Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:50, курсовая работа
Цель работы: определение конкурентоспособности конкретного вида товара: DVD-проигрывателя ОАО «Горизонт». Тема данной курсовой работы весьма актуальна, поскольку только конкурентоспособная организация способна эффективно функционировать в рыночной экономике. Следует отметить особую актуальность проблем конкурентоспособности для белорусских предприятий - существует необходимость производить и реализовывать на рынке восстребуемый товар или услугу.
Реферат .3
1. Методические основы конкурентоспособности продукции ..4
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции. Показатели конкурентоспособности 4
1.2 Методы оценки конкурентоспособности продукции 18
1.3 Роль маркетинговых исследований в повышении конкурентоспособности продукции 21
2. Маркетинговое исследование конкурентоспособности конкретного товара…………………………………………………………………………….23
2.1 Разработка плана исследования 23
2.2 Анализ результатов исследования 25
3. Основные направления повышения конкурентноспособности товара 34
3.1 Конкурентоспособность DVD-проигрывателя HORIZONT DVD-525 на Белорусском рынке………………………………………………………….…..34
3.2 Основные направления повышения конкурентоспособности DVD-проигрывателя HORIZONT DVD-525………………………………………….37
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложение 1…………………………………………………...………………42
Приложение 2…………………………………………...………………………44
Приложение 3…………………………………………...………………………46
Приложение 4…………………………………………..……………………….49
Товарный знак – это один из наиболее ценных объектов собственности.
Методы определения показателей конкурентоспособности. Важной задачей для анализа конкурентоспособности товаров является количественное определение характеризующих ее показателей.
Показатели
конкурентоспособности могут
Неизмеримые показатели, как правило, не имеют естественной физической меры, выражаются лишь в качественных описаниях и не имеют численных значений. К ним относятся показатели эргономические, эстетические, а также большинство организационно-коммерческих. Для определения измеримых показателей используются в основном измерительный, регистрационный и расчетный методы.
Измерительный метод заключается в выявлении значений показателей конкурентоспособности с использованием технических измерительных средств. С его помощью определяются значения массы изделия, силы тока, скорости автомобиля и др.
Регистрационный метод основан на использовании информации получаемой путем подсчета числа определенных событий, случаев или затрат. Им определяются показатели стандартизации и унификаций, патентно-правовые, экономические (затраты на эксплуатацию изделия) и др.
Расчетный
метод заключается в
Определение неизмеримых показателей, требует выбора способа количественной оценки. Для этого используются эвристикоаналитические методы:
– органолептический; – экспертный; – социологический.
Органолептический метод построен на субъективном восприятии человеком того или иного свойства изделия. Выражение восприятия обычно осуществляется по шкале желательности (в баллах), например, очень красивый внешний вид – 5, красивый – 4, хороший – 3, удовлетворительный – 2, плохой – 0.
Органолептический метод используется в тех случаях, когда охарактеризовать значения показателей с помощью расчетно-измерительных методов невозможно, нецелесообразно или затруднительно. С его помощью устанавливаются показатели пищевых продуктов, эстетические показатели и др.
Определение
значений показателей
Экспертный метод применяется при оценке неизмеримых показателей (эстетических, некоторых эргономических, организационно-коммерческих и др); для упрощения процедуры оценки конкурентоспособности, снижения ее сложности и трудоемкости при одновременном сохранении заданной точности оценки; при выполнении отдельных операций оценка конкурентоспособности (при классификации изделий и потребителей, выбора базовых показателей и образцов, назначении коэффициентов весомости, построении шкал оценки).
Установление
значений показателей
– непосредственной оценки конкурентоспособности того или иного товара;
– определения наиболее значимых показателей, указывающих на конкурентоспособность изделия у различных групп потребителей;
– выявления требований потребителей к товарам;
– своевременного снятия с производства изделий, не пользующихся спросом;
– оценки перспективности производства новых товаров и т.д.
Социологический метод основывается на результатах обследования потребителей с использованием различных процедур опроса, социологических шкал и способов измерений. Так, для выяснения общего отношения потребителя к товарам обычно используют систему оценок по шкале Озгуда: 1 – замечательный, 2 – очень хороший, 3 – хороший, 4 – посредственный, 5 – плохой, 6 – очень плохой, 7 – никуда не годный.
Полученные от потребителей ответы суммируются и выводится средняя оценка. Чем ближе средняя оценка к единице, тем выше конкурентоспособность товара с точки зрения потребителей.
Определение
показателей
Выбор того или иного метода определения показателей зависит от целей оценки конкурентоспособности, вида товаров и конкретных условий оценки. Выбранный метод должен обеспечивать ее проведение в заданные сроки с необходимой точностью и полнотой.
Для
получения на базе единичных группового
показателя, характеризующего соответствие
изделия потребности, необходимо их объединить
с учетом значимости каждого единичного
показателя:
где – групповой индекс по качественным (сопоставительным) показателям;
– значение оценки i-го качественного (сопоставительного) показателя конкурентоспособности;
– коэффициент весомости i-го качественного (сопоставительного) показателя конкурентоспособности;
n – число показателей, принимаемых во внимание при оценке.
Для
нахождения индекса конкурентоспособности
по экономическим показателям необходимо
провести сопоставление цен потребления
анализируемого товара и базового образца:
где – групповой индекс по экономическим показателям 9ценам потребления);
C – цена потребления анализируемого товара;
– цена потребления базового товара-образца.
Цена
потребления товара может быть представлена
в виде суммы затрат по отдельным ее составляющим
показателям:
где – затраты по единичным показателям цены потребления (в стоимостном выражении);
n – число показателей.
Оценка
единичных экономических
где – значение оценки i-го экономического показателя анализируемого товара;
– затраты по i-му экономическому показателю анализируемого товара;
– затраты по i-му экономическому показателю базового образца.
С
учетом формулы (1.5) групповой индекс конкурентоспособности
по экономическим показателям будет равен:
Пусть
– доля затрат по отдельным единичным
показателям в цене потребления. Тогда:
Таким образом, групповой индекс конкурентоспособности анализируемого товара по экономическим показателям представляет сумму оценок единичных показателей, взвешенных по коэффициентам их долевого участия в цене потребления базового образца.
Расчет
комплексного показателя конкурентоспособности
производится на основе групповых показателей
по регламентируемым, качественным (сопоставительным),
экономическим показателям:
где K – комплексный показатель конкурентоспособности анализируемого товара по отношению к базовому образцу;
, , – групповые индексы конкурентоспособности по регламентируемым, качественным (сопоставительным) и экономическим показателям соответственно.
По смыслу показатель К отражает различие между сравниваемыми товарами в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат потребителя на их приобретение и использование.
На основе рассчитанного комплексного показателя формируется вывод о конкурентоспособности оцениваемого товара. При К<1 анализируемое изделие уступает базовому образцу по конкурентоспособности, при К>1 превосходит образец. При равной конкурентоспособности К=1. Следует отметить, что действие групповых индексов и является разнонаправленным. При приросте (т.е. улучшении потребительских показателей анализируемого товара по сравнению с аналогичными показателями базового образца) показатель К увеличивается, отражая рост конкурентоспособности. При приросте (цены потребления анализируемого товара по сравнению с базовым образцом) показатель К уменьшается, отражая снижение конкурентоспособности [10].
Методология определения уровня конкурентоспособности продукции предполагает выделение базового образца и сравнение с ним параметров каждого вновь создаваемого изделия. При этом сравниваемые показатели имеют различный физический смысл, размерность и различную значимость в общей оценке.
Отправным пунктом оценки конкурентоспособности является определение цели исследования. При исследовании анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изделиях, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем законодательстве и др.
Выбор базы сравнения производимой и требуемой рынком продукции включает:
На основе изучения потребностей потенциальных покупателей определяется номенклатура параметров, которыми пользуется производитель при оценке продукции на рынке, а так же величины этих параметров, требуемых потребителю, и весомость каждого в общем наборе.
Информация о работе Исследование и оценка конкурентоспособности товара