Управление процессами развития малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:44, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является выявление путей комплексного подхода к эффективному управлению процессом развития малого предпринимательства в РФ и Республике Татарстан.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
 провести комплексный анализ роли и значения малого предпринимательства; дать обоснованную оценку современного уровня его развития в РФ;
 выявить и обосновать имеющиеся и перспективные источники необходимых ресурсов для сбалансированного развития предприятий сектора малого бизнеса и определить наиболее эффективные направления их использования;
 обосновать экономический механизм обеспечения поддержки малого бизнеса со стороны государства; показать инфраструктуру государственно-общественной системы управления процессом развития малого бизнеса;
 произвести анализ современного состояния и тенденций развития малого бизнеса на примере Республики Татарстан;
 выявить методы повышения эффективности функционирования субъектов малого предпринимательства в инновационной системе региона.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
 провести комплексный анализ роли и значения малого предпринимательства; дать обоснованную оценку современного уровня его развития в РФ;
 выявить и обосновать имеющиеся и перспективные источники необходимых ресурсов для сбалансированного развития предприятий сектора малого бизнеса и определить наиболее эффективные направления их использования;
 обосновать экономический механизм обеспечения поддержки малого бизнеса со стороны государств

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. Процесс управления развитием малого бизнеса 9
1.1. Сущность и принципы управления
процессом развития малого предпринимательства 9
1.2. Состояние процесса управления
малым бизнесом 19

ГЛАВА 2. Создание целостной системы управления
процессом развития и поддержки малого предпринимательства 28
2.1. Основные направления государственной поддержки
малого предпринимательства в Российской Федерации 28
2.2.Основные направления инфраструктурной и финансовой
поддержки малого предпринимательства 38
ГЛАВА 3. Анализ современного состояния и тенденции развития малого предпринимательства в Российской Федерации на примере Республики Татарстан 56
3.1. Анализ состояния и роли малого предпринимательства в Республике Татарстан 56
3.2. Модель функционирования субъектов малого предпринимательства
в инновационной системе региона 60
3.3. Основные направления мероприятий региональной программы развития малого предпринимательства на основе кластерного подхода на примере Республики Татарстан 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 91

Работа содержит 1 файл

Готовая ВКР Ильдаровой.doc

— 729.50 Кб (Скачать)

Одним из важнейших элементов поддержки субъектов малого предпринимательства является размещение городских заказов на поставки продукции и оказание услуг субъектами малого бизнеса. Однако фактически имеет место отсутствие полной информации о проводимых конкурсах и четкого механизма обеспечения доступа малых предприятий к получению заказов для государственных нужд. В решении этой задачи могла бы помочь электронная торговля. Однако правовое регулирование российских электронных торгов до сих пор не определяет юридически понятия электронной торговли и коммерции вообще, электронной сделки и документа. Нормы распределены по целому ряду законов и подзаконных актов.

Общемировой финансово-экономический кризис не мог не отразиться на деятельности малых предприятий в Российской Федерации: в условиях кризиса многие малые предприятия были вынуждены значительно сокращать масштабы своей деятельности.

Так финансовый кризис в Российской Федерации существенно повлиял на доступность кредитных ресурсов для малого бизнеса, реализацию инвестиционных проектов, а также на потребительскую активность населения, что также негативно сказывается на малом бизнесе.

Ряд специалистов, особенно в банковской сфере, считают, что в условиях кризиса поддерживать необходимо только эффективно работающие малые предприятия. Однако заметим, что в условиях кризиса даже эффективно работающие предприятия могут дать сбой. В современных российских условиях ориентация только на эффективно работающие малые предприятия может окончательно развалить сектор малого бизнеса.

Учитывая значимость малого бизнеса и его проблемы в условиях мирового финансового кризиса на федеральном уровне Правительственной комиссией РФ по повышению устойчивости развития российской экономики к концу 2008 г. сформирована система мониторинга за состоянием российского малого бизнеса.

Приняты дополнительные меры по развитию целевого кредитования предприятий под расчеты за поставленную продукцию (факторинг).

Государственный спрос на продукцию и услуги российских малых предприятий будет также поддерживаться через реализацию запланированных инвестиционных проектов. В 2011 году радикально усилена деятельность по предотвращению и пресечению действий чиновников, направленных на коррупционное вмешательство в дела бизнеса. Будет усилена борьба с этими явлениями со стороны прокуратуры, Федеральной антимонопольной службы, Счетной Палаты.

Новым Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», принятым в июле 2007 г., федеральным, региональным и муниципальным программам отведена роль ключевого инструмента выработки и реализации национальной политики в отношении отечественного малого и среднего предпринимательства. В этой связи требования к названным программам и к их роли в единой системе управления экономикой на региональном уровне ныне еще более возрастают, но далеко не всегда действующие программы этим требованиям в полной мере отвечают.

С интенсификацией научно-технического прогресса, нарастанием конкуренции не только между отдельными компаниями, но и странами, многократно возрастают требования к эффективности национальной инновационной системы. Среди важнейших институтов инновационных систем развитых стран большое значение имеет малое инновационное предпринимательство. Малые научно-внедренческие компании играют связующую роль между научными организациями (часто также малыми организациями) и производственными предприятиями. Невозможность формирования надежного прогноза относительно коммерческой эффективности инновации, множество новшеств, требующих скорейшей доводки до промышленного производства (внедрения в производство для технологических инноваций) обуславливают востребованность на инновационном рынке малых форм хозяйствования. Зарубежный опыт (как развитых, так и развивающихся стран мира) показал высокую эффективность осуществления работы по доведению новшеств в рамках малых инновационных фирм.

Очевидна необходимость создания комплексного механизма отраслевой реструктуризации и развития сектора МП Республики Татарстан, действующего в рамках создаваемой сегодня инновационной системы региона. Малые предприятия в силу отмеченных в работе достоинств могут получить широкое распространение в инновационной системе региона. Более того, учитывая неудовлетворительные тенденции в отраслевом разделении МП (как в Татарстане, так и в других регионах), была отмечена необходимость стимулирования использования готовых инноваций в работе «обычных» малых фирм.

Именно на региональный уровень должна переместиться основная сфера применения программного метода поддержки российского малого предпринимательства в РФ. Это позволит существенно повысить гибкость всего механизма государственной поддержки, в большей мере адаптировать его отдельные составляющие к специфике экономически различных типов регионов России.


Список используемых источников и литературы.

1.       Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

2.       Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.2009 № 294-ФЗ (ред. от 01.07.2011г.) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

3.       Федеральный закон от 17.07.2009 N 162-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона" О применении  контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" Федеральный закон Российской Федерации от 18.07.2009 №190-ФЗ (ред. от 30.11.2011г.) «О кредитной кооперации»

4.       Комментарий к Федеральному закону от 18.07.2009г. №190-ФЗ «О кредитной кооперации» (постатейный) под ред. Борзуновой О.А.- М.: Юстицинформ, 2010г.

5.       Постановление Правительства РФ от 27.02.2009 N 178 «О распределении и представлении субсидий из Федерального бюджета субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

6.       Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 556"О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства"

7.       Алешкин А.И. История развития малого предпринимательства в России//"Безопасность бизнеса", 2010, N 2

8.       Алешкин А.И. Понятие субъекта малого предпринимательства и законодательство, регулирующее правоотношения в данной сфере// Предпринимательское право, 2010, N 4.

9.       Андреев, Ю.Н. Мониторинг региональной научно-технической политики // Регионология. – 2005. - № 3. – С.89-105.

10.   Батяев А.А., Дудкина М.Г., Нурушева Л.К. Кредиты для малого бизнеса в условиях кризиса.- М.: Научная книга, 2010.- 66с.

11.   Бимбад А.Я. Защита прав приоритетного приобретения имущества субъектами малого и среднего предпринимательства// Юрист, 2011, N 8.

12.   В.Блюменфельд «Большие проблемы малого бизнеса»: Экономика и жизнь, 2007 г.

13.   БутН.Д., Ларьков А.Н., Паламарчук А.В. Государственный контроль и защита предпринимательства. Москва,2009

14.   Генералов В. В., Лычагин М. В. Анализ программ государственной поддержки предпринимательства / отв. редактор д. э. н. Г. М. Мкртчян. — Новосибирск : ИЭОПП СО РАН, НГУ, 2004. — 48 с.

15.   Горшков Г. Малый и средний бизнес: государство в помощь!// "ЭЖ-Юрист", 2011, N 32

16.   Государственная комплексная программа Республики Татарстан «Развитие инновационной деятельности в РТ» на 2004-2010 годы, утв. Постановлением Кабинета Министров РТ от 12.03.2004 г. № 121 [Электронный ресурс] : Общероссийская сеть распространения правовой информации «Консультант плюс». – ООО «Закамский центр консультант». – Режим доступа : свободный

17.   Гусева Т.А., Гришина К.В., Леташова И.С. Руководство по организации малого и среднего бизнеса: Правовые аспекты.- М.: Деловой двор, 2010.- 29с.

18.   Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2010 года. Подготовлен Ф.С. Сайдуллаевым и А.М. Шестоперовым. – М., 2010.

19.   Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2011 года. Подготовлен Ф.С. Сайдуллаевым и А.М. Шестоперовым. – М., 2011.

20.   Добронравов А. Н. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства / А. Н. Добронравов // Дайджест-финансы. - 2005 - №2.

21.   Егишянец С. Мировой кризис и Россия // Финансист, 2008. № 10

22.   Залозная Г.М., Витренко Л.А.  Финансовый механизм  устойчивости малых предприятий // "Экономика региона". - Екатеринбург, 2007.

23.   Иванова М. Ситуация в российской экономике: оценки и прогнозы // Белый мир, 2008. № 11.

24.   Инновационность хозяйственных систем / Кушлин В.И., Фоломьев А.Н., Селезнев А.З., Смирницкий Е.К. – М.: Эдиториал УРСС, 2000.- 205с.

25.   Интернет-портал «ОПОРЫ РОССИИ» (www.opora.ru)

26.   Информационно-аналитический обзор. № 019 от 26.02.2008 г. Влияние финансового кризиса на малый и средний бизнес / Департамент аналитики и мониторингов группы компаний «Интегрум» (Эл. адрес: vtsyganov@integrum.ru www.integrum.ru)

27.   Кавеев Х. «Роль и место малых предприятий в экономике РФ» // Власть, №8-9, 2008 г

28.   Карпов С.А. Последствия мирового кризиса для российского малого предпринимательства: вызовы и возможности адаптации // Финансист, 2009. № 1.

29.   Красавина С. Анализ развития малого предпринимательства в России // Регионы. 2007. № 6..

30.   Мытарев В. Что еще ждать России от мирового финансового кризиса //РИА Новости, 2008. 12.11.

31.   Нигматуллина, А. В Татарстане набирает обороты программа кредитования субъектов малого предпринимательства [Электронный ресурс] /Татар-информ,25.07.2006г.–Режим доступа: свободный.

32.   Ореховский Н., Широнин В. Малое и среднее предпринимательство в России // Общество и экономика. – 2005. – №12.- С. 49-85.

33.   Основные направления антикризисных мер  Правительства Российской Федерации на 2010год (одобрено на заседании Правительства РФ «протокол от 30 декабря 2009г. №42»).

34.   Плотников, А.Н. Взаимодействие участников научно-технического комплекса региона // Регионология. – 2005. - № 2. – С. 82-98.

35.   Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса.- М. 2007.

36.   Программа социально-экономического развития РТ на 2005-2010 гг., утв. законом РТ от 27.12.2005 г. №133-ЗРТ «Об утверждении программы социально-экономического развития РТ на 2005-2010 гг.» [Электронный ресурс]: Общероссийская сеть распространения правовой информации «Консультант плюс». – ООО «Закамский центр консультант». – Режим доступа: свободный.

37.   Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2008.

38.   Российское предпринимательское право: Учебник (отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова).- М.:Проспект, 2011.- 572с.

39.   Российский статистический Ежегодник 2010, М:Росгостат- 2010.

40.   Россия в цифрах.2011: Краткий статистический сборник/ Росстат – М., 2011.- 581с.

41.   Симонов А. Глобальный экономический кризис и планы внешнеэкономической экспансии российских ТНК // Власть, 2009. № 2

42.   Смирнов, С.А. Проблемы малого и среднего бизнеса в России // Наука и промышленность России. – 2001. - № 7. – С. 34-37.

43.   Указ Президента РТ от 20.03.2001 г. № УП-221 «О содействии развитию частного бизнеса и поддержке предпринимательства» [Электронный ресурс]: Общероссийская сеть распространения правовой информации «Консультант плюс». – ООО «Закамский центр консультант». – Режим доступа: свободный.

44.   Хамидуллин, Ф.Ф. Малый бизнес в трансформируемой экономике: тенденции и перспективы развития. – Казань: Изд-во казанск. 2006. –180 с.

45.   Шпаковский В.Г. Проблемы участия малого предпринимательства в госзаказе// Руководитель строительной организации, 2011, N 8.

46.   Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России. М.: Сфера, 2007.

47.   Юрков С.А. Предпринимательство и нововведения в современных фирмах // Мировая экономика и международные отношения в современных фирмах, 2006. №9.

48.   Энциклопедия предпринимательства / Под ред М.С. Серегина. СПб.: Русский север, 2008

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

58



 

Приложение 1. Система факторов устойчивого развития хозяйствующих субъектов малого бизнеса.

 

58



 

                                                                                                                                                                  Приложение 2.

Приложение 2. Отраслевая структура валового регионального продукта  регионов ПФО на начало 2011г. (в процентах от ВРП)[48]

 

58



 

 

Приложение 3 

                                                                                                                           Принципы разработки и реализации региональных программ развития малого предпринимательства

Информация о работе Управление процессами развития малого бизнеса