Лекция по "Маркетингу"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:48, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Маркетинг"

Работа содержит 1 файл

умк маркетинг конспект лекций.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

5.    Следующий принцип маркетинга затрагивает его временной аспект: направленность деятельности предприятия не на сиюминут­ный, а на долговременный результат. В отличие от концепции ин­тенсификации коммерческих усилий, когда зачастую на переднем плане стояло кратковременное увеличение сбыта благодаря усилиям посредников, понижению цен и т.д., при ориентации на маркетинг предприятию требуются более длительные периоды для планирова­ния и реализации мероприятий. Сначала идет тщательный анализ рынков сбыта, затем закладываются основы, например, разрабаты­ваются соответствующие изделия, и уже после этого, возможно, они представляются на рынке. Между возникновением идеи нового продукта и его успехом на рынке могут пройти годы.

Задачей маркетинга является скорее длительное удерживание рынков сбыта при помощи мероприятий среднего и длительного срока действия (разработки продуктов, орга­низации сети сбыта, рекламы и т.д.), чем краткосрочное повышение оборота. Горизонты прогнозирования в маркетинге составляют 5 лет при среднесрочном планировании и 10–15 лет – при долгосрочном.

6.   Принцип ориентации на длительный период ни в коей мере не вступает в противоречие с принципом гибкого реагирования на из­менения требований рынка, а тесно увязан с ним и является его ло­гическим продолжением и дополнением. Реализация принципа ориентации на длительную перспективу в сочетании с использова­нием методов стратегического менеджмента обеспечивает возмож­ность развития фирмы в условиях роста уровня нестабильности внешней среды, предусматривая использование соответствующих механизмов эффективной адаптации к изменяющейся ситуации. В частности, одним из таких механизмов является многовариантная маркетинговая программа, разработка которой требует значитель­ных усилий и времени, однако позволяет предусмотреть различные варианты возможного развития в будущем.

7.   Один из принципов работы фирм, обеспечивающих им успех на рынке, — ориентация в кадровой политике на выдающихся менед­жеров. Процветание компании зависит от интеллигентного и агрес­сивного менеджмента. Руководитель должен устанавливать такие отношения с сотрудниками, которые мотивировали бы последних более эффективно выполнять свою работу. Менеджеры должны уметь видеть нужды компании так же хорошо, как и задачи отде­лов, уметь планировать будущее развитие, быть открытыми для но­вых идей.

8.  Базовый принцип внутренней политики многих фирм — ори­ентация на человека. Маркетинговое мышление предполагает созда­ние и поддержание такой микрокультуры в организации, которая обеспечит единство образа действий сотрудников, стимулируя их стремление к совершенству. Этот принцип предполагает прежде всего уважение к человеку — главной ценности компании, раскре­пощение его творческой энергии, предоставление ему возможности
проявлять инициативу, самостоятельность и предприимчивость. Реализация данного принципа направлена на развитие у сотрудни­ков патриотизма по отношению к компании.

Функции и цели маркетинга. Маркетинг как концепция управле­ния производственно-сбытовой деятельностью имеет ряд общих функций, присущих любому типу управления, а именно: целепола-гание/планирование, организацию, координирование, учет и кон­троль. В то же время эти функции, характерные для различных сис­тем управления, могут быть конкретизированы и дополнены спе­цифическими функциями маркетинга.

Аналитическая функция маркетинга: комплексное исследование рынка;

■ анализ производственно-сбытовых возможностей фирмы;

■ разработка маркетинговой стратегии.

Функция планирования:

■ планирование комплекса маркетинга;

■ разработка маркетинговой программы.

Производственно-сбытовая функция.

Контроль маркетинговой деятельности и оценка ее эффективности.

Основное содержание аналитической функции маркетинга — про­ведение широкомасштабных маркетинговых исследований (тагкеип§ ге$еагсп), охватывающих три важнейших направления:

1) комплексное исследование рынка (тагке1 гехеагсп), включающее анализ совокупных характеристик собственно рынка (в том числе конъюнктурные исследования и прогнозы), изучение потребителей и проведение сегментации, анализ потребительских свойств товара и по­купательских представлений о нем, анализ фирменной структуры рынка и оценку стратегических позиций конкурентов;

2)              анализ производственно-сбытовых возможностей фирмы – ре­визия товарного ассортимента, производственных мощностей, системы материально-технического снабжения, научно-технического и кад­рового потенциала компании, ее финансовых возможностей; системы сбыта и продвижения товара на рынок и т.д. На основе полученной информации проводится SWОТ-анализ – оценка сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз;

3)   разработка маркетинговой стратегии.

Итогом реализации аналитической функции маркетинга является формирование целей развития фирмы на каждом рынке и стратегий по их достижению. В частности, в качестве глобального направления своего развития фирма может выбрать стратегию диверсификации, используя при работе на разных рынках стратегию «снятия сливок» или стратегию массового охвата, стратегию широкой дифференциа­ции или сфокусированную стратегию дифференциации, стратегию поступления или стратегию обороны и т.д.

Выбор той или иной стратегии определяется возможностями фирмы и ситуацией, сложившейся на рынке, а также целями, кото­рые ставит перед собой компания.

Аналитическая функция маркетинга может быть реализована лишь при наличии широкой и действенной системы сбора и обра­ботки информации. Обычно постоянное наблюдение за рынком со­четается со спорадическими целенаправленными исследованиями (например, тесты по оценке влияния рекламы, пробные продажи и т.д.). На многих фирмах большая часть этой информационной работы проводится специальным отделом либо поручается само­стоятельным исследовательским институтам. Оценку собственных возможностей фирма проводит собственными силами без привле­чения сторонних организаций.

Функция планирования включает два этапа:

1)    соответствующими подразделениями компании разрабатыва­йся планы товарной, ценовой, сбытовой, коммуникационной и кадровой политики;

2)    на основе этих планов формируется программа маркетинга — важный документ, от успешной реализации которого зависит эф­фективная деятельность компании в будущем.

Производственно-сбытовая функция маркетинга предполагает осуществление заложенных в планах направлений:

■   товарной политики (производство определенной ассорти­ментной гаммы продукции, разработка новых товаров, осуществле­ние послепродажного обслуживания товара, обновление оборудова­ния "и т.д.);

■   ценовой политики (определение уровня цены за единицу то­вара и динамики, цен в зависимости от фаз жизненного цикла това­ра, установление соотношения цен фирмы с ценами конкурентов на каждом сегменте рынка и пр.);

■   сбытовой политики (создание каналов сбыта, определение мо­мента выхода на рынок, обеспечение системы товародвижения и др.);

■   коммуникационной политики (осуществление мер по про­движению товара на рынок: проведение рекламных кампаний, пре­доставление посредникам и потребителям соответствующих льгот и скидок, стимулирование собственных сотрудников, занимающихся сбытом продукции, участие в выставках и ярмарках);

■   кадровой политики (набор кадров, обучение и переподготов­ка персонала, осуществление мероприятий по мотивации сотрудни­ков и т.д.).

Контрольная функция маркетинга осуществляется в процессе реализации маркетинговых программ, т.е. на протяжении всей мар­кетинговой работы, в то время как оценка эффективности марке­тинговой работы проводится на начальной стадии очередной марке­тинговой кампании с целью предварительной оценки возможной эффективности маркетинговых мероприятий для избежания не­обоснованного расходования средств, и на стадии завершения реа­лизации маркетинговой кампании — с целью оценки реального итога проделанной работы.

Текущий контроль за осуществлением запланированных марке­тинговых мер во всем их многообразии и комплексности дает воз­можность по ходу реализации маркетинговых программ вносить обоснованные коррективы в маркетинговую деятельность для дос­тижения поставленных целей, что в свою очередь также способст­вует общему повышению результативности проводимых мероприя­тий в области сбыта и производства.

Кроме того, в процессе осуществления контрольной функции принимается решение о том, какой из вариантов разработанной программы маркетинга будет реализовываться, что в свою очередь зависит от того, какой из вариантов прогноза развития внешней и внутренней среды реализовался.

Маркетинговая деятельность фирм оказывает большое влияние на людей, выступающих в качестве покупателей, продавцов, рядовых граждан. В качестве ее целей выдвигаются такие, как достижение максимально возможного уровня потребления, достижение макси­мальной потребительской удовлетворенности, предоставление потре­бителям максимально широкого выбора, повышение качества жизни. При этом, ставя во главу угла удовлетворение нужд и запросов по­требителей, фирмы также стремятся сохранить и расширить свою до­лю рынка, укрепить конкурентные позиции и обеспечить себе полу­чение гарантированной прибыли в долгосрочной перспективе.

Целевая ориентация и комплексность играют в маркетинге значительную роль. Комплексность означает, что применение маркетинга обеспечивает эффект только в том случае, если он используется как система. Применение отдельных маркетинго­вых действий, как правило, не дает положительных результатов.

Примерно с середины 70-х годов можно наблюдать рост числа особенно крупных предприятий с ориентацией, на стратегический маркетинг. Точно так же, как переход от простой реализации произ­веденной продукции к маркетингу, следует рассматривать реакцию предприятий на наиболее существенные изменения рынков сбыта. Стратегический маркетинг является реакцией на резкое возрастание нестабильности внешней среды. Среди главных факторов, вызвавших его появление, следующие:

■   тенденции стагнации или явления насыщения на многих рынках;

■   интернационализация и связанная с нею интенсификация конкуренции;

■   сокращение ресурсов и принятие во внимание проблем за­грязнения окружающей среды;

■   переоценка ценностей у части населения, что помимо проче­го выражается в уменьшении стремления к приобретению вещей.

При изменяющихся подобным образом экономических и обще­ственных условиях рассмотренная концепция маркетинга представ­ляется слишком узкой. Ориентации на рынок сбыта уже недоста­точно; создание условий деятельности предприятия, рассчитанных на длительный срок (политика, общая экономика, международная конкуренция и т.д.), должны значительно шире использоваться при планировании. в то время как в маркетинге по традиции часто де­ялись попытки усилить собственные позиции на всех освоенных рынках, в более сложных условиях предприятия вынуждены концен­трированно использовать свои способности и ресурсы (финансы, ноу-хау, возможности агентов). Это, однако, означает, что можно сознательно пойти на стагнацию или регрессивное развитие на от­дельных рынках с тем, чтобы добиться успеха на более привлека­тельных рынках. Вид решений, которые должны приниматься в стра­тегическом маркетинге, уже подразумевает, что они обычно рассчи­таны на длительные периоды и принимаются на высоком уровне ру­ководства (почти всегда на уровне руководства предприятия).

 

Контрольные вопросы:

1.        Что такое «маркетинг»? Объясните этимологию данного понятия.

2.        Укажите основные отличия в определениях маркетинга.

3.        Назовите основные подходы в периодизации маркетинговой теории и объясните, с какими событиями, происходящими в мировой экономике, они связаны.

4.        Объясните, как появилась потребность в маркетинговой деятельности

5.        Определите основные цели современного маркетинга

6.        Сформулируйте ключевые принципы, на которых строится современная наука маркетинга

7.        Охарактеризуйте содержание и функции современного маркетинга

 

Рекомендуемая литература

 

1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг. Учебник / Под общей редакцией Г.Л. Багиева. – М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999. С. 7-43.

2. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учебное пособие / Пер. с нем. – М.: Высш. Шк.: ИНФРА-М, 1996. С. 6-13.

3. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент – СПб: Питер Ком, 1998. С. 33-45.

4. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. С. 20-29.

5. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Венг В. Основы маркетинга. Второе европейское издание./ Пер. с англ. К., М., СПб.: Изд. дом «Вильямс», 1998. С. 21-30.

6. Ламбен Ж..-Ж.. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива./ Пер. с фр. СПб.: Наука, 1996. С. 1-17.

7. Маркетинг: Учебник / Под ред. А.О. Романова. М.: Банки и биржи, Изд. объединение «ЮНИТИ», 1995. С. 18-20.

Контрольные вопросы

1.   Что такое маркетинг? Какова его роль в экономике?

2.   В чем состоят основные принципы и функции маркетинга?

3.   Охарактеризуйте содержание маркетинговой деятельности фир­мы, предприятия.

4.   Поясните термин «рынок» и назовите его основные характери­стики.

5.   Попытайтесь сформулировать задачи маркетинга, соответствую­щие различным состояниям спроса на рынке.

6.   Сравните понятия «запрос» и «товар».

7.   Объясните, почему на маркетинг стали ориентироваться многие некоммерческие организации.

 

Тема 2. Эволюция развития концепции и стратегии маркетинга. Маркетинговая среда и ее структура.

 

2.1 Эволюция развития и концепции маркетинга.

2.2 Стратегии маркетинга

2.3 Маркетинговая среда и ее структура.

 

2.1 Эволюция развития и концепции маркетинга.

 

Путь от «реализации продукции» к маркетингу как «руководя­щей философии», нужно рассматривать прежде всего как результат развития рыноч­ных отношений.

Информация о работе Лекция по "Маркетингу"