Исследование и оценка конкурентоспособности товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определение конкурентоспособности конкретного вида товара: DVD-проигрывателя ОАО «Горизонт». Тема данной курсовой работы весьма актуальна, поскольку только конкурентоспособная организация способна эффективно функционировать в рыночной экономике. Следует отметить особую актуальность проблем конкурентоспособности для белорусских предприятий - существует необходимость производить и реализовывать на рынке восстребуемый товар или услугу.

Содержание

Реферат .3
1. Методические основы конкурентоспособности продукции ..4
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции. Показатели конкурентоспособности 4
1.2 Методы оценки конкурентоспособности продукции 18
1.3 Роль маркетинговых исследований в повышении конкурентоспособности продукции 21
2. Маркетинговое исследование конкурентоспособности конкретного товара…………………………………………………………………………….23
2.1 Разработка плана исследования 23
2.2 Анализ результатов исследования 25
3. Основные направления повышения конкурентноспособности товара 34
3.1 Конкурентоспособность DVD-проигрывателя HORIZONT DVD-525 на Белорусском рынке………………………………………………………….…..34
3.2 Основные направления повышения конкурентоспособности DVD-проигрывателя HORIZONT DVD-525………………………………………….37
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложение 1…………………………………………………...………………42
Приложение 2…………………………………………...………………………44
Приложение 3…………………………………………...………………………46
Приложение 4…………………………………………..……………………….49

Работа содержит 1 файл

kursovaq.doc

— 825.50 Кб (Скачать)

УО «Министерство  образования Республики Беларусь»

Белорусский государственный экономический  университет 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

по курсу  «Маркетинговые исследования» 

на тему «Исследование и оценка конкурентоспособности  товара» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2009 

СОДЕРЖАНИЕ

     РЕФЕРАТ

 

     Курсовая  работа: 41 с., 4 прил., 2 табл., 11 источников. 

     КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ, ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ, КАЧЕСТВО ТОВАРА, МАРКЕТИНГОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

     Объект  исследования – конкурентноспособность DVD-проигрывателя ОАО «Горизонт».

     Предмет исследования

     Цель  работы: определение конкурентоспособности конкретного вида товара: DVD-проигрывателя ОАО «Горизонт».

     Товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.[8]

     Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара.

     Она определяется совокупностью потребительских  свойств данного товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления. [9]

     Тема  данной курсовой работы весьма актуальна, поскольку только конкурентоспособная организация способна эффективно функционировать в рыночной экономике. Следует отметить особую актуальность проблем конкурентоспособности для белорусских предприятий - существует необходимость производить и реализовывать на рынке восстребуемый товар или услугу.

  • Методические основы конкурентоспособности продукции
    • Понятие конкурентоспособности продукции. Показатели конкурентоспособности

     Наиболее  важным в исследовании товара является определение его конкурентоспособности.

     В практической деятельности и в теоретических  изысканиях нередко ставится знак равенства между качеством и конкурентоспособностью либо вообще не делается различий между ними. Имеют место также споры относительно того, какое из двух понятий шире.

     Конкурентоспособность товара определяется, в отличие от качества, совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности, а прочие характеристики во внимание не принимаются. Более того, в силу указанного, товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если значительно повысилась его стоимость за счет придания товару новых свойств, не представляющих существенного интереса для основной группы его покупателей.

     В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха товара является конкурентоспособность.

     Конкурентоспособность товара — решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время его эксплуатации.

     В силу многоаспектности применения данной категории в различных отраслях знаний в научно-технической литературе существует ряд определений, подчас противоречащих друг другу.

     Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов. [2]

     Конкурентоспособность (т.е. возможность коммерчески выгодного сбыта на конкурентном рынке) товара можно определить только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность – понятие относительное, чётко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает ещё и индивидуальный оттенок.

     Наконец, конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя (и, естественно, гарантируют удовлетворение данной потребности). [4]

     Изучение  конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его  жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка). При этом исходя из того, что выпуск предприятием нового продукта прежде чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразен.

     Вместе  с тем любой товар после  выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Поэтому новое изделие проектируется  по графику, обеспечивающему его выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним изделием. Иначе говоря, конкурентоспособность новых товаров должна быть опережающей  и достаточно долговременной. [4]

     Конкурентоспособность товаров более полно раскрывается через систему ее показателей. Они представляют собой совокупность критериев количественной оценки уровня конкурентоспособности изделий.

     Основой для построения системы показателей  конкурентоспособности являются анализ взаимодействия потребности и товара, в ходе которого осуществляется их сравнение и выявляется степень соответствия друг другу. Суммарный полезный эффект каждого товара по существу представляет производную нескольких факторов, важнейшим из которых является качество изделия. Именно оно является основным критерием успеха товаров в конкурентной борьбе на рынке и образует группу качественных показателей конкурентоспособности. Параметры, которые оказывают влияние на уровень расходов покупателя, можно объединить в группу экономических. Они фактически определяют уровень цены потребления.

     Достаточно  близко к экономическим находится  группа организационно-коммерческих показателей, которые характеризуют условия и коммерческие затраты на формирование спроса и стимулирование сбыта товаров на конкретном рынке. Таким образом, конкурентоспособность товаров определяется качественными, экономическими и организационно-коммерческими показателями. [7]

     Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют свойства товара, благодаря которым он удовлетворяет конкретную общественную потребность. Они подразделяются на классификационные и оценочные.

     Классификационные показатели характеризуют принадлежность изделия к определенной классификационной группировке в выбранной системе классификации и определяют назначение, область применения и условия использования данного товара. Они могут быть представлены как количественные (показатели, параметры) и качественные (признаки) характеристики. Классификационные показатели используются на исходных этапах оценки конкурентоспособности для формирования групп аналогов оцениваемой продукции. Оценка конкурентоспособности имеет смысл только применительно к однотипной продукции, характеризующейся близкими классификационными показателями.

     Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество товара. Они используются для нормирования требований к качеству и сравнения различных образцов товара, отнесенных к одному классу по классификационным показателям.[7]

     Группы  оценочных показателей:

  1. регламентируемые показатели характеризуют патентную чистоту товаров, требования их сертификации и соответствия определенным международным, национальным и региональным стандартам, а также законодательству;
  2. сопоставительные - функциональные, надежности в потреблении, эргономические и эстетические.

    Регламентируемые  показатели подразделяются:

    • экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции;
    • показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обеспечивающие при ее потреблении или эксплуатации безопасность человека (обслуживающего персонала);
    • патентно-правовые показатели - патентная чистота обеспечивается, если оригинальные технические решения, использованные при производстве данного товара, осуществлены только разработчиками предприятия-изготовителя или основаны на приобретенной у других фирм соответствующей лицензии и не попадают под действие патентов в конкретных странах;
    • взаимозаменяемости и совместимости - характеризуют насыщенность товара стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации с другими изделиями.

     Функциональные  показатели определяют, какую основную потребность и каким именно способом удовлетворяет товар как предмет потребления в отличие от других товаров, обращающихся на рынке. Они характеризуют полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции и прогрессивность закладываемых в нее технических решений.

     Показатели  надежности товаров в потреблении близки к функциональным, потому что они определяют, как выполняет предмет потребления свою функцию в течение срока эксплуатации, сохраняются ли основные параметры его функционирования во времени и в пределах, соответствующих заданным условиям потребления.

     Эргономические  показатели обеспечивают удобство и комфорт эксплуатации изделий в системе "человек — изделие — среда", оптимизацию физической и психической нагрузки человека, связанной с получением полезного эффекта. К группе эргономических относятся следующие подгруппы показателей: гигиенические, антропометрические, физиологические и психофизиологические, а также психологические.

     Показатели  надежности товаров  в потреблении близки к функциональным, потому что они определяют, как выполняет предмет потребления свою функцию в течение срока эксплуатации, сохраняются ли основные параметры его функционирования во времени и в пределах, соответствующих заданным условиям потребления. Надежность – это качество, развернутое во времени. Временный фактор эксплуатации товара играет существенную роль для потребителя, ибо позволяет, с одной стороны, больше получать полезный эффект от изделия, а с другой — существенно экономит время и средства, связанные с ремонтом или заменой изделия.

     Будучи  сложным свойством, надежность характеризуется четырьмя показателями – безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью и сохраняемостью. Для сложных бытовых машин и приборов имеют значение все четыре группы показателей. Для предметов потребления, не выполняющих технически сложных функций, а также для неремонтируемых изделий в качестве основных показателей надежности служат показатели долговечности и сохраняемости.

     Показатели  безотказности характеризуют свойства технически сложных изделий (телевизоров, фотоаппаратов, стиральных машин, холодильников, пылесосов и др.) непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки.

     Показатели  долговечности характеризуют свойство товара выполнять свои функции до наступления предельного состояния, указывающего на невозможность дальнейшей эксплуатации (потребления) изделия.

Информация о работе Исследование и оценка конкурентоспособности товара