Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 02:09, курс лекций
Маркетинг - одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких, как розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, заведующие производством новых и марочных товаров и т.п. Им необходимо знать, как описать рынок и разбить его на сегменты; как оценить нужды, запросы и предпочтения потребителей в рамках целевого рынка; как сконструировать и испытать товар с нужными для этого рынка потребительскими свойствами; как посредством цены донести до потребителя идею ценности товара; как выбрать умелых посредников, чтобы товар оказался широкодоступным, хорошо представленным; как рекламировать и продавать товар, чтобы потребители знали его и хотели приобрести.
Упаковка - это создание и производство оболочки товара, которое включает в себя три слоя:
Упаковка сегодня выполняет все больше функций:
Для того, чтобы разработать эффективную упаковку, нУЖНО:
Помимо всего прочего, продавцы создают для своих товаров средства маркировки - различные этикетки и ярлыки, которые могут иметь вид бирки, приклеенной к товару или хорошо продуманной графической комбинации, являющейся неотъемлемой частью упаковки. На этикетке может быть либо марочное название товара, либо определенная информация о нем (что желательно даже при определенной скромности оформления).
Этикетка выполняет следующие функции:
Услуги для клиентов.
Еще одним элементом товарной политики является предоставление сервиса клиентам. Товар фирмы обычно содержит наличие тех или иных услуг. Сервис может быть незначительным, а может и играть определенную, решающую роль. Специалисту по маркетингу следует изучить потребителей, чтобы четко знать - какие услуги какой группе (сегменту) потребителей предложить и кто из них что ценит
3. Товарный
ассортимент и номенклатура
Товарная политика предполагает также формирование товарного ассортимента - группы товаров, которые связаны между собой либо по схожести, либо по ориентации на одну и ту же группу клиентов (сеть торговых заведений). Специалист по товарному ассортименту должен принять решение относительно его широты (ассортимент считается слишком узким, если можно увеличить прибыль, дополнив его новыми изделиями, а широким - когда прибыль формируется в итоге исклЮчения из товарной группы ряда изделий). Широта ассортимента зависит от целей фирмы - если она предоставляется поставщиком исчерпывающего ассортимента, либо стремится к завоеванию большей доли на рынке, то у такой фирмы обычно широкий ассортимент. Если фирма заинтересована прежде всего в прибыльности, то ассортимент обычно сужен.
Товарный ассортимент любой фирмы является частью общего товарного ассортимента предлагаемого отраслью. Расширение или наращивание ассортимента - это выход за пределы этого отраслевого ассортимента. Расширение возможно как вниз (дробление категорий выпускаемых изделий, например - выпуск спортивных автомобилей) так и вверх (переход на другие сегменты рынка). Так, ошибкой фирмы “Дженералс Моторс” было сопротивление выпуску более компактных автомобилей, а фирмы “Ксерокс” - выпуск компактных копировальных аппаратов. Фирма же “Сименс” при выпуске электробытовой техники занималась двусторонним наращиванием ассортимента.
Если у организации несколько ассортиментных групп товаров, то говорят о товарной номенклатуре - совокупности всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям конкретным продавцом. Так, в состав товарной номенклатуры фирмы “Адидас” входит: спортивная одежда, обувь, сумки, спортивный инвентарь; у фирмы “Эйвон” - косметика, ювелирные изделия, хозяйственные товары. Под широтой товарной номенклатурЫ понимают общую числен-ность ассортиментных групп товаров.
под насыщенностью товарной номенклатуры - число составляющих товаров.
Под глубиной товарной номенклатуры подразумевают варианты предложений (модификаций) каждого товара.
под гармоничностью
- схожесть товаров различных
4. Стратегия разработки новых товаров
В условиях жесткой конкурентной борьбы каждая фирма должна разрабатывать свою программу выпуска новых товаров. Компания может заполучить новинку двумя путями:
Процесс разработки
новых товаров - это и воплощение
новых, оригинальных идей, и модификация,
и совершенствова-ние уже
Поэтому лозунг - “чтобы удержаться на рынке - нужна новинка” весьма противоречив, шансов на успех не очень много. Важно целенаправленно сориентировать фирму, организационно приспособив ее к работе с новинками, основным моментом которого является ее разработка. Различают следующие этапы РАЗРАБОТКИ НОВЫХ ТОВАРОВ:
ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕИ.
Формированием идей фирма должна заниматься систематически. Создав четкую стратегию разработки новых товаров, высшее руководство должно указать - на какие товары и на какие рынки следует обращать внимание. Оно должно сформулировать цель - чего хочет фирма достичь с помощью этих новинок: получение “больших денег” или увеличение своей доли на рынке, а возможно и завоевание ведущего положения. Руководство должно также четко указать, что это - новые (качественно) товары, модификация уже существующих либо имитация товаров конкурента. Идеи возникают как от потребителей, так и в результате научно-исследовательских разработок. Полезная информация может поступать от консультационных фирм, рекламных агентств, фирм маркетинговых исследований, отраслевых изданий, результатов разработок конкурентов.
ОТБОР ИДЕИ - это выявление и отсеиваивание непригодных. На фирмах предложение идей осуществляется в письменной форме на стандартных бланках, где содержится описание товара (услуги), его целевой рынок и основные конкуренты, определяется относительный размер рынка, ориентировочная цена, продолжительность и стоимость работ по его созданию, себестоимости производства и расчетная норма прибыли. Идея товара - это его общее представление, а замысел товара - проработанный вариант идеи, выраженный значимыми для потребителя понятиями. Образ товара - конкретное представление, сложившееся у потребителя о реально существующем или потенциальном товаре. Иногда даже абсурдные идеи становятся реальностью (консервы для животных, контактные линзы для кур).
РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ МАРКЕТИНГА
Разработка стратегии маркетинга включает в себя три раздела:
1-й раздел. Содержит
описание величины, структуры и
поведения целевого рынка,
2-й раздел. Даются общие
характеристики о предполагаемо
3-й раздел. Содержатся
перспективные цели по
Анализ возможности производства и сбыта.
При таком анализе
выясняется соответствие контрольных
показателей продаж, издержек и прибыли
контрольным целям фирмы. Если результат
оказывается
РАЗРАБОТКА ТОВАРА.
Отдел исследований и разработок создает один или несколько вариантов воплощения товарного замысла с целью:
На создание опытного образца может уйти значительное время (до года и более), а после его создания проводится еще и испытание.
ИСПЫТАНИЯ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ.
После испытания единичных (опытных) образцов, фирма выпускает небольшую партию новинки для испытания в рыночных условиях, чтобы получить достоверную информацию - как идет сбыт и насколько хороша сама идея.
КОММЕРЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО.
По завершению таких испытаний при положительных результатах фирма приступает к коммерческому производству (что влечет за собой дополнительную аренду помещений, приобретение оборудования, наем рабочей силы, проведение рекламной компании).
При выходе на рынок с новым товаром фирма должна решить для себя - где, когда, кому и как его предложить.
ГДЕ. Небольшие фирмы обычно выбирают один или несколько привлекательных городков и проводят там блиц-компании, крупные фирмы выбирают обычно для этих целей какой-либо район, а фирмы, обладающие общенациональной сетью распределения, выпускают новинку сразу на национальный рынок.
КОГДА. Необходимо придерживаться принципа “не поздно и не рано” (чтобы не ухудшить сбыт существующих моделей фирмы, но и не проиграть конкурентам в первенстве).
КОМУ. Необходимо сосредоточить внимание на первостепенных сегментах рынка, которые должны обладать такими чертами:
КАК. Появлению новинки должна предшествовать рекламная компания, желательно подготовить демонстрационные залы с раздачей сувениров. Для каждого нового рынка фирма разрабатывает свой отдельный план маркетинга.
5. Этапы жизненного цикла товаров.
Концепция жизненного цикла товаров (ЖЦТ) исходит из того, что каждый товар имеет определенный период рыночной устойчивости, т.е. живет (присутствует на рынке) ограниченное время. Рано или поздно он вытесняется другим товаром, более совершенным или более дешевым товаром.
Жизненный цикл товара или описывающую его в координатах “время-прибыль” кривую можно разделить на стадии разработки, внедрения, роста, зрелости, насыщенности и упадка. Форма кривой остается более или менее одинаковой для большинства товаров. Однако, протяженность во времени и интенсивность перехода из одной стадии в другую имеют большие различия в зависимости от особенностей изделия (услуги).
НА СТАДИИ РАЗРАБОТКИ товара фирма несет только растущие затраты, которые связаны с разработкой новинки. Реализация (и, естественно, прибыль) в этот период отсутствуют.
НА СТАДИИ ВНЕДРЕНИЯ торговля обычно убыточна, объемы продаж незначительны, маркетинговые затраты (особенно на рекламу) велики. Влияние элементов маркетинговой политики на объем сбыта по нисходящей (согласно уровню расходов и значимости) следующие: