Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:22, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение и рассмотрение проблемы управления в социальной сфере и отраслях экономики Казахстана (на примере города Сатпаев), функций органов местного самоуправления, состояния социальной сферы в настоящее время, а также перспективы её развития.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы управления в современной экономике;
- рассмотреть экономическую сущность социальной сферы экономики;
- указать важнейшие теоретические моменты социальной сферы;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………............5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ……………………………...7
1.1 Сущность понятия «управление»…………………………………...................7
Социальная сфера в системе экономических отношений…………………...16
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ ГОРОДА (НА МЕСТНОМ УРОВНЕ)………………………………………………............26
2.1 Анализ отраслей социальной сферы………………………………………….26
Оценка управления социальной сферой (на местном уровне)………………44
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ
СФЕРЕ…………………………………………………………………………......53
3.1 Система управления и бюджетирования по результатам…………………53
3.2 Внедрение инструментов бюджетирования по результатам в социальной сфере (на примере города Сатпаев)…………………………………………….65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….........93
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Баллы критериев и показателей………………………...95
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Структура ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта г. Сатпаев»………………………………………………………………….99
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Структура администратора бюджетных программ ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта г. Сатпаев»………….100
Согласно концепции региональной политики выделяются три группы регионов с позиций формирования новой налоговой и бюджетной политики:
1 группа – регионы, имеющие душевые доходы, превышающие среднереспубликанский уровень доходов (Акмолинская, Актюбинская, Восточно- Казахстанская, Карагандинская, Мангыстауская, Павлодарская области и г.Алматы);
2 группа – регионы, имеющие близкий к среднереспубликанскому уровень доходов (Атырауская, Жезказганская, Костанайская, Северо-Казахстанская, Тургайская области);
3 группа - регионы, для которых характерен самый низкий уровень среднедушевых доходов (Алматинская, Жамбылская, Западно-Казахстанская, Кзыл-Ординская, Кокшетауская, Семипалатинская, Талдыкорганская и Южно-Казахстанская области). Это дотируемые области, представляющие группу потенциальных субъектов преференциальной системы, с низким уровнем социально- экономического развития, так называемые аутсайдеры, должны быть в центре внимания в силу необходимости оказания им государственной поддержки [18].
Спад производства, отсутствие прежних налогов, финансовой подпитки резко сузили доходную часть бюджета. Как следствие – государство вынужденно приступило к сокращению своих расходов, что серьезно затруднило инвестиционную и социальную сферы, а в совокупности привели к снижению уровня жизни людей.
Для Казахстана наиболее актуально решение проблем занятости с учетом его демографической структуры. Традиционно сложившаяся территориальная специфика занятости связана как раз с особенностями демографического плана, повлиявших на выделение трудоизбыточных и трудонедостаточных регионов.
Чтобы не допустить опасных последствий безработицы, правительство, вся исполнительная власть, парламент должны осуществить полный комплекс мер по оживлению предпринимательства, прежде всего индивидуального, семейного и малого бизнеса, организации общественных работ, главным образом жилищного строительства.
Уровень благосостояния является более предпочтительным и надёжным для измерения порога бедности, но и более трудоемким для измерения. Он включает в себя оценку имущества и сбережений и представляет из себя потенциальный источник доходов. Доступ к коммунальной инфраструктуре также является одним из элементов благосостояния. Отсутствие таких благ, как электричество, газ, свет, коммуникации, ликвидация отбросов и канализации может обесценить многое. Экономический спад для этой сферы оказался просто разрушительным.
Кроме перехода малообеспеченных (пенсионеров, инвалидов, матерей-одиночек и многодетных семей и т.п.) в категорию экстремальной нищеты, возникли новые категории бедных:
- безработные;
- представители бюджетной сферы с крайне низкой зарплатой;
- сельское население;
- находящиеся в вынужденных отпусках рабочие;
- работники, не получающие зарплату по несколько месяцев;
- молодёжь.
Лицо бедности в Казахстане, а также в других странах СНГ, коренным образом отличается от бедности в развивающихся странах. Во-первых, в Казахстане есть большая категория бедствующих людей, вынужденные жить за счёт сбережений из-за задержки в выплате зарплаты. Во-вторых, качественный состав (образование, профессиональная подготовка) также отличаются [18].
Президент РК Н.А. Назарбаев в своей работе «Рынок и социально-экономическое развитие» отметил особенности социального развития в Казахстане: «Следует стремиться к тому, чтобы, несмотря на процесс расслоения общества по уровню доходов, свести их разницу к разумному минимуму. Необходимые для этого экономические рычаги предстоит создать. В роли сдерживающих моментов могут выступать сохраняющаяся психология иждивенчества, резкая региональная неравномерность распределения населения и ресурсов социального развития, отсталость производственного аппарата» [15].
В условиях переходного периода к рыночной экономике особую остроту приобретают вопросы, связанные с изменением уровня жизни населения. От их решения во многом зависят направленность и темпы дальнейших преобразований и, в конечном счете, политическая стабильность в обществе. Реальное изменение уровня жизни населения регионов в сторону улучшения может быть достигнуто только в рамках политики, преследующей долгосрочные цели стабилизации и экономического роста.
В ближайшем же будущем необходимо найти пути смягчения неблагоприятных социальных последствий проводимых преобразований при ограниченных ресурсах в областном и местном бюджетах. Эта цель может быть достигнута при помощи эффективных и приемлемых, с точки зрения бюджета, программ поддержки доходов нуждающегося населения. Одним из основных элементов таких программ должен стать принцип адресности социальных трансфертов. Наиболее распространённым механизмом реализации принципа адресности социальных программ является проверка нуждаемости или имеющихся доходов.
Выявление нуждающихся путём измерения их дохода возможно при наличии критерия уровня жизни – черты бедности, который позволит определить размер доходов и обоснованность на оказание какого-либо вида социальной помощи. Основным показателем определения черты бедности является прожиточный минимум.
Гражданами, нуждающимися в оказании социальной помощи, являются те, у которых совокупный доход на члена семьи ниже размера черты бедности, определенный в областном уровне с учетом финансовых возможностей.
В данной дипломной работе мы рассмотрим ситуацию по городу Сатпаев, этот город в составе Карагандинской области согласно концепции региональной политики относится ко 2 группе регионов, для которых характерен средний уровень среднедушевых доходов.
Утверждённая Постановлением Правительства РК 103 от 12 февраля 1998 года Программа микрокредитования наименее обеспеченных граждан Республики Казахстан на 1998-2000 годы предполагает категорию лиц, имеющих уровень среднедушевого дохода ниже прожиточного минимума (3397 тенге на 1.02.98 г. в области), тогда как ранее для определения критерия бедности использовался двукратный расчётный показатель (12бО тенге).
Начиная с 1 февраля 1998 года органами труда и социальной защиты населения области началась выплата государственных социальных пособий, выделяемых из местного бюджета. Для уменьшения количества семей, находящихся за чертой бедности, проводится работа по увеличению дохода населения в виде оплаты труда. За два месяца 1998 года проверены 8 предприятий и организаций по правильному начислению заработной платы и своевременной выплате их в соответствии с постановлением Правительства РК Мо170 от 6 февраля 1997 г. «Об улучшении организации оплаты труда в Республике Казахстан». Обнаружены факты начисления заработной платы ниже гарантированного уровня, установленного законодательством РК, и даны предупреждения по их устранению.
В соответствии со Стратегией 2
– усиление договорного принципа регулирования уровня оплаты труда между работниками, работодателями и профсоюзами на всех уровнях, посредством коллективных договоров и соглашений;
– стимулирование повышения цены рабочей силы, рост заработной платы в зависимости от увеличения объёмов производства и услуг, особенно в отраслях, обеспечивающих развитие экономики и её социальной направленности.
С точки зрения Н.Е.
Социальную сферу города образуют оказывающие услуги учреждения и предприятия различных форм собственности. Социальная сфера города включает в себя разветвлённую сеть предприятий торговли, пассажирского транспорта и связи, науки, культуры, здравоохранения, образования, финансово-кредитного, страхового, биржевого, спортивно-оздоровительного, жилищно-коммунального комплексов.
Отрасли социальной инфраструктуры города в зависимости от характера удовлетворения потребностей делятся на две группы. Первая группа представляет те отрасли, деятельность которых нацелена на удовлетворение социально-культурных, духовных, интеллектуальных запросов человека, поддержание его нормальной жизнедеятельности (здравоохранение, образование, культура, искусство, физическая культура и спорт). Вторая охватывает отрасли, предназначенные для завершения процесса создания материальных благ и их доведения до потребителя (розничная торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание). Они призваны способствовать сокращению затрат труда на ведение домашнего хозяйства, обслуживание членов семьи, расширение возможностей для удовлетворения духовных запросов.
Отрасли социальной сферы имеют своим непосредственным адресатом людей, их материальные, физические и духовные возможности. Здравоохранение занимается профилактикой и лечением заболеваний. Физическая культура и спорт служат укреплению здоровья людей, ими занимающихся, и получению эмоциональных переживаний зрителями спортивных состязаний. Образование обеспечивает освоение людьми знаний и умений. Деятельность организаций культуры и искусства и средств массовой информации доставляет людям эмоциональные переживания, эстетические впечатления, знания. Социальное обслуживание направлено на удовлетворение повседневных потребностей тех людей, которые нуждаются в посторонней помощи вследствие возраста, инвалидности, заболеваний, потери крова. Жилищное хозяйство предоставляет услуги по эксплуатации жилищ, обеспечивающие воспроизводство материальных условий повседневной жизнедеятельности людей (водоснабжение, отопление, освещение и т.д.). Социальное страхование, предоставление социальных пособий и пенсионное обеспечение поддерживают на определенном уровне материальные возможности людей, лишившихся доходов вследствие временной нетрудоспособности, производственной травмы, старости и т.п.
Отрасли социальной сферы характеризуются наличием чётко выраженных внешних эффектов от потребления их благ теми, кому они непосредственно адресованы. Так, профилактика заболеваний и медицинская помощь заболевшим людям оказывают позитивное воздействие не только на тех, кто получает эти услуги, но и на других лиц, сокращая риск и масштабы заболеваемости населения. Всеобщая грамотность дает огромный эффект для функционирования всего общества и развития экономики. Культурная деятельность способствует распространению и освоению людьми социальных ценностей, консолидирующих общество. Социальное обеспечение и социальное обслуживание, предоставляя помощь беднейшим слоям общества, обеспечивают определенный уровень их удовлетворенности условиями жизни в данном обществе и снижают риск их антиобщественного поведения (участия в криминальной деятельности, в массовых беспорядках и т.п.).
Отрасли социальной сферы постоянно выступают объектом ценностных оценок со стороны государства и общества. Например, возможности получения медицинской помощи и образования различными социальными группами являются в любом современном обществе предметом оценки с позиций социальной справедливости. Международные организации и конституции многих стран относят доступность медицинского обслуживания, образования, культурных благ к числу неотъемлемых прав человека.
В экономике есть и другие отрасли, которые включают виды деятельности, обладающие тем или иным из вышеперечисленных признаков. Например, отдельные виды бытового обслуживания отвечают первому признаку (в частности, услуги парикмахерских, саун и т.п.), но не отвечают другим. Однако сочетание всех трех указанных признаков и четкая их выраженность являются характерными именно для рассматриваемой группы отраслей, объединяемых понятием "социальная сфера". Пожалуй, ещё лишь пассажирскому транспорту коллективного пользования присущи все эти признаки, но второй и в особенности третий менее выражены в сравнении с другими вышеназванными отраслями.
Культура, искусство, здравоохранение имеют специфику, связанную с необходимостью ограничения частнопредпринимательской деятельности. Здесь сохраняется в больших масштабах нерыночный сектор, финансовое обеспечение которого осуществляется из государственных источников.
Основные характеристики
региона г. Сатпаев. Территория города составляет
1,1 тыс.кв.км. Административно-
*На основе источника [17]
Сатпаев - самый юный город на земле старой Сары-Арки, но имеет богатую и интересную историю. О значимости города для Казахстана свидетельствуют посещения руководителей Союза и Республики.
Информация о работе Управление в социальной сфере и отраслях