Анализ рынка аптечных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 03:29, дипломная работа

Описание работы

В современной практике, можно вспомнить немало случаев, когда производитель тратил крупную сумму денег на разработку, создание, изготовление упаковки для своего товара. Но отличное креативное исполнение, оригинальная концепция не привлекала покупателей. Объяснить это достаточно легко: не была изучена целевая аудитория покупателей продукта, не были учтены их вкусы, интересы и предпочтения. Не продумывалась концепция и планы продвижения. Результат - потраченные впустую деньги, время, не говоря уже о здоровье и моральном состоянии производителя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА
1.1 Понятие, сущность рынка и рыночных исследований
1.3 Виды и методы рыночных исследований
1.3 Процесс и направления рыночных исследований
2. ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА АПТЕЧНЫХ УСЛУГ Г. ВЛАДИВОСТОКА
2.1 Разработка подхода к исследованию рынка аптечных услуг России и г. Владивостока
2.2 Состояние и тенденции развития рынка аптечных услуг
г. Владивостока
2.3. Характеристика предложения и спроса на рынке аптечных услуг г. Владивостока
3. СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА АПТЕЧНЫХ УСЛУГ Г. ВЛАДИВОСТОКА
3.1. Характеристика сегментов на рынке аптечных услуг г. Владивостока
3.2. Разработка предложений операторам рынка аптечных услуг г. Владивостока на основе проведенного исследования.
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Работа содержит 1 файл

диплом рынок аптечных услуг.doc

— 1.08 Мб (Скачать)


Продолжение таблицы 2.67

1

2

3

4

13.   Квалификация персонала (+/-)

+

+

+

14.   Ассортимент (количество и названия отделов/секций)

10000

7500

2000

15.   Количество товарных групп

500

200

100

16.   Какие группы выделены (приоритетные)

Лекарства, лекарственные препараты

Лекарства, лекарственные препараты

Лекарства, лекарственные препараты

17.   Наличие сопутствующих, дополнительных отделов (указать)

Кроме лекарств и препаратов, также средства профилактики, ухода за телом и личной гигиены

Также средства профилактики, ухода за телом и личной гигиены

Кроме лекарств и препаратов, также средства профилактики, ухода за телом и личной гигиены

18.   Наличие полной информации на ценниках

+

+

+

19.   Комфорт помещения (+/-)

+

-

-

20.   Наличие фирменного логотипа аптеки (+/-)

+

+

-

21.   Наличие рекламной информации, различных рекламных буклетов (+/-)

+

+

-

22.   Возможность отдыха для посетителей (+/-)

+

-

-

23.   Другое (услуги, работа консультантов, банкоматы, доставка)

Работа консультантов, платежный терминал

-

-

 

Таким образом, наблюдения показали, что наиболее комфортной для покупателей является  «Аптека № 91». В ней представлен наиболее широкий ассортимент, ее месторасположение прямо около остановки, кроме того для покупателей есть места отдыха и дополнительные услуги. На втором месте находится «Аптека № 33». Ее преимуществами является оформление как внутреннее, так и внешнее, также дополнительные услуги и ассортимент, как лекарственных препаратов, так и других товаров, представленных в аптеке. И на последнем месте находится «Янтал». Он уступает практически по всем определенным вопросам.

Как уже было отмечено, изучение потребителей осуществляется при помощи анкетирования. Вопросы анкетирования представлены в Приложении № 1.

Результаты, полученные в ходе исследования, были проанализированы и систематизированы в диаграммы.

Объем опроса составил 300 человек.

Основными посетителями аптек являются женщины, доля которых составляет 76% общего количества опрошенных респондентов.

Рис. 2.2 – Гендерное разделение посетителей аптек

Возрастной диапазон посетителей достаточно широк, колеблется от 20 до 60 лет. Основная доля посетителей относится к возрастной категории от 41 до 60 лет, средний возраст посетителя составляет 43 года. Общее распределение клиентов аптек по возрастным группам представлено на рис. 1.

Рис. 2.3 – Возрастной диапазон посетителей аптек

По роду занятий структура респондентов отмечена на рис. 2.5.

Рисунок 2.4 – Структура респондентов по роду занятий

Большинство посетителей аптек – семейные люди с преобладающим показателем численности состава семьи 3 – 4 человека.

 

Рисунок 2.5 – Семейный статус респондентов

Состав семьи посетителей распределился следующим образом:

3–4 человека — 58%;

менее 3-х человек — 32%;

более 4-х человек — 9%.

 

Рисунок 2.6 – Состав семьи респондентов

 

По среднему ежемесячному доходу семьи структура респондентов отмечена на рис. 2.7.

Рисунок 2.7 – Структура респондентов по среднему ежемесячному доходу семьи

 

Частота приобретения лекарств и лекарственных препаратов представлена на рисунке 2.8.

 

 

Рисунок 2.8 - Частота посещения аптечных учреждений потребителями

Как видно из рис. 2.8, 57 % респондентов отметили, что приобретают лекарства и лекарственные препараты в разной степени: раз в 2 месяца, в 3 месяца и т.д.. Это возможно связано с тем, что опрос проводился в зимнее время, т.е. в период, который отличается очень высокой степенью респираторными заболеваниями. 29 % респондентов  отметили, что покупают лекарства и лекарственные препараты 1-2 раза в месяц.  13% отметили, что приобретают 1-2 раза в неделю. И каждый день приобретает 1% от опрошенных людей.

Исследование позволило определить основные параметры потребительского поведения посетителей аптек. Так, привлекательность аптеки, которая определяет желание клиента совершить покупку и лояльность заведению, характеризуется следующими признаками, расположенными в порядке приоритетности:

доступные цены — 28,6%;

наличие необходимого товара/широкий ассортимент — 27,0%;

квалифицированное обслуживание — 9,8%;

удобное расположение аптеки — 9,2%;

высокое качество товара — 7,6%;

характеристики помещения — 4,2%;

привлекательный интерьер — 3,1%;

хорошая выкладка товара — 2,9%;

чистота в аптеке — 2,4%;

отсутствие очереди — 2,1%;

другое — 3,1%.

Анализ причин отказа от посещения аптеки еще раз подтверждает приоритетность отдельных характеристик для посетителя в процессе выбора: уровня цен на лекарственные препараты, широты ассортимента и месторасположения аптеки. Распределение респондентов в зависимости от причины, которая может побудить сменить аптеку, схематически представлено на рис. 2.9.

 

 

Рисунок 2.9. - Причины отказа от посещения аптеки

 

Отдельно исследовано отношение посетителей к продаже в аптеке сопутствующих товаров, не относящихся к категории лекарственных средств. Распределение покупателей по полу в данной части исследования позволяет сделать вывод о приемлемости для женщин и относительно безразличном отношении мужчин к продаже сопутствующих товаров в аптеках (рис. 2.10).

 

 

Рисунок 2.10 - Отношение респондентов к продаже сопутствующих товаров

 

Выбор посетителями аптеки носит субъективный характер, главными источниками информации, на основании которой клиенты впервые узнали об аптеке, являются заметное внешнее оформление и положительная рекомендация друзей и знакомых (рис. 2.11).

 

 

Рисунок 2.11 - Первоисточник информации об аптеке

Посетители отмечают значимость режима работы аптеки как фактора удобства ее посещения. За круглосуточный режим работы высказалось большинство респондентов. Доли респондентов, предпочитающих определенный режим работы аптеки, представлены на рис. 2.12.

 

Рисунок 2.12 - Удобное время работы аптеки

 

Оценка приверженности посетителей определенной аптеке показала, что 72% респондентов в основном посещают одну и ту же аптеку, из них 12% ни в какую другую аптеку больше не заходят. Остальные 28% клиентов не привязаны к конкретному учреждению и осуществляют покупку лекарственных средств в различных аптеках.

 

Рисунок 2.13 - Оценка приверженности посетителей определенной аптеке

В большинстве своем покупатели знают 3–4 аптеки (54% респондентов).

67% опрошенных целенаправленно зашли в аптеку, а случайно («проходя мимо») - 33 % посетителей, что говорит о том, что доля случайных посетителей составляет практически третью часть клиентов аптеки.

 

Рисунок 2.13 -  Причина посещения аптеки

 

В среднем покупатели посещают одну и ту же аптеку от 6 месяцев до 2 лет (52%). Именно этого периода достаточно, чтобы стать приверженцем аптеки.

 

Рисунок 2.14 – Сумма единовременной покупки в аптеке

 

Что в первую очередь привлекает ваше внимание в аптеке?

 

Рисунок 2.15 - Что в первую очередь привлекает внимание в аптеке

 

Какие препараты Вы чаще всего приобретаете в аптеке?

1) Противопростудные (капли, против гриппа, от кашля, для горла)

2) Противоаллергические

3) Противозачаточные (гормональные, оральные и др. контрацептивы)

4) Презервативы

5) Противовирусные

6) ЖКТ (желудочно-кишечного тракта)

7) Витамины и минеральные комплексы

8) Биологически активные добавки

9)  Перевязочные средства (вата, бинты и т.п.)

10) Сердечно-сосудистые

11) Обезболивающие препараты

12) Другое

 

Рисунок 2.16 - Препараты чаще всего приобретаемые респондентами в аптеке

 

Каким производителям Вы отдаете предпочтение при покупке фармпрепарата?

- Отечественным

-Зарубежным

- Не имеет значения

Рисунок 2.17 -  Предпочтение респондентов производителям препаратов

 

Особенности потребительского поведения позволяют сделать вывод о высокой степени приверженности клиентов аптеке, которую посетитель выбрал по критериям доступности цен, широкого ассортимента и удобного месторасположения. Привлекательный экстерьер и интерьер, а также положительный имидж аптеки важны для первоначального выбора. Таким образом, конкурентное преимущество аптечного предприятия на рынке достигается за счет:

известности аптеки среди потенциальных клиентов;

удобного месторасположения;

взвешенной ассортиментной политики;

высокого качества сервиса;

эффективной политики ценообразования.

Таким образом, были опрошены разные респонденты по возрастному признаку, роду занятий и среднему ежемесячному доходу семьи. 57 % респондентов отметили, что приобретают лекарства и лекарственные препараты в разной степени: раз в 2 месяца, в 3 месяца и т.д.. 29 % респондентов  отметили, что покупают лекарства и лекарственные препараты 1-2 раза в месяц.  13% отметили, что приобретают 1-2 раза в неделю. И каждый день приобретает 1% от опрошенных людей. Результаты показали, что все респонденты показали, что главным фактором при выборе служит гарантии качества. Профессионализм ответили 96 %  - это очень важный фактор и 4 % - просто важный. Также для посетителей важен фактор – качество обслуживания. 5 баллов поставили 89%, 4 балла - 9 %, 3 балла – 2 %. Оценки по остальным факторам практически равномерно распределены и указаны респондентами в равной степени.

Информация о восприятии посетителями конкретной аптеки при сопоставлении с общими данными об их предпочтениях может подтолкнуть руководителя к принятию эффективных решений относительно маркетинговой деятельности аптечного предприятия, улучшения его конкурентной позиции на рынке.

Данные маркетингового исследования о позиционировании отдельно взятого аптечного предприятия, в том числе по сравнению с конкурентами, позволяют выбрать оптимальное направление развития. Здесь вариантов множество: от решения занять совершенно новую и более выгодную позицию, увеличить рыночную долю или сломать потребительский стереотип восприятия аптеки до желания укрепить существующие сравнительные показатели на достигнутом уровне (характерно для предприятий-лидеров). В любом случае решение должно соотноситься с общими стратегическими целями предприятия, будь то увеличение доли рынка, максимизация прибыли либо другие ориентиры, а также согласовываться с реальными возможностями аптеки и ее существующей рыночной позицией.

 

 


3. СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА АПТЕЧНЫХ УСЛУГ Г. ВЛАДИВОСТОКА

Информация о работе Анализ рынка аптечных услуг