Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:48, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Маркетинг"
5. Следующий принцип маркетинга затрагивает его временной аспект: направленность деятельности предприятия не на сиюминутный, а на долговременный результат. В отличие от концепции интенсификации коммерческих усилий, когда зачастую на переднем плане стояло кратковременное увеличение сбыта благодаря усилиям посредников, понижению цен и т.д., при ориентации на маркетинг предприятию требуются более длительные периоды для планирования и реализации мероприятий. Сначала идет тщательный анализ рынков сбыта, затем закладываются основы, например, разрабатываются соответствующие изделия, и уже после этого, возможно, они представляются на рынке. Между возникновением идеи нового продукта и его успехом на рынке могут пройти годы.
Задачей маркетинга является скорее длительное удерживание рынков сбыта при помощи мероприятий среднего и длительного срока действия (разработки продуктов, организации сети сбыта, рекламы и т.д.), чем краткосрочное повышение оборота. Горизонты прогнозирования в маркетинге составляют 5 лет при среднесрочном планировании и 10–15 лет – при долгосрочном.
6. Принцип ориентации на длительный период ни в коей мере не вступает в противоречие с принципом гибкого реагирования на изменения требований рынка, а тесно увязан с ним и является его логическим продолжением и дополнением. Реализация принципа ориентации на длительную перспективу в сочетании с использованием методов стратегического менеджмента обеспечивает возможность развития фирмы в условиях роста уровня нестабильности внешней среды, предусматривая использование соответствующих механизмов эффективной адаптации к изменяющейся ситуации. В частности, одним из таких механизмов является многовариантная маркетинговая программа, разработка которой требует значительных усилий и времени, однако позволяет предусмотреть различные варианты возможного развития в будущем.
7. Один из принципов работы фирм, обеспечивающих им успех на рынке, — ориентация в кадровой политике на выдающихся менеджеров. Процветание компании зависит от интеллигентного и агрессивного менеджмента. Руководитель должен устанавливать такие отношения с сотрудниками, которые мотивировали бы последних более эффективно выполнять свою работу. Менеджеры должны уметь видеть нужды компании так же хорошо, как и задачи отделов, уметь планировать будущее развитие, быть открытыми для новых идей.
8. Базовый принцип внутренней политики многих фирм — ориентация на человека. Маркетинговое мышление предполагает создание и поддержание такой микрокультуры в организации, которая обеспечит единство образа действий сотрудников, стимулируя их стремление к совершенству. Этот принцип предполагает прежде всего уважение к человеку — главной ценности компании, раскрепощение его творческой энергии, предоставление ему возможности
проявлять инициативу, самостоятельность и предприимчивость. Реализация данного принципа направлена на развитие у сотрудников патриотизма по отношению к компании.
Функции и цели маркетинга. Маркетинг как концепция управления производственно-сбытовой деятельностью имеет ряд общих функций, присущих любому типу управления, а именно: целепола-гание/планирование, организацию, координирование, учет и контроль. В то же время эти функции, характерные для различных систем управления, могут быть конкретизированы и дополнены специфическими функциями маркетинга.
Аналитическая функция маркетинга: комплексное исследование рынка;
■ анализ производственно-сбытовых возможностей фирмы;
■ разработка маркетинговой стратегии.
Функция планирования:
■ планирование комплекса маркетинга;
■ разработка маркетинговой программы.
Производственно-сбытовая функция.
Контроль маркетинговой деятельности и оценка ее эффективности.
Основное содержание аналитической функции маркетинга — проведение широкомасштабных маркетинговых исследований (тагкеип§ ге$еагсп), охватывающих три важнейших направления:
1) комплексное исследование рынка (тагке1 гехеагсп), включающее анализ совокупных характеристик собственно рынка (в том числе конъюнктурные исследования и прогнозы), изучение потребителей и проведение сегментации, анализ потребительских свойств товара и покупательских представлений о нем, анализ фирменной структуры рынка и оценку стратегических позиций конкурентов;
2) анализ производственно-сбытовых возможностей фирмы – ревизия товарного ассортимента, производственных мощностей, системы материально-технического снабжения, научно-технического и кадрового потенциала компании, ее финансовых возможностей; системы сбыта и продвижения товара на рынок и т.д. На основе полученной информации проводится SWОТ-анализ – оценка сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз;
3) разработка маркетинговой стратегии.
Итогом реализации аналитической функции маркетинга является формирование целей развития фирмы на каждом рынке и стратегий по их достижению. В частности, в качестве глобального направления своего развития фирма может выбрать стратегию диверсификации, используя при работе на разных рынках стратегию «снятия сливок» или стратегию массового охвата, стратегию широкой дифференциации или сфокусированную стратегию дифференциации, стратегию поступления или стратегию обороны и т.д.
Выбор той или иной стратегии определяется возможностями фирмы и ситуацией, сложившейся на рынке, а также целями, которые ставит перед собой компания.
Аналитическая функция маркетинга может быть реализована лишь при наличии широкой и действенной системы сбора и обработки информации. Обычно постоянное наблюдение за рынком сочетается со спорадическими целенаправленными исследованиями (например, тесты по оценке влияния рекламы, пробные продажи и т.д.). На многих фирмах большая часть этой информационной работы проводится специальным отделом либо поручается самостоятельным исследовательским институтам. Оценку собственных возможностей фирма проводит собственными силами без привлечения сторонних организаций.
Функция планирования включает два этапа:
1) соответствующими подразделениями компании разрабатывайся планы товарной, ценовой, сбытовой, коммуникационной и кадровой политики;
2) на основе этих планов формируется программа маркетинга — важный документ, от успешной реализации которого зависит эффективная деятельность компании в будущем.
Производственно-сбытовая функция маркетинга предполагает осуществление заложенных в планах направлений:
■ товарной политики (производство определенной ассортиментной гаммы продукции, разработка новых товаров, осуществление послепродажного обслуживания товара, обновление оборудования "и т.д.);
■ ценовой политики (определение уровня цены за единицу товара и динамики, цен в зависимости от фаз жизненного цикла товара, установление соотношения цен фирмы с ценами конкурентов на каждом сегменте рынка и пр.);
■ сбытовой политики (создание каналов сбыта, определение момента выхода на рынок, обеспечение системы товародвижения и др.);
■ коммуникационной политики (осуществление мер по продвижению товара на рынок: проведение рекламных кампаний, предоставление посредникам и потребителям соответствующих льгот и скидок, стимулирование собственных сотрудников, занимающихся сбытом продукции, участие в выставках и ярмарках);
■ кадровой политики (набор кадров, обучение и переподготовка персонала, осуществление мероприятий по мотивации сотрудников и т.д.).
Контрольная функция маркетинга осуществляется в процессе реализации маркетинговых программ, т.е. на протяжении всей маркетинговой работы, в то время как оценка эффективности маркетинговой работы проводится на начальной стадии очередной маркетинговой кампании с целью предварительной оценки возможной эффективности маркетинговых мероприятий для избежания необоснованного расходования средств, и на стадии завершения реализации маркетинговой кампании — с целью оценки реального итога проделанной работы.
Текущий контроль за осуществлением запланированных маркетинговых мер во всем их многообразии и комплексности дает возможность по ходу реализации маркетинговых программ вносить обоснованные коррективы в маркетинговую деятельность для достижения поставленных целей, что в свою очередь также способствует общему повышению результативности проводимых мероприятий в области сбыта и производства.
Кроме того, в процессе осуществления контрольной функции принимается решение о том, какой из вариантов разработанной программы маркетинга будет реализовываться, что в свою очередь зависит от того, какой из вариантов прогноза развития внешней и внутренней среды реализовался.
Маркетинговая деятельность фирм оказывает большое влияние на людей, выступающих в качестве покупателей, продавцов, рядовых граждан. В качестве ее целей выдвигаются такие, как достижение максимально возможного уровня потребления, достижение максимальной потребительской удовлетворенности, предоставление потребителям максимально широкого выбора, повышение качества жизни. При этом, ставя во главу угла удовлетворение нужд и запросов потребителей, фирмы также стремятся сохранить и расширить свою долю рынка, укрепить конкурентные позиции и обеспечить себе получение гарантированной прибыли в долгосрочной перспективе.
Целевая ориентация и комплексность играют в маркетинге значительную роль. Комплексность означает, что применение маркетинга обеспечивает эффект только в том случае, если он используется как система. Применение отдельных маркетинговых действий, как правило, не дает положительных результатов.
Примерно с середины 70-х годов можно наблюдать рост числа особенно крупных предприятий с ориентацией, на стратегический маркетинг. Точно так же, как переход от простой реализации произведенной продукции к маркетингу, следует рассматривать реакцию предприятий на наиболее существенные изменения рынков сбыта. Стратегический маркетинг является реакцией на резкое возрастание нестабильности внешней среды. Среди главных факторов, вызвавших его появление, следующие:
■ тенденции стагнации или явления насыщения на многих рынках;
■ интернационализация и связанная с нею интенсификация конкуренции;
■ сокращение ресурсов и принятие во внимание проблем загрязнения окружающей среды;
■ переоценка ценностей у части населения, что помимо прочего выражается в уменьшении стремления к приобретению вещей.
При изменяющихся подобным образом экономических и общественных условиях рассмотренная концепция маркетинга представляется слишком узкой. Ориентации на рынок сбыта уже недостаточно; создание условий деятельности предприятия, рассчитанных на длительный срок (политика, общая экономика, международная конкуренция и т.д.), должны значительно шире использоваться при планировании. в то время как в маркетинге по традиции часто деялись попытки усилить собственные позиции на всех освоенных рынках, в более сложных условиях предприятия вынуждены концентрированно использовать свои способности и ресурсы (финансы, ноу-хау, возможности агентов). Это, однако, означает, что можно сознательно пойти на стагнацию или регрессивное развитие на отдельных рынках с тем, чтобы добиться успеха на более привлекательных рынках. Вид решений, которые должны приниматься в стратегическом маркетинге, уже подразумевает, что они обычно рассчитаны на длительные периоды и принимаются на высоком уровне руководства (почти всегда на уровне руководства предприятия).
Контрольные вопросы:
1. Что такое «маркетинг»? Объясните этимологию данного понятия.
2. Укажите основные отличия в определениях маркетинга.
3. Назовите основные подходы в периодизации маркетинговой теории и объясните, с какими событиями, происходящими в мировой экономике, они связаны.
4. Объясните, как появилась потребность в маркетинговой деятельности
5. Определите основные цели современного маркетинга
6. Сформулируйте ключевые принципы, на которых строится современная наука маркетинга
7. Охарактеризуйте содержание и функции современного маркетинга
Рекомендуемая литература
1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг. Учебник / Под общей редакцией Г.Л. Багиева. – М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999. С. 7-43.
2. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учебное пособие / Пер. с нем. – М.: Высш. Шк.: ИНФРА-М, 1996. С. 6-13.
3. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент – СПб: Питер Ком, 1998. С. 33-45.
4. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. С. 20-29.
5. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Венг В. Основы маркетинга. Второе европейское издание./ Пер. с англ. К., М., СПб.: Изд. дом «Вильямс», 1998. С. 21-30.
6. Ламбен Ж..-Ж.. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива./ Пер. с фр. СПб.: Наука, 1996. С. 1-17.
7. Маркетинг: Учебник / Под ред. А.О. Романова. М.: Банки и биржи, Изд. объединение «ЮНИТИ», 1995. С. 18-20.
Контрольные вопросы
1. Что такое маркетинг? Какова его роль в экономике?
2. В чем состоят основные принципы и функции маркетинга?
3. Охарактеризуйте содержание маркетинговой деятельности фирмы, предприятия.
4. Поясните термин «рынок» и назовите его основные характеристики.
5. Попытайтесь сформулировать задачи маркетинга, соответствующие различным состояниям спроса на рынке.
6. Сравните понятия «запрос» и «товар».
7. Объясните, почему на маркетинг стали ориентироваться многие некоммерческие организации.
Тема 2. Эволюция развития концепции и стратегии маркетинга. Маркетинговая среда и ее структура.
2.1 Эволюция развития и концепции маркетинга.
2.2 Стратегии маркетинга
2.3 Маркетинговая среда и ее структура.
2.1 Эволюция развития и концепции маркетинга.
Путь от «реализации продукции» к маркетингу как «руководящей философии», нужно рассматривать прежде всего как результат развития рыночных отношений.