Автор: a*****************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 11:58, дипломная работа
Цель работы – анализ системы организации социальной защиты инвалидов в Российской Федерации и пути ее совершенствования
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд поставленных задач:
-проанализировать государственную политику по социальной защите инвалидов;
-изучить нормативно-правовое регулирование социальной защиты инвалидов в РФ;
-проанализировать социальную ситуацию в РФ на данном этапе;
-изучить базовые принципы социальной защиты инвалидов в Нижегородской области;
-изучить меры по социальной защите инвалидов на примере компании ОАО «РЖД»
-провести анализ эффективности внедрения автоматизированной системы контроля оплаты проезда
-рассмотреть перспективы и направление развития социальной защиты инвалидов
Введение…………………………………..………………………………………3
Глава 1 Государственная политика и нормативно-правовое обоснование социальной защиты инвалидов…………………………………………….….5
1.1. Обязательства современного государства перед инвалидами.……..5
1.2. Принцип правового социального обеспечения. Виды социального обеспечения………………………………………………………………………..7
1.3.Государственная политика в отношении инвалидов и нетрудоспособных………………...……………………………………………..17
1.4.Социальная ситуация в РФ………………………………………...…23
1.5. Базовые принципы социальной зашиты инвалидов в Нижегородской области…………………………………………………………26
Глава2 Анализ деятельности ОАО «РЖД» по социальной защите инвалидов……………………………………………..…………………………31
2.1.Характеристика организации, исследование организационной структуры ОАО «РЖД»………………………………………………………....31
2.2.Система управления персоналом в ОАО «РЖД»…………………..35
2.3.Меры по социальной защите инвалидов, применяемые в ОАО «РЖД»…………………………………………………………………………….39
2.4.Анализ эффективности внедрения автоматизированной системы контроля оплаты проезда………………………………………………………..40
2.5.Экономический эффект, результаты и стоимость внедрения системы контроля оплаты проезда…………………………………………………….….45
Глава3 Пути повышения эффективности работы государственных органов по социальной защите населения………….………………………47
3.1. Направления совершенствования социальной защиты населения…………………………………………………………………………47
3.2. Перспективы развития социальной защиты населения………...….56
3.3. Совершенствование системы социальной защиты населения….…59
Заключение………………………………………………………………...……62
Источники и литература………………………………………………………63
Приложения………………………………………………………………….….66
Вторая
группа - социальные пособия. Они отличаются
от первой группы тем, что не связаны
с трудовой деятельностью. Для данных
пособий характерно отсутствие общественно-полезной
деятельности получателя или наличие
ее в размерах, не дающих права на
другие виды обеспечения. Цель - предоставление
средств, которые были бы источником
существования или материальной
поддержкой. Они выплачиваются в
твердых, установленных
К их числу относятся социальные пенсии. Отнесение в законодательстве социальных пособий к пенсиям вызвано сложившейся мировой законной практикой.
Третья
группа — семейные пособия. Субъектами
их получения является семьи. Основное
социальное назначение семейных пособий
- оказание государственной материальной
помощи семьям, несущим дополнительные
расходы в связи с воспитанием
и содержанием
К ним относятся пенсии на детей-инвалидов, пособия по уходу за малолетними детьми, одиноким матерям, на детей малообеспеченным семьям, по случаю рождения ребенка, на погребение и т. д.
Следующий вид обеспечения —
предоставления льгот,
Еще одним видом обеспечения
является натуральное
Распределение
данных видов социальной защиты должно
идти в широком соответствии с
нормативно правовыми актами, принятыми
как на уровне РФ, так и на уровне
субъектов федерации.
1.3. Государственная политика в отношении инвалидов и нетрудоспособных
Согласно Российскому законодательству, инвалид — это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Ограничение жизнедеятельности определяется как «полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое по ведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью».
Это
определение сравнимо с тем, которое
дается Всемирной организацией здравоохранения:
люди с ограниченными возможностями
имеют функциональные затруднения
в результате заболевания, отклонений
или недостатков развития, состояния
здоровья, внешности, вследствие неприспособленности
внешней среды к их особым нуждам,
из-за предрассудков общества в отношении
к инвалидам. Для того чтобы снизить
воздействие этих ограничений, разработана
система государственных
Социальная
защита инвалидов — система
Благодаря
новой государственной
По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность. По официальной статистике, в России сейчас 9 млн. инвалидов. По оценке Агентства социальной информации, их не менее 15 млн. Среди нынешних инвалидов очень много молодых людей и детей.
В узком смысле, с точки зрения статистики, инвалидом является человек, имеющий непросроченное свидетельство об инвалидности, выданное в Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) или в лечебных учреждениях силовых ведомств. Подавляющее большинство таких людей состоят на учете в органах социальной защиты или в лечебных учреждениях силовых ведомств как получатели различного рода пенсий, в том числе пенсий не по инвалидности, а по другим основаниям (чаще всего по старости).
В
широком смысле в контингент инвалидов
входят так же лица, подпадающие
под установленное законом
Среди инвалидов можно выделить три группы: а) пенсионеры, получающие пенсию по возрасту; б) инвалиды, получающие пенсию по инвалидности; в) работающие лица трудоспособного возраста, не являющиеся получателями пенсий и пособий.
Рост
инвалидности, с которым мы сегодня
сталкиваемся, можно назвать ростом
«накопленной» инвалидности. О чем
идет речь? В течение длительного
времени инвалидность не было столь
необходимо оформлять, в то время
как показатели заболеваемости и
травматизма всегда оставались довольно
высокими. Снижение шансов трудоустройства,
ненадежность случайных заработков
не могут не подталкивать граждан, имеющих
основания для получения
Инвалидность, так или иначе определяемая, знакома каждому обществу, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.
В течение последних тридцати лет в мире сложились устойчивые тенденции и механизмы формирования политики в отношении инвалидов, правительства различных стран разрабатывают подходы к решению проблем этой социальной группы, оказания помощи государственным и общественным институтам в определении и реализации политики, адресованном инвалидам.
Основные принципы формирования политики в отношении инвалидов, выработанные мировым сообществом:
-
государство отвечает за
-
государство обеспечивает
-
инвалиды имеют право жить
в социуме, общество порицает
изоляцию инвалидов, для этого
общество стремится
-
за инвалидами признаются
-
государство стремится к
-
при реализации политики в
отношении инвалидов должны
Государственная
политика в настоящее время остается
основным публичным механизмом в
определении, категоризации и легализации
инвалидности и продолжает быть существенным
элементом в конструировании
и поддержании зависимого статуса
людей с ограниченными
В российских дебатах о социальной политике в отношении инвалидов наряду с одобрением и принятием идей интеграции ставится вопрос о затратах и выгодах, а качество и спектр существующих мер социальной защиты пока остаются второстепенным вопросом. В социальном законодательстве и программах содержатся необходимые требования доступности и интеграции, однако на практике пока далеко не во всех случаях можно говорить о готовности и возможности обеспечивать и достигать обозначенных целей.
Государственная политика в отношении инвалидов значительно разнится между странами. Диапазон основных предположений относительно характера недееспособности и спектр социальной проблематики инвалидности отражают разнообразие социальных, культурных и политических условий. Из всех можно назвать одну центральную проблему, общую для многих современных государств. дело в том, что современная маргинализация инвалидов по-прежнему связана с «измерением» ценности человека на основании способности трудиться и не быть иждивенцем. Однако вопрос заключается не только и не всегда в том, что инвалид не может трудиться физически, но часто в том, что на производственные системы (фабрики, заводы, рабочие места) накладываются дополнительные обязанности и требования гибких методов работы, решения вопросов, связанных с ритмами и порядком труда человека с ограниченными возможностями.
Здесь
пересекаются интересы рынка и государства.
Работодателю зачастую удобнее осуществлять
благотворительность и