Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:26, дипломная работа
Цель дипломной работы: разработка эффективной ассортиментной политики фирмы, основанная на комплексном анализе его финансово-экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы
Введение
1 Теоретические основы, формирование ассортиментной политики предприятия
1.1 Сущность, задачи и составляющие ассортиментной политики
1.2 Факторы, обуславливающие формирование ассортиментной политики
2 Анализ ассортиментной политики на предприятии ЗАО «Продвильнюс»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
ЗАО «Продвильнюс»
2.2 Анализ товарного ассортимента ЗАО «Продвильнюс»
2.3 Оценка эффективности реализации ассортиментной политики ЗАО «Продвильнюс»
3 Предложения по совершенствованию формирования ассортиментной политики на предприятии ЗАО «Продвильнюс»
4 Заключение
5 Список использованных источников
6 Приложения
Чем больше полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен. Повышенная полнота ассортимента может служить одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных разными вкусами, привычками и иными факторами. Вместе с тем увеличение полноты ассортимента требует от работников торговли знания общности и различий потребительских свойств товаров разных видов, разновидностей и наименований, чтобы информировать o них потребителей. Следует учесть, что чрезмерное увеличение полноты ассортимента также может затруднить выбор потребителя, поэтому полнота должна быть рациональной.
Устойчивость ассортимента – это количество видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей и удовлетворяющих спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.
Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями – фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (Уу) и действительной широтой ассортимента, а также относительным показателем – коэффициентом устойчивости ассортимента.
Коэффициент устойчивости (Ку) – отношение фактического количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом потребителей, к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп. Например, устойчивым спросом пользуются три наименования сыра (Российский, Голландский, Пошехонский) из шести имеющихся (Голландский, Российский, Пошехонский, Швейцарский, Эдемский, Рокфор). Коэффициент устойчивости в таком случае равен 0,6, или 60%.
Существует и другая методика расчета коэффициента устойчивости ассортимента товаров. Если ассортиментным перечнем определено, что в продаже должно ежедневно находиться 4 вида швейных изделий по 5 разновидностей каждого вида, а фактический средний показатель по результатам трех проверок соблюдения ассортиментного перечня составляет 3 вида швейных изделий по 4 разновидности каждой, то групповой коэффициент устойчивости ассортимента равен 0,6, или 60% [{(3*4) : (4*5)} 100].
Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации различных товаров.
Потребители товаров устойчивого ассортимента могут быть охарактеризованы как консерваторы во вкусах и привычках. Оценив определенное наименование товара, они долго не меняют свои предпочтения.
Изготовители и продавцы чаще всего стремятся расширить количество товаров, пользующихся устойчивым спросом. Однако следует иметь в виду, что вкусы и привычки со временем меняются, поэтому устойчивость ассортимента должна быть рациональной.
Новизна (обновление) ассортимента – количество новых товаров в общем поступлении.
Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями – фактическим количеством новых товаров в общем перечне (Нн) и действительной широтой, а также относительным показателем – коэффициентом, или степенью, обновления.
Коэффициент (степень) обновления (Кн) выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте). Например, магазин реализует 25 видов парфюмерной продукции, из них 7 – новые, ранее не продаваемые. Отсюда удельный вес новых изделий (коэффициент (степень) обновления ассортимента) составляет 0,28.
Обновление – одно из направлений ассортиментной политики в условиях насыщенного рынка. Причинами, побуждающими изготовителя и продавца обновлять ассортимент, являются: замена товаров, морально устаревших, не пользующихся спросом; разработка новых товаров улучшенного качества с целью стимулирования их покупки потребителем; проектирование и разработка новых товаров, не имевших ранее аналогов; расширение ассортимента за счет увеличения полноты для создания конкурентных преимуществ.
Потребителями новых товаров являются «покупатели-новаторы», потребности которых часто меняются из-за желания ощутить новизну. Новые товары удовлетворяют не столько их физиологические, сколько психологические и социальные потребности. Покупатель новой престижной марки часов, имеющий старую модель, удовлетворяет в первую очередь социальные потребности. Постоянное и широкое обновление ассортимента для изготовителя и продавца связано с определенными затратами и риском. Ожидания не всегда оправдываются, поскольку новый товар может не пользоваться спросом, поэтому обновление ассортимента также должно быть рациональным.
Структура ассортимента характеризуется долей каждого вида или наименования товара в общем наборе.
Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества товаров определенного вида к общему количеству всех товаров, входящих в ассортимент.
При регулировании структуры ассортимента следует учитывать экономические выгоды предприятия в случае преобладания дорогих или дешевых товаров, окупаемость затрат на их доставку, хранение и реализацию, а также платежеспособность сегмента потребителей, на который ориентируется торговая организация.
Рациональность ассортимента – способность товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.
Коэффициент рациональности (Кр) – это средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей широты, полноты, устойчивости и новизны, умноженные на соответствующе коэффициенты весомости. Расчетная формула коэффициента рациональности приведена в табл. 1.2.
Коэффициенты весомости определяют экспертным путем. Они характеризуют удельный вес показателя при формировании потребительских предпочтений, влияющих на сбыт товаров. Сложность их расчета заключается в том, что не существует общих для всех или хотя бы для группы товаров коэффициентов весомости. Они индивидуальны для каждого товара. C определенной степенью достоверности коэффициент рациональности может свидетельствовать о рациональном ассортименте. Вероятная погрешность показывает разницу между потребностями, предполагаемыми при формировании ассортимента (прогнозируемый ассортимент), и реальным, подкрепленными покупательским спросом.
Гармоничность ассортимента – степень близости товаров разных групп по обеспечению рационального товародвижения, реализации или использования. Наибольшей гармоничностью отличается групповой ассортимент и его разновидности, наименьшей – смешанный. Гармоничность – качественная характеристика ассортимента, не измеряется количественно, a носит описательный характер. Стремление к гармоничности выражается в специализации магазина или отдельных его секций. Гармоничный ассортимент предполагает наименьшие затраты изготовителя и продавца на доставку, хранение, реализацию, а потребителя – на поиск и приобретение товаров, близких по назначению или дополняющих друг друга. Например, в магазинах типа «Все для досуга», «Все для дома (сада)» и прочее покупатель может найти необходимые товары целевого назначении.
Глубина ассортимента – количество позиций в каждой группе товаров. Например, в торговой организации реализуется 5 видов строительных материалов, а каждый вид представлен тремя разновидностями. Отсюда глубина ассортимента равна 15.
Ассортиментный минимум (перечень) – это документ, предусматривающий минимально допустимое количество видов и разновидностей товаров, определяющих профиль торговой организации или направления деятельности промышленного предприятия.
B условиях дефицита по нему проверяли работу предприятий. B условиях рынка казалось, что надобность в этом документе отпала. Однако многие предприятия при изменении профиля обновили и реальный ассортимент, исключив при этом из него дешевые товары повседневного спроса. Для предотвращения таких негативных последствий вернулись к этому документу, переименовав его в «ассортиментный перечень». Замена термина в минимум» на «перечень» не очень удачна в сочетании с прилагательным «ассортиментный» (напомним, ассортимент – набор или перечень товаров).
Правильно сформированный обязательный ассортиментный перечень имеет огромное значение для всей оперативной деятельности конкретного предприятия. Он вносит организованность в работу предприятия, поскольку имеет переменный характер и периодически пересматривается.
На промышленном предприятии роль ассортиментного перечня выполняет план выпуска соответствующей товарной номенклатуры. (Сыцко стр.80-93)
1.2 Факторы, обуславливающие формирование ассортиментной политики
Формирование ассортимента не может быть абстрагировано от конкретного предприятия и должно базироваться на заранее выбранных целях и задачах, о6условливающих направления развития ассортимента. Это определяет его ассортиментную концепцию и ассортиментную политику. На производстве – это, как правило, товарная концепция и товарная политика.
Цель ассортиментных (товарных) концепций – сориентировать предприятие на целевой выпуск или закупку товаров, наиболее соответствующих структуре и разнообразию спроса потребителей.
Ассортиментная (товарная) концепция – это не что иное, как программа по управлению ассортиментом товаров (товарной номенклатурой) в общем, глобально, комплексно. Она включает целевую часть (требования к оптимальной структуре ассортимента товаров или товарной номенклатуре в зависимости от типа предприятия) и программную – систему мер по ее достижению за определенный период. При этом за основу принимаются, c одной стороны, потребительские требования определенных групп, a c другой – необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы продавать (или производить) изделии с низкими издержками.
Ассортиментная (товарная) концепция выражается в виде системы показателей, характеризующих возможности оптимального развития торгового ассортимента данного вида товаров (производственной номенклатуры). К таким показателям относятся коэффициенты широты, полноты, обновления ассортимента, соотношения цен на товары (продукцию) данного вида.
Примером разработки ассортиментной концепции может служить курс на сосредоточение товаров повседневного спроса в магазинах «Товары повседневного спроса», а технически сложных товаров – в специализированных магазинах или универмагах, мини - и супермаркетах.
Ассортиментная (товарная) политика предприятия носит конкретный характер, формулирует цели, задачи и основные направления формирования ассортимента (товарной номенклатуры), определяемые руководством предприятия.
Цель предприятия в области ассортиментной (товарной) политики — формирование реального и прогнозируемого ассортимента (товарной номенклатуры), максимально приближенного к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.
Для этого должны быть решены следующие задачи:
установлены реальные и предполагаемые (текущие и перспективные) потребности в определенных товарах, изучен спрос, требования к упаковке, методам продажи, сервису;
выявлены источники товарных ресурсов, необходимые для формирования рационального ассортимента (товарной номенклатуры);
оценены материальные возможности предприятия для выпуска (или реализации) отдельной продукции (товаров);
изучены возможности производства новых или усовершенствованных продуктов (товаров народного потребления), включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности;
оценены конкуренты, действующие в выбранном направлении, и определена рыночная доля на занимаемом сегменте рынка;
рассчитаны основные показатели ассортимента (товарной номенклатуры) и дан анализ его рациональности;
определено оптимальное соотношение набора товаров (продукции), находящихся на разных стадиях жизненного цикла;
определен наиболее эффективный метод формирования ассортимента с учетом современных принципов и подходов типизации и специализации торговой сети (товарной номенклатуры согласно требованиям рынка);
рассмотрены основные направления формирования ассортимента (товарной номенклатуры) с учетом предпочтений потребителей и экономической деятельности предприятия;
разработана стратегия реализации товаров.
Хорошо продуманная ассортиментная (товарная) политика предприятий является своего рода гарантом не только построения конкурентоспособного торгового ассортимента, но и сохранение конкурентных позиций на рынке, высокого имиджа субъекта рынка.
Формирование торгового ассортимента – деятельность по составлению набора товаров в соответствии со спросом субъектов рынка, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством предприятия.
Формирование товарной номенклатуры осуществляется в том же порядке, что и торгового ассортимента, только для промышленного предприятия. B соответствии со спецификой курса рассмотрим данный вопрос на примере торговой организации.