Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:26, дипломная работа
Цель дипломной работы: разработка эффективной ассортиментной политики фирмы, основанная на комплексном анализе его финансово-экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы
Введение
1 Теоретические основы, формирование ассортиментной политики предприятия
1.1 Сущность, задачи и составляющие ассортиментной политики
1.2 Факторы, обуславливающие формирование ассортиментной политики
2 Анализ ассортиментной политики на предприятии ЗАО «Продвильнюс»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
ЗАО «Продвильнюс»
2.2 Анализ товарного ассортимента ЗАО «Продвильнюс»
2.3 Оценка эффективности реализации ассортиментной политики ЗАО «Продвильнюс»
3 Предложения по совершенствованию формирования ассортиментной политики на предприятии ЗАО «Продвильнюс»
4 Заключение
5 Список использованных источников
6 Приложения
Принципами формирования ассортимента являются:
отражение в ассортименте особенностей спроса обслуживаемого контингента;
обеспечение комплексности в выборе и покупке товаров покупателями;
соблюдение установившегося торгового профиля организации;
обеспечение достаточной широты и полноты, устойчивости ассортимента товаров постоянного спроса и других показателей;
составление ассортимента трудно заменяемых и не заменяемых товаров;
определение круга взаимозаменяемых товаров;
расширение ассортимента за счет новых товаров;
оптимизация выбора товаров для обеспечения условий роста товарооборота торговой организации, ускорения товарооборачиваемости, повышения прибыли.
Выделяют два этапа формирования ассортимента.
1-ый этап – установление группового ассортимента, т.е. групп товаров, подлежащих реализации торговой организацией, с указанием суммы или удельного веса каждой группы в общем объеме товарооборота. Решение этой проблемы связано с анализом факторов, оказывающих влияние на формирование ассортимента.
2-й этап – определение внутригруппового (видового, развернутого, детального) ассортимента, т.е. номенклатуры конкретных видов товаров и их разновидностей в пределах каждой товарной группы. Он связан с выработкой конкретных направлений формирования ассортимента товаров.
Факторы формирования ассортимента подразделяют на общие и специфичные. Общими факторами, влияющими на формирование промышленного и торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность.
Спрос как потребность, подкрепленная платежеспособностью потребителей, – определяющий фактор формирования ассортимента. В свою очередь, он зависит от сегмента потребителей (их доходов, национальных, демографических и других особенностей). Спрос определяет производство и продажу товаров.
На процесс формирования ассортимента оказывают влияние не только объем, структура, частота спроса на определенный товар, но и характер проявления спроса, его изменчивость. C этой точки зрения различают:
твердо сформированный (специальный) спрос – вид спроса, содержащий прямое требование, не допускающее замены данного товара каким-либо другим, даже однородным товаром;
альтернативный спрос (спрос по выбору) – предусматривает широкую замену товаров и окончательно формируется после предварительного ознакомления со многими товарами, как однородными, так и разнородными;
импульсивный спрос (неопределенный, скрытый) – вид спроса, проявляющийся и формирующийся под влиянием товарного предложения, – покупка основного товара побуждает приобретение сопутствующего. Такой спрос широко проявляется при приобретении новых товаров, с которыми потребители только знакомятся;
макроспрос – совокупный спрос субъектов рынка на продукцию определенной отрасли производства, связан c характеристикой широты ассортимента;
микроспрос – спрос на конкретные изделия, их модели, марки, модификации, разновидности. Предпочтение отдается полноте ассортимента;
постоянный (удовлетворенный и неудовлетворенный) спрос
импульсный спрос, связанный с обновлением и новизной ассортимента.
Рентабельность производства и реализации определяется себестоимостью, издержками производства и обращении, на размеры которых оказывают определенное влияние государственные меры по поддержке отечественных изготовителей (дотации, льготное налогообложение, таможенные тарифы и др.).
Специфичными факторами формирования промышленного ассортимента являются: сырьевая и материально-техническая база производства; достижения научно-технического прогресса, а торгового ассортимента — производственные возможности изготовителей, специализация (класс и тип) торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса, материально-техническая база торговой организации.
Наличие нереализованных запасов товаров (продукции) заставляет торговые организации и производственные предприятия соответственно уделять серьезное внимание таким факторам, как сезонность, географические, климатические условия.
Сырьевая база производственных предприятий определяется наличием природных ресурсов, состоянием добывающей и перерабатывающей промышленности, выпускающей сырье, полуфабрикаты и комплектующие изделия, а также затратами на производство и доставку сырья. Недостаточность сырья приводит к сокращению ассортимента соответствующих товаров или изменению его качества (замена натурального сырья на синтетическое).
Материально-техническая база товарного производства связана с наличием производственных площадей, оборудования и прочих производственных ресурсов, недостаточность, отсутствие или нехватка которых приводят к сокращению ассортимента товаров, пользующихся спросом. Последствиями этого также являются чрезмерный спрос, рост цен и замена дефицитных товаров фальсифицированными.
Достижения научно-технического прогресса — разработка принципиально новых товаров, не имевших ранее аналогов, а также товаров повышенного качества на основе технических ноу-хау. Например, благодаря разработке таких прогрессивных технологий, как асептическая стерилизация, сублимационная сушка, появились принципиально новые виды консервированных продуктов. Открытие полупроводников произвело революцию в ассортименте радиотехнических товаров.
Торговый ассортимент неизбежно формируется под: воздействием промышленного (товарной номенклатуры), поскольку производственные возможности изготовителя определяют состав предложения. Однако в условиях рыночной экономики производственные возможности изготовителя перестают быть определяющим фактором формирования торгового ассортимента.
Заказы торговых организаций, определяемые спросом потребителей, оказывают все большее воздействие на формирование ассортимента.
У работников торговли появилась реальная возможность влиять на промышленность через заказы товаров, пользующиеся спросом.
Специализация торговой организации определяется при создании, лицензировании или сертификации организации. Руководство организации принимает решение о специализации, от которой зависит ее последующая деятельность, в том числе и формирование торгового ассортимента.
B период перехода к рыночным отношениям многие торговые организации, испытывая большие финансовые трудности, вносили изменения в свою ассортиментную политику путем включения в торговый ассортимент несвойственных для них товаров, не меняя при этом своего профиля, или перепрофилировались в магазины со смешанным ассортиментом. Однако большого успеха это не принесло. На современном этапе наблюдается тенденция возврата к специализации торговли и формированию соответствующего ассортимента.
Каналы распределения товаров предполагают отлаженную систему поставок через приемлемые для торговли каналы распределения, ритмичность доставки в нужные сроки и в необходимом количестве, что облегчает работу по формированию торгового ассортимента, обеспечивает предпочтение закупок товаров. Многие зарубежные или совместные с фирмы имеют четко функционирующие каналы распределения товаров, что обеспечивает их успех.
Методы стимулирования сбыта и формирования спроса, в частности рекламная поддержка товаров в условиях насыщенного рынка, также влияют на формирование торгового ассортимента. Это объясняется тем, что торговые организации освобождаются от дорогостоящих затрат на рекламу, за счет чего сокращаются издержки производства и возрастает прибыль.
Материально-техническая база торговой организации также может оказать определенное воздействие на формирование торгового ассортимента. Если у фирмы отсутствуют склады, обеспечивающие сохранность товаров в надлежащих условиях, или площади торгового зала для выкладки товаров сложного или развернутого ассортимента, то организация не должна и планировать формирование такого ассортимента. Например, нельзя включать в ассортимент скоропортящиеся или замороженные продукты питания при отсутствии холодильного оборудования.
Регулирование перечисленным выше факторов составляет суть управления ассортиментом и достигается посредством установления определенных требований, предъявляемых к рациональному ассортименту. Эти требования регламентируются рядом нормативных, технических и технологических документов.
Формируя ассортимент, включая и исключая из него те или иные товары, влияют на его расширение, сокращение, обновление, совершенствование, стабилизацию, гармонизацию. Это основные направления в области формирования ассортимента. Указанные направления взаимосвязаны, в значительной мере дополняют друг друга и определяются рядом факторов. В то же время эти направления формирования ассортимента являются элементами управления ассортиментом.
Сокращение ассортимента – количественные и качественные изменения в ассортименте товаров за счет уменьшения (сокращения) его широты и полноты.
Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая прибыльность при производстве или реализации отдельных товаров. Например, в последние годы наблюдается тенденция сокращения ассортимента за счет дешевых продовольственных и непродовольственных товаров, невыгодных изготовителю и продавцу, но необходимых потребителю.
Расширение ассортимента – количественные и качественные изменения в ассортименте товаров за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны.
Причинами, способствующими расширению ассортимента, являются увеличение спроса и предложения, высокая рентабельность производства, реализации товаров, внедрение на рынок новых товаров. Расширение ассортимента – одно из важнейших условий насыщения рынка товарами. Вместе с тем это направление ассортиментной политики не исключает других направлений, которые дополняют его. Так, расширение ассортимента может происходить за счет его обновления при одновременном сокращении доли товаров, не пользующихся спросом. Расширение ассортимента за счет импортных товаров связано с сокращением ассортимента отечественных товаров, а также со снижением их производства и целом.
Стабилизация ассортимента – состояние ассортимента товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления. Это достаточно редкое состояние ассортимента, присущее в основном ассортименту пищевых продуктов повседневного спроса. Ассортимент непродовольственных товаров отличается высокой степенью изменений под воздействием моды, достижений научно-технического прогресса и других факторов.
Обновление ассортимента – качественные и количественные изменения в ассортименте товаров за счет увеличения показателя новизны. Критерием выбора этого направления можно считать необходимость удовлетворения новых постоянно изменяющихся потребностей; повышения конкуpентoспoсобности; стремления изготовителей и продавцов стимулировать спрос, побуждая потребителей делать покупки новых товаров.
Однако обновление не всегда связано с улучшением качества товаров и наибольшим удовлетворением потребностей. Товары-новинки могут иметь непринципиальные отличия от товаров, ранее выпускавшихся и снятых с продажи (например, изменение упаковки, маркировки, массы, цены, торговой марки), или могут изготавливаться из более дешевого сырья, по упрощенным технологиям.
Совершенствование ассортимента – количественные и качественные изменения в ассортименте товаров для повышения его рациональности. Это комплексное направление обусловливает выбор возможных путей: сокращение, расширение, обновление ассортимента товаров для формирования рационального ассортимента.
На белорусском потребительском рынке это направление формирования ассортимента сравнительно новое и выражается в стремлении ряда элитных магазинов формировать ассортимент по образцу известных зарубежных фирм. Кроме того, это направление характерно для крупных фирм, корпораций, акционерных обществ, имеющих дочерние предприятия в разных регионах (города, страны или мира).
Для промышленного предприятия можно использовать, кроме перечисленных выше, и такие специфические направления, как:
обновление выпуска изделий (качество, цена, качество-цена);
товарная дифференциация;
товарная специализация;
товарная диверсификация;
товарная вертикальная интеграция и др.
Обновление выпуска связано с освоением новых изделий для новых целевых рыночных сегментов предприятия и предусматривает:
производство товаров более высокого качества по более высоким ценам для требовательных потребителей; данная стратегия реализуется путем слияния и поглощения небольших компаний;