Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:48, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Маркетинг"
ФОКУС-ГРУППА | ГЛУБИННОЕ ИНТЕРВЬЮ |
Все участники фокус-групповой дискуссии за исключением модератора находятся в одинаковой ситуации, что уменьшает их беспокойство | Во взаимодействии один на один выше вероятность давления интервьюера на респондента |
Группа обладает особым потенциалом взаимодействия, взаимного стимулирования и поощрения участников | Нет давления группы как носителя социальных норм и приличий, можно достичь большей свободы и спонтанности реакций |
Фокус-группа предоставляет широкий набор мнений по обсуждаемой проблеме | Интервью позволяет прорабатывать интересующие вопросы с большей глубиной |
Фокус-группа предоставляет набор мнений типичных представителей целевой аудитории, сегмента рынка | В интервью авторство каждого высказывания очевидно и легко проследить логику развития темы |
В ходе фокус-группы динамично проходит обсуждение социального опыта: привычек потребления и покупки | Индивидуальные интервью более пригодны для разговоров о продуктах, использование которых подразумевает сенсорный или эмоциональный опыт, например, духи |
Глубинное интервью может длиться от 30 минут до 3-4 часов в зависимости от задач исследования (тестирование упаковки или изучение образа жизни и ценностей) и особенностей самого респондента. Существует достаточно большое количество модификаций индивидуальных интервью, которые могут варьировать от довольно структурированных до интервью в виде свободной беседы с респондентом, напоминающей беседу с психоаналитиком.
Индивидуальные интервью широко применяются в современной практике маркетинговых исследований. Недостатки метода глубинных интервью сходны с недостатками групповых дискуссий, это:
1. субъективизм восприятия данных исследования и подверженность получаемых результатов влиянию интервьюера;
2. игнорирование описательной природы качественных методов и попытки распространить выводы на всю популяцию;
3. сложности с поиском квалифицированных интервьюеров;
4. продолжительность интервью вкупе со сроками исследовательских проектов накладывает ограничения на размеры выборки – обычно число интервью колеблется от 10 до 20 в рамках одного проекта.
Рекомендуемая литература:
1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг. Учебник / Под общей редакцией Г.Л. Багиева. – М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999. Стр. 77-170.
2. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Изд-во «Финпресс», 2000. Стр. 86-402.
3. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учебное пособие / Пер. с нем. – М.: Высш. Шк.: ИНФРА-М, 1996. Стр. 20-40.
4. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. Стр. 77-101.
5. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент/ Пер. с англ. СПб.: Питер, 2004. С.149-170; 185-206.
6. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок.: пер. с англ. – М.: ООО «Изд-во АСТ» 2000, часть 1.
7. Муртузалиева Т.В., Цахаев Р.К. Маркетинг-практикум: задачи, кейсы, тесты: учебное пособие. – М.: Изд-во «Экзамен», 2008. Стр. 25-56.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятия «наблюдение».
2. Определите «сильные» и «слабые» стороны такого способа маркетинговых исследований, как наблюдение.
3. Какие виды наблюдений, используемые в современной маркетинговой практике, Вам известны?
4. Дайте определение понятия «фокус-группа».
5. Охарактеризуйте процесс проведения фокусированного интервью.
6. Определите достоинства и недостатки работы фокус-групп в современной маркетинговой практике.
7. Дайте определение понятия «глубинное интервью». Проведите сравнение между фокус-группой и глубинным интервью.
8. Какие виды глубинных интервью, используемые в современной маркетинговой практике, Вам известны?
9. Определите достоинства и недостатки глубинного интервью в современной маркетинговой практике.
Тема 5. Комплекс маркетинга. Товарная и ценовая политика фирмы.
5.1 Товарная политика фирмы
5.2 Жизненный цикл товара
5.3 Разработка и внедрение нового товара на рынок
5.4 Стратегии формирования привлекательности товарного предложения
5.5 Разработка стратегии и тактики ценообразования на предприятии
5.1 Товарная политика фирмы
Для того чтобы производимый товар или оказываемая услуга были всегда конкурентоспособными и имели спрос, необходимо осуществлять множество предпринимательских и, конечно, маркетинговых решений.
В маркетинговой деятельности такие решения касаются, как правило, четырех направлений: товарной политики, ценовой политики, распределительной и сбытовой политики, коммуникативной политики.
Товарная политика - это маркетинговая деятельность, связанная с планированием и осуществлением совокупности мероприятий и стратегий по формированию конкурентных преимуществ и созданию таких характеристик товара, которые делают его постоянно ценным для потребителя и тем самым удовлетворяют ту или иную его потребность, обеспечивая соответствующую прибыль фирме.
Таким образом, товарная политика предполагает осуществление таких мероприятии, как:
1. модификация изготовляемых товаров;
2. разработка новых видов продукции;
3. снятие с производства устаревших товаров;
4. обеспечение наилучшего ассортимента выпускаемых товаров;
5. установление целесообразности и выявление возможностей использования товарных знаков;
6. создание необходимой упаковки и проведение маркировки товаров;
7. организация сервисного обслуживания.
Ф. Котлер определяет товар следующим образом: «Товаром является все, что может быть предложено на рынке для привлечения внимания, приобретения, использования или потребления и, что может удовлетворить чей-то запрос или потребность. Сюда включаются физические объекты, услуги, люди, места, организации и идеи».
Классификация товаров
Все товары с учетом их назначения подразделяются на товары индивидуального потребления (потребительские товары) и товары производственного назначения (средства производства).
Потребительские товары - это товары и услуги, приобретаемые покупателем для удовлетворения своих личных потребностей, семейного или домашнего использования.
Товары и услуги производственного назначения предназначаются для использования в производстве других товаров и услуг, для хозяйственной деятельности предприятия.
Как потребительские товары, так и товары производственного назначения, в свою очередь, могут быть классифицированы на отдельные группы товаров.
Потребительские товары обычно классифицируются с учетом их характера потребления или поведения покупателей при их приобретении. В первом случае выделяют:
1. Товар кратковременного пользования - товар широкого потребления, который, как правило, потребляется за один или несколько раз.
2. Товар долговременного пользования - товар широкого потребления, которым обычно пользуются в течение длительного времени.
С учетом поведения покупателей при приобретении товаров выделяют:
1. Товары повседневного спроса - товары, которые потребитель обычно покупает часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение и саму покупку.
2. Товары предварительного (тщательного) выбора - товары, которые потребитель в процессе выбора и покупки, как правило, сравнивает по показателям пригодности, качества, цены и внешнего оформления.
3. Товары особого спроса (престижные товары) - товары широкого потребления с уникальными характеристиками или определенной марки, ради приобретения которых значительная часть покупателей готова затратить особые дополнительные усилия.
4. Товары пассивного спроса - товары широкого потребления, о которых потребитель не знает, или знает, но обычно не задумывается об их покупке.
Приведенная классификация потребительских товаров очень часто используется при создании сети предприятий розничной торговли.
Товары производственного назначения могут быть классифицированы таким же образом, что и потребительские товары. При классификации обычно учитывают участие этих товаров в производстве, а также их относительную ценность. С учетом сказанного обычно выделяют:
1. оборудование;
2. сырье, материалы и готовые детали;
3. полуфабрикаты;
4. стационарные сооружения и вспомогательное оборудование;
5. вспомогательные материалы и услуги.
Мультиатрибутивная модель товара
Товар представляет собой продукт, созданный для удовлетворения потребностей. В системе маркетинга он рассматривается как совокупность полезных свойств, обеспечивающих потребности целевой группы аудитории.
Продукт состоит из сочетания осязаемых и неосязаемых товарных характеристик, направленных на удовлетворение требований потребителя. Ф. Котлер предлагает определять свою продукцию тремя различными способами: сущность товара или услуги, фактическая польза товара или услуги и дополнительная польза товара или услуги. Это представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 – Три аспекта полезности товара
По классификации Ф. Котлера, товар воспринимается потребителем в трех измерениях:
1. товар по замыслу - набор функциональных характеристик товара (например, свойства стиральной машины стирать, отжимать, сушить и т.д.);
2. товар в реальном исполнении - внешний вид, материал изготовления, эргономика, эстетика. П. Диксон предлагает рассматривать атрибуты товара глазами потребителей как основные качества (набор функциональных характеристик, присутствующих у всех товаров-конкурентов);
3. добавленные качества (характеристики свойств товаров сверх качества товаров-конкурентов).
Потребители выбирают товары на основе выгод. Задача заключается в том, чтобы качество, надежность, технология, затраты предприятия по разработке товара выливались бы в конечном счете в искомые выгоды для удовлетворения покупателей.
Товарный ассортимент.
Товарный ассортимент - это совокупность всех производимых товаров (услуг) и предлагаемых фирмой для продажи. Рассматривая такую совокупность, можно выделить отдельные группы товаров, схожие по своим потребительским характеристикам или призванные удовлетворять определенную потребность. Такие группы товаров называются ассортиментными группами.
Каждая ассортиментная группа состоит из отдельных ассортиментных позиций – конкретный товар, обладающий своим названием и удовлетворяющий специфическую потребность.
Товарный ассортимент характеризуется:
1. широтой (количеством изготовляемых ассортиментных групп);
2. глубиной (количеством ассортиментных позиций в ассортиментной группе);
3. насыщенностью (количеством ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах);