Деятельность государственных органов по социальной защите инвалидов на примере ОАО «РЖД»

Автор: a*****************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 11:58, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – анализ системы организации социальной защиты инвалидов в Российской Федерации и пути ее совершенствования
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд поставленных задач:
-проанализировать государственную политику по социальной защите инвалидов;
-изучить нормативно-правовое регулирование социальной защиты инвалидов в РФ;
-проанализировать социальную ситуацию в РФ на данном этапе;
-изучить базовые принципы социальной защиты инвалидов в Нижегородской области;
-изучить меры по социальной защите инвалидов на примере компании ОАО «РЖД»
-провести анализ эффективности внедрения автоматизированной системы контроля оплаты проезда
-рассмотреть перспективы и направление развития социальной защиты инвалидов

Содержание

Введение…………………………………..………………………………………3
Глава 1 Государственная политика и нормативно-правовое обоснование социальной защиты инвалидов…………………………………………….….5
1.1. Обязательства современного государства перед инвалидами.……..5
1.2. Принцип правового социального обеспечения. Виды социального обеспечения………………………………………………………………………..7
1.3.Государственная политика в отношении инвалидов и нетрудоспособных………………...……………………………………………..17
1.4.Социальная ситуация в РФ………………………………………...…23
1.5. Базовые принципы социальной зашиты инвалидов в Нижегородской области…………………………………………………………26
Глава2 Анализ деятельности ОАО «РЖД» по социальной защите инвалидов……………………………………………..…………………………31
2.1.Характеристика организации, исследование организационной структуры ОАО «РЖД»………………………………………………………....31
2.2.Система управления персоналом в ОАО «РЖД»…………………..35
2.3.Меры по социальной защите инвалидов, применяемые в ОАО «РЖД»…………………………………………………………………………….39
2.4.Анализ эффективности внедрения автоматизированной системы контроля оплаты проезда………………………………………………………..40
2.5.Экономический эффект, результаты и стоимость внедрения системы контроля оплаты проезда…………………………………………………….….45
Глава3 Пути повышения эффективности работы государственных органов по социальной защите населения………….………………………47
3.1. Направления совершенствования социальной защиты населения…………………………………………………………………………47
3.2. Перспективы развития социальной защиты населения………...….56
3.3. Совершенствование системы социальной защиты населения….…59
Заключение………………………………………………………………...……62
Источники и литература………………………………………………………63
Приложения………………………………………………………………….….66

Работа содержит 1 файл

ГОТОВЫЙ ДИПЛОМ ЯНА - копия.docx

— 263.54 Кб (Скачать)

       Все вышеперечисленное свидетельствует  о том, что бескомплексное, включающее  в себя государственный, региональный, местный уровни и коммерческий  сектор программы социальной  защиты населения во всех ее  проявлениях, ее реальная реализация  никогда не достигнет пропагандируемых  целей по улучшению социальной  защиты населения. Тем не менее,  на наш взгляд, в условиях любого  региона при своевременном и  полном выполнении программы  есть возможность коренным образом  изменить ситуацию в лучшую  сторону.

 

     3.2.Перспективы развития социальной защиты населения

 

     Стратегия реформирования социального сектора, предложенная нынешним российским правительством, включает предложения по развитию отдельных  отраслей комплекса социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, занятость, социальная защита, спорт  и др.). Общие ориентиры здесь: обеспечение всеобщей доступности  и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг, к которым  относятся, прежде всего, медицинское  обслуживание и среднее образование; обеспечение максимально эффективной  защиты социально уязвимых домохозяйств; создание для трудоспособного населения  экономических условий, позволяющих  гражданам за счет собственных доходов  обеспечивать более высокий уровень  социального потребления.

     В основу реформы социальной защиты положены следующие принципы:

     1) Перераспределение социальных расходов  в пользу бедных домохозяйств.

     Чтобы высвободить необходимые бюджетные  ресурсы, предусматривается сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также льгот и выплат, предоставляемых по категориальному принципу. Необходимо пересмотреть федеральное социальное законодательство. Социальная помощь должна предоставляться преимущественно в адресной форме и только тем домохозяйствам, фактическое потребление которых ниже прожиточного минимума.

     Для этого органы управления на региональном и местном уровне должны будут  шире использовать процедуры обязательной проверки нуждаемости получателей  социальной помощи. Предусматривается  также установление ограничений  на общее число видов социальной помощи и льгот, которые могут  предоставляться одновременно одной  и той же семье.

     Переход к адресному порядку предоставления помощи может значительно улучшить положение малоимущих семей. Тем  не менее, для ограниченного числа  получателей, таких как ветераны Великой Отечественной войны, ликвидаторы  аварии на Чернобыльской АЭС, Герои  Советского Союза и России, категориальные льготы сохраняются независимо от их материального положения.

     Эти льготы предполагается перевести в  форму денежных выплат и производить  из федерального бюджета. Льготы, установленные  для различных категорий государственных  служащих, работников правоохранительных органов и военнослужащих, также  должны быть переведены в форму денежных выплат и включены в оплату труда.

     2) Перераспределение полномочий по  реализации федерального социального  законодательства. Стратегия реформирования  социального сектора предполагает  изменение действующего порядка  взаимодействия органов власти  федерального и регионального  уровня и местного самоуправления  в области социальной защиты.

     В целом предполагается передача большего объема полномочий по определению размеров и форм предоставления помощи на региональный и муниципальный уровень. Механизмы, призванные обеспечить адресность государственной  социальной помощи, могут варьироваться  в региональном разрезе в зависимости от бюджетных возможностей территорий, уровня жизни, особенностей занятости населения, местных традиций.

     Потребности регионов в финансировании социальной помощи должны определяться на основе анализа уровня бедности и учитываться  при определении величины федеральных  трансфертов. Новая система потребует  усиления методической роли федеральных  органов социальной защиты населения, включая разработку методик и  типовых нормативных документов.

     3) Диверсификация обслуживания. Приоритетные  задачи в этой сфере - расширение  возможностей граждан, пользующихся  бесплатными или субсидируемыми  услугами, по выбору производителей  услуг, в том числе в области  здравоохранения и образования,  а также диверсификация форм  предоставления услуг на основе  активного вовлечения негосударственного  сектора. Предусматривается обеспечение  равноправного доступа к государственному  финансированию через механизм  социального заказа для государственных  и негосударственных организаций,  предоставляющих социальные услуги.

     Некоторые из этих предложений включены в "План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики  на 2000-2001 гг.", утвержденный Распоряжением  Правительства Российской Федерации  № 1072 (июль 2000 г.). Основные задачи в  области социальной поддержки населения  включают помощь домохозяйствам, фактические  доходы или потребление которых  ниже прожиточного минимума; сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг; сокращение социально  неоправданных льгот; перевод натуральных  льгот и выплат, установленных  для отдельных категорий государственных  служащих, военнослужащих и работников правоохранительных органов, в форму  оплаты труда и денежного довольствия; расширение полномочий органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления в определении приоритетов оказания социальной помощи. Потребности регионов в финансировании социальной помощи будут учитываться в формуле межбюджетного выравнивания.

     Сокращаются только так называемые "социально  неоправданные льготы", часть  помощи будет по-прежнему предоставляться  без учета нуждаемости. Тем не менее, это определенный шаг в  области практической реализации стратегии.

 
 
 

     3.3.Совершенствование  системы социальной  защиты населения

     В последнее время все большую  популярность, как на международном  уровне, так и внутри нашей страны получает такой термин, как социальная защита населения или социальная защищенность. В нашей стране этот термин получил широкое распространение  в связи с переименованием  системы органов социального  обеспечения в систему органов  социальной защиты населения. Понятие  «социальная защищенность» отражает многообразие связей человека и общества, благодаря которым осуществляется жизнедеятельность граждан, раскрытие  и использование их способностей. Однако такой подход возник только недавно. В период существования  командно-административной системы  социальная защита понималась узко и  реализовывалась в рамках централизованной государственной системы социального  обеспечения инвалидов, пенсионеров  и прочих категорий граждан. Социальная защита в целом осуществлялась путем  перераспределения прибавочного продукта и распределения общественных фондов потребления. Проблема социальной защиты государственной и партийно-хозяйственной  номенклатуры вообще не поднималась, так  как именно эта категория и  была наиболее социально защищена и  с точки зрения престижности профессии, и с точки зрения удовлетворения основных жизненных потребностей. Номенклатура имела не только достаточно высокую  оплату труда, но и доступ к другим материальным и нематериальным благам: лучшему медицинскому обслуживанию, источникам товаров повседневного спроса, комфортным жилищным условиям и тому подобным.

     Сегодня социальная защита населения в качестве основной цели преследует избавление значительной его части от нищенского существования в условиях, когда  среднедушевой совокупный доход  семьи стал ниже уровня удовлетворения элементарных физиологических потребностей. Возникла настоятельная необходимость  предотвращения снижения уровня жизни  малообеспеченных, нетрудоспособных членов общества и семей с детьми, как  наиболее социально уязвимых групп  населения. Но так как уровень  оплаты труда все более отстает  от уровня цен, все большее количество товаров повседневного спроса становится малодоступным, а то и вовсе недоступным  не только для нетрудоспособных, но и для трудоспособных граждан.

     Системный кризис в российском обществе требует  и системного перехода к анализу  его конкретных причин и поиску выхода из сложившейся ситуации. Эта проблема должна расцениваться как общенациональная задача социальной безопасности народа, требующая выдвижения вопросов социального  обеспечения обслуживания на первое место. Нужна система государственных  гарантий, подкрепленная кадрами  и достаточными финансовыми средствами, способная обеспечить комплексную  социальную поддержку каждому человеку, взрослому и ребенку, с момента  рождения до смерти во всех случаях, когда  в силу обстоятельств, не зависящих  от него, он в ней нуждается.

     В период социальных преобразований особенно, приобретает важнейшее значение социальная защита. Социальная защита -- необходимый элемент любого развитого  государства. Социальная защита обеспечивается государством путем установления основных социальных гарантий, механизма их реализации и функций предоставления социальной поддержки. Социальная защита населения обеспечивается также  предприятиями или предпринимателями и непосредственно наемными работниками через свои профсоюзные организации.

     В современных условиях число социальных выплат и льгот составляет свыше 1000, они установлены более чем  для 200 категорий граждан, численность  лиц, претендующих на их получение, достигает  почти 10 миллионов человек. С помощью  социальных пособий и льгот обеспечивается реализация социальных гарантий граждан, полнее учитываются индивидуальные ситуации и наличие таких обстоятельств, как бедность, сиротство, незащищенное материнство, безработица, продолжительная  болезнь и др.

 

 

    

Заключение

 

Таким образом, социальная защита в любом государстве  – это комплексная система  социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно  трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых  не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.

Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и  социальной напряженности, предупреждать  возможные конфликты и радикальные  формы протеста.

  Исследование проблем государственных органов по социальной защите инвалидов, позволило выделить ряд мер, принятие которых позволит государственным органам улучшить социальную защиту инвалидов:

  1. Необходим пересмотр действующих пропорций в распределении налогов между федеральным и региональным уровнями в пользу регионов. Подавляющая масса налоговых сборов изымается в федеральный бюджет.
  2. В большинстве районов созданы социальные структуры, позволяющие эффективно осуществлять социальную политику защиты населения в кризисный период, но недостаточный уровень финансирования региональных программ не позволяет в полной мере реализовать принятые программы.
  3. Заключенные трехсторонние договора между областной администрацией, администрациями и предприятиями области позволяет не только повысить объемы производства, но и создать дополнительные рабочие места, а значит обеспечить работников стабильными заработками и снизить социальную напряженность. Предстоит решить еще немало социальных проблем, где важное место занимает социальная защита подрастающего поколения - будущего России.  

Источники и литература

 
  1. Конституция РФ от 12.12 1993.
  2. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. Собрание Законодательства РФ, 2001, № 52, ст. 4920.
  3. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ. Собрание Законодательства РФ, 2001, № 51, ст. 4831.
  4. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 12.03.2001г. №24 «О внесении изменений и дополнений в методику исчисления величины прожиточного минимума в целом по РФ, утвержденную Постановлением Минтруда РФ и Госкомстатом России от 28.047.2000г. №36/34».
  5. Постановление Государственного Комитета РФ по стандартизации и метрологии от 24 ноября 2003г. №327-ст «О принятии и введении национального стандарта «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг»
  6. Постановление Администрации Кемеровской области «О программе экономического и социального развития Кемеровской области на 2003-2008 гг.» от 09.01.2003 г. № 9-пП.
  7. Концепция развития в сфере здравоохранения, труда и социальной защиты населения Кемеровской области на 2003-2005 годы.
  8. Положение об отделе социальной защиты населения Заводского района г. Кемерова. Утверждено главой администрации Заводского района г. Кемерова, от 19 декабря 2002. №521.
  9. Барбышева В. Пять ступеней // Социальная защита - 2006 - №9.- с.12-16.
  10. Виленский А., Домнина И. Система социальной поддержки населения: уроки кризиса и региональный опыт // Вопросы экономики. -2006.-№12.-с.29
  11. Водопьянова Е.А., Гамицкий Д.Г., Каталонов В. Административные барьеры в социальной сфере: опыт исследования и практических действий. -
  12. Говорков В. Основа политики – ответственность государства // Уровень жизни населения регионов России. -2003.- №2.- с.5-8.
  13. Гусов К.Н. Право социального обеспечения: учебное пособие –М: ИНФРА-М,2004.-264 с.
  14. Дмитриев В. Наша надежда - социальное страхование // Деловой Кузбасс. - 2007. - №3.-с.16-23.
  15. Дудкин А. Нужны новые модели социальной работы // Социальное обеспечение. - 2007. - №1.-с.12-19.
  16. Информация о работе органов и учреждений социальной защиты населения города Кемерова за 2006 год. Кемерово: Администрация г. Кемерова.- 2007.- 128 с.
  17. Карелова.Г Социальная защита: вчера, сегодня и завтра. //Человек и труд.-2006.-№6.-с.24-28.
  18. Круть С. Рецепты повышения эффективности социальной защиты населения известны // Человек и труд. - 2006. -№11.- с.9-15.
  19. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право) - М: ИНФРА-М, 2000.-316 с.
  20. Менеджмент социальной работы: Учебное пособие / Комаров Е.И., Войтенко А.И., Ран Н.Г. и др. Под ред. Комарова Е.И., Войтенко А.И. -М.: «Владос», 2004.-380 с.
  21. Основы социальной работы: учебник /Отв. Ред. П.Д. Павленок - М.: ИНФРА-М., 2003.- 212 с.
  22. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: Учебное пособие для студентов ВУЗов - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2006.- 248 с.
  23. Подшибякина Н. Основные принципы государственной политики социальной защиты населения в условиях реформ // Проблемы тории и практики управления. - 2005. - №6.-с.12-18.
  24. Потапов Л. Социальная политика и саморазвитие региона. //Экономист.-2007.-№1.-с.21-23.
  25. Ришанивская Н. Стратегия социальных реформ в России // Свободная мысль. - 2006.-№11.- с.23-27.
  26. Роик В.Д. Утверждение страховых взносов социальной защиты населения: необходимость и проблемы // Российский экономический журнал. - 2006. -№1.- с.12-19.
  27. Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник - М: ИНФРА-М, 2005.-280 с.
  28. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2003. - 424 с.
  29. Смирнов С, Исаев Н. Социальная политика: новый курс. //Вопросы экономики.-2006.-№2.- с.21-26.
  30. Социальная энциклопедия /Ред. кол. А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д., Катульский и др. - М: БРЭ, 2000. - 438 с.
  31. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие для ВУЗов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.- 200 с.

Информация о работе Деятельность государственных органов по социальной защите инвалидов на примере ОАО «РЖД»