Анализ рынка аптечных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 03:29, дипломная работа

Описание работы

В современной практике, можно вспомнить немало случаев, когда производитель тратил крупную сумму денег на разработку, создание, изготовление упаковки для своего товара. Но отличное креативное исполнение, оригинальная концепция не привлекала покупателей. Объяснить это достаточно легко: не была изучена целевая аудитория покупателей продукта, не были учтены их вкусы, интересы и предпочтения. Не продумывалась концепция и планы продвижения. Результат - потраченные впустую деньги, время, не говоря уже о здоровье и моральном состоянии производителя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА
1.1 Понятие, сущность рынка и рыночных исследований
1.3 Виды и методы рыночных исследований
1.3 Процесс и направления рыночных исследований
2. ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА АПТЕЧНЫХ УСЛУГ Г. ВЛАДИВОСТОКА
2.1 Разработка подхода к исследованию рынка аптечных услуг России и г. Владивостока
2.2 Состояние и тенденции развития рынка аптечных услуг
г. Владивостока
2.3. Характеристика предложения и спроса на рынке аптечных услуг г. Владивостока
3. СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА АПТЕЧНЫХ УСЛУГ Г. ВЛАДИВОСТОКА
3.1. Характеристика сегментов на рынке аптечных услуг г. Владивостока
3.2. Разработка предложений операторам рынка аптечных услуг г. Владивостока на основе проведенного исследования.
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Работа содержит 1 файл

диплом рынок аптечных услуг.doc

— 1.08 Мб (Скачать)

 

В результате опроса установлено, что самые приверженные потребители, которые посещают только конкретную аптеку в возрасте от 56 лет и старше (табл. 3.5).

Таблица 3.5 - Соотношение порядка посещения потребителей аптек с возрастом

       Возраст

По-       %

рядок

посещения

потребителей

 

 

До 15 лет

 

 

 

15-25 лет

 

 

 

26-40 лет

 

 

 

41-55 лет

 

 

 

56 и старше

Посещение только конкретной аптеки

66,7%

19,2%

38,5%

40,2%

67,7%

Посещение как конкретной, так и аптеки конкурентов

 

0,0%

 

10,8%

 

14,9%

 

17,9%

 

3,2%

В силу разных причин не могут посещать конкретную аптеку

 

0,0%

 

6,9%

 

19,0%

 

15,2%

 

16,1%

Посещение любой аптеки, которая подходит на данный момент

 

33,3%

 

63,1%

 

27,6%

 

26,8%

 

12,9%

Потребители с истинной лояльностью, которые посещают как конкретную аптеку, так и аптеку конкурентов в основном люди в возрасте от 41 до 55 лет. К латентному типу лояльности относятся также небольшое количество потребителей, которые в силу разных причин не могут посещать конкретную аптеку. Значительная часть покупателей (63,1%) в возрасте от 15 до 25 лет имеют ложную лояльность. Таким образом, показано, что приверженных (лояльных) потребителей разных возрастных категорий в процентном соотношении гораздо больше по сравнению с другими видами лояльности. Следовательно, программы поощрения должны ориентироваться именно на эту группу потребителей, с которой могут быть обеспечены долгосрочные взаимоотношения в течение неограниченного времени. Кроме того, нужно обратить внимание и на потребителей с истинной лояльностью.

В зависимости от возраста потребителей выбор программ лояльности отличается. Для респондентов до 30 лет предпочтительнее накопительные бонусные программы (23%) и сезонные скидки (22%), а  для потребителей с возрастом от 30 до 50 лет на первом месте стоит подарок за покупку и индивидуальный подход (42%), далее следует дисконтная карта с фиксированной скидкой (33%) и дисконт (одноразовая скидка) (29%). Потребители старше 50 лет не видят разницу между накопительной бонусной программой и дисконтной картой с фиксированной скидкой.

Среди аптечных организаций Владивостока, принявших участие в опросе, только у 45% проводятся программы лояльности. Полученные данные показывают, что в аптеках периодически проводятся следующие акции: специальные акции фирм-производителей ЛС – у 65%; при покупке выше означенной суммы – подарок – у 40%; две единицы товара по цене одной – у 25%; лотереи и розыгрыши – у 15%. Также в аптеках действует фиксированная система скидок для пенсионеров, участников ВОВ предоставляется 4% и 5% скидки у 25% и 67,5% опрошенных респондентов соответственно. При покупке выше означаемой суммы в некоторых аптечных организациях (25%) существуют 2% и 4% скидки. Такие фиксированные системы скидок как: на несезонные товары, на группы препаратов, на дорогие ЛС и курсы лечения, а также в определенные часы суток и при покупке определенного комплекта препаратов, не пользуются популярностью среди опрошенных аптек. У 27,2% опрошенных респондентов действуют карты с фиксированной скидкой, у 11,8% - с накопительной скидкой, где возрастает процент скидки и у 6% -  также с накопительной скидкой, только здесь начисляются баллы. В 29% аптечных организациях действует именная дисконтная карта. Период действия дисконтной карты не ограничен во времени.

Для того чтобы получить дисконтную карту в аптечной организации, опрошенные нами респонденты отметили следующие действия: необходимо совершить крупную разовую покупку на определенную сумму (4%); дисконтные карты продаются за определенную цену (16%); карты раздаются всем бесплатно (22,5%); карты выдаются определенной целевой группе (2,5%).

Анализ эффективности дисконтных программ показал, что их проведение даёт увеличение общего товарооборота в среднем на 30%, оборота дорогих препаратов – на 21%. Посещаемость при их внедрении возрастает на 49%, сумма средней покупки – на 16%, а число наименований в покупке – на 12%.

Таким образом, результаты проведенного исследования, достаточно убедительно свидетельствуют об эффективности проведения программ лояльности на фармацевтическом рынке. Нельзя строго разделить рациональный и эмоциональный компоненты формирования лояльности, поэтому программы должны ориентироваться на оптимальное сочетание материальных привилегий и нематериальных ценностей.

 


Заключение

 

Подводя итоги, следует отметить, что анализ источников и литературы показал, что определения потребительского рынка отражают различные аспекты этой экономической категории, взаимодополняя друг друга, и различаются между собой по степени конкретизации и направленности. Наиболее абстрактной и всеобъемлющей является трактовка рынка как системы экономических отношений между продавцами и покупателями. Все же другие формулировки лишь конкретизируют суть и форму данных экономических отношений.

Поскольку в современной экономике решающую роль играют рабочая сила, средства производства и финансы, то наиболее значимыми являются рынки этих товаров. Исследования - это функция, которая через информацию связывает маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга исследование рынка - формирование информационной основы для определения стратегии и тактики конкурентной борьбы на рынке, включающее: определение емкости рынка, прогнозирование действий покупателей, изучение деятельности конкурентов и ее сравнительный анализ, прогнозирование сбыта продукции и т.д.

Методологические основы маркетинга складываются из общенаучных методов (системный анализ, комплексный подход, программно-целевое планирование), аналитико-прогностических методов (линейное программирование, теория массового об­служивания, теория связи, теория вероятностей, сетевое пла­нирование, экономико-статистические методы, экономико-математическое моделирование, экспертиза) и методических приемов, заимствованных из разных областей знаний — социологии, психологии, эстетики, дизайна, экологии и т.д. Сектор розничных продаж лекарственных средств и товаров медицинского назначения включает в себя аптеки и ЛПУ, причем канал реализации через аптечную сеть в настоящее время является основным, через нее проходит 80-83% медикаментов, быстро развивающимся и наиболее привлекательным для инвесторов. Аптечный розничный рынок включает в себя рынок лекарственных средств, парафармацевтической продукции, товаров косметики и гигиены, а также сопутствующих товаров повседневного спроса, реализация которых разрешена в аптечных учреждениях.

Аптечная розничная торговля во Владивостоке представлена предприятиями различного типа: аптеки, аптечные пункты и аптечные киоски. Они отличаются по предоставляемым услугам, ассортиментному ряду, площади и другим параметрам. Так, к примеру, аптека может изготавливать лекарства, продавать любой спектр лекарственных препаратов и сопутствующих товаров. Аптечный пункт меньше по размерам, у него ограничиваются к продаже некоторые препараты, например, наркотические. В аптечном киоске вообще не разрешается продавать препараты по рецептам. Сегодня на фармацевтическом рынке присутствуют муниципальные аптеки, одна краевая аптека и частные, которых подавляющее большинство.

Наблюдения показали, что наиболее комфортной для покупателей является  «Аптека № 91». В ней представлен наиболее широкий ассортимент, ее месторасположение прямо около остановки, кроме того для покупателей есть места отдыха и дополнительные услуги. На втором месте находится «Аптека № 33». Ее преимуществами является оформление как внутреннее, так и внешнее, также дополнительные услуги и ассортимент, как лекарственных препаратов, так и других товаров, представленных в аптеке. И на последнем месте находится «Янтал». Он уступает практически по всем определенным вопросам.

Кроме того был исследован спрос, были опрошены разные респонденты по возрастному признаку, роду занятий и среднему ежемесячному доходу семьи. 57 % респондентов отметили, что приобретают лекарства и лекарственные препараты в разной степени: раз в 2 месяца, в 3 месяца и т.д.. 29 % респондентов  отметили, что покупают лекарства и лекарственные препараты 1-2 раза в месяц.  13% отметили, что приобретают 1-2 раза в неделю. И каждый день приобретает 1% от опрошенных людей. Результаты показали, что все респонденты показали, что главным фактором при выборе служит гарантии качества. Профессионализм ответили 96 %  - это очень важный фактор и 4 % - просто важный. Также для посетителей важен фактор – качество обслуживания. 5 баллов поставили 89%, 4 балла - 9 %, 3 балла – 2 %. Оценки по остальным факторам практически равномерно распределены и указаны респондентами в равной степени.

В результате следует отметить, что в целях рекомендаций для  операторов аптечного рынка было определено, что для расширения бизнеса существует три пути. Во-первых, увеличение числа покупателей. Новые посетители и покупатели увеличат оборот уже тем, что ваши товары или услуги увидят больше людей. Во-вторых, стимуляция покупателей к увеличению числа покупок. Предоставляйте постоянным покупателям различные льготы. Заставьте работать на себя закон больших чисел, предоставляя покупателю дополнительные поводы снова зайти к вам за покупками. В-третьих, стимуляция покупателей к увеличению объема покупок. Стремитесь, чтобы вошедшие в ваш магазин покупатели купили как можно больше. Оказывать крупным покупателям все больше дополнительных услуг, предусмотрите для них льготы. В этом случае вы сможете резко увеличить оборот даже без увеличения их числа.

 

 

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.                 Аакер, Дэвид А. Маркетинговые исследования/ Дэвид Аакер, В. Кумар, Джордж Дэй; пер. с англ. А.Шалек; под ред. С.Божук. - 7-е изд. - СПб. [и др.]: Питер, 2004. - 840 с.

2.                 Авдеев, Р. В. Основные направления формирования маркетинговых информационных систем (МИС)/ Р. В. Авдеева// Маркетинг в России и за рубежом.- 2005.- N 4. - С. 41-45

3.                 Анурин, В.Ф. Маркетинговые исследования потребительского рынка: уникальный отечественный опыт: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 061500-Маркетинг/ В.Ф. Анурин, И.И. Муромкина, Е.В. Евтушенко. - СПб.: Питер, 2004. - 270 с.

4.                 Багиев, Г.Л. Маркетинг: Учебник для вузов / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн; Под общей ред. Г. Л. Багиева. – М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 2000. – 703с.

5.                 Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец. и направлениям/ В.И.Беляев. - М.: КноРус, 2005. - 669 с.

6.                 Березин, И.С. Маркетинговые исследования: как это делают в России/ Игорь Березин. - М.: Гильдия маркетологов: Вершина, 2005. - 427 с.

7.                 Божук, С.Г. Маркетинговые исследования: основные концепции и методы/ С.Г.Божук. - СПб.: Вектор, 2005. - 280 с.

8.                 Бурцева, Т. А. Оценка эффективности информационного обеспечения маркетинговых решений/ Т. А. Бурцева, Н. В. Никонова, Н. А. Миронова// Маркетинг в России и за рубежом.- 2006.- N 1. - С. 54-67

9.                 Бушуева, Л. И. Роль статистических методов в реализации этапов маркетинговых исследований/ Л. И. Бушуева// Вопросы статистики.- 2006.- N 10. - С. 40-48

10.             Голубков, Е.П. Маркетинг для маркетологов: предплановые маркетинговые исследования и стратегический анализ// Маркетинг в России и за рубежом.- 2007.- N6. - С.96-113; N7. - С.98-117

11.             Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология, практика/ Е. П. Голубков. – М.: Изд-во «ДИС», 2003. – 496 с.

12.             Ефремов, А. Структурирование неструктурированной структуры // Индустрия рекламы. – 200 - №7. – С.14-16.

13.             Информационный сайт журнала «Маркетинг в России и за рубежом». Режим доступа: http://www.dis.ru/market/index.html

14.             Кожекин, Г.Я. Маркетинг предприятия: учеб. пособие/ Г.Я.Кожекин, С.Г.Мисербиева. - Минск: Кн. дом: Мисанта, 2004. - 240 с.

15.             Коротков, А.В. Маркетинговые исследования: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 061500 "Маркетинг"/ А.В.Коротков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 304 с.

Информация о работе Анализ рынка аптечных услуг