Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 03:29, дипломная работа
В современной практике, можно вспомнить немало случаев, когда производитель тратил крупную сумму денег на разработку, создание, изготовление упаковки для своего товара. Но отличное креативное исполнение, оригинальная концепция не привлекала покупателей. Объяснить это достаточно легко: не была изучена целевая аудитория покупателей продукта, не были учтены их вкусы, интересы и предпочтения. Не продумывалась концепция и планы продвижения. Результат - потраченные впустую деньги, время, не говоря уже о здоровье и моральном состоянии производителя.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА
1.1 Понятие, сущность рынка и рыночных исследований
1.3 Виды и методы рыночных исследований
1.3 Процесс и направления рыночных исследований
2. ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА АПТЕЧНЫХ УСЛУГ Г. ВЛАДИВОСТОКА
2.1 Разработка подхода к исследованию рынка аптечных услуг России и г. Владивостока
2.2 Состояние и тенденции развития рынка аптечных услуг
г. Владивостока
2.3. Характеристика предложения и спроса на рынке аптечных услуг г. Владивостока
3. СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА АПТЕЧНЫХ УСЛУГ Г. ВЛАДИВОСТОКА
3.1. Характеристика сегментов на рынке аптечных услуг г. Владивостока
3.2. Разработка предложений операторам рынка аптечных услуг г. Владивостока на основе проведенного исследования.
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
- исследование цен;
- исследование новых товаров;
- исследование перспектив конъюнктуры рынка.
2. Исследование внешней среды:
- исследование потребителей;
- исследование фирм-конкурентов;
- исследование фирм-поставщиков;
- исследование форм, методов сбыта и рекламы;
- исследование коммерческой практики и других условий [3, С.20].
На наш взгляд, классификация данная В. Ануриным является максимально полной, но следует также отметить, что некоторые авторы выделяют также:
Исследование макросреды и микросреды маркетинга;
Изучение рыночного спроса и потребителей;
Анализ отношения потребителей к торговой марке4
Исследование конкурентов;
Оценка эффективности сбытовой деятельности и системы стимулирования сбыта;
Исследование рекламы;
Ценовые исследования;
Исследование состояния маркетинга на предприятии.
Вышеперечисленные исследования в определенной степени дополняют классификацию Анурина, но ни как не меняют ее сути.
Построим программу исследования рынка аптечных услуг г. Владивостока.
Основные пункты методологического раздела представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Методологический раздел исследования рынка аптечных услуг г. Владивостока
Этап | Содержание |
Формулировка проблемы, определение потребности в проведении маркетинговых исследований | Определить широту ассортимента представленных видов аптечных услуг в г. Владивостоке. Необходимость маркетингового исследования обусловлено отсутствием информации о потребительских предпочтениях на рынке аптечных услуг г. Владивостока. |
Определение цели и постановка задач исследования | Цель исследования – изучение потребительских предпочтений на рынке аптечных услуг г. Владивостока. Задачи исследования: - выявить ассортимент аптечных услуг - определить сегмент потребителей; - провести анализ потребительских предпочтений на рынке аптечных услуг. |
Выбор конкретных методов сбора и анализа данных | При проведении маркетингового исследования необходимая информация может быть получена при помощи: - анализа документов (статистические данные, публикации средств массовой информации, результаты социологических исследований и т.п.); - метода экспертных оценок; - методы сбора первичных данных (опросы, фокус-группы, наблюдение и т.п.). |
Продолжение таблицы 2.1
Расчет выборки | Производится расчет числа респондентов, необходимых для опроса с учетом поло-возрастного состава населения. |
Ожидаемые результаты (формы отчетных материалов) | Полученные результаты будут оформлены в виде письменного отчета. |
Основные пункты рабочего плана представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Рабочий план исследования рынка аптечных услуг г. Владивостока
Этапы исследования | Сроки исследования |
Выбор источников информации: рекламные журналы, каталоги операторов, Интернет сайты операторов. | 7 дней |
Анализ источников информации: выявление видов аптечных услуг, определение производителей на рынке аптечных услуг г. Владивостока | 7 дней |
Опрос потребителей аптечных услуг г. Владивостока | 5 дней |
Анализ полученных данных | 7 дней |
Проведение наблюдения | 5 дней |
Анализ полученных данных | 7 дней |
Выводы и рекомендации | 3 дня |
Оформление отчета исследования | 3 дня |
Для проведения опроса были выбраны следующие места реализации аптечных услуг:
супермаркеты: В-лазер, Сфера-маркет, Парус;
рынки,
аптечные пункты.
Для проведения количественного исследования рынка аптечных услуг г. Владивостока, нами была составлена анкета (приложение 1). Анкета была тщательно протестирована и по итогам тестирования мы были внесены некоторые корректировки. Перед проведением исследования, нам необходимо было рассчитать объем выборки. Расчет объема выборки производился по калькулятору выборки.
Размер генеральной совокупности составил 466037 человек, из которых проживающие в г. Владивостоке в 2010 году в возрасте от 18 до 69 лет включительно. Любая продажа лекарственных средств в аптеках формально относится к договору розничной купли-продажи. Это один из самых распространенных видов договора, который, не задумываясь, ежедневно заключают миллионы людей. Возможность его заключения гражданами определяется объемом их право- и дееспособности. Согласно ст. 21 Гражданского кодекса РФ, дееспособность означает способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Полностью она наступает с совершеннолетием, т.е. в возрасте 18 лет. Поэтому мы решили проводить опрос потребителей не моложе 18 лет. Объем выборки составил 384 человека. В рамках данной работы было опрошено 384 респондента, которые являются реальными потребителями аптечных услуг г. Владивостока.
Нами был произведен расчет квоты респондентов. Квота рассчитывалась в процентном соотношении в зависимости от поло-возрастного состава населения г. Владивостока. Расчеты представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Результаты расчета структуры респондентов
Возраст | Всего респондентов | Мужчины | Женщины |
18-24 | 56 | 11 | 45 |
25-29 | 53 | 10 | 43 |
30-34 | 43 | 8 | 35 |
35-49 | 113 | 22 | 91 |
50-60 | 77 | 15 | 62 |
Свыше 60 | 42 | 8 | 34 |
Итого | 384 | 74 | 310 |
Мы решили, из полученной выборки 80% должны составлять женщины и 20% мужчины, т.к. большую часть потребителей все таки составляют женщины.
Для проведения опроса мы решили разделить город на 7 районов: Тихая, Чуркин, 71-й (64-й; Луговая; Баляево); Вторая Речка (Заря); Первая речка (Некрасовская); Эгершельд (центр); 3-я Рабочая (Толстого). Такое деление используется при проведении исследований разничных торговых сетей, к которым можно отнести аптеки города. Респондентов мы решили разделить пропорционально по вышеперечисленным районам города. Результаты деления представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Результаты расчета структуры респондентов по районам г. Владивостока
Район | Возраст респондентов | Всего респондентов | Мужчины | Женщины |
Тихая | 18-24 | 8 | 2 | 6 |
25-29 | 8 | 2 | 6 | |
30-34 | 7 | 1 | 6 | |
35-49 | 17 | 3 | 14 | |
50-60 | 11 | 2 | 9 | |
Свыше 60 | 6 | 1 | 5 | |
Итого |
| 57 | 11 | 46 |
Чуркин | 18-24 | 8 | 2 | 6 |
25-29 | 8 | 1 | 7 | |
30-34 | 6 | 2 | 4 | |
35-49 | 16 | 3 | 13 | |
50-60 | 11 | 2 | 9 | |
Свыше 60 | 6 | 1 | 5 | |
Итого |
| 55 | 11 | 44 |
71-й (64-й; Луговая; Баляево) | 18-24 | 8 | 2 | 6 |
25-29 | 8 | 1 | 7 |
Продолжение таблицы 2.4
| 30-34 | 7 | 2 | 4 |
35-49 | 17 | 3 | 13 | |
50-60 | 11 | 2 | 9 | |
Свыше 60 | 6 | 1 | 5 | |
Итого |
| 55 | 11 | 44 |
Первая речка (некрасовская) | 18-24 | 8 | 2 | 6 |
25-29 | 7 | 2 | 5 | |
30-34 | 6 | 1 | 5 | |
35-49 | 16 | 2 | 14 | |
50-60 | 11 | 2 | 9 | |
Свыше 60 | 6 | 1 | 5 | |
Итого |
| 54 | 10 | 44 |
Вторая Речка ( Заря) | 18-24 | 8 | 2 | 6 |
25-29 | 8 | 1 | 7 | |
30-34 | 6 | 2 | 4 | |
35-49 | 16 | 3 | 13 | |
50-60 | 11 | 2 | 9 | |
Свыше 60 | 6 | 1 | 5 | |
Итого |
| 55 | 11 | 44 |
Эгершельд (центр) | 18-24 | 8 | 2 | 6 |
25-29 | 7 | 2 | 5 | |
30-34 | 6 | 1 | 5 | |
35-49 | 16 | 2 | 14 | |
50-60 | 11 | 2 | 9 | |
Свыше 60 | 6 | 1 | 5 | |
Итого |
| 54 | 10 | 44 |
3-я Рабочая (Толстого) | 18-24 | 8 | 2 | 6 |
25-29 | 7 | 2 | 5 | |
30-34 | 6 | 1 | 5 | |
35-49 | 16 | 2 | 14 | |
50-60 | 11 | 2 | 9 |