Деятельность государственных органов по социальной защите инвалидов на примере ОАО «РЖД»

Автор: a*****************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 11:58, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – анализ системы организации социальной защиты инвалидов в Российской Федерации и пути ее совершенствования
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд поставленных задач:
-проанализировать государственную политику по социальной защите инвалидов;
-изучить нормативно-правовое регулирование социальной защиты инвалидов в РФ;
-проанализировать социальную ситуацию в РФ на данном этапе;
-изучить базовые принципы социальной защиты инвалидов в Нижегородской области;
-изучить меры по социальной защите инвалидов на примере компании ОАО «РЖД»
-провести анализ эффективности внедрения автоматизированной системы контроля оплаты проезда
-рассмотреть перспективы и направление развития социальной защиты инвалидов

Содержание

Введение…………………………………..………………………………………3
Глава 1 Государственная политика и нормативно-правовое обоснование социальной защиты инвалидов…………………………………………….….5
1.1. Обязательства современного государства перед инвалидами.……..5
1.2. Принцип правового социального обеспечения. Виды социального обеспечения………………………………………………………………………..7
1.3.Государственная политика в отношении инвалидов и нетрудоспособных………………...……………………………………………..17
1.4.Социальная ситуация в РФ………………………………………...…23
1.5. Базовые принципы социальной зашиты инвалидов в Нижегородской области…………………………………………………………26
Глава2 Анализ деятельности ОАО «РЖД» по социальной защите инвалидов……………………………………………..…………………………31
2.1.Характеристика организации, исследование организационной структуры ОАО «РЖД»………………………………………………………....31
2.2.Система управления персоналом в ОАО «РЖД»…………………..35
2.3.Меры по социальной защите инвалидов, применяемые в ОАО «РЖД»…………………………………………………………………………….39
2.4.Анализ эффективности внедрения автоматизированной системы контроля оплаты проезда………………………………………………………..40
2.5.Экономический эффект, результаты и стоимость внедрения системы контроля оплаты проезда…………………………………………………….….45
Глава3 Пути повышения эффективности работы государственных органов по социальной защите населения………….………………………47
3.1. Направления совершенствования социальной защиты населения…………………………………………………………………………47
3.2. Перспективы развития социальной защиты населения………...….56
3.3. Совершенствование системы социальной защиты населения….…59
Заключение………………………………………………………………...……62
Источники и литература………………………………………………………63
Приложения………………………………………………………………….….66

Работа содержит 1 файл

ГОТОВЫЙ ДИПЛОМ ЯНА - копия.docx

— 263.54 Кб (Скачать)

     Концепция равного гражданства расценивает  людей с ограниченными возможностями  не как лиц с «остаточной трудоспособностью», а как достойных граждан, как  потребителей специальных, специфических  услуг и товаров. Такое смещение акцентов способствует отказу от отношения  к инвалидам как к «поврежденным» людям и формированию отношения  к инвалидам как к людям с особыми, дополнительными потребностями.

     Вместе  с тем инвалид не является лишь пассивным потребителем товаров  и услуг. Если общество стремится  интегрировать инвалидов — это  предполагает процессы повышения их статуса в социально-экономических, рыночных отношениях. Современная российская социальная политика не формирует иждивенческие  настроения, ориентируя инвалидов на активную позицию в отношении  занятости, независимой жизни, однако пока еще не действуют в полную меру механизмы пресечения дискриминации и произвола работодателей в отношении инвалидов. Дискриминационные действия работодателей оправдываются ими с позиций требований рыночной экономики, а пре цедентов восстановления справедливости и вынесения наказания за нарушение конституционных гарантий пока недостаточно.

     Вот почему современным специалистам, занятым  в системе социального обслуживания, необходимо владеть нормативно-правовой базой работы с инвалидами, а так  же знать механизмы ее применении и уметь добиваться законодательных  гарантий, привлекая юристов и  активистов общественных организаций  для того, чтобы защитить тех, чьи  права ущемляются. 

    1.4.Социальная ситуация в РФ

    Современная политика Правительства, связанная  с переходом к рыночной экономике  и новому государственному устройству, осуществляется в крайне сложных  и чрезвычайно противоречивых условиях многоукладности и мировоззренческого разнообразия. Инфляция, огромный дефицит  государственного бюджета, рост денежной массы в обращении, низкая экономическая  и политическая культура, нарушение  производственно-хозяйственных связей и заметное снижение объема выпускаемой  продукции привели к резкому  снижению реальных доходов, уровня и  качества жизни более двух третей населения России. Этот процесс особенно заметно повлиял на мало защищенные слон населения — нетрудоспособных, безработных, людей с ограниченными  возможностями, на семьи, имеющие иждивенцев и детей. К этой категории примыкают научные сотрудники, преподаватели, врачи и другие слои общества - люди, занятые умственным трудом, заработная плата которых находится ближе к черте бедности, чем достаточности для достойного проживания.

    Неотъемлемой  частью программы перехода к рыночным отношениям является социальная направленность всех экономических нововведений. В  федеральных органах власти предпринимаются  меры по разработке системы социальной защиты населения, призванной в какой-то мере смягчить неизбежные отрицательные  последствия нового экономического курса. Продвижение к рынку невозможно без создания надежной системы социальной защиты населения. Вот почему чрезвычайно  актуальной и важной становится проблема социальной защищенности различных  групп населения. То есть должен быть создан механизм защиты населения от таких факторов социального риска, как безработица и инфляция.

    Социальная  защита является той регулятивной системой стабилизации общества, которая направлена на устранение или сведение до минимума социальных противоречий, возникающих  в правовом и экономическом статусе  отдельных групп населения. Отсюда следует, что функцией социальной защиты является поддержание обществом  наиболее уязвимых групп населения  в условиях обострения экономических  и политических отношений. Цель ее создания в обществе мерами социальной политики защитных механизмов для социально  уязвимых групп. Успешность проведения социальной защиты способствует угасанию противоречий, восстановлению относительного равновесия в правовом статусе всех групп, составляющих общество. Неуспешная же социальная защита приводит к дальнейшему  распространению социальной напряженности  с негативными проявлениями, сила которых прямо пропорциональна  массовости групп, включенных в конфликтную  ситуацию.

    Социальная  защита - это совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий граждан, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав и достижений социально-приемлемого уровня жизни. Она включает в себя:

  • предоставление государственных социальных гарантий всем категориям граждан, т. е. минимальные размеры заработной платы и социальных выплат, прожиточный минимум и индексация личных доходов;
  • организацию социальной помощи малоимущим и слабо защищенным группам населения.

    Новая система социальной защиты должна формироваться  на следующих основных принципах:

    1. Дифференцированный подход к  различным слоям и группам  населения в зависимости от  их социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической  самостоятельности, адресность и  целенаправленность.

    Для нетрудоспособных — престарелых, детей, инвалидов, акцент должен быть сделан на поддержание достойного уровня жизни  этой категории, обеспечение доступа  к потреблению важнейших материальных и социально-культурных благ, создание надежных гарантий, размера индивидуальных доходов.

    2. Механизм социальной защиты должен формироваться не на основе государственной благотворительности, а как совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий. Система не должна быть подобием «скорой помощи».

    3. Система социальной защиты должна действовать на всех уровнях: федеральном, республиканском, областном, местном, даже на уровне предприятия или организации.

    4. Хотелось бы отметить еще несколько  важных принципов:

  • гуманность и милосердие - готовность общества прийти на помощь любому его члену, попавшему в экстремальную ситуацию;
  • гарантированность помощи всем нетрудоспособным и действительно нуждающимся гражданам при их обращении в органы социальной защиты за счет доведения уровня их дохода до установленного бюджета прожиточного уровня;
  • комплексность - предоставление при необходимости одновременно нескольких видов помощи;
  • динамичность - оперативный пересмотр социальных нормативов социальных выплат в связи с инфляцией и увеличением бюджета прожиточного уровня;
  • самостоятельность органов исполнительной власти на всех уровнях, предприятий и организаций на реализацию своих социальных программ.

    Система социальной защиты населения существует в единстве и комплексности с  системой социальных гарантий. Социальные гарантии государства являются основой, базисом для реализации системы социальной защиты населения. 
 

1.5.Базовые принципы социальной зашиты в Нижегородской области

Организация системы социальной защиты населения  в области базируется на следующих  принципах:

  • гуманность и милосердие, т. е. готовность общества прийти на помощь любому его члену, попавшему в экстремальную ситуацию;
  • гарантированность помощи всем нетрудоспособным и действительно нуждающимся гражданам при их обращении в органы социальной защиты за счет доведения уровня их дохода до установленного в области бюджета прожиточного минимума;
  • комплексность, т. е. предоставление при необходимости одновременно нескольких видов помощи;
  • адресность и целенаправленность, т. е. оказание поддержки конкретным гражданам с учетом их индивидуальных особенностей, в оптимально полезной для них форме;
  • динамичность, т. е. оперативный пересмотр социальных нормативов и размеров социальных выплат в связи с инфляцией и увеличением бюджета прожиточного минимума;
  • самостоятельность, т.е. право органов исполнительной власти на всех уровнях, предприятий и организаций на реализацию своих программ, в сочетании с региональными программами;
  • межведомственность, т. е. согласование решений органов представительной и исполнительной власти, влияющих на уровень жизни населения при одновременном принятии мер по защите малоимущих граждан.

    «Концепцией социальной защиты населения Нижегородской  области на период кризисного состояния  экономики» в качестве главных целей  социальной политики программ и целевых  проектов, разрабатываемых в этот период, определены такие, как:

  • сохранение минимальных социальных гарантий;
  • ослабление социальной напряженности в регионе.

    Дальнейшее  разграничение полномочий между  федеральными управлениями и субъектами Российской Федерации привели к  перемещению центра тяжести в  решении социальных проблем в  регионы.

    Для усиления социальной защищенности различных  категорий населения, кроме государственных  социальных гарантий материальной поддержки, Нижегородская область, как субъект  Федерации, осуществляет дополнительные меры их адресной социальной поддержки  на основе областных комплексных  и целевых программ. В результате выполнения этих программ укреплена  и расширена сеть стационарных учреждений, создана инфраструктура перспективных  и принципиально новых социальных стационарных учреждений и служб, позволяющих использовать новые формы социального обслуживания и оказания адресной помощи.

    В настоящее время в области  в сфере социальной защиты действуют:

дома-интернаты  общего типа (дома милосердия)            45

психоневрологические  интернаты                 7

детские дома-интернаты для детей-инвалидов               3

пансионаты  и санатории         4

профессиональные  училища для детей-инвалидов              2

дома  ветеранов                    2

курсовая  база по обучению инвалидов                1

муниципальные центры социальной поддержки населения                             41

центры  социально-трудовой реабилитации неадаптированных граждан 3

детские социальные учреждения всего:               32

в том  числе:            

социально-реабилитационные центры                        15

социальные  приюты                   12

центры  помощи семье и детям          5

центры  для детей с ограниченными  возможностями                2

отделения социальной помощи на дому              295

отделение срочной социальной помощи населению               61

палаты  сестринского ухода                  50

социальных  магазинов                   22

социальных  столовых (в т. ч. на договорной основе)                 4

     

    Отмечены  определенные положительные результаты по ряду направлений:

  • активизировалась работа по становлению и развитию системы социального партнерства;
  • продолжала развиваться система социального обслуживания граждан и сеть учреждений социальной защиты населения области, оказывалась действенная поддержка и помощь гражданам, имеющим работу.

    Вместе  с тем, некоторые негативные тенденции  в социально-экономическом развитии отрасли не были преодолены. Сокращение объемов производства повлекло за собой  уменьшение ресурсной базы для осуществления  мероприятий по социальной поддержке  работников бюджетной сферы, пенсионеров  и безработных.

    Из-за резкого ухудшения финансового  состояния предприятий и существенного  снижения налоговых поступлений  в бюджеты всех уровней обострились  проблемы своевременной выплаты  заработной платы, пенсий, социальных пособий, не ликвидирована задолженность  по выплате пособий безработным, детских пособий. Увеличилось число  нарушений трудовых прав граждан, приняли  массовый характер направления работников в вынужденные отпуска, повсеместно  произошло ухудшение условий  и охраны труда.

    В целях устранения негативных социальных процессов необходимо направить  усилия органов исполнительной власти по труду, занятости и социальной защите населения на разработку и  реализацию комплекса мер, предусмотренных  Программой социальных реформ в Российской Федерации и предвыборной программой Губернатора области.

    Стратегическими целями социальной политики на ближайшие годы являются:

  • гарантия конституционных прав граждан в области труда и социальной защиты населения;
  • обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
  • достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;
  • переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий семье, женщинам, детям и молодежи;
  • развитие социальной инфраструктуры.

Информация о работе Деятельность государственных органов по социальной защите инвалидов на примере ОАО «РЖД»