Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:26, дипломная работа
Цель дипломной работы: разработка эффективной ассортиментной политики фирмы, основанная на комплексном анализе его финансово-экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы
Введение
1 Теоретические основы, формирование ассортиментной политики предприятия
1.1 Сущность, задачи и составляющие ассортиментной политики
1.2 Факторы, обуславливающие формирование ассортиментной политики
2 Анализ ассортиментной политики на предприятии ЗАО «Продвильнюс»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
ЗАО «Продвильнюс»
2.2 Анализ товарного ассортимента ЗАО «Продвильнюс»
2.3 Оценка эффективности реализации ассортиментной политики ЗАО «Продвильнюс»
3 Предложения по совершенствованию формирования ассортиментной политики на предприятии ЗАО «Продвильнюс»
4 Заключение
5 Список использованных источников
6 Приложения
По местонахождению различают ассортимент промышленный и торговый.
Промышленный (производственный) ассортимент – это продукция (товары), выпускаемая изготовителем исходя из его производственных возможностей для удовлетворения нужд потребительского рынка. B качестве примера можно привести промышленный ассортимент УП ОАО «Гомельчанка», включающий около 1000 наименований швейных изделий.
Торговый ассортимент – совокупность товаров, поступающих в сферу
обращения (организации оптовой и розничной торговли). B отличие от промышленного торговый ассортимент включает, как правило, товары разных изготовителей. Исключение составляют фирменные магазины предприятий-изготовителей, стратегия которых основывается на сбыте товаров только конкретного предприятия.
B торговле оперируют такими понятиями, как товарно-групповой ассортимент, ассортимент торговой организации.
Ассортимент товаров, входящих в отдельную токарную группу, называется групповым.
Ассортимент товаров в конкретной торговой организации классифицируется как ассортимент торговый организации. Он зависит от типа организации.
Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, мерок, типов, наименований.
B зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный.
Простой ассортимент – набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей и в пределах одного вида не различаются (например, тетради, карандаши). Простой ассортимент характерен для магазинов, реализующих товары повседневного спроса в районах проживания покупателей с небольшими материальными возможностями.
Сложный ассортимент объединяет значительное число видов и разновидностей товаров, которые удовлетворяют однотипные и разнообразные потребности и отличаются исходными материалами, конструкцией и другими признаками. Примером товаров сложного ассортимента могут служить ткани, обувь, трикотажные изделия, поскольку они различаются в пределах одного вида по назначению, фасонам, размерам и другим признакам.
Групповой ассортимент – перечень однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности. Наиболее часто в качестве общего признака выступает функциональное или социальное назначение. Например, хлебобулочные, плодоовощные, молочные изделия, обувь, одежда и другие группы товаров объединены по признаку функционального назначения, а товары для детей, молодежи, для отдыха – социального назначения.
Видовой ассортимент – набор товаров различных видов, удовлетворяющих аналогичные потребности. Он является составной частью группового ассортимента. Например, ассортимент молока – пастеризованное, стерилизованное и др. – часть ассортимента молочных товаров. Ткани хлопчатобумажные, шелковые представляют небольшую часть ассортимента текстильных товаров. В товарную группу «Хозяйственные товары» включены моющие средства, химикаты, скобяные изделия, предметы домашнего обихода и др.
Разновидностью видового ассортимента является марочный ассортимент – это товары одного вида марочных наименований или относящихся к группе марочных. Такие товары наряду с удовлетворением физиологических потребностей в значительной мере нацелены на удовлетворение социальных и психологических потребностей. Эти потребности удовлетворяются престижными марками автомобилей, одежды, обуви, духов, марочных вин и др.
Развернутый ассортимент включает виды и разновидности конкретных товаров в пределах каждой товарной группы. Такой ассортимент, как правило, встречается в специализированных магазинах, причем количество групп однородных товаров может быть сравнительно небольшим. Так, в торговый ассортимент магазинов, специализирующихся на продаже аудио- и видеотехники (групповой ассортимент), входят тpи-четыре вида однородных товаров: телевизоры, магнитофоны, видеомагнитофоны, радиоприемники, но вместе с тем эти группы представлены большим количеством товаров разных классов сложности и торговых марок (развернутый ассортимент).
Сопутствующий ассортимент – набор товаров, выполняющих вспомогательные функции и не относящихся к основным для данной организации. Товары сопутствующего ассортимента в обувном магазине – это предметы ухода за обувью, а в продовольственном магазине – мыло, спички, некоторые другие хозяйственные товары.
Смешанный ассортимент – набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Смешанный ассортимент характерен для магазинов, торгующих непродовольственными и продовольственными товарами.
По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент.
Рациональный ассортимент включает число товаров, наиболее полно удовлетворяющих реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии.
Оптимальный ассортимент – набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку производства и доведение до потребителей.
Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.
Критерием для отнесении товаров к оптимальному ассортименту может служить коэффициент оптимальности (Коп), который рассчитывается для конкретного товара по формуле (1.1)
Koп = (Эп * З) * 100% , (1.1)
где Эп – полезный эффект от потребления товара при использовании его потребителем по назначению, р., 3 –затраты на проектирование, разработку, производство, доведение до потребителя, p..
Полезный эффект (Эп) представляет собой выгоду, которую может получить потребитель при правильном использовании товара, за вычетом затрат на его приобретение, эксплуатацию, хранение, ремонт и утилизацию. Например, полезный эффект от использования бытового холодильника рассчитывается по стоимости сохраненных в нем продуктов, экономии времени и денег при больших закупках товаров для личного потребления за вычетом затрат на покупку холодильника, его эксплуатацию (расход электроэнергии и пр.), ремонт и утилизацию пришедшего в негодность оборудования.
Приведенный расчет учитывает в основном функциональное назначение товаров и экономический эффект от потребления, Но при этом не принимается во внимание социальный эффект. Этот расчет применим в основном для непродовольственных товаров и неприемлем для пищевых продуктов, Так как невозможно рассчитать в денежном выражении выгоды для здоровья, получаемые потребителем.
B зависимости от характера потребностей ассортимент может быть реальным, прогнозируемым и учебным.
Реальный ассортимент – действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца.
Прогнозируемый ассортимент – набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.
Учебный ассортимент – перечень товаров, систематизированный по определенным научно обоснованным признакам для достижения обучающих целей.
Свойство ассортимента – специфическая особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании. Показатель ассортимента – количественное выражение его свойств, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров.
При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса свойств и показателей ассортимента, что требует понимания их сути табл. 1.2.
Таблица 1.2
Номенклатура свойств и показателей ассортимента
Наименование свойства | Наименование и условное обозначение показателя | Расчет показателей |
1 | 2 | 3 |
Широта (Ш) | Показатели широты: |
|
| действительная (фактическая) широта (Шф) | Шф |
| базовая широта (Шб) | Шб |
| коэффициент широты (Кш) | Кш=(Шф : Шб)* *100% |
Полнота (П) | Показатели полноты: |
|
| Действительная (фактическая) полнота (Пф) | Пф однородной группы товаров |
| ||
| базовая полнота (Пб) | Пб однородной группы товаров |
Наименование свойства | Наименование и условное обозначение показателя | Расчет показателей |
Полнота (П) | коэффициент полноты (Кп) | Кп= (Пф : Пб)* *100% |
Устойчивость (У) | Показатели устойчивости: |
|
| количество товаров, пользующихся устойчивым спросом (Уу) | Уу
|
| коэффициент устойчивости (Ку)
| Ку= (Уу:Шб)* 100 |
Новизна (Н) | Показатели новизны: |
|
| количество товаров, поступивших впервые (Нн)
| Нн |
| степень обновления (коэффициент новизны) (Кн) | Кн=(Нн:Шб)*100% |
Структура (C) | Относительный показатель структуры отдельных товаров | Отношение части к целому и к умножение на 100% |
Продолжение таблицы 1.2
Номенклатура свойств и показателей ассортимента
Рациональность (P) | Коэффициент рациональности | См. примечание к таблице |
Гармоничность (Г) | Коэффициент гармоничности | Теоретический показатель |
Примечание. Кр = (Кш*вш+Кп*вп+ Ку*ву+ Кн-вн):4, где вш, вп, ву, вн — коэффициенты весомости показателей широты, полноты, устойчивости и новизны.
Широта ассортимента – это количество видов однородных и (или) разнородных групп, выпускаемых промышленностью и находящихся в продаже.
Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями – действительной и базовой широтой, а также относительным показателем – коэффициентом широты.
Действительная широта (Шф) – фактически имеющееся количество видов, разновидностей и наименований товаров.
Базовая широта (Шб) – широта, принятая за основу для сравнения. Это может быть количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное правовыми актами или техническими нормативными правовыми актами (стандартами и т.п.), или максимально возможное.
Выбор критериев определения базового показателя широты зависит от целей. Например, при анализе ассортиментной политики магазинов-конкурентов в качестве базового можно взять максимальный перечень товаров, имеющихся во всех обследованных магазинах, или данные обязательного ассортиментного перечня.
Как следует из табл. 1.2, коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов товаров однородных и разнородных групп к базовому.
Например, торговая организация осуществляет торговлю швейными товарами (7 видов: шелковые платья, ситцевые халаты, легкие сарафаны, платья-халаты из шелка, пальто, полупальто, куртки); обувью (5 видов; сандалии, туфли, ботинки, полуботинки, сапоги); трикотажными товарами (3 вида: свитера, джемпера, жакеты). Согласно ассортиментному перечню в продаже должно быть ежедневно 6 видов обуви, 5 видов трикотажных товаров, 9 видов швейных изделий.
Тогда действительная широта ассортимента в торговой организации равна 15, базовая – 20.
Коэффициент широты равен 0,75. Или – первые четыре вида швейных изделий относятся к группе «Легкая одежда». Поэтому действительный показатель широты для группы «Легкая одежда» будет равен 4.
B стандартах предусмотрено 12 видов легкой одежды. Следовательно, базовый показатель широты составляет 12, а коэффициент широты – 33,3%.
Широта может служить косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность.
B условиях дефицита, когда спрос превышает предложение, изготовителю и продавцу выгоднее иметь узкий ассортимент товаров, поскольку при большой широте требуются дополнительные затраты на разработку и производство новых товаров. Для них расширение ассортимента – мера скорее вынужденная, чем желательная.
Для потребителя, с одной стороны, чем шире ассортимент, тем более разнообразные потребности могут быть удовлетворены. C другой стороны, при сверхвысокой широте ассортимента ему трудно ориентироваться в этом многообразии, что затрудняет выбор нужного товара. Поэтому широта не может служить единственным показателем рациональности ассортимента.
Из табл. 1.2 видно, что полнота ассортимента – количество разновидностей и наименований товаров однородной группы, выпускаемых промышленностью и находящихся в продаже.
Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями – действительной и базовой полнотой, а также относительным показателем – коэффициентом полноты.
Действительный показатель полноты (Дф) отражает фактическое количество разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый (Дб) –регламентируемое или планируемое количество товаров (предусмотренное в прейскурантах, классификаторах, спецификациях, ассортиментных перечнях).
Коэффициент полноты (Кп) — отношение действительного показателя полноты к базовому.
Например, в ассортименте магазина имеются шелковые платья двух разновидностей, ситцевые халаты двух разновидностей, Легкие сарафаны, платья-халаты из шелка по одной разновидности. Поэтому действительный показатель полноты для группы «Легкая одежда» будет равен 6.
Ассортиментным перечнем определено, что в продаже должно ежедневно находится 25 разновидностей легкой швейной одежды. Следовательно, базовый показатель полноты составляет 25, а коэффициент полноты —0,24, или 24% . Второй пример, в спецификации определено 6 разновидностей туфель, фактически в продаже имеется 4. Коэффициент Полноты ассортимента туфель составляет 0,66, или 66,6%.