Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:44, дипломная работа
Целью дипломного исследования является выявление путей комплексного подхода к эффективному управлению процессом развития малого предпринимательства в РФ и Республике Татарстан.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
провести комплексный анализ роли и значения малого предпринимательства; дать обоснованную оценку современного уровня его развития в РФ;
выявить и обосновать имеющиеся и перспективные источники необходимых ресурсов для сбалансированного развития предприятий сектора малого бизнеса и определить наиболее эффективные направления их использования;
обосновать экономический механизм обеспечения поддержки малого бизнеса со стороны государства; показать инфраструктуру государственно-общественной системы управления процессом развития малого бизнеса;
произвести анализ современного состояния и тенденций развития малого бизнеса на примере Республики Татарстан;
выявить методы повышения эффективности функционирования субъектов малого предпринимательства в инновационной системе региона.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
провести комплексный анализ роли и значения малого предпринимательства; дать обоснованную оценку современного уровня его развития в РФ;
выявить и обосновать имеющиеся и перспективные источники необходимых ресурсов для сбалансированного развития предприятий сектора малого бизнеса и определить наиболее эффективные направления их использования;
обосновать экономический механизм обеспечения поддержки малого бизнеса со стороны государств
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. Процесс управления развитием малого бизнеса 9
1.1. Сущность и принципы управления
процессом развития малого предпринимательства 9
1.2. Состояние процесса управления
малым бизнесом 19
ГЛАВА 2. Создание целостной системы управления
процессом развития и поддержки малого предпринимательства 28
2.1. Основные направления государственной поддержки
малого предпринимательства в Российской Федерации 28
2.2.Основные направления инфраструктурной и финансовой
поддержки малого предпринимательства 38
ГЛАВА 3. Анализ современного состояния и тенденции развития малого предпринимательства в Российской Федерации на примере Республики Татарстан 56
3.1. Анализ состояния и роли малого предпринимательства в Республике Татарстан 56
3.2. Модель функционирования субъектов малого предпринимательства
в инновационной системе региона 60
3.3. Основные направления мероприятий региональной программы развития малого предпринимательства на основе кластерного подхода на примере Республики Татарстан 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 91
Важнейшим этапом разработки государственной программы развития является определение ее цели и задач. Как показывает анализ программ развития МП, целеполагание при разработке программных средств управления экономикой на протяжении последних 10-15 лет носит достаточно формальный характер. Цели таких программ определяются зачастую лишь на качественном уровне (увеличение массы МП, создание благоприятного режима функционирования МП и проч.), что обуславливает крайне низкий эффект. В ранее упоминавшемся исследовании Генералова В.В. и Лычагина М.В. выявлено, что в подавляющем большинстве региональных программ по МП нет достаточной согласованности по базовым элементам (выделяемые в программах проблемы, их цели, задачи, принципы, мероприятия, ожидаемые результаты).[44] Основной недостаток — отсутствие надлежащей количественной оценки эффективности намечаемых мероприятий и программ в целом.
Наиболее часто встречается формулировка цели региональной программы развития МП, связанная с созданием (формированием, обеспечением) условий (среды, климата) для развития (роста) малого предпринимательства (малых предприятий, бизнеса) на основе (путем) государственной поддержки с некоторыми уточняющими характеристиками: повышение престижа МП; повышение роли МП в экономической и общественной жизни; рост эффективности деятельности МП, обеспечение инвестиционной и деловой активности МП, увеличение вклада МП в социально-экономическое развитие и бюджетную обеспеченность территорий; экономический рост региона; создание новых рабочих мест; насыщение рынка товарами и услугами; рост деловой активности населения; формирование системы господдержки предпринимательства; повышение (рост) благосостояния населения; повышение эффективности и социальной направленности экономики; повышение уровня бытового обслуживания населения края; повышение конкурентоспособности экономики региона; поддержка местных товаропроизводителей; развитие и модернизация ЖКХ; подготовка кадров предпринимателей; рост числа субъектов малого бизнеса; выравнивание потенциала и условий для развития МП в различных территориях региона; обеспечение равных прав для реализации предпринимательских проектов; устранение проблем малого бизнеса.
На наш взгляд, сегодня уже действующие МП, в первую очередь, нуждаются в сравнительно дешевых финансовых ресурсах и гарантиях защиты своих прав (в том числе и от нередкого еще произвола государства). А вот структурные изменения в секторе МП, многократное его увеличение возможны лишь при комплексном государственном подходе к решению этих проблем. Увеличение масштабов сектора МП и МИП в регионе потребует решения проблем ресурсного обеспечения (на уровне всего сектора, а не отдельных отраслей или комплексов) предпринимательской деятельности, создания системы сдержек и противовесов, направленной на устранение негативного административного влияния на МП.
Учитывая вышесказанное, а также результаты анализа основных проблем, стоящих сегодня перед представителями сектора МП и МИП, можно сформулировать цель региональной программы развития МИП следующим образом: инициирование активной структурной перестройки сектора МП на основе накопленного потенциала, а также развитие этого потенциала с целью наиболее эффективного исполнения МИП-ми в инновационной системе региона присущих им функций.
Данная формулировка цели программы вытекает из первоочередной необходимости нарастить присутствие МП в инновационной сфере региона, «заставить» его выполнять функции, присущие МИП в инновационных системах зарубежных стран. Однако, в силу рассмотренных ранее объективных и субъективных причин масса МП в РФ (в том числе и в РТ) уже несколько лет находится почти на одном уровне и развитие МИП, прежде всего, возможно на основе реорганизации действующих МП с их трудовым, финансовым, производственным потенциалом.
Реализация программных мероприятий должна осуществляться по двум основным направлениям, в рамках которых должны быть решены следующие задачи:
1. Стимулирование отраслевой реструктуризации и – параллельное – наращивание сектора МП региона: пересмотр и модернизация государственной региональной политики поддержки МП (законодательное определение сущности и признаков субъектов малого инновационного предпринимательства); создание механизма государственного стимулирования отраслевой реструктуризации малого предпринимательства региона.
2. Создание долгосрочного механизма поддержки деятельности МИП в рамках региональной инновационной системы: модернизация действующего законодательства (как на федеральном, так и на региональном уровнях) в сфере оборота объектов интеллектуальной собственности, регулирования инновационной деятельности, поддержки МП; формирование эффективного механизма «оборота» малых инновационных предприятий.
Важнейшим фактором экономического развития является число ежегодно регистрируемых предприятий; создание и внедрение механизмов прямого и косвенного стимулирования развития МИП на региональном и местном уровнях; формирование инфраструктуры эффективного и устойчивого функционирования регионального МИП; создание механизма сотрудничества субъектов инновационной системы региона; формирование механизмов привлечения частного капитала в сектор МИП; формирование комплекса мер, направленных на развитие экспортного потенциала МИП и развитие межрегиональных и международных кооперационных связей в научно-технической сфере.[45]
Рассмотренные в работе тенденции и проблемы развития МП и МИП требуют активных действий государства по наращиванию конкурентоспособности малых предприятий во всех сферах экономики. В таблице 5 представлены первоочередные мероприятия региональной программы развития МИП (с учетом текущей инновационной политики РТ). В п. 2.4.2 (таблица 5) упоминаются «пакетные» инновационные продукты. Под «пакетным» инновационным продуктом подразумевается результат деятельности инфраструктурной организации, включающий защищенный охранными документами объект интеллектуальной собственности, методологию (ноу-хау) организации и управления бизнеса на основе использования этого объекта, методические материалы, консультации по маркетинговой, рекламной, финансовой стратегии нового предприятия. «Пакетные» инновационные продукты могли бы создавать ныне действующие в инновационной системе РТ инфраструктурные организации либо дополнительно созданные с целью распространения инноваций в экономике региона (страны), наращивания количества малых наукоемких предприятий на базе реорганизуемых «обычных» малых предприятий.
Представленные в Приложении 5 мероприятия региональной программы развития МИП, на наш взгляд, могут обеспечить активизацию инновационных процессов как в экономике региона, так и, в частности, в секторе МП.
В связи с актуальной мировой тенденцией развития производственной кооперации малого и крупного бизнеса в регионе, можно рассматривать открытие Центра производственной субконтрактации Республики Татарстан в качестве элемента системы информационного обеспечения и координации. Центр размещает информацию о производственно-
Одним из направлений повышения конкурентоспособности территории является создание региональных кластеров. В основе этого нового типа промышленной политики лежит осознание того, что стабильные правовые, политические, социальные институты и устойчивая макроэкономическая политика являются предпосылками увеличения регионального благосостояния. Но, фактически, мощь создается на микроэкономическом уровне, способностью фирм создавать товары и услуги, пользующиеся устойчивым спросом, используя эффективные способы производства, распределения и потребления. Эффективность бизнеса неразрывно переплетена с качеством местной бизнес-среды.[46] Более производительные компании требуют, среди прочего, более квалифицированной рабочей силы, лучшей информированности, более эффективного управления, усовершенствованной инфраструктуры, «продвинутых» исследовательских институтов и поставщиков, более интенсивного конкурентного давления, наличия инновационной инфраструктуры в виде технопарков, технополисов, техноградов, что доказывает невозможность эффективной кластеризации региональной экономики без участия малых предприятий.
В качестве направления развития малого предпринимательства в Республике Татарстан предлагается институциональное проектирование кластерных образований, резидентами которых могут выступать малые предприятия. Примером успешного взаимодействия государства (создание инфраструктуры) и бизнеса (компании – резиденты) в Республике Татарстан являются технополис «Химград», технопарк в сфере высоких технологий ИТ-парк, Камский индустриальный парк «Мастер», технопарк «Идея» и другие площадки. Преимущества подобной модели иллюстрирует автомобильный кластер региона (Рис.9).
Камский индустриальный парк «Мастер» (КИП «Мастер») - единственный технопарк в Республике Татарстан, ориентированный на машиностроительную отрасль. КИП «Мастер» выступает связующим звеном для представителей малого и крупного бизнеса на его площадях расположено более 100 предприятий различных форм собственности. Сферы деятельности арендаторов «КИП «Мастер» различны, большую часть среди них занимают организации ориентированные на автомобильный кластер, в первую очередь на работу с ОАО «КАМАЗ» и иностранными партнерами. Появление Камского индустриального парка «Мастер» было вызвано необходимостью в кратчайший срок создать современные, экономически эффективные производства по выпуску автокомпонентов, которые невыгодно изготавливать в условиях крупного предприятия, кроме того, это позволило отказаться от сотрудничества с иностранными поставщиками комплектующих, недобросовестно исполнявших свои обязанности. Появление субъектов малого бизнеса на рынке поставок комплектующих запасных частей позволило повысить, в конечном счете, конкурентоспособность ОАО «КАМАЗ». Численность занятых на рабочих местах арендаторов на сегодняшний день составляет 1490 человек. Ориентировочные суммарные объемы производства всех арендаторов за 2010 г. составляют 1358 млн. руб.
Рис.7. Научно-техническая
ОАО «КАМАЗ» признал арендаторов КИП «Мастер» «привилегированными» партнерами, на которых распространяется ряд преференций: устанавливать участникам КИП «Мастер» гарантированный заказ; обеспечивать арендаторов конструкторско-технологической документацией и заготовками производства ОАО «КАМАЗ»; предоставлять услуги товаропроводящей сети; применять к участникам КИП «Мастер» эксклюзивную схему расчетов за поставляемую продукцию. Ежегодно ОАО «КАМАЗ» увеличивает объем продаж на 20-30%, что позволяет обеспечить малые предприятии в составе КИП «Мастер» постоянным заказом комплектующих.
Для ОАО «КАМАЗ» выгода выражается в передачи непрофильных активов, в поддержке процессов гибкого производства, возможности концентрации инвестиционных ресурсов на ключевых продуктах, апробации технических решений при освоении новой продукции, снижении себестоимости компонентной базы автомобиля, контроле над качеством комплектующих. Для малых предприятий-участников - в получении крупных долгосрочных заказов, гибких условий аренды, снижении издержек по производству и продажам продукции.
Эффективность региональных инструментов регулирования малого бизнеса находит отражение в показателях занятости на малых предприятиях и их доле в валовом региональном продукте.
Заключение
Малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.
Функционирование малых предприятий демонстрирует хорошую адаптацию к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов Он является надежным источником бюджетных поступлений, доля просроченной задолженности малых предприятий местным и федеральному бюджету ниже, чем у других предприятий.
Цивилизованное развитие малого предпринимательства возможно только при наличии концептуально-стройной системы государственно-правовых мер, направленных на экономическую, социальную, информационную, обучающую и другие виды поддержки малого предпринимательства. Без государственно-правовой политики в этой области становление малого предпринимательства невозможно, эффективность его деятельности резко снижается, цели и назначение деформируются.
В условиях рынка малые предприятия испытывают серьезные трудности, характерные для малого бизнеса во всех странах, но в России значительно усугубившиеся в условиях переходного периода.
Вне зависимости от региона проблемы малого предпринимательства одинаковые - административные барьеры, коррупция, дефицит рабочей силы, высокие тарифы, в том числе на Интернет. Пути решения также аналогичны - взятки чиновникам и практически полный отказ от участия в муниципальных программах по поддержке бизнеса.
Следует существенно упростить регистрацию предприятий. Необходимо обеспечить на практике принцип "одного окна" при регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Все это поможет резко ослабить коррупционный "пресс", снизить потери средств предпринимателей, вынужденных создавать "резервы" от части объема продукции и доходов для "отступных". Для государственных организаций при осуществлении ими контролирующих, разрешительных и согласующих функций нужно ввести запрет на требование от субъектов малого и среднего предпринимательства каких-либо документов, которые могут быть получены из других государственных организаций.
Представляется также целесообразным законодательно предусмотреть значительное упрощение системы бухгалтерского учета малых предприятий и исключить возможность изменения форм отчетности в текущем отчетном периоде подзаконными актами.
Одной из актуальнейших проблем в развитии малого и среднего бизнеса является проблема неналоговых платежей, взимаемых многочисленными органами власти, контролирующими и надзорными органами, муниципальными и государственными предприятиями и учреждениями, в частности, при обращении предпринимателей за получением разрешений и справок, необходимость получения которых установлена нормативными актами. Примерами таких услуг могут служить многочисленные платежи при выделении земельных участков, получении разрешений на торговлю и строительство, присвоение статистических кодов и т.д. Необходимо рассмотреть возможность законодательного ограничения оказания органами власти, бюджетными учреждениями платных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с выполнением возложенных на них функций[47].
Информация о работе Управление процессами развития малого бизнеса