Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:26, дипломная работа
Цель дипломной работы: разработка эффективной ассортиментной политики фирмы, основанная на комплексном анализе его финансово-экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы
Введение
1 Теоретические основы, формирование ассортиментной политики предприятия
1.1 Сущность, задачи и составляющие ассортиментной политики
1.2 Факторы, обуславливающие формирование ассортиментной политики
2 Анализ ассортиментной политики на предприятии ЗАО «Продвильнюс»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
ЗАО «Продвильнюс»
2.2 Анализ товарного ассортимента ЗАО «Продвильнюс»
2.3 Оценка эффективности реализации ассортиментной политики ЗАО «Продвильнюс»
3 Предложения по совершенствованию формирования ассортиментной политики на предприятии ЗАО «Продвильнюс»
4 Заключение
5 Список использованных источников
6 Приложения
2.2 Анализ товарного ассортимента ЗАО «Продвильнюс»
Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам:
1. Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазинах.
2. Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.
3. Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов.
4. Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингента покупателей.
Торговый ассортимент – совокупность товаров, поступающих в сферу
обращения (организации оптовой и розничной торговли). B отличие от промышленного торговый ассортимент включает, как правило, товары разных изготовителей. Исключение составляют фирменные магазины предприятий-изготовителей, стратегия которых основывается на сбыте товаров только конкретного предприятия.
На предприятиях используются ассортиментный перечень товаров – это документ, предусматривающий минимально допустимое количество видов и разновидностей товаров, определяющих профиль торговой организации.
Ассортиментный перечень реализуемых товаров в ЗАО «Продвильнюс» представлен в приложении А.
B торговле оперируют такими понятиями, как товарно-групповой ассортимент, ассортимент торговой организации.
Ассортимент товаров, входящих в отдельную товарную группу, называется групповым.
Ассортимент товаров в конкретной торговой организации классифицируется как ассортимент торговый организации. Он зависит от типа организации.
Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, мерок, типов, наименований.
B зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный.
Свойство ассортимента – специфическая особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании. Показатель ассортимента – количественное выражение его свойств, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров.
Совокупность всех ассортиментных групп товаров, изготовляемых предприятием, определяет так называемый товарный ассортимент. Он характеризуется:
широтой (количество изготовляемых ассортиментных групп);
полнота ассортимента – количество разновидностей и наименований товаров однородной группы, выпускаемых промышленностью и находящихся в продаже
устойчивость ассортимента – это количество видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей и удовлетворяющих спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них
новизна (обновление) ассортимента – количество новых товаров в общем поступлении
структура ассортимента характеризуется долей каждого вида или наименования товара в общем наборе.
глубиной (количество ассортиментных позиций в ассортиментной группе);
насыщенностью (количество ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах);
гармоничностью (степень близости товаров различных ассортиментных групп с точки зрения их потребителя или каких-то иных показателей).
Способы реализации товара на ЗАО «Продвильнюс» представлены на рис.2.6.
Реализация товара производится по следующим направлениям:
кулинария
Рис. 2.6 Способы реализации товаров ЗАО «Продвильнюс»
Примечание. Источник: собственная разработка по данным предприятия
Все товары, реализуемые магазином разбиты на группы по принципу схожести их составов. Эти группы товаров являются ассортиментными и в совокупности представляют товарную номенклатуру ЗАО «Продвильнюс».
Широта и глубина товарной номенклатуры поставляемой поставщиками представлена следующими ассортиментными группами товаров в приложении В.
Как видно из приложения В широта ассортимента равна 19 группам.
Насыщенность равна 778 в 2007году, 836 в 2008году, 935 в 2009году, из этого следует вывод, что с каждым годом насыщенность увеличивается, что является следствием увеличения ассортимента товаров.
Так как гармоничность – степень близости товаров различных ассортиментных групп, сделаем вывод, что наш ассортимент негармоничен.
Для оценки товарного ассортимента рассчитаем следующие коэффициенты:
1) Коэффициент полноты товарного ассортимента рассчитаем по формуле:
Кn = Рф/Рн, (2.5)
где, Кn – коэффициент полноты ассортимента предприятия
Рф - фактическое наличие ассортиментных позиций на предприятии
Рн – общие число ассортиментных позиций предусмотренные ассортиментным перечнем предприятия
За 2007год – Кn = 778/620 = 1,3,
За 2008год – Кn = 836/620 = 1,3,
За 2009год – Кn = 935/620 = 1,5;
Из расчетов следует вывод, что в 2009 году коэффициент полноты увеличился на 25%, что свидетельствует, пополнению ассортимента товаров.
2) Коэффициент устойчивости ассортимента предприятия рассчитывается по формуле
Ку = Рф1+Рф2+Рф3+…..+Рфn/(Рн*n),
где, Ку - коэффициент устойчивости ассортимента предприятия
Рф1,Рф2 – фактическое наличие ассортиментных позиций в момент отдельных проверок
Рн – общие число ассортиментных позиций предусмотренные ассортиментным перечнем предприятия
n – количество проверок
Количество проверок в 2007году – 10
Ку = (760+758+763+755+767+733+745+
= 7602/6200 = 1,23 = 123%
Количество проверок в 2008году – 9
Ку = (833+829+826+836+830+825+815+
= 1,33 = 133%
Количество проверок в 2009году – 8
Ку = (935+928+915+930+932+935+917+
= 1,5 = 150%
Вывод ассортимент устойчив на протяжении 3 лет.
3) Коэффициент гармоничности
Кгарм = Аодн/Аобщ, (2.7)
где, Кгарм - коэффициент гармоничности ассортимента
Аодн – количество ассортиментных позиций однородных по выбранному признаку
Аобщ – общее количество ассортиментных позиций предлагаемых предприятием
В 2007году – Кгарм = 621 /620 = 1
В 2008 году – Кгарм = 622/620 = 1
В 2009 году – Кгарм = 650/620 = 1
Исходя из расчетов, мы видим, что ассортимент гармоничен на протяжении всех исследуемых периодов, и равен 1
4) Коэффициент обновляемости
Кн = (Нн/Шб) * 100%, (2.8)
где, Кн - коэффициент обновляемости
Нн – количество товаров, поступивших впервые
Шб – общее количество наименований товаров
В 2007году – Кн = (63/778)*100% = 8
В 2008 году – Кн = (75/836)*100% = 8,9
В 2009 году – Кн = (92/935)*100% = 9,8
Из расчетов видно, что коэффициент обновляемости растет. Это обозначает, что ассортимент товара все больше пополняется новыми товарами.
На предприятии имеется собственное производство продуктов питания, на котором производят полуфабрикаты мясные, овощные, а также готовую продукцию.
Характеристика ассортимента цеха собственного производства представлена в табл. 2.1
Таблица 2.1
Характеристика ассортимента собственного производства
Широта ассортимента | Глубина ассортимента | 2007г | 2008г | 2009г |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1) Сырая продукция | Фарш (мясной, куриный) Куриная разделка (крылья, бедра, филе, горлышки) Мясная разделка (филей, тазобедренная часть, мясо котлетное)
| 15 | 13 | 15 |
2) Полуфабрикаты | Колбаски (домашние, пикантные, по-восточному) Шашлык (мясной, куриный) Голубцы Шницель Биточки Котлеты Маринованные крылышки, бедра, филе | 20
| 18 | 22 |
3)Готовая продукция | Салаты (с подсолнечным маслом, с майонезом) Шницель по-домашнему Котлета Папараць-кветка Птица, запеченная с сыром Птица, запеченная с помидором Жаренные колбаски Мясо, запеченное с грибами Мясо, запеченное с сыром Руляда из птицы Язык заливной Блинчики с мясом, с капустой, яблоками Беляши с мясом Рыба жаренная | 35 | 38 | 38 |
Итого |
| 70 | 69 | 75 |
Примечание. Источник: собственная разработка по данным предприятия
Из табл. 2.1 видно, что ассортимент продукции собственного производства увеличивается, что способствует увеличению прибыли.
Для оценки товарного ассортимента рассчитаем следующие коэффициенты:
1) Коэффициент полноты товарного ассортимента рассчитаем по формуле
где, Кn – коэффициент полноты ассортимента предприятия
Рф - фактическое наличие ассортиментных позиций на предприятии
Рн – общие число ассортиментных позиций предусмотренные ассортиментным перечнем предприятия
За 2007год – Кn = 70/100 = 0,7 полнота равна 70%.
За 2008год – Кn = 69/100 = 0,69, полнота равна 69%.
За 2009год – Кn = 75/100 = 0,75, полнота равна 75%.
Из расчетов следует вывод, что в 2009 году коэффициент полноты увеличился, что свидетельствует, пополнению ассортимента.
2) Коэффициент устойчивости ассортимента предприятия рассчитывается по формуле
Ку = Рф1+Рф2+Рф3+…..+Рфn/(Рн*n),
где, Ку - коэффициент устойчивости ассортимента предприятия
Рф1,Рф2 – фактическое наличие ассортиментных позиций в момент отдельных проверок
Рн – общие число ассортиментных позиций предусмотренные ассортиментным перечнем предприятия
n – количество проверок
Количество проверок в 2007году – 10
Ку = (66+68+56+59+69+65) / 100*6 = 383/600 = 0,63 = 63%
Количество проверок в 2008году – 6
Ку = (57+62+64+59+66+65+58+61) / 100*8 =439/800 = 0,54 = 54%
Количество проверок в 2009году – 8
Ку = (72+75+62+73+66) / 100*5 = 348/500 = 0,69 = 69%
Коэффициент устойчивости меняется из года в год, но значительного увеличения не наблюдается
3) Коэффициент гармоничности
Кгарм = Аодн/Аобщ,
где, Кгарм - коэффициент гармоничности ассортимента
Аодн – количество ассортиментных позиций однородных по выбранному признаку
Аобщ – общее количество ассортиментных позиций предлагаемых предприятием
В 2007году – Кгарм = 70/70 = 1
В 2008 году – Кгарм = 69/69 = 1,
В 2009 году – Кгарм = 75/75 = 1
Исходя из расчетов, мы видим, что коэффициент гармоничности равен 1, поэтому ассортимент является гармоничным на протяжении всего исследуемого периода.