Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 20:10, курсовая работа
Целью курсового проекта является знакомство с предприятием, расчет уровня конкурентоспособности его продукции, определение путей его повышения и построение прогноза максимально возможного уровня конкурентоспособности продукции данного предприятия.
В процессе достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты конкурентоспособности продукции.
Анализ общего состояния сельхозпредприятия.
Оценить конкурентоспособность продукции.
Выявить возможности повышения конкурентоспособности продукции
Введение 3
1.Теоретические аспекты конкурентоспособности продукции 5
1.1.Понятие и показатели конкурентоспособности продукции 5
1.2.Проблемы повышения конкурентоспособности продукции 12
2.Основные экономические результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия 18
2.1.Организационно-правовая форма хозяйствования 18
2.2.Размеры и специализация производства 26
2.3.Производственные ресурсы и эффективность их использования 31
2.4.Финансовое состояние предприятия 35
3.Уровень конкурентоспособности продукции предприятия 44
3.1.Объем производства и реализации продукции 44
3.2.Динамика себестоимости продукции и цен реализации 46
3.3.Рентабельность производства продукции 49
4.Пути повышения конкурентоспособности продукции 53
4.1.Повышение качества продукции 53
4.2.Резервы снижения себестоимости продукции 55
4.3.Совершенствование реализации продукции 57
4.4.Прогноз показателей конкурентоспособности продукции 60
Заключение 63
Список используемой литературы 65
Мичуринский
государственный аграрный университет
Кафедра
экономики АПК
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Экономика организаций»
на тему: «Конкурентоспособность продукции предприятия».
Выполнена
Содержание
Представленная работа посвящена теме «Конкурентоспособность продукции предприятия».
В настоящее время термин «конкурентоспособность» стал одним из наиболее употребляемых в научной литературе. Политики, экономисты, представители бизнеса, журналисты также широко его используют, когда речь идет о необходимости интеграции экономики страны в систему современного мирового хозяйства.
За
рубежом проблематика конкурентоспособности
занимает одно из центральных мест
в экономическом анализе
Фундаментальные изменения структуры мирового рынка, связанные с переходом группы стран от плановой к рыночной экономики, привели к драматичным последствиям в первую очередь для стран бывшего Советского Союза. Отсутствие последовательных шагов по реформированию внутреннего рынка привело к свертыванию национального производства и сокращению экспорта и как следствие потере сфер влияния этих стран на международных рынках.
В настоящее время в условиях либерализации торговли, все более ощутимой для России (в связи с интенсификацией переговорного процесса о присоединении страны к ВТО), сдерживание «нежелательной» импортной экспансии будет ограничено принятыми международными правилами. Поэтому тема конкурентоспособности отечественной (в т.ч. и сельскохозяйственной) продукции приобретает особую актуальность.
Объектом
исследования в данной курсовой работе
является сельхозпредприятие ООО «Александровское»
Мичуринского района.
Предметом – конкретные данные из отчетов о деятельности этого предприятия, и в первую очередь данные, связанные с конкурентоспособностью продукции.
Целью курсового проекта является знакомство с предприятием, расчет уровня конкурентоспособности его продукции, определение путей его повышения и построение прогноза максимально возможного уровня конкурентоспособности продукции данного предприятия.
В процессе достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
При написании данной курсовой работы использовались методы:
Данная курсовая работа выполнении на основе данным годового отчета предприятия ООО «Александровское» за 2008 год и годового отчета по Мичуринскому району за 2008 год.
В
условиях рыночной экономики выживаемость
любого предприятия, его устойчивое
положение на рынке товаров определяется
уровнем его конкурентоспособности, то
есть способности производить и сбывать
товары, которые по ценовым и неценовым
характеристикам более привлекательны
для потребителей, чем товары их конкурентов.
Это понятие включает в себя совокупность
экономических, технических и эксплуатационных
параметров, которые позволяют выдержать
конкуренцию с другими аналогичными предприятиями/товарами/
Под конкурентоспособностью предприятия понимается текущее положение предприятия на рынке, занимаемая доля рынка - объем продаж в сопоставлении с общими по рынку и объемами продаж предприятий-конкурентов и тенденции его изменения. [6, C. 172].
Важный аспект такой конкурентоспособности - наличие конкурентных преимуществ, то есть уникальных осязаемых и неосязаемых активов, которыми владеет предприятие, которые стратегически важны для бизнеса и позволяют побеждать в конкурентной борьбе. Поэтому конкурентоспособность не является постоянным признаком; преимущество над соперником может утрачиваться со временем, как за счет факторов внешней среды, так и за счет внутренних факторов. Внешними факторами конкурентоспособности являются:
Внутренние факторы конкурентоспособности:
Конкурентоспособная продукция - это продукция, обладающая более высокими свойствами по сравнению с аналогами и пользующаяся в результате повышенным спросом. Конкурентоспособность продукции - понятие относительное, четко привязанное к определенному рынку и времени сбыта, что особенно характерно для с.-х. товаров. Конкурентоспособность – это решающий фактор коммерческого успеха товара на конкурентном рынке. Конкурентоспособность продукции — это совокупность потребительских и стоимостных характеристик производимой продукции, позволяющая ей выдержать конкуренцию на конкретном рынке и в определенном промежутке времени. Конкурентоспособность продукции определяется показателями ее себестоимости, качества, ценой, упаковкой, товарным знаком, рекламой и т.д. Основную роль играют цена и качество товара. Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Различают следующие виды себестоимости: цеховую, производственную и полную. Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции. Производственная себестоимость, помимо затрат цехов, включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Полная себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и коммерческих расходов. Именно полную себестоимость учитывают при установлении цены. Различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость. Индивидуальная себестоимость обусловливается конкретными условиями, в которых действует то или другое предприятие. Среднеотраслевая себестоимость определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукций по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда. Чем больше разность между среднеотраслевой и индивидуальной себестоимостью тем более конкурентоспособна выпускаемая продукция. Исходя из полной себестоимости на предприятии разрабатывается политика цен, в зависимости от задач, которыми могут быть: обеспечение выживаемости предприятия, максимизация прибыли и т.д. [5, C. 418].
Качество продукции – совокупность свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии.
Конкурентоспособность – это динамичная характеристика потенциальной способности продукции, а не раз и навсегда приобретенное свойство: оно привязано к определенным рынкам и конкретному времени. Продукция, обладающая конкурентоспособностью на одном географическом рынке, может не иметь этого свойства на другом. И напротив, продукция, терпящая провал, вытесняемая с рынка, через определенное время может пользоваться успехом на нем. Говоря о конкурентоспособности продукции, мы должны иметь в виду конкретные рыночные условия. Понятие «конкурентоспособность» не может быть универсальным. Конкурентоспособность продукции носит относительный, а не абсолютный характер: она может обнаружить себя только по отношению к другой продукции. [5, C. 55].
Конкурентоспособность продукции может быть выражена количественно через показатель конкурентоспособности. Существует несколько методик оценки конкурентоспособности продукции, применяемых в практике работы предприятий или предлагаемых некоторыми авторами как научные разработки. Рассмотрим их подробнее.
Методика оценки конкурентоспособности товаров по цене потребления.
Цена потребления равна сумме цены приобретения новой техники и издержек потребителя, которые связаны с использованием приобретаемой техники за весь нормативный срок ее службы. Для покупателя все расходы делятся на две основные категории. Во-первых, это постоянные затраты, которые осуществляются единовременно и в дальнейшем не изменяют своей величины, т. е. покупная цена изделия, расходы на установку, монтаж и пр. Во-вторых, это переменные затраты, осуществляющиеся в процессе использования изделием; они включают эксплуатационные расходы, энергия, сырье, рабочая сила и т. п.), текущий ремонт и обслуживание и др. [5, C. 173]
Методика оценки конкурентоспособности товаров по объему их продаж. Сущность этой методики основана на косвенном измерении конкурентоспособности по объему продаж. При этом делается предположение, что объем продаж конкурентных товаров, свидетельствует о потребительских предпочтениях и поэтому может служить критерием конкурентоспособности. Кроме того, маркетинговые службы торговых организаций используют и другие косвенные показатели конкурентоспособности: уровень реализации и скорость розничной продажи.
Единственным достоинством этой методики является относительная простота и доступность. К недостаткам относится невозможность применения для оценки межфирменных товаров-конкурентов, так как отсутствуют достоверные данные об объеме продаж конкретных товаров у фирм-конкурентов. Поэтому сфера применения этой методики ограничена внутрифирменной конкуренцией товаров. К тому же ее достоверность невелика, так как массовость продаж может объясняться не сильной конкурентоспособностью товаров, а слабой конкурентной средой и отсутствием или недостаточностью товаров-конкурентов.
Для
повышения достоверности
Определение
комплексного (интегрального) показателя
конкурентоспособности
Рис.
1. Схема анализа конкурентоспособности
продукции.[12, C. 119].
Таким
образом, для оценки конкурентоспособности
продукции по этой методике необходимо
сопоставить параметры
Исследования
поведения покупателей
.
Это и есть условие конкурентоспособности. Но оценка возможна только в сравнении. Поэтому оценка конкурентоспособности продукции включает следующие этапы:
а) анализ рынка и выбор образца продукции как наиболее конкурентоспособного в качестве базы;
б) определение набора сравниваемых параметров обоих образцов;
Информация о работе Конкурентоспособность продукции предприятия