Конкурентоспособность продукции предприятия на примере ОАО «МинМебель»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является оценка конкурентоспособности продукции предприятия ОАО «МинМебель».
Цель предопределила решение следующих задач:
1)рассмотреть теоретические аспекты оценки конкурентоспособности
2)оценить конкурентоспособность продукции ОАО «МинМебель» за 2008-2010гг.
3)разработать пути повышения конкурентоспособности продукции ОАО «МинМебель» на 2011 год.

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 129.02 Кб (Скачать)

                                        Введение 

     Объектом  исследования является ОАО «МинМебель».

     Предметом исследования – конкурентоспособность  продукции предприятия.

     Цель  курсовой работы является оценка конкурентоспособности  продукции предприятия ОАО «МинМебель».

     Цель  предопределила решение следующих  задач:

     1)рассмотреть  теоретические аспекты оценки  конкурентоспособности 

     2)оценить  конкурентоспособность продукции  ОАО «МинМебель» за 2008-2010гг.

     3)разработать  пути повышения конкурентоспособности продукции ОАО «МинМебель» на 2011 год.

     В первой главе мы рассматриваем теоретические аспекты конкурентоспособности продукции, а именно: роль, значение и методы оценки конкурентоспособности продукции предприятия.

     Конкурентоспособность — это свойство объектов, характеризующее  степень удовлетворения какой-либо потребности в сравнении с  аналогичными объектами, представленными  на данном рынке, т.е. это способность  товаров отвечать требованиям рынка  и запросам покупателей.

     Основными составляющими конкурентоспособности  являются:

     Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара.

     Качество  продукции — это оценка потребителем степени соответствия ее свойств индивидуальным и общественным ожиданиям, обязательным нормам в соответствии с ее назначением

     При оценке уровня конкурентоспособности  продукции применяются следующие  методы:

     - дифференциальный;

     - комплексный;

     - смешанный.

     Дифференциальный  метод основан на использовании  единичных показателей конкурентоспособности.

     Комплексный метод оценки уровня конкурентоспособности  базируется на применении групповых  и интегральных показателей.

     Смешанный метод оценки уровня конкурентоспособности  основан на совместном применении единичных  и комплексных показателей.

     Таким образом, на сегодняшний день существует несколько способов оценки конкурентоспособности  продукции. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

     Во  второй главе мы оценивали конкурентоспособность  продукции на примере ОАО «МинМебель», за 2008-2010гг.

     В третьей главе мы проанализировали пути повышения конкурентоспособности  ОАО «МинМебель» на 2011г. 

 

 

  1. Теоретические аспекты  оценки конкурентоспособности  продукции.
 

    1.1 Роль и значение конкурентоспособности продукции предприятия 

     Конкурентоспособность — это свойство объектов, характеризующее  степень удовлетворения какой-либо потребности в сравнении с  аналогичными объектами, представленными  на данном рынке, т.е. это способность  товаров отвечать требованиям рынка  и запросам покупателей. С одной  стороны, конкурентоспособность определяется качеством товара, а с другой стороны — его ценой. Большое влияние на конкурентоспособность оказывает также мода, реклама, имидж предприятия, ситуация на рынке и другие факторы. Понятие конкурентоспособности — это очень важный критерий, характеризующий возможность предприятия существовать на рынке.[4,с.324]

     Качество- совокупность свойств и характеристик  продукта, которые придают ему  способность удовлетворять потребности.

     Основными составляющими конкурентоспособности  являются:

     1)цена  товара. Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара, или денежным выражением стоимости. Это фундаментальная экономическая категория.

     2) качество товара. Качество продукции — это оценка потребителем степени соответствия ее свойств индивидуальным и общественным ожиданиям, обязательным нормам в соответствии с ее назначением

     Качество  продукции связано с понятиями свойство продукции и полезность продукции. Свойство является объективной особенностью продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении, без оценивания важности этого свойства для потребителя (например, технический уровень продукции). Полезность — способность продукции приносить пользу конкретному потребителю, удовлетворять индивидуальным и общественным ожиданиям. [2,с.104]

     Существуют два понятия: «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность продукции».

     Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал.

     Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов.

     Абсолютно конкурентоспособными, исходя из этой посылки, являются новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке.

     Практика  определения конкурентоспособности  товара основывается на сравнительном анализе его совокупных характеристик с товарами-конкурентами по степени удовлетворения конкретных потребностей и по цене потребления.

     Конкурентоспособность продукции может быть выражена количественно через показатель конкурентоспособности. [7,с.56] 
 
 

     1.2 Методы оценки  конкурентоспособности  продукции предприятия 

     При оценке уровня конкурентоспособности  продукции применяются следующие  методы:

     - дифференциальный;

     - комплексный;

     - смешанный.

     Дифференциальный  метод основан на использовании  единичных показателей конкурентоспособности.

     При дифференциальном методе строятся параметрические индексы по формулам 1 и 2: 

                                             qi= (i = 1………,n)                              (1)                                                               

                                             q`i=                                        (2) 

где Pi - значение i-го показателя;

Рi*б - базовое значение i-го показателя;

n-количество  показателей.

     Из  формул (1), (2) выбирают ту, при которой  увеличению относительного значения показателя отвечает повышение конкурентоспособности  продукции. Например: относительное  значение мощности изделия вычисляется  по формуле (1), а для удельного  расхода топлива по формуле (2).

     Как правило, по величинам единичных  показателей не представляется возможным  однозначно оценить уровень конкурентоспособности  продукции. В этой связи широкое применение нашли комплексные и смешанные методы оценки. [5,с.215]

     Комплексный метод оценки уровня конкурентоспособности  базируется на применении групповых  и интегральных показателей. Узловым  моментом при оценке конкурентоспособности  является расчет общего показателя уровня (Kt). В основе его определения лежит соотношение интегральных показателей конкурентоспособности оцениваемого изделия и базового образца. При наличии полной информации о затратах на приобретение и эксплуатацию или потребление продукции уровень его конкурентоспособности определяется по формуле (3): 

                                           K(t)==*                             (3) 

где I (t), Iб (t) - интегральный показатель качества соответствия оцениваемого и базового образца;

П∑, Пб∑ - суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления соответственно оцениваемого и базового образца за срок службы;

З, Зб - полные затраты на приобретение и эксплуатацию или потребление соответственно оцениваемого и базового образца. [5,с.224]

     Для определения уровня конкурентоспособности  промышленной продукции может быть использован и смешанный метод  оценки.

     Смешанный метод оценки уровня конкурентоспособности  основан на совместном применении единичных  и комплексных показателей.

     Наиболее  важные показатели используются как  единичные. Остальные единичные  показатели объединяются в группы, для каждой из которых определяются групповые показатели. [5,с.215]

     На  основе полученной совокупности групповых  и единичных показателей качества оценивается уровень конкурентоспособности дифференциальным методом.

     Данный  метод имеет ряд недостатков:

     1) во всех случаях предполагается  линейная зависимость конкурентоспособности  от значения критерия, то есть  по всем параметрам спроса  равна 1;

     2) не учитывается то, что для  нескольких критериев существуют  ограничения, объективные или  субъективные, при нарушении которых,  конкурентоспособность продукции  стремится к нулю;

     3) при сравнении нескольких товаров 

     необходимо  проведение расчетов для каждой пары в отдельности;

     4) сложно установить весовое значение  показателей, особенно для большого  количества критериев;

     5) невозможно оценить степень влияния  на конкурентоспособность продукции  факторов, не поддающихся количественной  оценке;

     6) данным методом рассчитывается  конкурентоспособность одного объекта  относительно другого, а не  уровень конкурентоспособности  вообще;

     7) существует определенная сложность  выбора базы сравнения, особенно  в случаях, когда в качестве  таковой необходимо принять ряд  существующих образцов. Возникает  вопрос: какой товар является лучшим? Перечисленные выше методики до сих пор используются на предприятиях, но все большее и большее распространение в России получает параметрический анализ и рейтинговая оценка конкурентоспособности продукции. Особенности данных методик в том, что они основываются на разных типах информационного обеспечения. [5,с.234]

     Оценка  конкурентоспособности промышленной продукции является исходным элементом  для производственно-хозяйственной  деятельности предприятий в условиях рыночной  экономики. Изучение конкурентоспособности  должно вестись непрерывно и систематически на всех этапах жизненного цикла продукции. Такой подход дает возможность своевременно принять решения об оптимальных  измерениях товарного ассортимента, необходимости поиска новых рынков для производственных и модернизированных изделий, расширении и создании производственных мощностей и т.д. [1,с.23]

     Таким образом, на сегодняшний день существует несколько способов оценки конкурентоспособности  продукции. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Но всех их можно свести в два базовых  подхода к оценке конкурентоспособности  это:

Информация о работе Конкурентоспособность продукции предприятия на примере ОАО «МинМебель»