Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 02:09, курс лекций
Маркетинг - одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких, как розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, заведующие производством новых и марочных товаров и т.п. Им необходимо знать, как описать рынок и разбить его на сегменты; как оценить нужды, запросы и предпочтения потребителей в рамках целевого рынка; как сконструировать и испытать товар с нужными для этого рынка потребительскими свойствами; как посредством цены донести до потребителя идею ценности товара; как выбрать умелых посредников, чтобы товар оказался широкодоступным, хорошо представленным; как рекламировать и продавать товар, чтобы потребители знали его и хотели приобрести.
КОНКУРСЫ, ЛОТЕРЕИ, ИГРЫ.
Конкурсы, лотереи и игры предоставляют возможность удачливым или особенно усердным потребителям, дилерам или коммивояжерам что-то выиграть - скажем, завоевать денежный приз, путевку на отдых или товар. Конкурс требует, чтобы потребители что-то представили на него - буклет, прогноз, предложение и т.п. Представленные материалы оценивает жюри и отбирает лучшие из них. Лотерея требует, чтобы потребители заявили о своем участии в розыгрыше. В ходе игры при каждой покупке потребитель что-то получает - номера для игры в бинго или недостающие буквы, которые могут помочь ему завоевать какой-то приз. Торговый конкурс - это конкурс, проводимый для дилеров или собственного торгового персонала фирмы с целью побудить их удвоить свои торговые усилия в течение определенного отрезка времени. Добившиеся самых высоких результатов получают призы.
Стимулирование продажи происходит на следующих трех уровнях.
В случае собственной внешней службы, как целевой группы для мероприятий по стимулированию продажи, лишь второстепенную роль играет вопрос, идет ли речь о штатных коммивояжерах или же о независимых торговых представителях.
Стимулирование продажи
по отношению к собственной
Прямой маркетинг.
В рамках стимулирования продажи необходимо рассмотреть и такой инструмент, как прямой маркетинг, так как он играет все более важную роль в коммуникационном миксе.
Базовая идея прямого
маркетинга - относительно новой ветви
маркетинга - состоит в том, чтобы
как можно более
Прямой маркетинг, как метод, сочетает такие инструменты маркетинга, как прямая реклама, продажа, стимулирование продажи и распределение, электронную обработку данных, индивидуальные, диалого-ориентированные средства коммуникации и специальные методы производства для реализации базовой идеи.
Прямой маркетинг обеспечивает ответственным за маркетинг лицам интенсивный контакт с клиентом, лучшее знание профиля его личности и более сильный учет его потребностей и пожеланий.
Он характеризуется:
Элементы прямого маркетинга использовались в определенных отраслях с давних пор (сферы посылочной торговли и промышленности инвестиционных товаров). Однако, прямой маркетинг высокого стиля стал возможен лишь благодаря современной электронной обработке информации. К настоящему времени прямой маркетинг пережил фазу ошеломляющего роста и приобрел огромное значение. Доля расходов на прямую рекламу по отношению к суммарным расходам на рекламу составляет сегодня уже около 1/3. И сейчас прямой маркетинг используется в основном предприятиями посылочной торговли и сферой производства инвестиционных товаров, однако он все сильнее распространяется и в сфере потребительских товаров и в сфере услуг. Практически каждое предприятие может использовать прямой маркетинг. Многие из отделов маркетинга и рекламы, а также рекламные и маркетинговые агентства используют прямой маркетинг в сочетании с “классическим”. А часть специализированных агентств сделало прямой маркетинг главной сферой своей деятельности.
Основой прямого маркетинга является электронная обработка данных (адресный банк данных). Правильный адрес клиента является ключом к прямому, личному общению. А рациональная работа с большими, сложными объемами информации в банках данных (Database) немыслима без применения ЭВМ.
Из разнообразных возможностей использования компьютера в рамках сбора, обработки, хранения, пополнения и использования данных о клиентах следует особо выделить две: отбор и согласование адресов.
Ядро современного прямого маркетинга (Mailing) представляет собой индивидуализированную, целенаправлен-но распыленную рекламную рассылку.
Она обычно состоит
из множества отпечатанных
Телефон является прекрасным
средством для мероприятий
3. Индивидуальная продажа
Современный продавец не является тем “толкачом”, который по методу высокого давления “вгоняет” товар в рынок, а скорее представляет собой многостороннюю маркетинговую контактную личность. В качестве “бойца предприятия на рыночном фронте” он обладает ключевой позицией в процессе стоимостного воплощения результатов производственной деятельности, ведь в настоящее время сбыт не является единственно ответственным за рыночный успех предприятия, а представляет собой лишь четко очерченную частную функцию в рамках всей системы маркетинга.
Формы индивидуальной продажи.
По месту и виду их использования можно различить четыре типа продавцов.
Продавец в магазине самообслуживания (мершандайзер).
Отвечает за мершандайзинг в магазинах самообслуживания розничной и оптовой торговли. Мершандайзинг представляет собой смесь задач продажи, стимулирования продажи и распределения. Охватывает стимулирующие продажу размещение и презентацию товара в торговых точках. Мершандайзер контактирует с клиентами относительно мало.
Продавец в специализированном магазине.
Обслуживает и консультирует клиентов в строго ограниченной, специальной сфере, в которой он обладает значительными специальными знаниями.
Продавец внутренней службы.
Действует в качестве делопроизводителя по выполнению заказов. Принимает заказы и отдает их на выполнение. Его контакты с клиентом происходят на расстоянии.
Продавец внешней службы (коммивояжер, представитель).
Мобилен, работает на выезде и активно продает. Выполняет различные задачи в рамках поддержания уже существующих и налаживания новых связей с клиентами.
Коммуникация.
Продавец обладает важной функцией, являясь точкой обмена информацией между предприятием и рынком. Благодаря своему личному и доверительному контакту со множеством клиентов, он обладает ценным источником информации.
В качестве поставщика информации задачей продавца является:
Всю эту информацию он передает в соответствующие инстанции предприятия. Обработка и оценка рыночной информации, способность к трезвой оценке и хорошее знание людей являются предпосылкой для отделения субъективных мнений от фактов.
В то же время продавец
является и источником информации о
своем предприятии и
Разговор при продаже является важнейшим инструментом активного продавца.
Визит продавца распадается на множество фаз:
Чтобы добиться успеха при реализации продукции, продавец должен четко владеть различными методами продаж.
Как раз, в связи с
индивидуальной продажей коммивояжеров,
во все большей степени широкое
распространение находит
Привлечение и отбор торговых работников.
После постановки задачи перед своим торговым аппаратом, установления его организационной структуры, определения его размеров и системы оплаты труда торговых работников фирме предстоит принять и ряд других решений. В частности, ей необходимо будет разработать систему привлечения, отбора и обучения торговых работников, систему контроля за их работой и систему оценки их труда.
Залогом успешной работы торгового аппарата является грамотный отбор по-настоящему полезных торговых работников. Так, известный специалист в области маркетинга Макмарри, говоря о важности торгового дарования человека, отмечал следующее: “Убежден, что обладатель дара замечательного продавца является прирожденным “ухажером”, человеком с настоятельной потребностью добиваться своего и привязывать к себе других”. Он же называл и пять дополнительных черт, присущих продавцу экстракласса:
По-настоящему полезный
коммивояжер должен обладать как
минимум двумя основными
На основе этих двух черт
и прогнозировался успех
Процедура набора кандидатов.
Разработав критерии отбора, руководство должно приступить к набору кандидатов. Эта процедура может носить самые различные формы - от одной неофициальной беседы до длительных испытаний и бесед не только с претендентом, но и с членами его семьи.
Многие фирмы устраивают претендентам на торговые должности официальные испытания. И хотя сумма тестовых оценок представляет собой всего лишь один из элементов информационного набора, куда входят и данные о личных качествах претендента и имеющиеся у него рекомендации; послужному списку все же придают довольно большое значение такие корпорации, как IBM, “Gillette”, “Proktar & GMBL”. Так, руководство фирмы “Gillette” утверждает, что благодаря тестированию на 42% сократилась текучесть кадров и появилась реальная возможность прогнозирования последующих успехов новичков на торговом поприще.