Деятельность государственных органов по социальной защите инвалидов на примере ОАО «РЖД»

Автор: a*****************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 11:58, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – анализ системы организации социальной защиты инвалидов в Российской Федерации и пути ее совершенствования
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд поставленных задач:
-проанализировать государственную политику по социальной защите инвалидов;
-изучить нормативно-правовое регулирование социальной защиты инвалидов в РФ;
-проанализировать социальную ситуацию в РФ на данном этапе;
-изучить базовые принципы социальной защиты инвалидов в Нижегородской области;
-изучить меры по социальной защите инвалидов на примере компании ОАО «РЖД»
-провести анализ эффективности внедрения автоматизированной системы контроля оплаты проезда
-рассмотреть перспективы и направление развития социальной защиты инвалидов

Содержание

Введение…………………………………..………………………………………3
Глава 1 Государственная политика и нормативно-правовое обоснование социальной защиты инвалидов…………………………………………….….5
1.1. Обязательства современного государства перед инвалидами.……..5
1.2. Принцип правового социального обеспечения. Виды социального обеспечения………………………………………………………………………..7
1.3.Государственная политика в отношении инвалидов и нетрудоспособных………………...……………………………………………..17
1.4.Социальная ситуация в РФ………………………………………...…23
1.5. Базовые принципы социальной зашиты инвалидов в Нижегородской области…………………………………………………………26
Глава2 Анализ деятельности ОАО «РЖД» по социальной защите инвалидов……………………………………………..…………………………31
2.1.Характеристика организации, исследование организационной структуры ОАО «РЖД»………………………………………………………....31
2.2.Система управления персоналом в ОАО «РЖД»…………………..35
2.3.Меры по социальной защите инвалидов, применяемые в ОАО «РЖД»…………………………………………………………………………….39
2.4.Анализ эффективности внедрения автоматизированной системы контроля оплаты проезда………………………………………………………..40
2.5.Экономический эффект, результаты и стоимость внедрения системы контроля оплаты проезда…………………………………………………….….45
Глава3 Пути повышения эффективности работы государственных органов по социальной защите населения………….………………………47
3.1. Направления совершенствования социальной защиты населения…………………………………………………………………………47
3.2. Перспективы развития социальной защиты населения………...….56
3.3. Совершенствование системы социальной защиты населения….…59
Заключение………………………………………………………………...……62
Источники и литература………………………………………………………63
Приложения………………………………………………………………….….66

Работа содержит 1 файл

ГОТОВЫЙ ДИПЛОМ ЯНА - копия.docx

— 263.54 Кб (Скачать)

     – улучшение порядка взаимодействия в области социальной политики между  федеральными органами исполнительной власти, органов исполнительной власти Кемеровской области, органами местного самоуправления, предприятиями и  организациями различных форм собственности;

     – повышение ответственности всех органов власти за ее реализацию;

     – развитие негосударственного сектора  в социальной защите населения;

     – совершенствование кадровой политики в системе социальной защиты населения, включая повышение социальной защищенности социальных работников;

     – использование международного опыта  для адаптации системы социальной защиты населения к реалиям рыночной экономики (Швеция, Германия и т.д.);

     – организация лицензирования деятельности негосударственных структур, физических лиц и государственных служб, занимающихся оказанием социальных услуг населению;

     – обеспечение максимальной реализации принятых федеральных и областных  программ социальной защиты населения, а также повышение минимального размера оплаты труда, максимальное приближение его к величине прожиточного минимума трудоспособного человека.

     Остро стоит проблема подготовки в российских ВУЗах специалистов по социальной работе, которая не имеет сложившихся  традиций, длительной истории. Подготовка специалистов в таком многостороннем, сложном по содержанию и формам реализации виде деятельности как социальная защита не может сразу сложиться и  начать функционировать как целостная  система, тем более в тех условиях социально-экономических преобразований, в которых находится сейчас Россия. Для социальной работы требуется  новая полная развернутая структура  процесса подготовки, начиная от изучения социального заказа до программ индивидуального  продолжения обучения в процессе непрерывного образования.

     Важным  направлением реформирования оказания социальной поддержки населения  является изменение принципов социальной защиты различных категорий нуждающихся:

     В сфере развития социальной защиты и  реабилитации инвалидов.

     В настоящее время остро стоит  проблема инвалидизации населения  и этой проблеме нужно уделить  достаточно внимания. Акцент должен быть сделан на комплексную реабилитацию инвалидов, позволяющую преодолеть ограничения их жизнедеятельности  и обеспечить участие в жизни  общества, уделив особое внимание реабилитации детей-инвалидов, способных стать  его полноправными членами. Кроме  того, необходимо смещение акцента  от политики стационарного обслуживания инвалидов в сторону их независимого проживания и оказания помощи на дому.

     Реабилитация  инвалидов является эффективной  мерой их социальной защиты, она  экономически рентабельна, так как  оплата данных мероприятий более  выгодна государству, чем расходы  на выплату пенсий по инвалидности, поэтому целесообразно создание центров профессиональной реабилитации инвалидов, функционирующих (при сохранении значительной доли государственного финансирования) на основе самоокупаемости и самофинансирования; первоочередная безвозмездная передача инвалидным ассоциациям имущества  закрывающихся нерентабельных госпредприятий.

     В сфере развития социальной защиты семьи, женщин и детей.

     В целом по многим показателям условия  жизнедеятельности семьи, женщин и  детей остаются неблагоприятными, что  создает угрозу для физического  и духовного здоровья населения  в области и предопределяет необходимость  целенаправленных усилий по преодолению  этой ситуации. Поэтому основными  направлениями развития социального  обслуживания семей с детьми, женщин и детей должны стать:

     – обеспечение необходимых условий  для повышения качеств жизни  семей (увеличение дотаций на детей, контроль за ценами на товары первой необходимости, усиление контроля за медицинскими учреждениями);

     – создание благоприятных условий  для полного и равноправного  участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни;

     – обеспечение прав детей на их полноценное  физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие (развитие детских  клубов, спортивных секций, кружков, проведение организации экскурсий в другие города).

     Решение поставленных задач требует принятия ряда существенных мер по совершенствованию  механизмов реализации социальной политики в интересах семьи, женщин и детей, в том числе, в области поддержки  семьи:

     – государственное стимулирование малого, в том числе семейного предпринимательства;

     – развитие сети специализированных учреждений социального обслуживания семей, детей  и подростков, расширение перечня  оказываемых ими услуг, в том  числе консультативных, психотерапевтических, по выходу из кризисных ситуаций, социально-психологической  адаптации к новым условиям.

     В целях улучшения положения детей  хотелось бы внести предложения следующего порядка:

     – обеспечение дополнительных гарантий в социальной реабилитации и адаптации  детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации, в том числе  детей-сирот, детей-инвалидов;

     – расширение государственной поддержки  и развития новых форм семейного  воспитания детей, лишившихся родительского  попечения (попечительские семьи, фостерные (приемные) семьи);

     – создание эффективной системы профилактики безнадзорности, наркомании и правонарушений несовершеннолетних, социальной защиты детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации, включая социально  дезадаптированных детей и детей  с ограниченными возможностями.

     – срок реабилитации ребенка в учреждении должен быть обоснован его индивидуальными  проблемами.

     – на новый уровень должна быть поставлена работа по организации оздоровительного отдыха детей, нуждающихся в особой заботе государства. Необходимо продолжить практику создания лагерей дневного пребывания при центрах социального  обслуживания, обеспечив условия  для полноценного отдыха и реабилитации детей. Особое внимание должно быть уделено  их трудовому воспитанию, приобщению к общественно полезному труду.

     В сфере социальной защиты граждан  пожилого возраста.

     Одним из основных направлений в системе  социального обслуживания и социальная помощь гражданам пожилого возраста.

     Для более эффективной реализации социальной политики в отношении граждан  пожилого возраста необходимо введение новых дифференцированных подходов к социальной защите и обслуживанию граждан старшего поколения в  зависимости от их индивидуальных потребностей и материальной обеспеченности. Приоритетным направлением должно стать социальное обслуживание в нестационарных учреждениях, предполагающее дальнейшее развитие сети учреждений различных видов (центры комплексного социального обслуживания, специализированные отделения социальной помощи на дому).

     Комплексность при организации надежной социальной защиты пожилых людей в непростых  современных условиях требует нового социального партнерства с участием государственных и негосударственных  структур, общественности, семьи и  самих пожилых граждан. Такой  подход является наиболее перспективным, так как позволяет видеть и  решать проблемы пожилого населения  России в их широком диапазоне.

     На  основе вышесказанного целесообразно  следующее:

     – формирование комплексных выездных бригад для социального обслуживания пенсионеров и инвалидов, проживающих  в отдаленных населенных пунктах  во всех сельских центрах, такие бригады  существуют, но их очень мало;

     – организацию мастерских, подсобных  хозяйств и других форм предпринимательской  деятельности для привлечения дополнительных внебюджетных средств и обеспечение  работой пожилых людей и инвалидов;

     – рекламу и пропаганду, направленные на формирование благоприятного образа старости и положительного общественного  мнения по проблемам пожилого возраста и инвалидов;

     – изучение возможностей формирования приемных семей для пожилых людей, а  также детей, оставшихся без родителей.

     В целом изменения должны идти, прежде всего, а в направлении изменения  взаимодействия органов государственного и муниципального управления с некоммерческими и общественными организациями, развитием такой формы социального партнерства как социальный заказ, использование опыта зарубежных стран в плане развития социального партнерства.

     Данные  предложения и рекомендации помогут  решить многие проблемы незащищенных слоев населения, положение которых  плачевно.

     На  современном этапе в социальной защите населения Российской Федерации  выделяется четыре приоритетных направления, которые базируются на соответствующих  нормативно-правовых актах. Во-первых, это социальная защита детей, детства  и отрочества, во-вторых, это социальная защита трудоспособного населения, в-третьих, это социальная защита нетрудоспособных граждан, в-четвертых, это социальная защита семьи. Однако, каждый субъект  Российской Федерации, основываясь  не только на социально-экономической  обстановке в стране, но и на собственных  социально-экономических проблемах, строит свою систему социальной защиты населения, оказывая большее или  меньшее предпочтение той или  иной категории граждан, нуждающихся  в помощи, своеобразными являются и нормативно-правовые и финансовые основы организации социальной защиты населения, обусловленные спецификой того или иного региона или  муниципального образования.

     Проанализировав деятельность учреждений социальной защиты населения на территории Заводского района г. Кемерова можно отметить следующие  проблемы:

     – нехватка денежных средств и неэффективное  распределение полученных финансовых средств;

     – отсутствие квалифицированных специалистов в этой области;

     – ограниченный набор предоставляемых  услуг.

     Соответственно  можно рекомендовать возможные  варианты их решения:

     – привлечение предприятий всех форм собственности к финансированию деятельности органов социальной защиты путем предоставления льгот в  налогообложении;

     – подготовка специалистов по социальной работе в вузах г. Кемерова, открытие курсов переквалификации;

     – разрешение деятельности органов социальной защиты путем введения новых услуг, в которых нуждаются малоимущие.

     Однако  такое «точечное» исправление ошибок не может и не приведет к позитивным изменениям в оказании социальной поддержки  населению, для этого необходимо создание комплексной программы  по совершенствованию социальной защиты населения на территории муниципального образования.

     В основу модернизации системы социальной защиты граждан должны быть положены следующие принципы.

     – Принцип государственной ответственности.

     – Принцип равенства всех граждан.

     – Принцип соединения правового и  этического регулирования.

     – Принцип социального участия.

     – Принцип социального партнерства.

     – Принцип преемственности мер  государственной социальной политики в отношении нуждающихся категорий  граждан.

     – Принцип социальной эффективности.

     – Принцип единства политики в отношении  граждан нуждающихся в государственной  поддержке на федеральном, региональном и местном уровне. Важным направлением реформирования оказания социальной поддержки  населения является изменение принципов  социальной защиты различных категорий  нуждающихся:

     В целом изменения должны идти, прежде всего, в направлении изменения  взаимодействия органов государственного и муниципального управления с некоммерческими  и общественными организациями, развитием такой формы социального партнерства как социальный заказ, использование опыта зарубежных стран в плане развития социального партнерства.

Информация о работе Деятельность государственных органов по социальной защите инвалидов на примере ОАО «РЖД»