Деятельность государственных органов по социальной защите инвалидов на примере ОАО «РЖД»

Автор: a*****************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 11:58, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – анализ системы организации социальной защиты инвалидов в Российской Федерации и пути ее совершенствования
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд поставленных задач:
-проанализировать государственную политику по социальной защите инвалидов;
-изучить нормативно-правовое регулирование социальной защиты инвалидов в РФ;
-проанализировать социальную ситуацию в РФ на данном этапе;
-изучить базовые принципы социальной защиты инвалидов в Нижегородской области;
-изучить меры по социальной защите инвалидов на примере компании ОАО «РЖД»
-провести анализ эффективности внедрения автоматизированной системы контроля оплаты проезда
-рассмотреть перспективы и направление развития социальной защиты инвалидов

Содержание

Введение…………………………………..………………………………………3
Глава 1 Государственная политика и нормативно-правовое обоснование социальной защиты инвалидов…………………………………………….….5
1.1. Обязательства современного государства перед инвалидами.……..5
1.2. Принцип правового социального обеспечения. Виды социального обеспечения………………………………………………………………………..7
1.3.Государственная политика в отношении инвалидов и нетрудоспособных………………...……………………………………………..17
1.4.Социальная ситуация в РФ………………………………………...…23
1.5. Базовые принципы социальной зашиты инвалидов в Нижегородской области…………………………………………………………26
Глава2 Анализ деятельности ОАО «РЖД» по социальной защите инвалидов……………………………………………..…………………………31
2.1.Характеристика организации, исследование организационной структуры ОАО «РЖД»………………………………………………………....31
2.2.Система управления персоналом в ОАО «РЖД»…………………..35
2.3.Меры по социальной защите инвалидов, применяемые в ОАО «РЖД»…………………………………………………………………………….39
2.4.Анализ эффективности внедрения автоматизированной системы контроля оплаты проезда………………………………………………………..40
2.5.Экономический эффект, результаты и стоимость внедрения системы контроля оплаты проезда…………………………………………………….….45
Глава3 Пути повышения эффективности работы государственных органов по социальной защите населения………….………………………47
3.1. Направления совершенствования социальной защиты населения…………………………………………………………………………47
3.2. Перспективы развития социальной защиты населения………...….56
3.3. Совершенствование системы социальной защиты населения….…59
Заключение………………………………………………………………...……62
Источники и литература………………………………………………………63
Приложения………………………………………………………………….….66

Работа содержит 1 файл

ГОТОВЫЙ ДИПЛОМ ЯНА - копия.docx

— 263.54 Кб (Скачать)

    Вторая  группа - социальные пособия. Они отличаются от первой группы тем, что не связаны  с трудовой деятельностью. Для данных пособий характерно отсутствие общественно-полезной деятельности получателя или наличие  ее в размерах, не дающих права на другие виды обеспечения. Цель - предоставление средств, которые были бы источником существования или материальной поддержкой. Они выплачиваются в  твердых, установленных законодательством  размерах. Для лиц, освобожденных  от обязанностей трудится (инвалиды 1-ой гр., инвалиды 1-ой и 2-ой гр.), данные пособия  приравниваются к минимальной трудовой пенсии. Для других лиц их размер таков, чтобы обеспечить удовлетворение лишь незначительного круга жизненно — необходимых потребностей. Социальные пособия являются выразителем заботы общества о лицах, оставшихся в силу тех или иных причин без средств  к существованию. Их установление следует  рассматривать как проявление гуманизма  общества. Источник выплаты данных пособий - государственный бюджет. Таким  образом, социальное пособия - это ежемесячные  денежные выплаты из специальных  государственных фондов в установленные  законом случаях нетрудоспособным лицам, которые не работают и не имеют  права на трудовые пенсии и другие денежные виды обеспечения (кроме семейных пособий).

    К их числу относятся социальные пенсии. Отнесение в законодательстве социальных пособий к пенсиям вызвано  сложившейся мировой законной практикой.

    Третья  группа — семейные пособия. Субъектами их получения является семьи. Основное социальное назначение семейных пособий - оказание государственной материальной помощи семьям, несущим дополнительные расходы в связи с воспитанием  и содержанием несовершеннолетних детей и в некоторых других случаях. Они выплачиваются в  качестве дополнительной помощи независимо от других доходов семьи из государственного бюджета в размерах, определяемых исходя из суммы минимальной заработной платы, установленной действующим законодательством.

    К ним относятся пенсии на детей-инвалидов, пособия по уходу за малолетними  детьми, одиноким матерям, на детей  малообеспеченным семьям, по случаю рождения ребенка, на погребение и т. д.

      Следующий вид обеспечения —  предоставления льгот, облегчающих  материальное положение некоторых  категорий лиц в результате  того, что часть необходимых денежных  трат общество берет на себя. Данный вид обеспечения используется  достаточно широко. К нему относится  частичная оплата лекарственных  средств и коммунальных услуг,  оплата частичной стоимости путевок  для отдыха детей в санаториях  и лагерях, содержание детей  в детских дошкольных учреждениях  и т. д.

      Еще одним видом обеспечения  является натуральное обеспечение,  т. е. передача некоторым категориям  граждан в собственность или  в пользование материальных ценностей.  Речь идет о бесплатном обеспечении  протезно-ортопедическими изделиями,  средствами передвижения, лекарственными  препаратами некоторых групп  инвалидов, о предоставлении жилья  за счет государственного жилого  фонда.

    Распределение данных видов социальной защиты должно идти в широком соответствии с  нормативно правовыми актами, принятыми  как на уровне РФ, так и на уровне субъектов федерации. 
 

1.3. Государственная политика в отношении инвалидов и нетрудоспособных

Согласно  Российскому законодательству, инвалид  — это «лицо, которое имеет  нарушение здоровья со стойким расстройством  функций организма, обусловленное  заболеваниями, последствиями травм  или дефектами, приводящее к ограничению  жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Ограничение жизнедеятельности определяется как «полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое по ведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью».

     Это определение сравнимо с тем, которое  дается Всемирной организацией здравоохранения: люди с ограниченными возможностями  имеют функциональные затруднения  в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния  здоровья, внешности, вследствие неприспособленности  внешней среды к их особым нуждам, из-за предрассудков общества в отношении  к инвалидам. Для того чтобы снизить  воздействие этих ограничений, разработана  система государственных гарантий по социальной защите инвалидов.

     Социальная  защита инвалидов — система гарантированных  государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам  условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности  и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

     Благодаря новой государственной социальной политике, исследователям и социальным работникам, просветительской деятельности ассоциаций, выступающих за соблюдение прав человека, постепенно происходят изменения, в том числе и в  самом языке. За рубежом сегодня  этот термин уже практически выходит  из употребления, люди избегают употреблять  такие «ярлыки», как глухой, слепой, заика, заменяя их сочетаниями «ослабленный слух (зрение, речевое развитие).

     По  данным ООН, каждый десятый человек  на планете имеет инвалидность. По официальной статистике, в России сейчас 9 млн. инвалидов. По оценке Агентства  социальной информации, их не менее 15 млн. Среди нынешних инвалидов очень  много молодых людей и детей.

     В узком смысле, с точки зрения статистики, инвалидом является человек, имеющий  непросроченное свидетельство об инвалидности, выданное в Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) или в лечебных учреждениях силовых ведомств. Подавляющее большинство таких людей состоят на учете в органах социальной защиты или в лечебных учреждениях силовых ведомств как получатели различного рода пенсий, в том числе пенсий не по инвалидности, а по другим основаниям (чаще всего по старости).

     В широком смысле в контингент инвалидов  входят так же лица, подпадающие  под установленное законом определение  инвалидности, но в силу разных обстоятельств  не обратившиеся в БМСЭ. Какие же это обстоятельства? Их можно разделить  на 2 класса. Первый связан с развитием  здравоохранения и медицины, в  частности диагностикой заболеваний  и её доступностью (например, несвоевременное  выявление злокачественных новообразований). Второй – с мотивами человека в  получении статуса инвалида. В  настоящее время эта мотивация  выше, чем в прошлом, когда ограничения  для трудовой деятельности инвалидов  были весьма существенны, а статус инвалида не позволял работать.

     Среди инвалидов можно выделить три  группы: а) пенсионеры, получающие пенсию по возрасту; б) инвалиды, получающие пенсию по инвалидности; в) работающие лица трудоспособного  возраста, не являющиеся получателями пенсий и пособий.

     Рост  инвалидности, с которым мы сегодня  сталкиваемся, можно назвать ростом «накопленной» инвалидности. О чем  идет речь? В течение длительного  времени инвалидность не было столь  необходимо оформлять, в то время  как показатели заболеваемости и  травматизма всегда оставались довольно высокими. Снижение шансов трудоустройства, ненадежность случайных заработков не могут не подталкивать граждан, имеющих  основания для получения инвалидности, регистрировать инвалидность. Что бы выжить в таких условиях, они прибегают  к аккумуляции всех доступных  источников доходов, в том числе  системы социального обеспечения.

     Инвалидность, так или иначе определяемая, знакома  каждому обществу, и каждое государство  сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует  социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.

     В течение последних тридцати лет  в мире сложились устойчивые тенденции  и механизмы формирования политики в отношении инвалидов, правительства  различных стран разрабатывают  подходы к решению проблем  этой социальной группы, оказания помощи государственным и общественным институтам в определении и реализации политики, адресованном инвалидам.

     Основные  принципы формирования политики в отношении  инвалидов, выработанные мировым сообществом:

     - государство отвечает за устранение  условий, ведущих к инвалидности, и решение вопросов, связанных  с последствиями инвалидности,

     - государство обеспечивает инвалидам  возможность достигнуть одинакового  со своими согражданами уровня  жизни, в том числе в сфере  доходов, образования, занятости,  здравоохранения, участия в общественной  жизни.

     - инвалиды имеют право жить  в социуме, общество порицает  изоляцию инвалидов, для этого  общество стремится сформировать  условия независимой жизни инвалидов  (самообеспечение, самодостаточность  в повседневной жизни, безбарьерная  среда).

     - за инвалидами признаются права  и обязанности граждан данного  общества. В компетенции государства  находятся способы признания,  обеспечения и реализации прав  и обязанностей инвалидов, как  членов общества.

     - государство стремится к равнодушности  мер социальной политики в  отношении инвалидов на всей  территории страны, независимо от  того, где проживает инвалид (в сельской или городской местности, столице или провинции).

     - при реализации политики в  отношении инвалидов должны учитывать  особенности индивида или группы  инвалидов: все инвалиды в силу  специфики своего заболевания  находятся в разных стартовых  условиях, и для обеспечения прав  и обязанностей граждан страны  в отношении каждой группы  инвалидов проводится свой комплекс  мероприятий.

     Государственная политика в настоящее время остается основным публичным механизмом в  определении, категоризации и легализации  инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании  и поддержании зависимого статуса  людей с ограниченными возможностями. В этом смысле положение людей  с инвалидностью в ряде стран  связано с недостаточно развитым и не всегда эффективным правовым контекстом в части предусмотренных  механизмов реализации соответствующего законодательства и ответственности  за его исполнение.

     В российских дебатах о социальной политике в отношении инвалидов  наряду с одобрением и принятием  идей интеграции ставится вопрос о  затратах и выгодах, а качество и  спектр существующих мер социальной защиты пока остаются второстепенным вопросом. В социальном законодательстве и программах содержатся необходимые  требования доступности и интеграции, однако на практике пока далеко не во всех случаях можно говорить о готовности и возможности обеспечивать и  достигать обозначенных целей.

     Государственная политика в отношении инвалидов  значительно разнится между странами. Диапазон основных предположений относительно характера недееспособности и спектр социальной проблематики инвалидности отражают разнообразие социальных, культурных и политических условий. Из всех можно  назвать одну центральную проблему, общую для многих современных  государств. дело в том, что современная  маргинализация инвалидов по-прежнему связана с «измерением» ценности человека на основании способности трудиться и не быть иждивенцем. Однако вопрос заключается не только и не всегда в том, что инвалид не может трудиться физически, но часто в том, что на производственные системы (фабрики, заводы, рабочие места) накладываются дополнительные обязанности и требования гибких методов работы, решения вопросов, связанных с ритмами и порядком труда человека с ограниченными возможностями.

     Здесь пересекаются интересы рынка и государства. Работодателю зачастую удобнее осуществлять благотворительность и вспомоществование, чем изменять условия труда в  соответствии с индивидуальными  потребностями работника. А система  социальной защиты в современных  капиталистических государствах в  большей степени управляется  категориями рыночной полезности человека. Одинаково неадекватна в рассуждениях о положении инвалидов как  позиция патернализма, формирующая  иждивенческие настроения, таки позиция  невмешательства: «сумей сам продать  себя на рынке труда». Политика социальной поддержки инвалидов должна строиться  на платформе создания условий для  равного участия людей с ограниченными  возможностями в жизни общества. Организация доступности окружающей среды для инвалидов предполагает вслед за признанием равных прав инвалидов  на участие в жизни общества организацию  эффективного рынка услуг, где инвалиды все более и более представляются как потребители, имеющие специфические  требования, спрос на определенные товары, услуги и доступные здания.

Информация о работе Деятельность государственных органов по социальной защите инвалидов на примере ОАО «РЖД»