Информационно-коммуникационное обеспечение управления маркетингом

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта - анализ и совершенствование информационного и коммуникационного обеспечения управления маркетингом.
Объект исследования - УФПС Амурской области - филиала ФГУП «Почта России» Зейский почтамт.
По результатам анализа были предложены пути повышения эффективности информационного и коммуникационного обеспечения управления маркетингом УФПС Амурской области - филиала ФГУП «Почта России» Зейского почтамта.

Содержание

Введение6
1 Теоретические аспекты информационного и коммуникационного обеспечения управления маркетингом8
1.1 Понятие и сущность информационного и коммуникационного обеспечения управления маркетингом8
1.2 Процесс коммуникации в маркетинговой информационной системе предприятия15
2 Анализ информационного и коммуникационного обеспечения управления маркетингом УФПС Амурской области - филиала ФГУП «Почта России» Зейского почтамта26
2.1 Анализ рынка почтовых услуг26
2.2 Организационно-экономическая характеристика ФГУП «Почта России»38
2.3 Анализ информационного и коммуникационного обеспечения управления маркетингом УФПС Амурской области - филиала ФГУП «Почта России» Зейского почтамта46
3 Пути повышения информационного и коммуникационного обеспечения управления маркетингом УФПС Амурской области - филиала ФГУП «Почта России» Зейского почтамта60
3.1 Направления повышения информационного и коммуникационного обеспечения управления маркетингом УФПС Амурской области - филиала ФГУП «Почта России» Зейского почтамта60
3.2 Расчет затрат и оценка эффективности информационного и коммуникационного обеспечения управления маркетингом УФПС Амурской области - филиала ФГУП «Почта России» Зейского почтамта63
Заключение65
Библиографический список69

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 148.47 Кб (Скачать)

Эффективное развитие рынка  услуг почтовой связи, включающего  в себя информационные, товарные и  финансовые потоки, является необходимым  условием создания и развития в Российской Федерации таких важных направлений  предпринимательства, как торговля по почте, электронная коммерция, адресное распространение печатной и рекламной  продукции и т.п.

С точки зрения пользователей  услуги почтовой связи по пересылке  почтовых отправлений конкурируют  на рынке транспортно-логистических  услуг, особенно в сегментах услуг, связанных с перевозкой товаров. Услуги почтовой связи также конкурируют  на рынке финансовых услуг, особенно в сегменте почтовых переводов, так  как с точки зрения пользователей  эти услуги схожи с услугами банков по безналичному переводу денежных средств.

В настоящее время услуги почтовой связи на территории Российской Федерации оказывают наряду с  организациями федеральной почтовой связи (ФГУП «Почта России») 84 негосударственных оператора, получившие лицензии на оказание услуг почтовой связи. Вместе с тем деятельность негосударственных организаций почтовой связи практически не связана с оказанием универсальных услуг почтовой связи, так как в основном ограничена прибыльными городскими сегментами рынка.

Наиболее известными негосударственными операторами почтовой связи, оказывающие  услуги почтовой связи на всей территории Российской Федерации или ряда субъектов  Российской Федерации, являются:

- ООО «ЕМС Гарантпост»;

- ЗАО «DHL Интернешнл»;

- ООО «СПСР-экспресс»;

- ЗАО «Фрейт Линк»;

- ООО «Скифы»;

- ЗАО «Сити-Экспресс»;

- ЗАО «Армадилло бизнес  посылка»10.

Наиболее привлекательным  сегментом рынка услуг почтовой связи в географическом разрезе  является «городской», охватывающий города и густонаселенные районы проживания, где высокий процент пользователей  услуг составляют коммерческие организации.

Менее привлекательным географическим сегментом рынка является «сельский», включающий сельскую местность, а также  отдаленные и труднодоступные районы со сложными климатическими условиями, где основным пользователем услуг  является население. К этому географическому  сегменту относятся также районы Крайнего Севера и Дальнего Востока  со сложными климатическими условиями, низкой плотностью населения и недостаточно развитой рыночной инфраструктурой.

Наибольшие доли в объеме услуг, предоставляемых операторами  почтовой связи в 2010 году, составили выплата и доставка пенсий и пособий (24 %), почтовые переводы (17 %), распространение и доставка печатных изданий (16 %), пересылка письменной корреспонденции (14 %) и экспресс-почта (11 %).

Основные направления  деятельности организаций федеральной  почтовой связи и других операторов рынка различаются. В сфере деятельности организаций федеральной почтовой связи преобладают традиционные услуги: выплаты пенсий и пособий (24 %), пересылка письменной корреспонденции   (18 %), распространение печатных изданий (13 %), пересылка почтовых переводов (11 %). Деятельность негосударственных операторов почтовой связи направлена на выплату пенсий и пособий (20 %), доставку печатных изданий (20 %), а также и на сравнительно более дорогие и высококачественные услуги, такие как экспресс-почта (26 %) и переводы денежных средств (26 %).

Анализ состояния сегментов и перспектив развития рынка услуг почтовой связи показывает, что уже в настоящее время некоторые сегменты этого рынка в России находятся на базовом уровне развитых стран по таким ключевым показателям, как объем услуг на душу населения и уровень качества услуг.

По этим показателям в  настоящее время наиболее развитым сегментом является выплата и доставка пенсий и пособий. Сегмент доставки подписной периодической печати находится на базовом уровне развитых стран как по объему услуг на душу населения, так и по уровню качества услуг.

Сегменты курьерской и экспресс-почты находятся на уровне развивающихся стран по объему услуг на душу населения, но уже достигли уровня развитых стран по качеству услуг. Благодаря прогнозируемым темпам роста спроса на данные услуги в связи с развитием услуг «товары-почтой», значительному усилению конкуренции между различными операторами внутри этого сегмента, а также росту конкуренции со стороны операторов курьерской и экспресс-почты к 2010 году произошло значительное улучшение ситуации в сегменте посылок.

Тенденции развития сегмента почтовых переводов также положительны как с точки зрения качества услуг, так и с точки зрения прогнозируемого роста объемов оказываемых услуг. Качество услуг, оказываемых операторами систем денежных переводов, уже соответствует базовому уровню развитых стран, а качество услуг, оказываемых организациями федеральной почтовой связи, будет повышаться при условии внедрения планируемой программы инвестиций в единую систему почтовых переводов. Развитие инфокоммуникационных услуг почтовой связи определяется успешным развитием ФГУП «Почта России» в целом.

Развитие сегмента письменной корреспонденции наиболее зависит от государственной политики в области рынка услуг почтовой связи ввиду того, что данный сегмент является наиболее проблемным в настоящее время с точки зрения качества услуг и объема услуг на душу населения, а также ввиду отсутствия других факторов, способных обеспечить положительные тенденции развития.

Таким образом, целевым состоянием рынка во всех сегментах рынка услуг почтовой связи, за исключением сегмента письменной корреспонденции, является свободная конкуренция. В сегменте письменной корреспонденции целевым состоянием рынка является государственное регулирование, так как именно такой подход наиболее способствует развитию данного сегмента11.

Почта России является единственным представителем, оказывающим полный спектр почтовых услуг на рынке Амурской области. Конкуренты предоставляют  лишь часть спектра (например, «доставка  рекламных материалов по организациям города Благовещенска»).

Распределение долей рынка  по предоставляемым услугам в  регионе не предоставляется возможным  отобразить, т.к. данная информация закрытая (платная). Кроме того, полный спектр услуг по отправке письменной корреспонденции  и посылок предоставляет только «Почта России», поэтому с поправкой  на косвенных конкурентов, можно сказать, что данная организация занимает монопольное положение на рынке универсальных услуг почтовой связи.

На рисунке 1 представлена структура доходов от услуг «Почта России» за 2010 год.

За анализируемый период удельный вес услуги реализации письменной корреспонденции, оплачиваемой государственными знаками почтовой оплаты составил 75,6 % от общего объема реализации, что объясняется установкой государственных тарифов на данную услугу, приемлемых для большинства слоев населения.

Наименьший удельный вес 0,6 % зафиксирован у услуги «Письменная корреспонденция 1 класса, оплаченная ГЗПО». Это связано, прежде всего, с высокой стоимостью, по сравнению с обычной отправкой, а также сравнительной новизной услуги.

 

Рисунок 1 – Структура доходов от реализации услуг почтовой связи за 2010 год

 

Наименьший удельный вес 0,6 % зафиксирован у услуги «Письменная корреспонденция 1 класса, оплаченная ГЗПО». Это связано, прежде всего, с высокой стоимостью, по сравнению с обычной отправкой, а также сравнительной новизной услуги.

Для более детального анализа  доходов от реализации услуги письменной корреспонденции рассмотрен рисунок 2.

В результате проведенного анализа наблюдается тенденция  роста доходов от реализации услуги во 2 и 4 кварталах. Это связано с  наибольшими объемами отправки в  канун весенних и новогодних праздников. Доходы от реализации услуги «Письменная  корреспонденция, оплачиваемая ГЗПО»  увеличились в 1,46 раза в 4 кв. по отношению к 1 кв. 2010 г.

В результате проведенного анализа наблюдается тенденция  роста доходов от реализации услуги во 2 и 4 кварталах. Это связано с  наибольшими объемами отправки в  канун весенних и новогодних праздников. Доходы от реализации услуги «Письменная  корреспонденция, оплачиваемая ГЗПО»  увеличились в 1,46 раза в 4 кв. по отношению к 1 кв. 2010 г.

 

Рисунок 2 –Доходы от реализации услуги «Письменная корреспонденция, оплачиваемая ГЗПО» за 1-4 кварталы 2010 года

 

На рисунке 3 представлены доходы от реализации услуги «Письма и бандероли с объявленной ценностью» за 1-4 кварталы 2010 года.

 

Рисунок 3 – Доходы от реализации услуги «Письма и бандероли с объявленной ценностью» за 1-4 кварталы 2010 года

В результате анализа наблюдается  снижение уровня доходов во 2 и 3 кварталах отчетного 2010 г. и составляет 30,04 %. Однако, в 1 кв. и 4 кв. наблюдается рост доходов, что связано с подготовкой и отправкой различных форм отчетностей.

В 4 кв. 2010 г. по отношению к 3 кв. анализируемого периода, наблюдается рост доходов от реализации услуги «Письма и бандероли с объявленной ценностью» и составляет 14,10 %, это связано с предоставлением и отправкой различных форм отчетностей в конце года.

Таким образом, отличительной  особенностью универсальных услуг  почтовой связи является сезонность спроса, при этом пики востребованности услуг фиксируются в 1 и 4 кв.

 Доходы от реализации услуги «Отправка посылок» за 1-4 кварталы 2010 года представлены на рисунке 4.

 

Рисунок 4 – Доходы от реализации услуги «Посылки» за 1-4 кварталы 2010 года

 

В результате проведенного анализа наблюдается тенденция  роста доходов от реализации услуги «Посылки» к 4 кв. объем доходов  увеличился в 1,9 раза по отношению к 1 кв. 2010 г. Данная услуга носит сезонный характер, что связано с новогодними праздниками.

За анализируемый период доходы от реализации услуги «Отправления 1 класса» представлены на рисунке 5.

 

Рисунок 5 - Доходы от реализации услуги «Отправления 1 класса» за 1-4 кварталы 2010 года

 

Доходы от реализации услуги «Почта Деда Мороза» представлены на рисунке 6.

Рисунок 6 - Анализ доходов от реализации услуги «Почта Деда Мороза» за2009-2010 годы

 

За анализируемый период с 1 по 4 кв. 2010 г., доходы от реализации услуги «Письменная корреспонденция 1 класса, оплачиваемая ГЗПО» увеличилась более чем в 3 раза.

Это связано с проведением  ряда организационных и рекламных  мероприятий, проведенных в УФПС, назначением выделенных менеджеров, занимающихся поиском клиентов среди  юридических лиц, проведением PR-акций с рекламой услуги на различных выставках, презентациях.

Уровень конкуренции на универсальные  услуги почтовой связи, такие как  отправка / получение письменной корреспонденции, отправка/получение посылок, а также на услугу отправление 1 класса - оценивается как низкий. Это связано с наиболее полной сетью доставки у «Почты России» и установкой государственных тарифов на данные услуги.

Уровень спроса на услуги почтовой связи высокий. Это связано, прежде всего, с возможностью отправки документов «в оригинале», а также со статусом государственности предоставляемой  услуги.

Особенно важно, следует  отметить, что направление по рассылке  рекламных продуктов (директ-мейл) имеет достаточно высокий спрос, однако его развитие на «Почте России» будет возможно только при выведении этой услуги за рамки УУС.

За анализируемый 2010 год структура потребителей услуг почтовой связи представлена на рисунке 7.

Как видно из диаграммы, только при реализации услуги «Письменная  корреспонденция, оплачиваемая ГЗПО»  наибольший удельный вес – 50,9 % оставляют  юридические лица. Это связано  с тем, что многие организации  отправляют корреспонденцию за наличный расчет и при этом не фиксируется  – отправлено ли письмо или посылка  от физического лица или от организации.

За анализируемый период выявлено, что спрос на услуги почтовой связи носит сезонный характер.

 

 

Рисунок 7 – Структура потребителей услуг почтовой связи, за 2010 год, %

 

Наиболее активными периодами  для таких услуг как «Отправления 1 класса», «Письменная корреспонденция  с объявленной ценностью», «Письменная  корреспонденция, оплачиваемая ГЗПО»  являются 2 и 4 кв. В данные кварталы приходится наибольшие объемы по отправке письменной корреспонденции, что связано  с предоставлением различных  форм отчетностей организаций, а  также, особенно в 4 кв., это подготовка к новогодним праздникам.

Доходы от реализации услуги «Письменная корреспонденция, оплачиваемая ГЗПО» увеличились в 1,65 раза в 4 кв. по отношению к 1 кв.

Наблюдаются резкие колебания  динамика доходов от реализации услуги «Посылки», что связано с увеличением  тарифов в 1 кв. анализируемого периода, а также с сезонностью спроса на предоставляемую услугу (снижение спроса на услугу в период отпусков). Однако, в 4 кв. 2010 г. наблюдается рост доходов на 36,42 % по отношению к 3 кв., Данный показатель связан подготовкой к новогодним праздникам.

Факторы внешней среды, способствующие более активному оказанию почтовых услуг в регионе:

Развитие внешнеэкономических  связей, в т.ч. с приграничной КНР, что дает возможность выступать  в роли посредников фирмами, находящимся  на территории Амурской области, территории РФ и КНР;

- Существует мировая тенденция  заполнения рынка общеизвестными брендами, так называемый «приход сетей». В настоящее время на рынок Амурской области приходит все больше крупных сетевых компаний: банковские структуры: «Юниастрим банк», «Банк Москвы», «ПромСвязьБанк», «Райффайзен банк», сети компаний «Эльдорадо», «Электрофлот», «Максим», «Л’Этуаль» и другие;

Информация о работе Информационно-коммуникационное обеспечение управления маркетингом