Повышение конкурентоспособности продукции ОАО «Керамин»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:09, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изучение уровня конкурентоспособности керамической плитки ОАО «Керамин» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы оценки конкурентоспособности продукции……...7
1.1 Сущность конкурентоспособности………………………………………..7
1.2 Основные показатели конкурентоспособности продукции……………...11
1.3 Методы оценки конкурентоспособности……………………..…..……….15
1.4 Специфические особенности маркетинга строительных материалов…..23
2. Анализ конкурентоспособности продукции ОАО «Керамин»……………34
2.1 ОАО «Керамин» как объект исследования……………………...…...........34
2.2 Анализ товарного ассортимента……………………………………..…….42
2.3 Оценка конкурентоспособности керамической плитки…………….........50
2.4 Покупательские предпочтения в оценке конкурентоспособности керамической плитки.………………………54
3 Повышение уровня конкурентоспособности керамической плитки ОАО «Керамин»………………………………………………………………...61
3.1 Решения конкурентов по учету покупательских предпочтений………61
3.2 Способы индивидуализации обслуживания потребителей керамической плитки………………………………75
Заключение ……………………………………………………………………84
Список использованных источников …………………………………………87
Приложение А
История развития товарного ассортимента и технологий производства ОАО «Керамин»……………………………91
Приложение Б
Организационная структура ОАО «Керамин» в целом…………………………………………………….......94
Приложение В
Организационная структура управления маркетинга ОАО «Керамин»…………………………………………….95
Приложение Г
Ценовое сегментирование рынка керамической плитки и санитарной керамики Республики Беларусь……………96
Приложение Д
Краткое описание основных конкурентов ОАО «Керамин»………………………………………….....98
Приложение Е
Реализация продукции ОАО «Керамин» в 2004 г………100
Приложение Ж
Товарный знак ОАО «Керамин»………………………… 101
Приложение И
Товарный знак ЗАО «Воронежский керамический завод» 102
Приложение К
Выходная форма дизайн – проекта программного комплекса «Corel DRAW», рекомендуемого к приобретению ОАО «Керамин»…………………………...103
Приложение Л
Пример Визуализация 2D (вариант 1)……………………104
Приложение М
Пример Визуализация 2D (вариант 2)……………………105
Приложение Н
Рекомендации по уходу за керамической плиткой…… 106

Работа содержит 1 файл

Целиком.doc

— 1.40 Мб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

Кафедра маркетинга

Специальность маркетинг

 

 

Допущена к защите

Заведующий кафедрой

д-р экон. наук, профессор

________ И.Л. Акулич

«__»___________2012

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: Повышение конкурентоспособности продукции ОАО «Керамин»

 

 

 

Студент

ВШУБ, 5-й курс, ВВМ-1       М.М. Бунь

 

 

 

Руководитель

канд. экон. наук,

доцент         О.А. Морозевич

 

 

 

Нормоконтролер         О.И. Милевская

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2012

РЕФЕРАТ

 

 

Дипломная работа: 106 с., 13 рис., 12 табл., 69 источников, 12 прил.

 

МАРКЕТИНГ, АССОРТИМЕНТ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ, ПОКУПАТЕЛЬ, ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ, ПОКУПАТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ, КЕРАМИЧЕСКАЯ ПЛИТКА, РЫНОК

 

Объект исследования - общество с ограниченной ответственностью «Керамин» (ОАО «Керамин»).

Предмет исследования - конкурентоспособность продукции и принципы успешного функционирования и развития ОАО «Керамин».

Цель работы: изучение уровня конкурентоспособности керамической плитки ОАО «Керамин» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.

Методы исследования: диалектический метод познания; основополагающие теории и концепции развития производства в условиях рынка; отечественные и зарубежные научные труды по проблемам конкурентоспособности продукции.

Исследования и разработки: исследованы теоретические основы конкурентоспособности продукции; проведен анализ достигнутого уровня конкурентоспособности продукции ОАО «Керамин» и определены основные направления его повышения; выполнена оценка конкурентов ОАО «Керамин» в области производства и продажи керамической плитки.

Элементами научной новизны: определены подходы к уровню сервисного обслуживания покупателей керамической плитки в фирменных магазинах ОАО «Керамин» с учетом высоких международных стандартов и зарубежного опыта.

Областью возможного практического  применения: хозяйственная деятельность ОАО «Керамин» и других предприятия промышленности строительных материалов.

Технико-экономическая, социальная и (или) экологическая значимость: оказание практической помощи в вопросах повышения уровня конкурентоспособности продукции и оказания сопутствующих услуг при продаже керамической плитки в розничной торговой сети.

Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

___________________________

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………...

4

1 Теоретические основы оценки конкурентоспособности продукции……...

7

1.1 Сущность конкурентоспособности………………………………………..

7

1.2 Основные показатели конкурентоспособности продукции……………...

11

1.3 Методы оценки конкурентоспособности……………………..…..……….

15

1.4 Специфические особенности маркетинга строительных материалов…..

23

2. Анализ конкурентоспособности продукции ОАО «Керамин»……………

34

2.1 ОАО «Керамин» как объект исследования……………………...…...........

34

2.2 Анализ товарного ассортимента……………………………………..…….

42

2.3 Оценка конкурентоспособности керамической плитки…………….........

50

2.4 Покупательские предпочтения в оценке конкурентоспособности керамической плитки.…………………………………………………………

54

3 Повышение уровня конкурентоспособности керамической плитки ОАО «Керамин»………………………………………………………………...

61

3.1 Решения конкурентов по учету покупательских предпочтений………

61

3.2 Способы индивидуализации обслуживания потребителей керамической плитки……………………………………….…………………..

75

Заключение ……………………………………………………………………

84

Список использованных источников …………………………………………

87

Приложение А

История развития товарного ассортимента и технологий                производства ОАО «Керамин»……………………………

91

Приложение Б

Организационная структура  ОАО «Керамин» в целом…………………………………………………….......

94

Приложение В

Организационная структура  управления маркетинга ОАО «Керамин»…………………………………………….

95

Приложение Г

Ценовое сегментирование  рынка керамической плитки и санитарной керамики Республики Беларусь……………

96

Приложение Д

Краткое описание основных конкурентов ОАО «Керамин»………………………………………….....

98

Приложение Е

Реализация продукции ОАО «Керамин» в 2004 г………

100

Приложение Ж

Товарный знак ОАО «Керамин»…………………………

101

Приложение И

Товарный знак ЗАО «Воронежский керамический завод»

102

Приложение К

Выходная форма дизайн – проекта  программного комплекса «Corel DRAW», рекомендуемого к приобретению ОАО «Керамин»…………………………...

103

Приложение Л

Пример Визуализация 2D (вариант 1)……………………

104

Приложение М

Пример Визуализация 2D (вариант 2)……………………

105

Приложение Н

Рекомендации по уходу за керамической плиткой………

106


 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Рыночная экономика предполагает, что отношения экономических  субъектов складываются в условиях конкуренции. В общем виде, конкуренцию рассматривают как соперничество, борьбу за достижение лучших результатов деятельности. В условиях рынка эта борьба разворачивается за потребителя, более полное удовлетворение его потребностей, что обеспечивает реализацию произведенного товара. Следовательно, конкуренция – это борьба предприятий на рынке за ограниченный объем платежеспособного спроса с целью получения наибольшей прибыли или дохода. Конкуренция побуждает производителей направлять свою деятельность на удовлетворение рыночного спроса, снижение издержек производства, максимальное использование достижений научно-технического прогресса. Именно конкурентный рынок, на котором «правила игры» задают не производители, а потребители, приводит в действие два фактора, побуждающие предприятия к повышению качества и конкурентоспособности продукции. Это совершенно реальная возможность провала (со всеми вытекающими отсюда последствиями) и такая же реальная возможность крупного коммерческого успеха за счет выпуска конкурентоспособных изделий.

В условиях усиливающейся  конкуренции на рынке строительных материалов разработка эффективной политики обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции приобретает особое значение. Вместе с тем, традиционно при оценке конкурентоспособности продукции, как правило, учитываются лишь технические и экономические параметры, что в условиях постоянно возрастающих требований со стороны потребителей не достаточно правомерно. При оценке конкурентоспособности товара должен учитываться комплекс факторов, позволяющих максимально полно, быстро и качественно удовлетворить потребности покупателя.

Проблеме оценки конкурентоспособности  продукции, методам ее повышения уделяется значительное внимание в научных разработках отечественных и зарубежных авторов. Не отрицая значимости исследований обозначенных проблем, тем не менее, необходимо отметить, что большинство методов и научных разработок в данной области направлены на оценку конкурентоспособности продукции без ее взаимосвязи с покупательскими предпочтениями. В связи с этим, представляется актуальным, в рамках данной работы, проведение анализа уровня конкурентоспособности продукции с учетом ее функционального назначения, надежности, долговечности, удобства использования, эстетичности внешнего вида, упаковки, обслуживания, гарантий, и другие характеристик, способных удовлетворить совокупные потребности покупателя лучше, чем товары конкурентов. Исходя из вышеизложенного, тема дипломной работы является своевременной и актуальной, что и определило ее выбор.

Цель дипломной работы – изучение уровня конкурентоспособности керамической плитки ОАО «Керамин» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.

Сформулированная цель обусловила постановку и решение следующих  основных задач:

1)  изучение теоретических аспектов оценки конкурентоспособности продукции;

2)  проведение анализа конкурентоспособности продукции ОАО «Керамин»;

3)  оценка конкурентоспособности керамической плитки, производимой ОАО «Керамин», в сравнении с предприятиями-конкурентами;

4)  проведение анализа покупательских предпочтений в оценке конкурентоспособности керамической плитки;

5)  разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности керамической плитки, производимого на ОАО «Керамин».

Объектом исследования является открытое акционерное общество «Керамин» (ОАО «Керамин») – одно из крупнейших предприятий в Беларуси по выпуску строительных материалов, таких как плитка керамическая для полов и стен, керамический гранит грес и сантехники.

Предмет исследования – пути повышения  конкурентоспособности продукции ОАО «Керамин».

Цель и задачи работы определили ее структуру.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Во введении обосновывается выбор  темы дипломной работы, формулируются цель и решаемые задачи.

В первой главе рассматриваются  теоретические аспекты оценки конкурентоспособности продукции.

Во второй главе проводится анализ конкурентоспособности продукции: дается характеристика производственной и коммерческой деятельности предприятия; анализируются товарный ассортимент; дается оценка конкурентоспособности керамической плитки как занимающей наибольший удельный вес в общем выпуске продукции ОАО «Керамин»; подвергаются изучению покупательские предпочтения в оценке конкурентоспособности керамической плитки.

В третьей главе разработаны  и предложены мероприятия по повышению  конкурентоспособности керамической плитки.

Сделанные на основе проведенного анализа  выводы и предложения приводятся в заключении.

Анализ и оценка исследуемого строительного  теплоизоляционного материала проведены на основе изученных методических и научных разработок ученых БГЭУ Акулича И.Л., Карпеко О.И., отечественных авторов, таких как: Голубков Е.П., Дурович А.П., Данилов И.П., Боженов П.И., Багиев Г.Л., Токарева Б.Е. и др., зарубежных авторов: Котлер Ф., Эванс Дж.Р., Ассэль Г., Портер и др., а также таких периодических изданий, как: «Маркетинг в России и за рубежом», «Белорусский строительный рынок», «Нацыянальная эканамiчная газета», «Советская Белоруссия». В работе использованы данные предприятия, результаты практической деятельности отдела маркетинговых исследований и отдела маркетинговых коммуникаций ОАО «Керамин».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы оценки конкурентоспособности продукции

 

1.1 Сущность конкурентоспособности

 

 

Прежде, чем проводить  анализ конкурентоспособности продукции, сначала определим понятие конкуренции и конкурентоспособности продукции и рассмотрим ее основные показатели.

Конкуренция является формой взаимного  соперничества субъектов рыночной экономики. Средством конкуренции  являются товары и услуги, с помощью  которых соперничающие фирмы стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя. Таким образом, конкуренция базируется на 2 процессах: соперничестве и удовлетворении потребностей [4, с. 12].

Важнейшим условием функционирования рыночных отношений является наличие конкуренции. Конкуренция – это экономическое соперничество между обособленными производителями за удовлетворение своих интересов, связанных с продажей продукции одним и тем же потребителям. Конкуренция противостоит монополии.

Предприятия воздействуют на спрос своей продукции при помощи ценовой и неценовой конкуренции. Ценовая конкуренция характеризуется тем, что производители воздействуют на спрос путем повышения или снижения цены на товар, тем самым, определяя долю участия на рынке. При неценовой конкуренции предприятия воздействуют на спрос при помощи отличительных особенностей своей продукции или, стимулируя ее сбыт. Они совершенствуют качество, внешнее оформление, расширяют набор сервисных услуг, активизируют рекламу и тому подобное.

Вместе с тем важнейшим условием привлечения потребителя является обеспечение предприятием конкурентоспособности продукции, которая характеризуется способностью занять и сохранить за собой определенную долю рынка, потеснив аналогичные товары других производителей.

Конкурентоспособность продукции – это способность  продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период времени.

Оценкой конкурентоспособности товаров  и услуг занимаются различные  субъекты рынка: предприятия–изготовители, предприятия сферы услуг, потребительские организации. Но, в конечном счете, оценка конкурентоспособности является прерогативой потребителя. Из ряда аналогов он выбирает товар, который больше соответствует его потребностям [11, с. 256].

Конкуренция, являющаяся соревнованием ради прибыли, выступает основной движущей силой товарного хозяйства, а сам товар становится орудием конкурентной борьбы, ее видимой причиной и неизбежным следствием.

Информация о работе Повышение конкурентоспособности продукции ОАО «Керамин»