Деятельность государственных органов по социальной защите инвалидов на примере ОАО «РЖД»

Автор: a*****************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 11:58, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – анализ системы организации социальной защиты инвалидов в Российской Федерации и пути ее совершенствования
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд поставленных задач:
-проанализировать государственную политику по социальной защите инвалидов;
-изучить нормативно-правовое регулирование социальной защиты инвалидов в РФ;
-проанализировать социальную ситуацию в РФ на данном этапе;
-изучить базовые принципы социальной защиты инвалидов в Нижегородской области;
-изучить меры по социальной защите инвалидов на примере компании ОАО «РЖД»
-провести анализ эффективности внедрения автоматизированной системы контроля оплаты проезда
-рассмотреть перспективы и направление развития социальной защиты инвалидов

Содержание

Введение…………………………………..………………………………………3
Глава 1 Государственная политика и нормативно-правовое обоснование социальной защиты инвалидов…………………………………………….….5
1.1. Обязательства современного государства перед инвалидами.……..5
1.2. Принцип правового социального обеспечения. Виды социального обеспечения………………………………………………………………………..7
1.3.Государственная политика в отношении инвалидов и нетрудоспособных………………...……………………………………………..17
1.4.Социальная ситуация в РФ………………………………………...…23
1.5. Базовые принципы социальной зашиты инвалидов в Нижегородской области…………………………………………………………26
Глава2 Анализ деятельности ОАО «РЖД» по социальной защите инвалидов……………………………………………..…………………………31
2.1.Характеристика организации, исследование организационной структуры ОАО «РЖД»………………………………………………………....31
2.2.Система управления персоналом в ОАО «РЖД»…………………..35
2.3.Меры по социальной защите инвалидов, применяемые в ОАО «РЖД»…………………………………………………………………………….39
2.4.Анализ эффективности внедрения автоматизированной системы контроля оплаты проезда………………………………………………………..40
2.5.Экономический эффект, результаты и стоимость внедрения системы контроля оплаты проезда…………………………………………………….….45
Глава3 Пути повышения эффективности работы государственных органов по социальной защите населения………….………………………47
3.1. Направления совершенствования социальной защиты населения…………………………………………………………………………47
3.2. Перспективы развития социальной защиты населения………...….56
3.3. Совершенствование системы социальной защиты населения….…59
Заключение………………………………………………………………...……62
Источники и литература………………………………………………………63
Приложения………………………………………………………………….….66

Работа содержит 1 файл

ГОТОВЫЙ ДИПЛОМ ЯНА - копия.docx

— 263.54 Кб (Скачать)

    Справедливость  данного принципа является одинаково  значимой для всех видов социальных норм, применительно к социальному  обеспечению его можно трактовать, как принцип справедливого распределения, который может осуществляться двояко: по вкладу или по потребности. В оптимальном  сочетании данных подходов и кроется  критерий справедливости: учет продолжительности  трудовой деятельности, размер заработка, характер и условия труда, с одной  стороны, и удовлетворение социально-культурных потребностей, обеспечение равных возможностей для развития личности независимо от трудового вклада на основе реальных потребностей, с другой.

    Обязательным  требованием этого принципа является соблюдение очередности при предоставлении дефицитных благ и услуг (тех, которых  нет в достаточном количестве) с установлением льгот по социально  значимым признакам получателей.

    Принцип гуманизма - это уважение прав и достоинства личности, который составляет одну из ведущих идей законодательства любого цивилизованного государства. Уже сам факт провозглашения и законодательного закрепления права на материальное обеспечение и социальную помощь лицам, нуждающимся в них, является проявлением гуманизма.

    Понимание гуманизма в нашем обществе со временем изменяется. Если до недавнего  времени некоторые формы благотворительности  — бесплатная столовая, льготное обеспечение  продуктами питания и предметами первой необходимости, предоставление бесплатных мест для ночлега лицам без определенного места жительства и т.д. считались едва ли не оскорбляющими человеческое достоинство, то теперь отношение к этому совершенно другое.

    Всеобщность обеспечения это проявление принципов равноправия и справедливости. Право на обеспечение имеют все категории трудящихся — рабочие и служащие, члены колхозов и других с/х предприятий, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, военнослужащие, безработные и т. д., т. е. представители всех социальных групп. Однако конкретный объем реализации этого права зачастую зависит от участия гражданина в общественно полезной деятельности определенного вида. Особенно наглядно данный принцип проявляется в пенсионном обеспечении. Введение института социальных пенсий означает фактическую реализацию принципа всеобщности и в отношении тех нетрудоспособных, которые по различным причинам не смогли приобрести права на трудовую пенсию.

    Пособия по своей природе таковы, что некоторые  выплачиваются только работающим, а  другие — только неработающим. Если в законодательстве принцип всеобщности  проводится достаточно последовательно, то в применительной практике имеются  отступления от него, и, прежде всего  в отношении тех видов обеспечения, которые продолжают оставаться дефицитными  или не имеют достаточного финансирования, поэтому Е. Г. Азарова трактует данный принцип как «принцип-идею, цель, к которой стремится развитие законодательства о социальном обеспечении».

    Принцип всесторонности обеспечения обозначает, что необходимая материальная помощь и услуги предоставляются во всех случаях, когда возникает соответствующая потребность. Это может быть в случае болезни, инвалидности, беременности и родов, по достижению определенного возраста (пенсионного) и т.д. За счет общественных фондов потребления реализуются потребности в услугах сферы образования, здравоохранения, предоставления жилья из муниципального фонда и т. д.

    Этот  принцип предполагает и наличие  в законодательстве такого основания  материального обеспечения как  безработица. Законодательная база этого вида обеспечения заложена в Законе о занятости населения  в РСФСР.

    В целом, законодательство о социальном обеспечении предусматривает развитую систему видов обеспечения и  обслуживания, которые соответствуют  рекомендациям международно-правовых актов о социальном обеспечении, в частности Конвенции № 102 Международной  организации труда 1952 г. «О минимальных  нормах социального обеспечения», и  по числу предусмотренных видов  обеспечения даже превосходит их, что нельзя сказать о его размерах и качестве.

    Принцип доступности социального обеспечения реализуется в трех аспектах.

    Во-первых, все условия обеспечения реально  достижимы. Так, для приобретения права  на пенсию по возрасту достаточно иметь  стаж работы 20 лет для женщин и 25 - для мужчин.

    Во-вторых, в ряде случаев обеспечение предоставляется  без каких-либо условий. Например, пособие  одинокой матери выплачивается независимо от других ее доходов.

    В-третьих, законодательство возлагает на соответствующие  государственные органы и администрацию  предприятий обязанность оказывать  грамотное содействие в сборе  и оформлении необходимых документов. Это требование закона выполняется  далеко не всегда и общеизвестны факты  хождений пенсионеров, инвалидов, многодетных  матерей по различным инстанциям в поисках справок и других документов, бесконечные очереди, отказы, обращения в газеты с просьбой оказать содействие и т.д.

    Такое положение во многом объясняется  отсутствием надлежащего правового  механизма реализации гражданами своих  прав, в которых гражданин должен играть роль оператора, включающего  механизм, а все прочие действия должны быть совершены государственными органами. Поэтому данный принцип нельзя отнести к полностью реализованным в законодательстве, его следует рассматривать как принцип-цель.

    Принцип связи размеров денежных видов обеспечения  с минимальным заработком появился в законодательстве сравнительно недавно. А до того не существовало единого подхода к определению размеров пенсий и пособий, в результате чего они оказывались малообоснованными и суммы неоправданно малыми. Кроме того, установление пособий в твердых размерах не давало возможности увязывать эти виды обеспечения с изменяющейся социально-экономической обстановкой.

    В настоящее время в системе  оплаты труда есть величина, достаточно стабильная, единая для всех категорий  граждан и в то же время периодически изменяемая. Это минимальная заработная плата. С этой величиной связывается  размер пенсий и пособий. Закон СССР о пенсиях от 1990 г. проводил эту  зависимость в отношении трудовых пенсий всех видов двояко: во-первых, минимальный размер пенсий установлен на уровне минимального заработка, во-вторых, механизм определения среднего заработка, из которого начисляется пенсия, также  строится на базе минимальной зарплаты. С минимальным заработком связан и размер надбавок к пенсиям, а  также размер социальных пенсий, семейных пособий.

    В современном пенсионном законодательстве достигнут следующий, более совершенный  этап в реализации этого принципа, когда размер обеспечения связывается  с прожиточным минимумом как  величиной, более обоснованной и  в большей степени отражающей необходимый минимум обеспечения, который может предоставить государство.

    Конечно, размеры пенсий и пособий в  большинстве своем нельзя назвать  достаточно высокими, соответствующими уровню, необходимому для нормального  удовлетворения потребностей человека, особенно если речь идет об одиноких престарелых  людях, о многодетных семьях, для  которых возможности получения  дополнительных доходов весьма ограничены. Но есть тенденция к росту размеров обеспечения, что является результатом социальной политики, направленной на усиление защищенности населения.

    Отношения по социальному обеспечению есть часть распределительных отношений  по поводу распределения предметов  потребления пропорционально потребностям, признаваемым обществом, и под влиянием действия целого ряда экономических  факторов. По-разному решается вопрос о том, какие отношения охватываются понятием «социальное обеспечение». Можно говорить о трех основных концепциях:

  1. сторонники первой рассматривают данное понятие в узком смысле - как обеспечение за счет общественных фондов потребления только нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых имеются несовершеннолетние дети,

2) авторы, придерживающиеся второй точки зрения, которую можно назвать традиционной, так как она является преобладающей, понимают под социальным обеспечением материальное обеспечение граждан в старости, при нетрудоспособности, при потере кормильца, осуществление охраны материнства и детства, медицинское обслуживание,

  1. наиболее предпочтительной является третья концепция, которая основывается на наиболее широком понимании социального обеспечения как предоставления всех благ из общественных фондов потребления, осуществляемого бесплатно на началах равного доступа к ним каждого гражданина. При таком подходе содержанием социального обеспечения будет не только собственно обеспечение лиц, нуждающихся в материальной поддержке со стороны общества, но и бесплатное медицинское обслуживание и предоставление лекарственных средств, обеспечение жильем, право на получение образования и на пользование достижениями культуры.

     Таким образом, социальное обеспечение  — это система общественных  отношений по предоставлению  гражданам благ за счет общественных  фондов потребления. Способы социального  обеспечения различны. Или необходимые средства предоставляются гражданами в виде денежных выплат (пенсии, пособия, предоставление определенных льгот), или направляются на создание и развитие систем здравоохранения, просвещения, жилищного хозяйства и т. д.

Виды социального  обеспечения - это способ предоставления материальной помощи или способ, при помощи которого государство содействует гражданину в удовлетворении той или иной потребности.

    Принято говорить о таких видах социального  обеспечения, как пенсии, пособия  различных видов, льготы, социальное обслуживание и натуральное обеспечение.

      Пенсии – это наиболее значимый  как по числу обеспечиваемых, так и по объему расходуемых  средств, вид обеспечения.

    Буквальный  перевод слова «pension» - платеж. Это одна из форм денежных выплат, которая осуществляется государством через специально предназначенные для этого органы и производится из определенного пенсионного фонда. Субъектом данного вида обеспечения является лицо, признанное нетрудоспособным по причине достижения определенного возраста, по признанию нетрудоспособным по медицинским критериям (инвалидность), либо из-за выполнения каких-либо социальных функций (уход за инвалидом 1-ой гр., ребенком - инвалидов, престарелым и т. д.).

    Важными чертами пенсии является ее связь  с бывшей трудовой деятельностью  пенсионера и с размером получаемой ранее заработной платы, ее обязательный характер. Цель пенсии - материальное обеспечение  граждан, предоставление им единственных или основных средств к существованию. Существует точка зрения, что пенсия - отложенное на время вознаграждение за труд.

    Таким образом, пенсия - это государственная  выплата, производимая из пенсионного  фонда с целью материального  обеспечения нетрудоспособных граждан  в связи с их прошлой трудовой и иной общественно-полезной деятельностью в размерах, как правило, соизмеримых с размером прошлого заработка.

    Этот  вид социального обеспечения  не является монолитным, он подвергается дифференциации, в основе которой  лежат нормативно-правовые акты —  закон «О пенсионном обеспечении  военнослужащих», «О государственных  пенсиях в РСФСР» и т.д. Пенсии иногда сопровождаются другим видом  обеспечения — социальным обслуживанием, т.е. предоставлением за счет общества бесплатно ряда услуг. Цель — оказать  нуждающимся дополнительную помощь в виде действий бытового характера. Социальное обслуживание, как вид  социального обеспечения, включает в себя услуги по санаторно-курортному лечению, содержанию в домах - интернатах, трудовой реабилитации и трудоустройству  инвалидов, некоторые услуги здравоохранения, услуги по образованию, по содержанию детей в дошкольных и внешкольных  и учреждениях.

    Следующим видом социального обеспечения, имеющим большое распространение, являются пособия - это ряд видов  социального обеспечения, различающихся  по целям, источникам выплат, субъектам.

    Первый  вид данной группы составляют так  называемые трудовые пособия, которые  выплачиваются лицам, состоящим  в трудовых отношениях с предприятием (государственным, муниципальным, кооперативным  и т. д.) и утратившим заработную плату  временно в связи с нетрудоспособностью. Выплачиваются они за счет средств  социального страхования. Наличие  трудовых связей между субъектом  обеспечения пособием и страхователем, в роли которого выступает предприятие  или иной аналогичный объект, обязательно. Цель трудовых пособий - полное или  частичное возмещение утраченного  заработка, с которым их размер соизмерим, т. е. в период нетрудоспособности лицо, не совершая никаких действий в пользу предприятия, получает от него денежное содержание.

    К числу трудовых пособий относятся, например, пособия по беременности и родам.

Информация о работе Деятельность государственных органов по социальной защите инвалидов на примере ОАО «РЖД»