Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 03:29, дипломная работа
В современной практике, можно вспомнить немало случаев, когда производитель тратил крупную сумму денег на разработку, создание, изготовление упаковки для своего товара. Но отличное креативное исполнение, оригинальная концепция не привлекала покупателей. Объяснить это достаточно легко: не была изучена целевая аудитория покупателей продукта, не были учтены их вкусы, интересы и предпочтения. Не продумывалась концепция и планы продвижения. Результат - потраченные впустую деньги, время, не говоря уже о здоровье и моральном состоянии производителя.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА
1.1 Понятие, сущность рынка и рыночных исследований
1.3 Виды и методы рыночных исследований
1.3 Процесс и направления рыночных исследований
2. ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА АПТЕЧНЫХ УСЛУГ Г. ВЛАДИВОСТОКА
2.1 Разработка подхода к исследованию рынка аптечных услуг России и г. Владивостока
2.2 Состояние и тенденции развития рынка аптечных услуг
г. Владивостока
2.3. Характеристика предложения и спроса на рынке аптечных услуг г. Владивостока
3. СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА АПТЕЧНЫХ УСЛУГ Г. ВЛАДИВОСТОКА
3.1. Характеристика сегментов на рынке аптечных услуг г. Владивостока
3.2. Разработка предложений операторам рынка аптечных услуг г. Владивостока на основе проведенного исследования.
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Окончание таблицы 2.4
| Свыше 60 | 6 | 1 | 6 |
Итого |
| 54 | 10 | 44 |
Сектор розничных продаж лекарственных средств и товаров медицинского назначения включает в себя аптеки и ЛПУ, причем канал реализации через аптечную сеть в настоящее время является основным, через нее проходит 80-83% медикаментов, быстро развивающимся и наиболее привлекательным для инвесторов. По этой причине в аптечном секторе до сих пор продолжаются процессы создания и приватизации аптек, агломерация их в аптечные сети. Следствие этих процессов - все возрастающая численность частных аптечных предприятий, объем которых в среднем по стране в настоящее время составляет 35-40%. При этом частные фармацевтические структуры на 64% представлены аптечными пунктами и аптечными киосками, расположенными в приспосабливаемых для этих целей помещениях на пути оживленных людских потоков, с ассортиментом, ограниченным наиболее ходовыми безрецептурными лекарственными средствами. Это с одной стороны, создает видимость доступности лекарственной помощи населению, с другой, в значительной части лишает аптеки возможности продажи лекарственных средств пользующихся повышенным спросом. Структура аптечного сектора представлена в таблице 2.5.
Таблица 2.5- Структура аптечного рынка по состоянию на 1 января 2010 г.
| Государственные | Негосударственные |
Аптеки | 185 | 284 |
Аптечные пункты | 102 | 152 |
Аптечные киоски | 59 | 353 |
Всего | 346 | 789 |
Маркетинговый обзор RMBC «Рынок аптечной торговли. Россия. 2009 год»
Факторы, определяющие рост фармацевтического рынка РФ:
- сохранение тенденции роста показателей, характеризующих благосостояние, — доход на душу населения, расходы на потребительские товары и т д.;
- сдвиг потребления в сторону более дорогостоящих препаратов практически для всех категорий населения и высокая потребность в современных лекарствах;
- социальная политика государства — внедрение новых подходов к финансированию лекарственного обеспечения;
- рост заболеваемости в широком спектре нозологий;
- рост инвестиционной привлекательности российского фармацевтического рынка.
Аптечный розничный рынок включает в себя рынок лекарственных средств, парафармацевтической продукции, товаров косметики и гигиены, а также сопутствующих товаров повседневного спроса, реализация которых разрешена в аптечных учреждениях [30].
В настоящее время, очевидно, исходя из наличия на отечественном фармацевтическом рынке аптечных предприятий государственной, муниципальной и частной форм собственности, а также существенной разницы в их доходах, в прессе формируется мнение о наличии в отечественной фармацевтической отрасли двух диаметрально противоположных подходов к развитию сектора розничных продаж лекарственных средств и товаров медицинского назначения, разница между которыми состоит во взглядах на ведение бизнеса. Первый связывают с превращением аптеки в стандартное предприятие розничной торговли со специфическим ассортиментом предлагаемых товаров. Второй - с представлением аптеки в виде неотъемлемой части системы медицинской помощи населению, деятельность которой в большей степени лежит в области медицины и фармацевтики, нежели торговли и экономики в целом. Одновременно, в связи с высокой доходностью отдельных частных аптечных сетей, запущен миф о невозможности равноправного сосуществования сетевых структур и отдельно взятых аптек.
Скорее всего, появление этих теорий связано с недопониманием существа процессов, происходящих в настоящее время в системе розничной торговли лекарственными средствами, в которой все существующие структуры, решая конкретные целевые задачи, взаимодополняют друг друга. Кроме того, эти теории, возможно, имеют под собой единую почву - желание чиновников от фармацевтики обладать рычагами воздействия на участников данного рынка и предназначены для обоснования необходимости ограничения степени коммерциализации аптек, посредством применения административно-командных рычагов (лицензирования, сертификации, контроля, ограничений и запретов). Все это, в конечном итоге, свидетельствует об их неумении использовать рыночные механизмы управления, непонимании круга задач, решаемых в процессе менеджмента и маркетинговой деятельности [29].
Наиболее яркий итог такой деятельности - тяжелое финансовое положение государственных аптечных предприятий, не позволяющее им выдерживать конкуренцию на фармацевтическом рынке. При этом никак нельзя согласиться и с утверждением о коммерческой несостоятельности государственных и муниципальных фармацевтических предприятий розничной торговли: любая организация может успешно функционировать на рынке в случае правильного определения своих рыночных возможностей и выработки грамотной стратегия поведения.
Рынок аптечных услуг – это рынок совершенной конкуренции. Кроме того, данный рынок обладает своей специфичностью – большинство препаратов потребители могут приобрести только по рецепту врача, цены на товары и ассортимент регулируются государством. Таким образом, конкурентная борьба осуществляется по признаку месторасположения (если хотя бы один из близко расположенных конкурентов закрывается, то суточная выручка вырастает в 1,5 – 2 раза) и дополнительных сервисов [35].
В данной сфере работа маркетинга сильно ограничена законодательно (государство регулирует ценообразование, ассортимент в аптеках и многое другое).
Критерием оценки работы любой аптеки традиционно служит ряд факторов: оформление торгового зала, уровень обслуживания, реклама, наличие обязательного ассортиментного минимума, отсутствие отказов населению. Продуманное сервисное обслуживание, широкий ассортимент доступных по цене лекарственных средств, доброжелательные и грамотные провизоры играют решающую роль в успешной работе аптечных учреждений.
Аптечный розничный рынок России в 2010 году характеризовался высокими темпами роста. По данным DSM Group его коммерческий сегмент вырос на 26% в рублях.
В настоящее время 4-5 крупнейших аптечных сетей контролируют до 30% национального рынка.
По данным Фармэксперта потребление лекарственных средств на душу населения составило около 114 долларов США, т. е. в среднем каждый человек потребил лекарственных средств на 2834 руб. за истекший год.
Согласно данным ЦМИ «Фармэксперт» объем коммерческого сектора российского фармрынка в 2008 году в стоимостном выражении составил 8,97 млрд. долл. США с приростом 28% (оптовые цены); в упаковках рынок прибавил 1%. В предшествующие 2008 году периоды розничный рынок развивался динамично: средний прирост в стоимостном выражении (USD) в 2006 г. составил 24%, а в 2007 г. — 34%; в упаковках рынок стагнировал и почти не увеличивался: максимальный прирост не превышал 6%.
В 2010 году в целом по розничному рынку рост средних цен на лекарственные средства составил 28% (в немалой степени из-за девальвации рубля). Однако, при достаточно стабильной ситуации на валютном рынке в 2009 году рост средних цен на лекарственные средства составил 34% [33].
В 2010 году государственный сегмент продемонстрировал рост, что в большей мере связано с программой ДЛО. Всего в 2010 году на программу ДЛО было выделено около 73 млрд. рублей (около 2,9 млрд. долл. США). По данным мониторинга, представленным органами управления здравоохранения субъектов РФ в 2010 году в регионы поставлены лекарственные средства на общую сумму 66,2 млрд. рублей (на 32% больше, по сравнению с аналогичными периодом 2007 года). В итоге, было обслужено 61,0 млн. рецептов на сумму 57,3 млрд. рублей (около 2,3 млрд. долл. США).
В структуре продаж коммерческого сектора наблюдается устойчивая тенденция роста доли продаж сопутствующих товаров и парафармации. На рис. 1.1. представлена динамика объема рынка в ценах потребителя, млн. USD, вкл. НДС.
Рисунок 2.1 - Динамика объема рынка России в ценах потребителя
В настоящее время стратегическими направлениями трансформации собственности на фармацевтическом рынке являются:
- укрупнение собственности (через механизмы слияния, присоединения, выкупа, аренды)
- смена формы собственности (государственная и муниципальная преобразуются в частную)
- передел собственности (смена собственника через механизмы слияния и поглощения).
Наиболее распространенным вариантом реформирования ГУП и МУП оказалась реорганизация путем слияния либо присоединения, часто с последующим преобразованием в иную организационно-правовую форму. Через одни и те же механизмы слияния и присоединения может быть осуществлено несколько подходов к реформированию государственных и муниципальных аптечных предприятий региона. Разница заключается в масштабах реорганизации [31].
Реорганизация муниципальных аптек. Первый подход предполагает образование аптечных сетей на уровне муниципального образования и ограничивается созданием мелких сетей, включающих 2-3 аптеки с их мелкорозничной сетью. Эта модель используется для присоединения неэффективно работающих аптек в качестве структурных подразделений к рентабельным предприятиям. Преимущества и зачастую положительный результат подобных укрупнений заключаются в переносе заведомо эффективных методов управления рентабельной аптекой на менее успешные аптеки, а также в незначительном риске. Такие реорганизации имеют место практически в каждом регионе РФ, не выходя за рамки одного муниципального образования. Цели реформирования вполне достижимы и сводятся в основном к сохранению деятельности отдельных аптек и улучшению их управляемости. К сокращению числа муниципальных аптечных предприятий приводят реорганизационные процессы, в результате которых в муниципальном образовании остаются несколько укрупненных аптечных организаций.