Ассортиментная политика на предприятии, и ее практическая реализация (на примере ЗАО Продвильнюс)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:26, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: разработка эффективной ассортиментной политики фирмы, основанная на комплексном анализе его финансово-экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы

Содержание

Введение
1 Теоретические основы, формирование ассортиментной политики предприятия
1.1 Сущность, задачи и составляющие ассортиментной политики
1.2 Факторы, обуславливающие формирование ассортиментной политики
2 Анализ ассортиментной политики на предприятии ЗАО «Продвильнюс»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
ЗАО «Продвильнюс»
2.2 Анализ товарного ассортимента ЗАО «Продвильнюс»
2.3 Оценка эффективности реализации ассортиментной политики ЗАО «Продвильнюс»
3 Предложения по совершенствованию формирования ассортиментной политики на предприятии ЗАО «Продвильнюс»
4 Заключение
5 Список использованных источников
6 Приложения

Работа содержит 1 файл

Диплом1doc.doc

— 562.50 Кб (Скачать)

 

 

2.2 Анализ товарного ассортимента ЗАО «Продвильнюс»

 

Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам:

1.                  Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазинах.

2.                  Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.

3.                  Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов.

4.                  Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингента покупателей.

Торговый ассортимент – совокупность товаров, по­ступающих в сферу

обращения (организации оптовой и розничной торговли). B отличие от промышленного торговый ассортимент включает, как правило, товары разных изготовителей. Исключение составляют фир­менные магазины предприятий-изготовителей, страте­гия которых основывается на сбыте товаров только конкретного предприятия.

           На предприятиях используются ассортиментный перечень товаров – это документ, предусматривающий минимально допустимое количество видов и разновидностей товаров, определяющих профиль торговой организации.

Ассортиментный перечень реализуемых товаров в ЗАО «Продвильнюс» представлен в приложении А.             

B торговле оперируют такими понятиями, как товар­но-групповой ассортимент, ассортимент торговой орга­низации.

Ассортимент товаров, входящих в отдельную товар­ную группу, называется групповым.

Ассортимент товаров в конкретной торговой органи­зации классифицируется как ассортимент торговый организации. Он зависит от типа организации.

Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, раз­новидностей, мерок, типов, наименований.

B зависимости от широты охвата товаров раз­личают следующие виды ассортимента: простой, слож­ный, групповой, развернутый, сопутствующий, сме­шанный.

Свойство ассортимента – специфическая особен­ность ассортимента, проявляющаяся при его формиро­вании. Показатель ассортимента – количественное выражение его свойств, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров.

Совокупность всех ассортиментных групп товаров, изготовляемых предприятием, определяет так называемый товарный ассортимент. Он характеризуется:

           широтой (количество изготовляемых ассортиментных групп);

           полнота ассортимента – количество разновидностей и наименований товаров од­нородной группы, выпускаемых промышленностью и находящихся в продаже

           устойчивость ассортимента – это количество ви­дов, разновидностей и наименований товаров, пользую­щихся устойчивым спросом у потребителей и удовлет­воряющих спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них

           новизна (обновление) ассортимента – количество новых товаров в общем поступлении

           структура ассортимента характеризуется долей каждого вида или наименования товара в общем наборе.

           глубиной (количество ассортиментных позиций в ассортиментной группе);

           насыщенностью (количество ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах);

           гармоничностью (степень близости товаров различных ассортиментных групп с точки зрения их потребителя или каких-то иных показателей).

Способы реализации товара на ЗАО «Продвильнюс» представлены на рис.2.6.

Реализация товара производится по следующим направлениям:

                          кулинария                                              розничная торговля

 

                                                                продукты питания         хозяйственные товары

Рис. 2.6 Способы реализации товаров ЗАО «Продвильнюс»

Примечание. Источник: собственная разработка по данным предприятия

Все товары, реализуемые магазином разбиты на группы по принципу схожести их составов. Эти группы  товаров являются ассортиментными и в совокупности представляют товарную номенклатуру ЗАО «Продвильнюс».

Широта и глубина товарной номенклатуры поставляемой поставщиками представлена следующими ассортиментными группами товаров в приложении В.

Как видно из приложения В широта ассортимента равна 19 группам.

Насыщенность равна 778 в 2007году, 836 в 2008году, 935 в 2009году, из этого следует вывод, что с каждым годом насыщенность увеличивается, что является следствием увеличения ассортимента товаров.

Так как гармоничность – степень близости товаров различных ассортиментных групп, сделаем вывод, что наш ассортимент негармоничен.

Для оценки товарного ассортимента рассчитаем следующие коэффициенты:

    1) Коэффициент полноты товарного ассортимента рассчитаем по формуле:

Кn = Рф/Рн,                                                (2.5)

где, Кn – коэффициент полноты ассортимента предприятия

        Рф - фактическое наличие ассортиментных позиций на предприятии

        Рн – общие число ассортиментных позиций предусмотренные ассортиментным перечнем предприятия

За 2007год – Кn = 778/620 = 1,3,

За 2008год – Кn = 836/620 = 1,3,

За 2009год – Кn = 935/620 = 1,5;

Из расчетов следует вывод, что в 2009 году коэффициент полноты увеличился на 25%, что свидетельствует, пополнению ассортимента товаров.  

  2)  Коэффициент устойчивости ассортимента предприятия рассчитывается по формуле

Ку = Рф1+Рф2+Рф3+…..+Рфn/(Рн*n),                (2.6)

 

         где, Ку - коэффициент устойчивости ассортимента предприятия

                Рф1,Рф2 – фактическое наличие ассортиментных позиций в момент отдельных проверок

               Рн – общие число ассортиментных позиций предусмотренные ассортиментным перечнем предприятия

                  n – количество проверок

Количество проверок в 2007году – 10

Ку = (760+758+763+755+767+733+745+778+773+770) / 620*10 =          

= 7602/6200 = 1,23 = 123%

Количество проверок в 2008году – 9

Ку = (833+829+826+836+830+825+815+832+820) / 620*9 = 7446/5580 =

= 1,33 = 133%

Количество проверок в 2009году – 8

Ку = (935+928+915+930+932+935+917+933) / 620*8 = 7425/4960 =

= 1,5 = 150%

Вывод ассортимент устойчив на протяжении 3 лет.

   3) Коэффициент гармоничности

Кгарм = Аодн/Аобщ,                                                 (2.7)

       где,  Кгарм - коэффициент гармоничности ассортимента

               Аодн – количество ассортиментных позиций однородных по выбранному признаку

               Аобщ – общее количество ассортиментных позиций предлагаемых предприятием

В 2007году – Кгарм = 621 /620 = 1

В 2008 году – Кгарм = 622/620 = 1

В 2009 году – Кгарм = 650/620 = 1             

Исходя из расчетов, мы видим, что ассортимент гармоничен на протяжении всех исследуемых периодов, и равен 1

            4) Коэффициент обновляемости

                 Кн = (Нн/Шб) * 100%,                                               (2.8)

где,  Кн - коэффициент обновляемости 

        Нн – количество товаров, поступивших впервые

        Шб – общее количество наименований товаров

В 2007году – Кн = (63/778)*100% = 8

В 2008 году – Кн = (75/836)*100% = 8,9

В 2009 году – Кн = (92/935)*100% = 9,8

Из расчетов видно, что коэффициент обновляемости растет. Это обозначает, что ассортимент товара все больше пополняется новыми товарами.

На предприятии имеется собственное производство продуктов питания, на котором производят полуфабрикаты мясные, овощные, а также готовую продукцию.

Характеристика ассортимента цеха собственного производства представлена в табл. 2.1

Таблица 2.1

Характеристика ассортимента собственного производства

 

Широта ассортимента

Глубина ассортимента

2007г

2008г

2009г

1

2

3

4

5

1) Сырая продукция

Фарш (мясной, куриный)

Куриная разделка (крылья, бедра, филе, горлышки)

Мясная разделка (филей, тазобедренная часть, мясо котлетное)

 

15

13

15

2) Полуфабрикаты

Колбаски (домашние, пикантные, по-восточному)

Шашлык (мясной, куриный)

Голубцы

Шницель

Биточки

Котлеты

Маринованные крылышки, бедра, филе 

20

 

18

22

3)Готовая продукция

Салаты (с подсолнечным маслом, с майонезом)

Шницель по-домашнему

Котлета Папараць-кветка

Птица, запеченная с сыром

Птица, запеченная с помидором

Жаренные колбаски

Мясо, запеченное с грибами

Мясо, запеченное с сыром

Руляда из птицы

Язык заливной

Блинчики с мясом, с капустой, яблоками

Беляши с мясом

Рыба жаренная

35

38

38

Итого

 

70

69

75

Примечание. Источник: собственная разработка по данным предприятия

Из табл. 2.1 видно, что ассортимент продукции собственного производства увеличивается, что способствует увеличению прибыли.

Для оценки товарного ассортимента рассчитаем следующие коэффициенты:

           1) Коэффициент полноты товарного ассортимента рассчитаем по формуле

                                  Кn = Рф/Рн,                                                (2.9)

где, Кn – коэффициент полноты ассортимента предприятия

Рф - фактическое наличие ассортиментных позиций на предприятии

      Рн – общие число ассортиментных позиций предусмотренные ассортиментным перечнем предприятия

За 2007год – Кn = 70/100 = 0,7 полнота равна 70%.

За 2008год – Кn = 69/100 = 0,69, полнота равна 69%.

За 2009год – Кn = 75/100 = 0,75, полнота равна 75%.

Из расчетов следует вывод, что в 2009 году коэффициент полноты увеличился, что свидетельствует, пополнению ассортимента.

            2) Коэффициент устойчивости ассортимента предприятия рассчитывается по формуле

Ку = Рф1+Рф2+Рф3+…..+Рфn/(Рн*n),                (2.10)

где, Ку - коэффициент устойчивости ассортимента предприятия

Рф1,Рф2 – фактическое наличие ассортиментных позиций в момент отдельных проверок

  Рн – общие число ассортиментных позиций предусмотренные ассортиментным перечнем предприятия

n – количество проверок

Количество проверок в 2007году – 10

Ку = (66+68+56+59+69+65) / 100*6 = 383/600 = 0,63 = 63%

Количество проверок в 2008году – 6

Ку = (57+62+64+59+66+65+58+61) / 100*8 =439/800 = 0,54 = 54%

Количество проверок в 2009году – 8

Ку = (72+75+62+73+66) / 100*5 = 348/500 = 0,69 = 69%

Коэффициент устойчивости меняется из года в год, но значительного увеличения не наблюдается

3) Коэффициент гармоничности

Кгарм = Аодн/Аобщ,                                                  (2.11)

где,  Кгарм - коэффициент гармоничности ассортимента

        Аодн – количество ассортиментных позиций однородных по выбранному признаку

        Аобщ – общее количество ассортиментных позиций предлагаемых предприятием

В 2007году – Кгарм = 70/70 = 1

В 2008 году – Кгарм = 69/69 = 1,

В 2009 году – Кгарм = 75/75 = 1

Исходя из расчетов, мы видим, что коэффициент гармоничности равен 1, поэтому ассортимент является гармоничным на протяжении всего исследуемого периода.

Информация о работе Ассортиментная политика на предприятии, и ее практическая реализация (на примере ЗАО Продвильнюс)