Управление в социальной сфере и отраслях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:22, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение и рассмотрение проблемы управления в социальной сфере и отраслях экономики Казахстана (на примере города Сатпаев), функций органов местного самоуправления, состояния социальной сферы в настоящее время, а также перспективы её развития.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы управления в современной экономике;
- рассмотреть экономическую сущность социальной сферы экономики;
- указать важнейшие теоретические моменты социальной сферы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………............5

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ……………………………...7
1.1 Сущность понятия «управление»…………………………………...................7
Социальная сфера в системе экономических отношений…………………...16

2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ ГОРОДА (НА МЕСТНОМ УРОВНЕ)………………………………………………............26
2.1 Анализ отраслей социальной сферы………………………………………….26
Оценка управления социальной сферой (на местном уровне)………………44

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ
СФЕРЕ…………………………………………………………………………......53
3.1 Система управления и бюджетирования по результатам…………………53
3.2 Внедрение инструментов бюджетирования по результатам в социальной сфере (на примере города Сатпаев)…………………………………………….65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………91

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….........93

ПРИЛОЖЕНИЕ А – Баллы критериев и показателей………………………...95
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Структура ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта г. Сатпаев»………………………………………………………………….99
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Структура администратора бюджетных программ ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта г. Сатпаев»………….100

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа на тему Управление в социальной сфере и отраслях.doc

— 872.00 Кб (Скачать)

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

на тему «Управление в социальной сфере и отраслях»

 

050507 «Менеджмент»

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………............5

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ  РЫНОЧНОЙ  ЭКОНОМИКИ……………………………...7

1.1 Сущность понятия «управление»…………………………………...................7

    1. Социальная сфера в системе экономических отношений…………………...16

 

2      АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ  СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ ГОРОДА (НА  МЕСТНОМ УРОВНЕ)………………………………………………............26

2.1 Анализ отраслей  социальной сферы………………………………………….26

    1. Оценка управления социальной сферой (на местном уровне)………………44

 

3     СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ

СФЕРЕ…………………………………………………………………………......53

3.1  Система  управления и бюджетирования по результатам…………………53

3.2 Внедрение инструментов бюджетирования по результатам в социальной сфере (на примере города Сатпаев)…………………………………………….65

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………91

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….........93

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А – Баллы критериев и показателей………………………...95

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б - Структура ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта г. Сатпаев»………………………………………………………………….99

ПРИЛОЖЕНИЕ  В - Структура администратора бюджетных программ ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта г. Сатпаев»………….100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Рыночные преобразования требуют нового осмысления в развитии социальной сферы.

      Рыночные отношения проникли в такие области, как медицинское обеспечение, культура, искусство, образование, бытовые и коммунальные услуги и др. Острой стала проблема безработицы, бедности, пенсионного обеспечения. Социальная сфера экономики - это та её часть, которая самым непосредственным образом касается всех и каждого. Это и наш досуг, и наше образование, и наше медицинское обеспечение, и наше социальное страхование, и пенсионное обеспечение и многое другое.

    Выполнение социальных функций, возложенных  на государство, осуществляется через систему законодательных и исполнительных органов на уровне Республики, субъектов РК и муниципальных образований. Изучение социальных явлений и процессов проводится по всему миру, только с помощью исследований и создания системы управления возможно обеспечить удовлетворение социальных потребностей общества. Недооценка роли социального управления особенно опасна в условиях переходной экономики, так как именно она является мощным средством оживления производства, предотвращения кризисов, улаживания конфликтов, возникающих вследствие проходящих в экономике преобразований.

      Управление социальными процессами и социальной сферой на всех уровнях власти является сложной и комплексной системой. Поэтому можно смело утверждать, что государственное регулирование в области социальной сферы экономики является достаточно актуальным вопросом экономической теории и практики, причём это касается практически всех его направлений. 

      Поэтому в современных условиях экономики Казахстана рассматриваемая нами тема является наиболее актуальной.

      Нельзя сказать, что эти актуальные вопросы не рассматривались зарубежными исследователями,  казахстанскими и российскими учёными.

      В 1936 году данная проблема была рассмотрена великим английским экономистом  Дж. Кейнсом. В современных условиях эта проблема затрагивается в работах российских учёных: Г. Плеханова - Г. Руденко, а также таких учёных, как А. Рофе, А. Никифоров, Н. Волгин, Г. Слезингер,  казахстанскими учёными  А. Кошанова, А. Алимбаева, С. Алпысбаевой, Т. Притворовой и др.

      Проводимые в Казахстане преобразования были направлены на формирование социально-ориентированной рыночной экономики.

      Актуальность проблемы, а также потребности экономической науки и практики определили выбор темы настоящей работы и объекты исследований.

      Объектом исследования является социальная сфера г. Сатпаев и её отдельные отрасли.

      Целью дипломной работы является изучение и рассмотрение проблемы управления в социальной сфере и отраслях экономики Казахстана (на примере города Сатпаев), функций органов местного самоуправления, состояния социальной сферы в настоящее время, а также перспективы её развития.

     В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

       -  рассмотреть теоретические  основы управления в современной  экономике;

      -  рассмотреть экономическую сущность  социальной сферы экономики;

      -  указать важнейшие теоретические моменты  социальной сферы;

     - выявить составные элементы социальной сферы;

       - провести анализ социальной сферы г. Сатпаев;

       - изучить теоретические аспекты управления социальной сферой в муниципальном образовании;

       -  раскрыть систему управления  и бюджетирования по результатам как наиболее эффективного управления социальной сферой;

       - рассмотреть внедрение инструментов бюджетирования по результатам в социальной сфере и отраслях (на примере города Сатпаев).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

    1. Сущность понятия «управление».

 

 

      Управление является важным ресурсом общества. По мнению Питера Дракера, исторические успехи человечества на 80% определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью управления [5,15].

    Вопросы, связанные с управлением, интересовали людей на всех исторических этапах существования человечества с самого зарождения общественной организации, волнуют людей на современном этапе и будут волновать на протяжении всего развития человеческой цивилизации независимо от того, о каком уровне управления идет речь, поскольку что может быть интереснее и полезнее, чем эффективное воздействие на поведение человека, группы, народа. В настоящий момент нет недостатка в управленческой литературе и каждый управленец, руководитель в целях обеспечения эффективности управления вооружается положениями, разработанными в рамках управленческих отраслей знания на основе теории управления.

     Управление в общем виде рассматривается как непрерывный процесс. Управленческий цикл – это определённая последовательность выполнения и повторяемость одних и тех же видов работ по управлению каким-либо объектом.

     Сущность управления, его функции и специфика определяются, с одной стороны, задачами, которые оно решает, с другой, - содержанием «простых» моментов процесса управленческого труда, т.е. его предметом, средствами и самим трудом. Управленческий труд – разновидность умственного труда. Он, хотя непосредственно и не выступает созидателем материальных благ, является неотъемлемой частью труда совокупного рабочего. А значит, управленческий труд – производительный труд, выполнять который необходимо при всяком комбинированном способе производства.

     Основная цель управления как такового – создание необходимых условий (организационных, технических, социальных, психологических и т.д.) для реализации задач организации  (предприятия), установление гармонии между индивидуальными трудовыми процессами, координация и согласование совместной деятельности работников ради достижения конкретных запланированных результатов. Следовательно, управление – это, прежде всего, работа с людьми, а их трудовая деятельность служит объектом управляющего воздействия.

    Информация – специфический объект управленческого труда, в связи с этим он имеет информационную природу. В управленческом труде сочетаются творческие, логические и технические операции, связанные с обработкой информации, а обмен деятельностью между субъектом и объектом управления, между самими субъектами управления носит информационный характер.

     Достижение цели управления осуществляется путем подготовки и реализации совокупности управляющих воздействий. Управляющие воздействия на коллективы людей, на их трудовую деятельность - это  и есть специфический продукт управленческого труда. Основной формой такого воздействия является управленческое решение.

     В процессе управления его субъекты решают самые различные проблемы – организационного, экономического, технического, социально-психологического, правового характера. Это многообразие также является важной особенностью управленческого труда.

     Когда мы говорим о том, что организация (предприятие) функционирует, то имеем в виду, что в её рамках люди осуществляют определённые действия. Большинство людей планирует свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем организует ресурсы, которые потребуются для выполнения их плана. По мере движения вперёд мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили ранее. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций. Т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.

    Функции менеджмента – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приёмами и способами, а также соответствующая организация работы и контроль деятельности [1,65].

     Как видно, одним из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции, т. е. для выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно в итоге получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления. Хотя со временем техника управления и совершенствовалась, основополагающие управленческие функции остались сравнительно неизменными.

     Функции управления можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект. Ведь управление – это искусство создавать вещи посредством людей. Принято считать, что в процессе управления выполняются следующие основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Каждая из четырёх функций менеджмента является для организации жизненно важной. Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них, функции же организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.

 

 

 

 


 


 


 



 

    

 

 

    

      Функция планирования. По сути, в процессе планирования принимается решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать её члены, чтобы достичь этих целей. Это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться.

     План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации. Стадии процесса планирования в основном универсальны. Что же касается конкретных методов и стратегии, то они существенно различаются. Обычно организация формирует единый план для управления её общей деятельностью, но в её рамках отдельными менеджерами применяются для достижения конкретных целей и задач организации различные методы. Таким образом, составляется карта пути, по которому должна пройти организация за конкретный период времени.

    Как пишет Кабушкин Н. И. в своём учебном пособии «Основы менеджмента», единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Так, стратегическое планирование (высший уровень) – это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить. Какие тенденции наблюдаются в её окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет вести себя в своей рыночной нише [1,68].

     На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, т.е. определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. Тактическое планирование по своей сути сходно со стратегическим.

     Планирование осуществляется и на нижнем уровне организации. Оно называется оперативным планированием. Это – основа основ планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.

       Все три вида планирования составляют общую систему, которая называется генеральным, или общим планом, или бизнес-планом функционирования организации.

       Эффективность планирования как функции управления во многом зависит от того, какими принципами (руководящими правилами) руководствуются при составлении планов.

  1. Полнота планирования – при планировании должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации.
  2. Точность планирования – при составлении планов используются современные методы, средства, тактики и процедуры, обеспечивающие точность прогнозов.
  3. Ясность планирования – цель и меры планирования должны иметь простые и лёгкие при  воспроизводстве формулировки, доступные всем членам организации.
  4. Непрерывность планирования – это не одноразовый акт, а непрерывный процесс.
  5. Экономичность планирования – расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования выигрышем.

Информация о работе Управление в социальной сфере и отраслях