в част­ности, с ростом значения таких факторов, как качество товара и услуг, приверженность потребителей марке и фирме, развитие электронных линий связи, ориентация на высокие технологии, создание стратегиче­ских альянсов, этические стандарты в деятельности фирм и т.д. В част­ности, необходимость учета в практике маркетинга социальных и эти­ческих вопросов привела к развитию концепции социально-ориенти­рованного (или социально-этичного) маркетинга. Эта концепция опре­деляет задачу фирмы как установление нужд, потребностей и интере­сов целевых рынков и удовлетворение потребностей более эффектив­ными, чем у конкурентов, способами при сохранении или укреплении благополучия потребителя и общества в целом. Данная концепция требует сбалансированности трех факторов: прибылей фирмы, покупа­тельских потребностей и интересов общества.

Схема, сопоставляющая различные ориентиры хозяй­ственной политики фирмы, соответствующие концепциям совер­шенствования производства, интенсификации коммерческих уси­лий и маркетинга показана в табл. 2.1. Таким образом, маркетинг считает исходной точкой деятельно­сти компании по определению потребностей покупателей (нужд по­требителей).

Разработка и принятие маркетинговых решений в системе предприниматель­ства базируются на учете различий и общности понятий маркетинга как филосо­фии, способа организации деятельности фирмы и как инструментария, воздейст­вующего на процесс обмена, в который вступают и в котором непрерывно взаимо­действуют субъекты этой системы. Однако знание философии маркетинга, умение управлять бизнес-идеями не могут быть достаточными для организации эффективного предпринимательства. Необходим еще и инструмен­тарий, т.е. совокупность способов, методов, с помощью которых можно было бы воздействовать на покупателей и другие субъекты системы маркетинга для до­стижения поставленных целей. Таким инструментарием является маркетинг-микс, комплекс маркетинга, который впервые ввел в теорию маркетинга (1964) профессор Нейл Борден из Гарвардской школы бизнеса. В системе подготовки маркетологов комплекс марке­тинга был назван методом (моделью) «4Р» (Маккарти, 1960): товар; цена; распре­деление; продвижение. Варьирование факторами (инструментами) маркетинга-микса позволяет найти оптимальное их соотношение для решения конкретной тактической или стратегической задачи маркетинга.

 

Таблица 2..1 Сопоставление концепций совершенствования производства,

интенсификации коммерческих усилий и маркетинга

 

Концепция

Исходная точка

Средства

Цели

Совершенствования производства — ориентир для производства:   производить как можно больше

 

Продукция/ Производительность

 

Расширение/

Рационализация

производства

Получение прибыли за счет увеличения объема выпускаемой

продукции

Концепция интенсификации коммерческих усилий — ориентир для продажи:   пытаться сбыть все, что произведено

 

Продукция/ Производительность

 

 

Инструменты политики

фирмы по сбыту продукции и меры стимулирования

 

Получение прибыли

за счет роста

объема продаж

Концепция маркетинга — ориентир для маркетинга: производить то, что можно сбыть

 

Потребности-покупателей (нужды потребителей

 

Изучение рынка сбыта

Ряд мероприятий по

осуществлению маркетинга

 

Получение прибыли за счет постоянного удовлетворения

требований покупателей

 

В настоящее время в развитых странах с рыночной ориентацией экономики концепция маркетинга-микса («4Р») считается ограниченной, хотя и включает элементы и функции, которые существенны и являются составными частями маркетинговой деятельности. Делались попытки ввести в структуру маркетинга-микса дополнительные элементы, например, люди («реоple»). В 1986 г. Ф.Котлер добавил паблик рилейшнз («рublic relations») и политику («роlitics»), тем самым расширив модель «4Р» до «6Р». В маркетинге услуг, например в банковской дея­тельности, исследователи обнаружили «7Р».

В наиболее часто употребляемой форме маркетинг-микс включает четыре субмикса маркетинга. Это - товарный микс; договорный микс; коммуникатив­ный микс; распределительный микс.

Каждый субмикс включает само­стоятельный комплекс мероприятий, проведение которых формирует соответст­вующую политику в сфере маркетинга (табл. 2.2).

 

Таблица 2.2 Инструменты маркетинговой политики

 

Товарная

политика

Договорная

политика

Распределительная

политика

Коммуникативная

политика

Дизайн товара

Упаковка товара

Качество товара

Фирменная политика

Диверсификация

Политика   дифференциации товара

Политика     вариации товара

Ассортиментная

политика

Политика гарантий и обслуживания

потребителей

Именная политика

Ценовая политика

Система    скидок    и

надбавок

Условия поставки то-

вара и его оплаты

Кредитная политика

Система поощрения и премиальных цен

Политика  рекламных

цен

Политика   дифференциации цен

Стратегия высоких цен

Стратегия средних цен

Стратегия низких цен

Анализ и выбор каналов   распределения товара

Маркетинг-логистика

Политика торговли

Политика средств сбыта

Политика размещения

Производительных сил

Политика  местонахождения   потребителей и рынков

Политика поставок

Политика складирования готовой продукции

Выбор    посреднических организаций по распределению

товара

Организация   взаимодействия оферента с субъектами системы

маркетинга.

Планирование   и   организация    бизнес-коммуникаций.

Реклама

Политика   носителей  рекламы

Политика средств рекламы

Стимулирование продаж

Прямая реклама

Личная продажа

Организация связи с общественностью

Политика спонсирования

Политика размещения

рекламы о товаре

 

Маркетинг-микс, являясь комплексной программой мероприятий по продви­жению товаров и услуг от продавца до конечного потребителя, выступает как ин­струмент оптимального размещения ресурсов в системе планирования маркетин­га и менеджмента.

При этом осуществляется постоянное согласование спроса и предложения товара на рынке с помощью маркетинговых исследований и контроля соответствия действительных показателей предпринимательской дея­тельности плановым установкам.

При разработке маркетинга-микса необходимо учитывать следующие принципы:

1.   Принцип последовательности, который требует согласования каждой пере­менной величины с другими переменными;

2.   Принцип взвешенного подхода, который предполагает исследование и учет чувствительности рынка к постоянно меняющимся переменным конъюнктуры рынка;

3.   Принцип учета изменения бюджетных и иных расходов фирмы, который требует соблюдения бюджетной дисциплины и комплексности в планировании структуры маркетинга-микса.

На функцию товарного оборота и прибыли влияют различные факторы и их сочетание в маркетинге-миксе.

Число возможных комбинаций маркетинга-микса может быть определено по выражению:

                                                                                                                                             (1)

где К - число возможных комбинаций маркетинга-микса;

- число инструментов;

n - число субмиксов в структуре маркетинга-микса.

Например, при использовании двух субмиксов (товарного и ценового) и че­тырех инструментов число возможных комбинаций составит 24 =16, а при четы­рех субмиксах и восьми инструментах число комбинаций возрастет до 48 = 65536 вариантов. Большое число возможных комбинаций комплекса маркетинга обра­щает внимание на возможности и границы применения комплекса маркетинго­вых мероприятий. В связи с тем, что один и тот же результат от проведения мар­кетинговых мероприятий может достигаться различным сочетанием инструмен­тария, возникает задача поиска оптимального маркетинга-микса.

С одной стороны, процесс оптимизации маркетинга-микса может быть свя­зан с проблемами расширения ресурсов маркетингового бюджета между отдель­ными маркетинговыми мероприятиями. А с другой стороны, желаемый результат может быть достигнут благодаря изменению таких факторов, как цена и скидки, что, как правило, не затрагивает бюджета маркетинга.

Каждый субмикс маркетинга содержит как тактические, так и стратегические инструменты. Считается, что большое стратегическое значение имеют инстру­менты товарного, договорного и распределительного субмиксов. Тогда как ком­муникативный микс как инструмент, обеспечивающий информационную осве­домленность фирмы, имеет большую тактическую значимость.

Информация о работе Лекция по "Маркетингу"