Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:50, курсовая работа
Цель работы: определение конкурентоспособности конкретного вида товара: DVD-проигрывателя ОАО «Горизонт». Тема данной курсовой работы весьма актуальна, поскольку только конкурентоспособная организация способна эффективно функционировать в рыночной экономике. Следует отметить особую актуальность проблем конкурентоспособности для белорусских предприятий - существует необходимость производить и реализовывать на рынке восстребуемый товар или услугу.
Реферат .3
1. Методические основы конкурентоспособности продукции ..4
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции. Показатели конкурентоспособности 4
1.2 Методы оценки конкурентоспособности продукции 18
1.3 Роль маркетинговых исследований в повышении конкурентоспособности продукции 21
2. Маркетинговое исследование конкурентоспособности конкретного товара…………………………………………………………………………….23
2.1 Разработка плана исследования 23
2.2 Анализ результатов исследования 25
3. Основные направления повышения конкурентноспособности товара 34
3.1 Конкурентоспособность DVD-проигрывателя HORIZONT DVD-525 на Белорусском рынке………………………………………………………….…..34
3.2 Основные направления повышения конкурентоспособности DVD-проигрывателя HORIZONT DVD-525………………………………………….37
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложение 1…………………………………………………...………………42
Приложение 2…………………………………………...………………………44
Приложение 3…………………………………………...………………………46
Приложение 4…………………………………………..……………………….49
Товар может перестать удовлетворять потребностям по двум причинам: физического износа, в результате которого физическое состояние товара не позволяет удовлетворять потребности и изменения потребностей, вследствие чего товар с имеющимися свойствами не соответствует изменившимся потребностям – указанное явление представляет собой моральное старение изделий.
Принципиальное различие между рассматриваемыми причинами снижения потребительной ценности состоит в том, что при физическом износе товар расходует свой ресурс, принося соответствующую пользу потребителю, при моральном старении товар может вообще не быть реализованным.
Показатели ремонтопригодности характеризуют приспособленность товара к предупреждению и обнаружению причин повреждения и их устранению путем профилактического осмотра, ремонта и технологического обслуживания. Ремонтопригодность изделий зависит от конструкции и применения унифицированных деталей и узлов.
Показатели ремонтопригодности – вероятность восстановления в заданное время, среднее время восстановления (гарантийный, текущий и срочный ремонты и ремонт на дому), а также трудоемкость ремонта и др.
Показатели сохраняемости характеризуют свойство товара сохранять исправное, работоспособное и пригодное к потреблению состояние после хранения и транспортирования. Они определяются сроком сохраняемости (календарной продолжительностью хранения и транспортирования товара), в течение которого значения заданных показателей остаются неизменными.
Эргономические, показатели обеспечивают удобство и комфорт эксплуатации: изделий в системе "человек – изделие — среда", оптимизацию физической и психической нагрузки человека, связанной с получением полезного эффекта.
К группе эргономических относятся следующие подгруппы показателей:
– гигиенические;
– антропометрические;
–
физиологические и
– психологические.
Гигиенические показатели характеризуют условия, которые при эксплуатации изделий влияют на организм и работоспособность человека. К ним относятся освещенность и запыленность помещения, температура и влажность воздуха, гигроскопичность, шум, вибрация и др. К гигиеническим показателям относится и возможность содержания изделий в чистоте, которая зависит от природы материала, формы изделия и характера его поверхности.
Антропометрические показатели характеризуют соответствие конструкции изделия и его элементов форме и массе тела человека, что обеспечивает удобство пользования изделием и рациональное расходование энергии человека в системе "человек – изделие – среда".
Данные
показатели особенно важны для одежды,
обуви, мебели. Так, из комплекса свойств,
определяющих качество обуви, первостепенную
роль играет впорность, характеризующая
способность изделий
Физиологические и психофизиологические показатели определяют соответствие изделия силовым, скоростным, энергетическим, обонятельным и вкусовым возможностям человека. Например, зрительное восприятие яркости и тона цвета надписей на шкалах товаров оптимально, когда расстояние между делениями шкалы не менее 1,5 мм.
Психологические показатели характеризуют соответствие изделия возможностям восприятия и переработки информации, а также закрепленным и вновь формируемым навыкам (соответствие изделия восприятию, мышлению и памяти человека). Они учитывают легкость освоения потребителем функциональных возможностей товара (например, получения оптимального изображения на экране телевизора) и алгоритмы управляющих действий, например, при настройке видеомагнитофонов на различные режимы работы, быстроту выработки навыков (способов) взаимодействия с товаром и др.
Эстетические показатели характеризуют способность изделий выражать в чувственно воспринимаемых признаках формы свою общественную ценность (социально-культурную значимость, степень целесообразности, полезности, рациональности и др.). Они определяют эстетическую ценность продукции и способность удовлетворять эстетические потребности человека. Эти показатели меняются во времени: то, что признавалось красивым вчера, сегодня может оказаться некрасивым. Особенно это присуще предметам одежды и обуви, мода на которые меняется каждый сезон, а нередко и несколько раз за сезон.
Показатель художественной выразительности характеризует способность товара отражать сложившиеся в обществе эстетическиe представления и культурные нормы. Художественная выразительность товара проявляется в художественно-образном выражении социально значимой информации (знаковость), своеобразии признаков формы, характеризующих общность средств и приемов художественной выразительности, свойственных определенному периоду времени (стилевое соответствие), в признаках внешнего вида, выявляющих общность временно господствующих эстетических вкусов и предпочтений (соответствие моде).
Показатель рациональности формы характеризует соответствие эстетически значимой формы объективным условиям эксплуатации товара. Рациональность формы определяется соответствием формы изделия его назначению, конструктивному решению и применяемым материалам (функционально-конструктивная обусловленность), а также выявлением в эстетически значимой форме способа и. удобства действий человека с товаром (эргономическая приспособленность).
Показатель целостности композиции характеризует гармоничное единство частей и целого, органичную взаимосвязь элементов формы товара, его согласованность с другими изделиями и окружающей средой. Целостность композиции проявляется в общей логике пространственного строения формы (организованность объёмно-пространственной структуры), в характере очертаний формы (пластичность), в соподчинении графических и изобразительных элементов общему композиционному решению (упорядоченность графических и изобразительных элементов), во взаимосвязи цветовых сочетаний и использовании декоративных свойств материалов (колорит и декоративность).
Показатели совершенства производственного исполнения и стабильности товарного вида характеризуют зависимость товарного вида изделия от конкретных условий производства и специфики эксплуатации. Эти показатели не являются собственно эстетическими и включаются в данную группу условно. Однако они существенно влияют на восприятие формы изделия и поэтому рассматриваются как одно из важных условий, определяющих эстетическое совершенство товаров. Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида изделия достигаются чистотой исполнения контуров, округлений и соединений отдельных элементов (чистота выполнения контуров и сопряжений), тщательностью нанесения покрытий и отделки поверхностей (тщательность покрытий и отделки), четкостью исполнения фирменных знаков, сопроводительной документации и информационных материалов (четкость исполнения знаков и сопроводительной документации), сохранностью элементов формы и поверхности от повреждений, стирания и изменения декоративных покрытий (устойчивость к повреждениям).
Эстетические показатели наиболее значимы для изделий, непосредственно обслуживающих человека и формирующих его окружающую среду (швейные изделия, трикотаж, обувь, транспортные средства, мебель, бытовые машины и приборы, светильники и др.). Для продукции производственного назначения, а также деталей машин и механизмов наибольшую значимость в составе эстетических показателей приобретают показатели рациональной организации формы, для отделочных материалов и некоторых видов сырья – показатели декоративной выразительности и цветофактурного решения.
К экономическим показателям, определяющим конкурентоспособность товаров, относятся полные затраты потребителя (единовременные затраты) и издержки, связанные с их эксплуатацией (эксплуатационные или текущие).
Единовременные затраты представляют собой постоянную составляющую цены потребления. В общем виде они включают:
Текущие (эксплуатационные) затраты являются переменной составляющей цены потребления. Они включают:
Состав и структура цены потребления определяются назначением изделия, уровнем качества, социально-экономическим положением потребителя, наличием услуг и другими факторами. Кроме того, в структуру затрат могут включаться и элементы, характеризующие индивидуальные особенности товара.
Цена потребления зависит также от длительности жизненного цикла товара у потребителя: чем дольше он эксплуатируется, тем больше эксплуатационные затраты и тем ниже доля первоначальной цены в общей сумме затрат. [7]
Организационно-
На
рынке товаров
В этих условиях изготовитель никогда не забывает о своих собственных интересах. Рентабельность его собственной деятельности - основное условие коммерческого успеха. Для обеспечения преимуществ поставляемого товара по уровню цены, качеству, условиям поставки и сервису производитель вынужден, как правило, расходовать дополнительные средства, выделяемые им из прибыли. Поэтому для производителя условия конкурентоспособности его товара в практическом плане оцениваются как отношение общей выручки от реализации к совокупным издержкам на изготовление, доставку товара и его сервисное обслуживание.[11]
Упаковка. Ее роль в деятельности наших предприятий, зачастую недооценивается. Очень часто приходится наблюдать продажу товаров либо без упаковки вообще, либо в такой серой и унылой упаковке, что поневоле пропадает желание их покупать. Тем не менее упаковка значительно влияет на эффективность сбыта изделий. Внешнее оформление и информационное содержание упаковки имеет огромное значение: с помощью упаковки товар сам себя продает. Кроме того, объем продаж непосредственно зависит от упаковки.
В экономически развитых странах на упаковку тратится свыше 3 % национального дохода ежегодно. Современная, красивая упаковка – важнейший фактор конкурентоспособности товаров на рынке.
Торговая марка. Это зарегистрированное в установленном порядке обозначение (товарный знак), проставляемое на товаре или его упаковке и служащее для отличия товаров одной фирмы от изделий других фирм. Товарный знак юридически защищается, так как имеет свойства исключительной принадлежности. Торговая марка удостоверяет качество товара и призвана содействовать его реализации. Признанный покупателями, утвердивший в общественном мнении свою высокую репутацию товарный знак уже сам по себе служит надежным гарантом и отличной рекламой продукции той фирмы, которой он принадлежит. Обладание таким товарным знаком – огромное преимущество в конкурентной борьбе, беспроигрышная возможность расширения рынка сбыта.
Информация о работе Исследование и оценка конкурентоспособности товара