Лекции по "Управлению конкурентоспособностью"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:07, курс лекций

Описание работы

Центральным понятием, которое выражает сущность рыночных отношений есть понятие конкуренции. Конкуренция - это важнейшее звено всей системы рыночного хозяйства. Срок “конкуренция” из лат. concurrentia значит - соревнование, соперничество. Исследование проблемы конкуренции и конкурентоспособности до 90-х годов прошлого века в Украине не мало необходимости.

Работа содержит 1 файл

Конспект лекций Управление конкурентоспособностью.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

 

Этап определения  и упорядочения приоритетности целей закладывает концептуальную основу процесса проработки и реализации программы повышения конкурентоспособности. Такие целые должны не только быть конкретными и измеряемыми, согласованными и взаимоувязанными, досягаемыми, сориентированными во времени и сформулированными в письменном виде, но и учитывать определяющее влияние на деятельность предприятия факторов конкурентной среды, выступать ориентирами при определении форм и методов конкурентного противостояния и тому подобное.

На втором этапе параллельно с конкретизацией целей проводится диагностика ресурсных и часовых ограничений относительно их достижения.

Следующим шагом разрабатывается  стратегия реализации программы (этап 3), что включает комплекс взаимоувязанных действий по достижению определенных на

предыдущих этапах целей  повышения конкурентоспособности.

При ее формулировке руководство  компании:

– определяет в ясной  и легкодоступной форме концепцию  повышения конкурентоспособности;

– объясняет важность организационного совершенствования;

– оценивает существующее оперативное состояние и его причины;

– разрабатывает модели высших достижений;

– прорабатывает политику и планы усовершенствования.

Стратегия, общие цели и задачи должна дополняться детальными планами повышения конкурентоспособности (этап 4). План повышения конкурентоспособности должен учитывать такие виды управленческой ответственности, как:

– поддержка творчества и нововведений, создание обстановки поощрения новых идей;

– внедрение системы  рационализаторских предложений по конкретным проблемам и их поощрение;

– создание постоянных или  временных проблемных или исследовательских  групп и, если необходимо, многоцелевых групп для всестороннего изучения и решения проблем;

– определение направлений  научных исследований и разработок и тому подобное.

На этом же этапе осуществляется постадійна декомпозиция процесса реализации программы, то есть четко выделяются и ввязываются отдельные фазы этого процесса.

Весомое место занимает деятельность относительно обеспечения  проекта, которая является достаточно разнообразной. Целесообразно сгруппировать ее за видами обеспечения на: организационное, правовое, кадровое, финансовое, материально-техническое, коммерческое (маркетинг), информационное. Все перечисленные и много не отмеченных здесь работ, что выполняются при реализации проектов, взаимодействуют во времени и пространстве. Поэтому для управления проектом его следует разбить на иерархические подсистемы и компоненты.

Создание организационной  структуры программы (этап 5) должно обеспечить как общий централизованный контроль за разработкой и реализацией программы, так и оперативное руководство работой исполнителей со своевременным корегуванням их деятельности на всех этапах. Работа над структурой и содержанием программы начинается после выхода распоряжения руководителя предприятия о создании рабочих групп и координационного совета, которые являются основными элементами в организационной структуре управления программой повышения конкурентоспособности предприятия (рис. 7.5).

Установление методов  и выбор инструментария измерения достигнутых результатов (этап 6) предусматривает подбор адекватных инструментов оценки уровня реализации поставленных в программе целей. Эти методы и показатели должны комплексно и наглядно характеризовать успеваемость выполнения программы, требовать умеренных усилий относительно сбора первичных данных. Поскольку главной целью программы выступает повышение конкурентоспособности, то весомое место среди таких методов занимают показатели и методики оценки конкурентоспособности предприятия и его продукции.

Важными стадиями процесса разработки программы повышения  конкурентоспособности выступают  определения расходов, связанных  с реализацией программы, та оценка ожидаемой эффективности предложенных мероприятий (этапы 7 и 8).

Расходы, связанные с реализацией программы повышения конкурентоспособности, определяются на основе прогноза потребности в основных видах ресурсов. Выполнение программы должно подкрепляться системнее связанным набором соответствующих видов обеспечения, каждый из которых, в свою очередь, требует выделения определенных объемов разнообразных типов ресурсов (часовых, материальных, интеллектуальных и тому подобное). Учитывая ограниченность ресурсов предприятия, целесообразным есть определить минимально необходимое количество ресурсов для успешного выполнения программы. Поэтому системный подход к разработке программы повышения конкурентоспособности основываетсы на следующих принципах распределения ресурсов: максимально возможная эффективность использования; рациональность распределения; минимальная достаточность.

Максимально возможная  эффективность использования предусматривает  оценку эффективности использования  ресурсов, которые выделяются для  выполнения программы. Рациональность распределения связана с ранжированием  по степени важности приоритетных целей, для достижения которых в первую очередь и в полном объеме должны быть выделены ресурсы.

Минимальная достаточность  означает выделение такого объема ресурсов, который минимизирует затраты предприятия  на выполнение программы, и в то же время обеспечивает ее успешную реализацию [162].

Оценку ожидаемой эффективности (этап 8) следует проводить на основе целевого подхода, опираясь на определенный на первом этапе комплекс целей. За результатами отмеченной оценки могут быть приняты решения:

– о неотложности доработки или  коррекции составляющих программы;

– о необходимости углубленного анализа резервов и перспективных  путей решения проблем предприятия;

– о целесообразности перераспределения  ресурсов и ответственности за выполнение запланированных действий между задействованными подразделами и лицами и тому подобное.

 

6.4. Реализация  программы повышения конкурентоспособности и мониторинг ее хода

Реализация программы  повышения конкурентоспособности  связана с значительной степенью неопределенности и многообразию рисков, наиболее существенными из которых могут быть следующий:

  • риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли;
  • внешнеэкономический риск (возможность введения ограничений на торговлю и поставки, закрытие границ и тому подобное);
  • неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических изменений в государстве или регионе;
  • неполнота или неточность информации о динамике технико-экономических показателей, параметров новой техники и технологии;
  • колебание рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и тому подобное;
  • неопределенность природнокліматичних условий, возможность стихийных бед;
  • производственно-технологический риск (аварии и отказы оборудования, производственная нехватка и тому подобное);
  • неопределенность целей, интересов и поведения участников;
  • неполнота или неточность информации о финансовом состоянии и деловой репутации предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств) и тому подобное.

Приведенный перечень далеко не исчерпывающий, но характеризую спектр тех факторов, которые должны учитываться  как при разработке программы, так  и в процессе мониторинга ее выполнения.

Важное место при реализации программы занимает контроль, что предусматривает не только проверку достижения целей и выявления причин, которые дестабилизируют ход работы, но и обоснование управленческих решений относительно коррекции выполнения заданий ради предотвращения вреда (срыва сроков; превышения норм использования ресурсов, стоимости; низкого качества и тому подобное).

Контроль программы (проекта) повышения конкурентоспособности  включает:

    • мониторинг (систематическое и планомерное наблюдение за всеми процессами реализации программы или проекта);
    • выявление отклонений от целей посредством ряда критериев и ограничений, которые фиксируются в календарных планах, бюджетах, расчетных потребностях в трудовых и материальных затратах и т.ін.;
    • прогнозирование последствий ситуации, что сложилась;
    • обоснование необходимости употребления корректирующих мероприятий.

Контроль осуществляется в трех основных формах.

Предварительный контроль проводится до фактического начала работ  по реализации программы и направлен  на проверку адекватности и согласованности плановых документов.

При текущем контроле, что осуществляется непосредственно  при реализации программы, объектами  выступают:

    • время (мониторинг достижения промежуточных целей и объемов работ);
    • бюджет (отслеживание уровня расходования финансовых средств);
    • ресурсы (проверка фактических затрат материально-технических ресурсов);
    • качество (отслеживание уровня качества работ).

Текущий контроль осуществляется с целью оперативной регуляции  реализации программы и базируется на сравнении результатов с установленными в программе стоимостными, часовыми и ресурсными характеристиками.

Заключительный контроль проводится на стадии завершения программы  ради интегральной оценки реализации программы (проекта) в целом. На его  основе обобщается полученный опыт и совершенствуются управленческие процедуры.

Система контроля должна обеспечить оперативную оценку состояния  реализации программы (проекта)для  обоснования и принятие решений  относительно управления временем, стоимостью, ресурсами и качеством выполняемых работ.

В зависимости от нужной точности различают следующие режимы контроля выполнения программы (проекта):

      • контроль на момент окончания работ (метод «0–100»);
      • контроль на момент 50% готовности работ (метод «50–50»);
      • контроль в предварительно определенных точках программы (метод контроля за вехами);
      • регулярный оперативный контроль через равные промежутки времени;
      • экспертная оценка степени выполнения работ и готовности программы.

Для получения обобщенной картины реализации программы (проекта) разработана система показателей, которые сравнивают выполнение по времени и по стоимости. По времени, например, показатель реализации (ПРЧ) пакета работ описывается формулой:

,

где ti – запланированная длительность каждой работы пакета;

си – процент выполнения каждой работы;

Т – общая длительность работ проекта;

m – количество работ в пакете [162].

 

 


Информация о работе Лекции по "Управлению конкурентоспособностью"