Конкурентоспособность продукции предприятия на примере ОАО «МинМебель»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является оценка конкурентоспособности продукции предприятия ОАО «МинМебель».
Цель предопределила решение следующих задач:
1)рассмотреть теоретические аспекты оценки конкурентоспособности
2)оценить конкурентоспособность продукции ОАО «МинМебель» за 2008-2010гг.
3)разработать пути повышения конкурентоспособности продукции ОАО «МинМебель» на 2011 год.

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 129.02 Кб (Скачать)

     Изделия конкурентов, уровень их качества, цены, конкурентоспособность изучаются  при посещении товароведами различных  магазинов, торгующих как изделиями  ОАО «МинМебель», так и изделиями других предприятий, а также фирменных секций конкурентов; при этом не посещаются выставки, на которых представлены изделия конкурентов, что является, несомненно, отрицательным моментом работы отдела.

     Вообще, в последние годы появлялось все  больше новых мебельных производителей, захвативших небольшой объем  регионального рынка, но имеющих  гибкое производство и стабильный сбыт. Как правило, это мелкие узкоспециализированные производства, ориентированные на копирование  западного дизайна. При хорошем  уровне качества материалов и работ  они могут производить вполне конкурентоспособную продукцию.

     К сожалению, выявить четкое количество конкурентов - производителей мебели у  ОАО «МинМебель» не представляется возможным, ибо представленность мебели, произведенной малоизвестными производителями-однодневками в городе очень велика.

     Серьезных производителей мебели в нашем городе - не более 2 десятков, остальные - фирмы, не сумевшие заработать себе известность и имя, или просто фирмы-однодневки, однако занимающие значительную долю рынка. Покупателя мебели можно охарактеризовать следующим образом: в основном замужние женщины и мужчины, в возрасте от 25 до 54 лет (самый работоспособный возраст); служащие, специалисты или рабочие, представители среднего среднего класса (оценивающие уровень жизни своей семьи, как "ограниченный достаток" (социологическая категория "в основном хватает на обеспечение жизнедеятельности семьи"); живущие в 2-3 комнатных квартирах с семьей из 3-4 человек (включая самого респондента).

     Итоги исследования подтвердили первоначальное предположение о том, что намерение  покупки мебели весьма жестко зависит  от возраста, семейного положения, социального  статуса, дохода и жилищных условий  потенциального покупателя. [10,с.415]

     Основными причинами покупки корпусной  мебели были названы:

     - старая мебель пришла в негодность (сломалась);

     - в связи с переездом (покупкой новой квартиры);

     - в связи с ремонтом;

     - с появлением "лишних" денег.

     Надо  отметить, что общая тенденция, которая  связана с уровнем жизни и  возможностями населения, подтверждена и здесь. Люди, живущие от зарплаты до зарплаты, в основном, покупают мебель после поломки старой. Люди, которым  хватает средств на ежедневные расходы, могут выделить средства на ремонт или получить новую квартиру (обмен, разъезд), логично попадают в ряды потенциальных покупателей корпусной мебели. А те, кто не испытывает стесненности в средствах ("хватает на все" и "ни в чем себе не отказываем"), могут покупать мебель по тем же причинам, плюс по причинам чисто имиджевым (надоела, появились "лишние" деньги). [11,с.127] 

     2.3 Оценка конкурентоспособности продукции предприятия 

       Экономическая практика уже давно показала, что  потребители на рынке не выступают  единым целым: они по-разному реагируют  даже на один и тот же товар с  одними и теми же свойствами, что  необходимо учитывать как в теоретических, так и в практических разработках, посвященных конкурентоспособности. Именно это обстоятельство учитывается  маркетологами ОАО «МинМебель» при сегментировании рынка и позиционировании товара.

     Для оценки конкурентоспособности продукции  ОАО «МинМебель» возьмем продукцию, которая имеет наибольший спрос у покупателей - стол однотумбовый с подвесной тумбой и дверкой. По результатам опроса основных потребителей мебели - коммерческих и государственных организаций специалистами отдела маркетинга ОАО «МинМебель» были выделены наиболее весомые показатели, влияющие на конкурентоспособность продукции:

     - дизайн (46%);

     - качество (31%);

     - цена (14%);

     - сроки поставки (9%).

     Оценку  конкурентоспособности стола однотумбового с подвесной тумбой и дверкой произведем исходя из вышеуказанных критериев.

     Исходные  данные для анализа конкурентоспособности, полученные в результате опроса представлены в таблице 4. Оценки в баллах по качеству обслуживания были даны респондентами в пределах от 1 до 10. По  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

результатам проведенного анализа в качестве образца, обладающими наибольшими  параметрами конкурентоспособности  принят образец вышеуказанного стола  производства ОАО "Минмебель".

     Используемая  в таблице группа параметров, характеризует  выполнение основных функций изделия  и некоторые его технические  характеристики.

     С целью определения уровня конкурентоспособности  мебели, имеющей наибольший спрос  по основным названным факторам на основании полученных исходных данных, приведенных в таблице 4 произведем оценку конкурентоспособности по методике, изложенной в разделе 1.2: дифференциальным, комплексным и смешанным методами.  

    Таблица 4- Исходные данные для анализа конкурентоспособности продукции 

Модель  мебели Параметры характеризуются (баллы) Цена,

руб.

Дизайн (q1) Качество (q2) Цена, (q3) Срок поставки, (q4)
Стол  однотумбовый с подвесной тумбой 6 7 5 8 385 000
Стол  однотумбовый с подвесной тумбой с дверкой 7 7 8 8 420 000
Стол  двухтумбовый с подвесными тумбами и дверкой 10 8 8 10 530 000
Коэффициент весомости 0,46 0,31 0,14 0,09  

 

     Расчет  показателей конкурентоспособности  дифференциальным методом произведем по формуле (1).

     Поэтому расчет единичного показателя для стола  однотумбового с подвесной тумбой: 

      ,

      ,

     

           

     Суммарный индекс конкурентоспособности будет  равен 0,635.

     Расчет  единичного показателя для стола  однотумбового с подвесной тумбой с дверкой: 

     

      ,

     

       

     Суммарный индекс конкурентоспособности будет  равен 0,723.

     Расчет  единичного показателя для стола  двухтумбового с подвесными тумбами и дверкой: 

      ,

     

     

       

     Суммарный индекс конкурентоспособности будет  равен 0,901.

     Таким образом, наиболее конкурентоспособной  продукцией ОАО «МинМебель» из столов является стол двухтумбовый с подвесными тумбами и дверкой, так как он имеет наиболее высокие единичные и суммарный индексы конкурентоспособности.

     По  параметрам дизайна и удобства, качества и срокам поставки рассматриваемые  образцы имеют низкий уровень  конкурентоспособости, хотя третья модель - стол двухтумбовый с подвесными тумбами и дверкой - по данным характеристикам является идентичной модели - образцу. Хотя и анализируемые образцы собираются из аналогичных материалов, что и образец, принятый за базу сравнения, они имеют более низкую цену по сравнению с ними, так уровень затрат на предприятии ниже. Так что по экономическим параметрам рассматриваемые товары вполне конкурентоспособны. [3,с.89]

     Далее произведем расчет конкурентоспособности анализируемых  товаров ОАО «МинМебель» комплексным методом по формуле (3), установив, что суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления соответственно оцениваемого и базового образца (П , Пб ) за срок службы будет одинаковым в силу специфики мебельной продукции как таковой, средние суммарные эксплуатационные затраты, относящиеся к одному году службы оцениваемого и базового образца ( , и ) соответственно равными нулю так как эксплуатация мебели не требует дополнительных затрат.

   Поэтому расчет К (t) для стола однотумбового с подвесной тумбой: 

     

Расчет К (t) для стола однотумбового с подвесной тумбой с дверкой

     

Расчет К (t) для стола двухтумбового с подвесными тумбами и дверкой:

       

     В результате полученных групповых показателей  по техническим параметрам третья модель мебели - стол двухтумбовый с подвесными тумбами и дверкой - наиболее конкурентоспособная, то есть в целом третья модель мебели полнее удовлетворяет запросы потребителя, чем все остальные модели.

     Далее произведем расчет конкурентоспособности  продукции смешанным методом. Для  этих целей выделим наиболее весомый  показатель - q1, определяющий конкурентоспособность продукции - дизайн (46%), остальные показатели объединим в группу (качество - 31%, цена - 14%, сроки поставки - 9%, что в сумме составляет 54%) - q2.

     Поэтому расчет смешанного показателя для стола  однотумбового с подвесной тумбой: 

      ,

      . 

     Суммарный индекс конкурентоспособности будет  равен 0,64.

     Расчет  смешанного показателя для стола  однотумбового с подвесной тумбой с дверкой: 

     

      . 

     Суммарный индекс конкурентоспособности будет  равен 0,73.

     Расчет  смешанного показателя для стола  двухтумбового с подвесными тумбами и дверкой: 

      ,

      . 

     Суммарный индекс конкурентоспособности будет  равен 0,91.

     Таким образом, наиболее конкурентоспособной  продукцией ОАО «МинМебель» по результатам расчета смешанным методом оценки конкурентоспособности является стол двухтумбовый с подвесными тумбами и дверкой, так как он имеет наиболее высокие единичные и суммарный индексы конкурентоспособности.

     Кроме этого, принимая во внимание то обстоятельство, что конкурентоспособность обуславливается  качественными и стоимостными особенностями  товара, которые учитываются покупателем  согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей, в  рамках оценки конкурентоспособности  продукции следует рассмотреть  ценовую политику предприятия и  оценить ее влияние на конкурентоспособность  производимой продукции. [8,с.15]

     Ценовая политика ОАО «МинМебель» представляет собой совокупность мероприятий по управлению ценами и ценообразованием и заключается в установлении на товары (услуги) таких цен, которые компенсируют затраты на производство, соответствуют конъюнктуре рынка, удовлетворяют спрос покупателя и приносят плановую прибыль. Ценовая политика ОАО «МинМебель» рассматривается только в контексте общей политики фирмы. [11,с.172]

     Основой установления цен на продукцию ОАО «МинМебель» служат затраты на ее производство и качественные характеристики товара. Кроме этого, специалисты отдела маркетинга постоянно отслеживают уровень и динамику цен на продукцию, производимую фирмами-конкурентами и при необходимости вносят предложения об изменении уровня цен.

     Помимо  этого, на ряд образцов реализуемой  продукции предприятием регулярно  объявляются скидки, которые достигают 15%, что способствует повышению конкурентных преимуществ предприятия и выпускаемой продукции. Благодаря этому ОАО «МинМебель» удается поддерживать достаточно конкурентноспособные цены на выпускаемую продукцию.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции предприятия на примере ОАО «МинМебель»