Ассортиментная политика на предприятии, и ее практическая реализация (на примере ЗАО Продвильнюс)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:26, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: разработка эффективной ассортиментной политики фирмы, основанная на комплексном анализе его финансово-экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы

Содержание

Введение
1 Теоретические основы, формирование ассортиментной политики предприятия
1.1 Сущность, задачи и составляющие ассортиментной политики
1.2 Факторы, обуславливающие формирование ассортиментной политики
2 Анализ ассортиментной политики на предприятии ЗАО «Продвильнюс»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
ЗАО «Продвильнюс»
2.2 Анализ товарного ассортимента ЗАО «Продвильнюс»
2.3 Оценка эффективности реализации ассортиментной политики ЗАО «Продвильнюс»
3 Предложения по совершенствованию формирования ассортиментной политики на предприятии ЗАО «Продвильнюс»
4 Заключение
5 Список использованных источников
6 Приложения

Работа содержит 1 файл

Диплом1doc.doc

— 562.50 Кб (Скачать)

                  производство более дешевых товаров низкого ка­чества по более низкой цене для сегмента экономных потребителей; стратегия отрицательно может сказаться на имидже товара и предприятия;

                  стратегию, ориентированную на работу одновре­менно в высоком и низком ценовых диапазонах.

  Товарная дифференциация связана с выделением предприятием своих товаров и услуг в качестве особых, отличных от конкурентов, по таким факторам, как спе­цифические потребительские свойства, особо улучшен­ное качество, технологические и научно-технические преимущества, преимущества организации производ­ства, качественное превосходство сырьевых материа­лов, надежность товара, удобный арсенал сопутствую­щих продаже товаров и услуг, обеспечение узнаваемос­ти товара и т.д.

  Товарная специализация определяется работой предприятия на довольно узком сегменте рынка и свя­зана с ограничением сферы сбыта производимой про­дукции в силу ряда причин.

  Товарная диверсификация подразумевает значитель­ное расширение сферы деятельности предприятия и осуществление производства большого числа часто несвязанных друг с другом товаров и услуг. Такая поли­тика обеспечивает значительную устойчивость и ста­бильность работы предприятия.

  Товарная вертикальная интеграция предусматри­вает расширение деятельности предприятия по верти­кали за счет освоения предприятием или фирмой (при­соединения к себе) производства сырья, материалов, по­луфабрикатов, деталей и узлов, a также сбытовые функции по одному товару или немногочисленной то­варной группе. Она позволяет осуществлять производ­ство c более высокими прибылями, экономить на издерж­ках производства и обращения в связи с использовани­ем более дешевого сырья и рецептурных компонентов основной, передовой технологии и опыта интегрируе­мых производств, доступа к новой сбытовой сети и рынкам сбыта и др.

  Управление ассортиментом (товарной номенкла­турой) – деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента (товарной номенклатуры). Она предполагает координацию взаимо­связанных видов деятельности: научно-технической, проектной, комплексного исследования рынка, органи­зации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спро­са. Трудность решения задачи научного управления ас­сортиментом заключается в сложности объединения всех этих элементов для достижения поставленной ко­нечной цели – оптимизации ассортимента с учетом за­просов обслуживаемого контингента. Поэтому в вопросе формирования и управления ассортиментом (товарной номенклатурой) решающее слово  принадле­жать маркетологам. Руководитель службы маркетинга и его подразделение должно, в первую очередь, решать вопрос о том, когда более целесообразно вложить сред­ства в модификацию изделия, а не нести дополнитель­ные расходы по его рекламе; когда настало время внес­ти в ассортимент новые товары взамен существующих или в дополнение к ним.

  Процесс управления ассортиментом в торговле и то­варной номенклатурой на производстве носит цикли­ческий характер. Цикличность заключается в повторя­емости следующих процедур: формулировании целей и задач; сбор, обработка и анализ информации; разработ­ка и оценка вариантов решения; принятие решения и контроль за его выполнением.

  Управление товарным ассортиментом или товарной номенклатурой осуществляется в соответствии со сле­дующими принципами:

                  ориентация на маркетинговые исследования;

                  координация взаимосвязанных видов деятельнос­ти в области производства (научно-исследовательской, технологической, конструкторской) и сфере обращения (обеспеченности сбалансированности спроса и предложения товаров, рациональной организации товародви­жении, исследования рынка);

                  дифференциации и модификация продукции;

                  систематический контроль за поведением товаров на рынке, их жизненным циклом;

                  принятие решения об оставлении товаров в ассор­тиментной (товарной) программе или об их изъятии;

                  утверждение планов и программ разработки новой или перспективной продукции;

                  финансовая поддержка рационализации ассорти­мента товаров (товарной номенклатуры);

                  Принятие принципиальных решений относитель­но будущего товарного ассортимента (товарной номенк­латуры);

                  системность, комплексность, эффективность, гиб­кость и динамизм, научность.

                Основополагающими элементами управления являются:

                  планирование ассортимента или товарной номенк­латуры (ассортиментная или товарная политика пред­приятия соответственно);

                  организация (формирование ассортимента, или товарной номенклатуры, и его реализация);

                  контроль (контроль за соответствием спросу поку­пателей, установление уровня требований по показате­лям рациональности ассортимента или товарной номенк­латуры).

  Отметим лишь, что при контроле важную роль в управлении ассортиментом играют технические норма­тивные правовые акты и технологические документы, регламентирующие базовую широту и полноту ассорти­мента. Наряду со стандартами, ассортимент товаров (товарная номенклатура) приводится в каталогах, прейскурантах и прайс-листах, которые составляют предприятия-изготовители или торговые организации. Эти документы выполняют двойную функцию. Они ин­формируют потребителей об ассортиментных и стоимостных характеристиках товаров.

  Искусство планирования ассортимента товаров (товарной номенклатуры) состоит в умении за­купать или производить товары, воплощающие в себе уже имеющиеся потенциальные технические и матери­альные возможности, которые приносят непосредствен­но их владельцу прибыль, обладают потребительной ценностью и удовлетворяют разнообразные запросы по­купателей. Такие товары формируют клиентуру и имидж предприятия в условиях товарной конкуренции.

Планирование ассортимента товаров в торговой организации включает следующие этапы:

                  изучение технических возможностей производи­теля, т.е.:

  - изучение фактически сложившейся товарной номенклатуры на  предприятии;

  - изучение технических возможностей производи­телей товаров;

  - изучение изменений во внешней и внутренней сре­де того или иного предприятия, факторов, влияю­щих на возможные изменения выпуска продукции;

  - анализ ноу-хау в области рассматриваемого това­ра, состояния и перспектив развития производ­ственного ассортимента;

  - рассмотрение приемлемости каналов сбыта и рас­пределения производителя;

  - анализ ритмичности поставки;

  - изучение системы расчетов и ее практическая ре­ализация для торгового партнера;

                  изучение потребительной ценности товара и уров­ня покупательских требований, предъявляемых к ней:

  - изучение потребности в изделии;

  - рассмотрение объемов продаж данного изделия в прошлом периоде;

  - анализ степени выполнения воров по данной группе товаров, а также спецификаций развер­нуто ассортимента;

  - рассмотрение наличия изделия в продаже, опре­деление показателей ассортимента;

  - анализ эксплуатационных качеств изделия;

  - изучение уровня сертификации товаров данной группы;

  - изучение осведомленности покупателя о товаре, степени его рекламы;

  - анализ фактора цены (рыночный тест товара);

  - составление бюджета пробной покупки.

  Планирование выпуска товаров, определенных спе­цификой того или иного промышленного предприятия, осуществляется по тем же критериям, что и в торговле. Оно отражается в нормативном документе - план вы­пуска товаров c разбивкой по годам, кварталам, а также в спецификации.

  Методика планирования выпуска предусматривает следующие этапы:

                  анализ фактически выпускаемой номенклатуры;

                  анализ внутренних и внешних факторов, опреде­ляющих направления выпуска и возможные изменения;

                  анализ предложений потребителей по совершен­ствованию продукции;

                  анализ предложений конструкторской службы;

                  разработка предварительного плана выпуска;

                  анализ финансовых и производственных возмож­ностей, пересмотра объемов выпуска основных видов продукции;

                  принятие решений: запуск в производство новой продукции, модернизация имеющейся, исключение как морально устаревшей;

                  определение плановых объемов выпуска традици­онной продукции, новой, модифицированной;

                  разработка плана мероприятий по распределению и продвижению на рынок новых и модифицированных изделий. Сыцко стр. 94-107

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Анализ ассортиментной политики на предприятии

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

Решением Минского городского исполнительного комитета от 28 июня 2001г. закрытое акционерное общество «Продвильнюс» было зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Место расположение магазина – г. Минск, ул. Калиновского, 55.

Согласно законодательству Республики Беларусь ЗАО «Продвильнюс» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, открывать расчетный, валютный и другие счета в банках, иметь печати и штампы со своим наименованием.

Режим работы: с 9.00 до 22.00, без обеда и выходных.

Магазин располагает комплексом помещений, необходимых для нормального функционирования торгово-технологического процесса. Это: торговые помещения; подсобно-оперативные помещения для приемки, хранения и                                                             подготовки товаров к продаже; подсобно-вспомогательные, предназначенные для хранения и ремонта инвентаря, тары, упаковочных материалов; административно-бытовые; технические. Магазин занимается еще и производством сырых полуфабрикатов и готовой продукции, то магазин оснащен 3-мя производственными цехами.  Все помещения магазина расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними.

Главной целью хозяйственной деятельности ЗАО «Продвильнюс» является получение прибыли для удовлетворения экономических и социальных интересов учредителей и персонала данной торговой организации.

Предметом деятельности ЗАО «Продвильнюс» является осуществление хозяйственной и иных видов деятельности, не запрещенных законодательством Республики Беларусь. ЗАО «Продвильнюс» имеет лицензию на осуществление розничной торговли. Основные виды деятельности организации, согласно устава:

      общественное питание;

      розничная торговля алкогольными напитками и табачными изделиями;

      розничная торговля непищевой спиртосодержащей продукцией и (или) парфюмерно-косметическими средствами в потребительской таре;

      розничная торговля за исключением алкогольных напитков и табачных изделий.

Доставка товаров в магазин от поставщиков осуществляется транспортом, принадлежащим поставщикам.

Управление   предприятием  осуществляется   на    базе    определенной организационной  структуры (рис.2.1). Структура  предприятия  и  его   подразделений определяется предприятием самостоятельно. При разработке организационной структуры управление  необходимо обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям. При этом  важно  выполнение  следующих условий:

 решение одних и тех же вопросов  не  должно  находится  в  ведение  разных подразделений;

   все  функции  управления  должны   входить   в   обязанности   управляющих подразделений;

 на данное подразделение не должно  возлагаться  решение  вопросов,  которые эффективнее решать в другом.

Аппарат управления предприятием должен  быть  построен  таким  образом, что бы обеспечить в техническом, экономическом и организационном  отношениях взаимосвязанное  единство  всех  частей   предприятия,   наилучшим   образом использовать трудовые и материальные ресурсы.

 

Рис 2.1 Организационная структура управления предприятия ЗАО «Продвильнюс»

Примечание. Источник: данные предприятия

 

В данном случае предприятию ЗАО «Продвильнюс» соответствует тип управления механистический. Механистические организационные структуры более сложные, отличаются большей формализацией и низким уровнем участия персонала в принятии решений, большей длительностью цикла принимаемых решений.

          Вид управления линейно-функциональный. Линейно-функциональная организационная структура управления - вся полнота власти в руках линейного руководителя, в решении отдельных вопросов которому помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений.

         В  этом случае  решения,  подготовленные функциональными  подразделениями  рассматриваются  и  утверждаются  линейным руководителем, который передает их подчиненным подразделениям.

Информация о работе Ассортиментная политика на предприятии, и ее практическая реализация (на примере ЗАО Продвильнюс)