Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:26, дипломная работа
Цель дипломной работы: разработка эффективной ассортиментной политики фирмы, основанная на комплексном анализе его финансово-экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы
Введение
1 Теоретические основы, формирование ассортиментной политики предприятия
1.1 Сущность, задачи и составляющие ассортиментной политики
1.2 Факторы, обуславливающие формирование ассортиментной политики
2 Анализ ассортиментной политики на предприятии ЗАО «Продвильнюс»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
ЗАО «Продвильнюс»
2.2 Анализ товарного ассортимента ЗАО «Продвильнюс»
2.3 Оценка эффективности реализации ассортиментной политики ЗАО «Продвильнюс»
3 Предложения по совершенствованию формирования ассортиментной политики на предприятии ЗАО «Продвильнюс»
4 Заключение
5 Список использованных источников
6 Приложения
производство более дешевых товаров низкого качества по более низкой цене для сегмента экономных потребителей; стратегия отрицательно может сказаться на имидже товара и предприятия;
стратегию, ориентированную на работу одновременно в высоком и низком ценовых диапазонах.
Товарная дифференциация связана с выделением предприятием своих товаров и услуг в качестве особых, отличных от конкурентов, по таким факторам, как специфические потребительские свойства, особо улучшенное качество, технологические и научно-технические преимущества, преимущества организации производства, качественное превосходство сырьевых материалов, надежность товара, удобный арсенал сопутствующих продаже товаров и услуг, обеспечение узнаваемости товара и т.д.
Товарная специализация определяется работой предприятия на довольно узком сегменте рынка и связана с ограничением сферы сбыта производимой продукции в силу ряда причин.
Товарная диверсификация подразумевает значительное расширение сферы деятельности предприятия и осуществление производства большого числа часто несвязанных друг с другом товаров и услуг. Такая политика обеспечивает значительную устойчивость и стабильность работы предприятия.
Товарная вертикальная интеграция предусматривает расширение деятельности предприятия по вертикали за счет освоения предприятием или фирмой (присоединения к себе) производства сырья, материалов, полуфабрикатов, деталей и узлов, a также сбытовые функции по одному товару или немногочисленной товарной группе. Она позволяет осуществлять производство c более высокими прибылями, экономить на издержках производства и обращения в связи с использованием более дешевого сырья и рецептурных компонентов основной, передовой технологии и опыта интегрируемых производств, доступа к новой сбытовой сети и рынкам сбыта и др.
Управление ассортиментом (товарной номенклатурой) – деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента (товарной номенклатуры). Она предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности: научно-технической, проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность решения задачи научного управления ассортиментом заключается в сложности объединения всех этих элементов для достижения поставленной конечной цели – оптимизации ассортимента с учетом запросов обслуживаемого контингента. Поэтому в вопросе формирования и управления ассортиментом (товарной номенклатурой) решающее слово принадлежать маркетологам. Руководитель службы маркетинга и его подразделение должно, в первую очередь, решать вопрос о том, когда более целесообразно вложить средства в модификацию изделия, а не нести дополнительные расходы по его рекламе; когда настало время внести в ассортимент новые товары взамен существующих или в дополнение к ним.
Процесс управления ассортиментом в торговле и товарной номенклатурой на производстве носит циклический характер. Цикличность заключается в повторяемости следующих процедур: формулировании целей и задач; сбор, обработка и анализ информации; разработка и оценка вариантов решения; принятие решения и контроль за его выполнением.
Управление товарным ассортиментом или товарной номенклатурой осуществляется в соответствии со следующими принципами:
ориентация на маркетинговые исследования;
координация взаимосвязанных видов деятельности в области производства (научно-исследовательской, технологической, конструкторской) и сфере обращения (обеспеченности сбалансированности спроса и предложения товаров, рациональной организации товародвижении, исследования рынка);
дифференциации и модификация продукции;
систематический контроль за поведением товаров на рынке, их жизненным циклом;
принятие решения об оставлении товаров в ассортиментной (товарной) программе или об их изъятии;
утверждение планов и программ разработки новой или перспективной продукции;
финансовая поддержка рационализации ассортимента товаров (товарной номенклатуры);
Принятие принципиальных решений относительно будущего товарного ассортимента (товарной номенклатуры);
системность, комплексность, эффективность, гибкость и динамизм, научность.
Основополагающими элементами управления являются:
планирование ассортимента или товарной номенклатуры (ассортиментная или товарная политика предприятия соответственно);
организация (формирование ассортимента, или товарной номенклатуры, и его реализация);
контроль (контроль за соответствием спросу покупателей, установление уровня требований по показателям рациональности ассортимента или товарной номенклатуры).
Отметим лишь, что при контроле важную роль в управлении ассортиментом играют технические нормативные правовые акты и технологические документы, регламентирующие базовую широту и полноту ассортимента. Наряду со стандартами, ассортимент товаров (товарная номенклатура) приводится в каталогах, прейскурантах и прайс-листах, которые составляют предприятия-изготовители или торговые организации. Эти документы выполняют двойную функцию. Они информируют потребителей об ассортиментных и стоимостных характеристиках товаров.
Искусство планирования ассортимента товаров (товарной номенклатуры) состоит в умении закупать или производить товары, воплощающие в себе уже имеющиеся потенциальные технические и материальные возможности, которые приносят непосредственно их владельцу прибыль, обладают потребительной ценностью и удовлетворяют разнообразные запросы покупателей. Такие товары формируют клиентуру и имидж предприятия в условиях товарной конкуренции.
Планирование ассортимента товаров в торговой организации включает следующие этапы:
изучение технических возможностей производителя, т.е.:
- изучение фактически сложившейся товарной номенклатуры на предприятии;
- изучение технических возможностей производителей товаров;
- изучение изменений во внешней и внутренней среде того или иного предприятия, факторов, влияющих на возможные изменения выпуска продукции;
- анализ ноу-хау в области рассматриваемого товара, состояния и перспектив развития производственного ассортимента;
- рассмотрение приемлемости каналов сбыта и распределения производителя;
- анализ ритмичности поставки;
- изучение системы расчетов и ее практическая реализация для торгового партнера;
изучение потребительной ценности товара и уровня покупательских требований, предъявляемых к ней:
- изучение потребности в изделии;
- рассмотрение объемов продаж данного изделия в прошлом периоде;
- анализ степени выполнения воров по данной группе товаров, а также спецификаций развернуто ассортимента;
- рассмотрение наличия изделия в продаже, определение показателей ассортимента;
- анализ эксплуатационных качеств изделия;
- изучение уровня сертификации товаров данной группы;
- изучение осведомленности покупателя о товаре, степени его рекламы;
- анализ фактора цены (рыночный тест товара);
- составление бюджета пробной покупки.
Планирование выпуска товаров, определенных спецификой того или иного промышленного предприятия, осуществляется по тем же критериям, что и в торговле. Оно отражается в нормативном документе - план выпуска товаров c разбивкой по годам, кварталам, а также в спецификации.
Методика планирования выпуска предусматривает следующие этапы:
анализ фактически выпускаемой номенклатуры;
анализ внутренних и внешних факторов, определяющих направления выпуска и возможные изменения;
анализ предложений потребителей по совершенствованию продукции;
анализ предложений конструкторской службы;
разработка предварительного плана выпуска;
анализ финансовых и производственных возможностей, пересмотра объемов выпуска основных видов продукции;
принятие решений: запуск в производство новой продукции, модернизация имеющейся, исключение как морально устаревшей;
определение плановых объемов выпуска традиционной продукции, новой, модифицированной;
разработка плана мероприятий по распределению и продвижению на рынок новых и модифицированных изделий. Сыцко стр. 94-107
2. Анализ ассортиментной политики на предприятии
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Решением Минского городского исполнительного комитета от 28 июня 2001г. закрытое акционерное общество «Продвильнюс» было зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Место расположение магазина – г. Минск, ул. Калиновского, 55.
Согласно законодательству Республики Беларусь ЗАО «Продвильнюс» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, открывать расчетный, валютный и другие счета в банках, иметь печати и штампы со своим наименованием.
Режим работы: с 9.00 до 22.00, без обеда и выходных.
Магазин располагает комплексом помещений, необходимых для нормального функционирования торгово-технологического процесса. Это: торговые помещения; подсобно-оперативные помещения для приемки, хранения и
Главной целью хозяйственной деятельности ЗАО «Продвильнюс» является получение прибыли для удовлетворения экономических и социальных интересов учредителей и персонала данной торговой организации.
Предметом деятельности ЗАО «Продвильнюс» является осуществление хозяйственной и иных видов деятельности, не запрещенных законодательством Республики Беларусь. ЗАО «Продвильнюс» имеет лицензию на осуществление розничной торговли. Основные виды деятельности организации, согласно устава:
общественное питание;
розничная торговля алкогольными напитками и табачными изделиями;
розничная торговля непищевой спиртосодержащей продукцией и (или) парфюмерно-косметическими средствами в потребительской таре;
розничная торговля за исключением алкогольных напитков и табачных изделий.
Доставка товаров в магазин от поставщиков осуществляется транспортом, принадлежащим поставщикам.
Управление предприятием осуществляется на базе определенной организационной структуры (рис.2.1). Структура предприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно. При разработке организационной структуры управление необходимо обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям. При этом важно выполнение следующих условий:
решение одних и тех же вопросов не должно находится в ведение разных подразделений;
все функции управления должны входить в обязанности управляющих подразделений;
на данное подразделение не должно возлагаться решение вопросов, которые эффективнее решать в другом.
Аппарат управления предприятием должен быть построен таким образом, что бы обеспечить в техническом, экономическом и организационном отношениях взаимосвязанное единство всех частей предприятия, наилучшим образом использовать трудовые и материальные ресурсы.
Рис 2.1 Организационная структура управления предприятия ЗАО «Продвильнюс»
Примечание. Источник: данные предприятия
В данном случае предприятию ЗАО «Продвильнюс» соответствует тип управления механистический. Механистические организационные структуры более сложные, отличаются большей формализацией и низким уровнем участия персонала в принятии решений, большей длительностью цикла принимаемых решений.
Вид управления линейно-функциональный. Линейно-функциональная организационная структура управления - вся полнота власти в руках линейного руководителя, в решении отдельных вопросов которому помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений.
В этом случае решения, подготовленные функциональными подразделениями рассматриваются и утверждаются линейным руководителем, который передает их подчиненным подразделениям.