Управление процессами развития малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:44, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является выявление путей комплексного подхода к эффективному управлению процессом развития малого предпринимательства в РФ и Республике Татарстан.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
 провести комплексный анализ роли и значения малого предпринимательства; дать обоснованную оценку современного уровня его развития в РФ;
 выявить и обосновать имеющиеся и перспективные источники необходимых ресурсов для сбалансированного развития предприятий сектора малого бизнеса и определить наиболее эффективные направления их использования;
 обосновать экономический механизм обеспечения поддержки малого бизнеса со стороны государства; показать инфраструктуру государственно-общественной системы управления процессом развития малого бизнеса;
 произвести анализ современного состояния и тенденций развития малого бизнеса на примере Республики Татарстан;
 выявить методы повышения эффективности функционирования субъектов малого предпринимательства в инновационной системе региона.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
 провести комплексный анализ роли и значения малого предпринимательства; дать обоснованную оценку современного уровня его развития в РФ;
 выявить и обосновать имеющиеся и перспективные источники необходимых ресурсов для сбалансированного развития предприятий сектора малого бизнеса и определить наиболее эффективные направления их использования;
 обосновать экономический механизм обеспечения поддержки малого бизнеса со стороны государств

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. Процесс управления развитием малого бизнеса 9
1.1. Сущность и принципы управления
процессом развития малого предпринимательства 9
1.2. Состояние процесса управления
малым бизнесом 19

ГЛАВА 2. Создание целостной системы управления
процессом развития и поддержки малого предпринимательства 28
2.1. Основные направления государственной поддержки
малого предпринимательства в Российской Федерации 28
2.2.Основные направления инфраструктурной и финансовой
поддержки малого предпринимательства 38
ГЛАВА 3. Анализ современного состояния и тенденции развития малого предпринимательства в Российской Федерации на примере Республики Татарстан 56
3.1. Анализ состояния и роли малого предпринимательства в Республике Татарстан 56
3.2. Модель функционирования субъектов малого предпринимательства
в инновационной системе региона 60
3.3. Основные направления мероприятий региональной программы развития малого предпринимательства на основе кластерного подхода на примере Республики Татарстан 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 91

Работа содержит 1 файл

Готовая ВКР Ильдаровой.doc

— 729.50 Кб (Скачать)

6. наладить систему информирования малого предпринимательства (через сайты местных администраций посредством создания специальных разделов, печатные СМИ).


ГЛАВА 3. Анализ современного состояния и тенденции развития малого предпринимательства в Российской Федерации на примере Республики Татарстан

3.1.              Анализ состояния и роли малого предпринимательства в Республике Татарстан

           Отраслевая структура малого предпринимательства в Республике Татарстан на 2011 г. характеризуется, как и во всей Российской Федерации, значительной долей числа и оборота малых предприятий оптовой и розничной торговли, строительства, добывающих и обрабатывающих производств. Существенное отличие малого бизнеса Республики Татарстан от общероссийского состоит в двух обстоятельствах: в значительно меньшем удельном весе предприятий реального сектора и, напротив, в большем удельном весе индивидуального предпринимательства, а поскольку последнее тяготеет преимущественно к торговле, это в сумме создает неблагоприятную для реального сектора структуру всего малого предпринимательства в регионе, что находит отражение в показателях занятости. На Республику Татарстан приходится 1,8% всех занятых на малых предприятиях Российской Федерации и 1,4% от числа занятых на малых предприятиях промышленности Российской Федерации.

Хозяйство Республики Татарстан носит индустриальный характер, промышленность занимает преобладающее место в валовом региональном продукте региона, что обеспечивает ее решающее влияние на экономическое и социальное развитие региона.

      Республика Татарстан является одним из наиболее экономически развитых субъектов Российской Федерации с мощным промышленным потенциалом, стабильным сельским хозяйством и устойчивой динамикой экономического развития. Республика входит в Приволжский федеральный округ, в котором по общему рейтингу устойчиво занимает первое место.

      В Приложении 2 представлена отраслевая структура валового регионального продукта  регионов ПФО на начало 2011г. (в процентах от ВРП).

    На территории Республики Татарстан, занимающей 0,4% от общей площади Российской Федерации и 6,5% Приволжского федерального округа, проживают 3762 тыс. человек, что составляет 2,6% общей численности населения Российской Федерации и 12,3% Приволжского федерального округа.

         В январе-феврале 2011 года в обрабатывающих секторах индекс промышленного производства составил 122,3% к уровню января-февраля 2010 г., при том, что в целом по промышленности - 107,7%.


Рисунок 4. Отраслевая структура промышленности РТ (по количеству действующих предприятий)

В структуре промышленности наибольший удельный вес принадлежит топливной промышленности (37%), она является важнейшей структурной составляющей экономики, ее базовой отраслью. К ведущим отраслям промышленности Татарстана относятся также химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка (рисунки 6, 7). Одной из главных негативных черт малого предпринимательства в РТ является дисбаланс отраслевой структуры малого бизнеса в сторону предприятий торговли, общественного питания, строительства.


Рисунок 5. Отраслевая структура промышленности РТ (по объему произведенной продукции)

В РТ делается все возможное, чтобы наладить эффективное взаимодействие крупного, среднего и малого бизнеса. Примером такого сотрудничества может служить создание целого кластера малых нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий в РТ. В 2001 году в рамках данного процесса был создан Фонд финансирования венчурных проектов в нефтехимии. На базе нижнекамского ОАО «Нижнекамскнефтехим» создается промышленный округ. «Нижнекамскнефтехим» представляет собой центральный элемент, вокруг которого образуется множество малых и средних предприятий, занятых переработкой его продукции, производством потребительских товаров, а также предприятий, составляющих инфраструктуру промышленного округа. Сегодня ОАО «Нижнекамскнефтехим» является соучредителем около 20 дочерних и зависимых обществ, имеет договорные отношения с более чем 110 предприятиями малого и среднего бизнеса РТ.

Проанализируем распределение МП РТ по отраслям экономики в 2009-2011 гг. На конец 2009 г. в Республике  Татарстан  насчитывалось 33,3 тыс. экономически активных  малых   предприятий , в том числе 23 тыс. микропредприятий.  Количество  экономически активных  малых   предприятий  по сравнению с 2008 г. снизилось на 7,4% (за счет снижения числа микропредприятий).

       Предпринимательскую деятельность в республике в 2010 году осуществляли 170,1 тысячи субъектов, что на 14,3% больше, чем в 2009 году. 2010 год показал активизацию промышленных МП. По статистическим данным, количество субъектов малого предпринимательства к началу 2012 года увеличилось на 6% по сравнению с 2009 годом и составило 35 тыс.ед.[33]

В строительстве активность МП нестабильна – количество малых фирм постоянно увеличивается или уменьшается. Невысокими, но заметными темпами сокращается количество малых предприятий в сфере науки и научного обслуживания с параллельным увеличением количества МП в сфере образования.

Отметим, что стабильные, достаточно высокие темпы роста постоянно имеет МП в сфере торговли и общественного питания. На наш взгляд, динамика МП в РТ выглядит удовлетворительно – некоторая коррекция количества малых фирм может быть связана не столько с рыночными факторами, сколько с государственными мерами упорядочения статистического учета и контроля МП.

В РТ на сегодня функционирует довольно широкий спектр организаций, составляющих организационную инфраструктуру поддержки МП. Наиболее важную роль играет Агентство по развитию предпринимательства (создано в 2002 г.), которое непосредственно реализует государственную политику в сфере поддержки сектора МП. В городах и районных центрах РТ создается сеть специальных организаций – информационно-консультационных центров, Фондов финансовой поддержки МП, а также сеть бизнес-инкубаторов. Кроме этого, способствуют развитию МП Татарский республиканский Фонд финансовой поддержки МП, Торгово-промышленная палата РТ.

На уровне руководства республики создан Экспертный совет по вопросам развития частного бизнеса и развития МП при Республиканской межведомственной комиссии по экономическим и социальным реформам.

Новый импульс государственная поддержка МП получила после издания Указа Президента РТ от 20.03.2001 г. «О содействии развитию частного бизнеса и поддержке предпринимательства в РТ»[34]. Вслед за этим была принята Государственная Комплексная Программа РТ по развитию МП на 2001-2004 гг., сформирована и запущена в действие система государственного гарантирования кредитов субъектам МП.[35] Осуществлялась реализация Программы поддержки малого предпринимательства в РТ на 2005-2010 годы.[36]

3.2 Модель функционирования субъектов малого предпринимательства

в инновационной системе региона

        По мере расширения хозяйственной деятельности, усложнения характера внутренних и внешних экономических связей, возникновения ряда глобальных мировых проблем (экологический кризис, ядерная угроза, возникновение массовых эпидемий, рост народонаселения мира, продовольственная проблема и т.п.) вмешательство государства в социально-экономические процессы стало объективной необходимостью. В этой  связи необходимо отметить важность государственной поддержки малого инновационного предпринимательства, поскольку именно малые формы являются оптимальной формой организации НИР на коммерческой основе. Малые предприятия могут выполнять следующие инновационно-направленные функции:

                  осуществление инноваций: непосредственная доводка изобретения, новшества до стадии готовности к промышленному производству.

                  обеспечение связи между отдельными элементами инновационного процесса: сотрудничество системы образования и производства в форме дочерних вузам научно-производственных фирм. Такие МИП могут выполнять крайне необходимые сегодня опытно-конструкторские работы, заниматься созданием опытных образцов новой продукции, производством опытных партий новой продукции под заказ крупных производственных компаний.

                  актуализация роли изобретателя в масштабе всего инновационного процесса: механизм малого предпринимательства позволяет изобретателям (коллективам ученых) самим воплощать в жизнь свою идею, совершенствуя ее, и присваивать при этом значительную часть сверхприбыли от реализации инновации, защищать свои интеллектуальные права, активно воздействовать на судьбу изобретения.

                  масштабное ускорение инновационного процесса: апробация новых товаров, услуг, принятие рисков, связанных с инновациями: в масштабах региона (страны) множество малых предприятий способно за сравнительно короткий срок довести до стадии производства и испытать на рыночную пригодность большое количество инноваций.

                  производство принципиально новых продуктов и услуг: опытное, мелкосерийное или единичное производство инновационной продукции (услуг) наиболее эффективно именно в масштабах малого бизнеса.

Региональные инновационные системы не являются замкнутыми – обязательным условием их эффективного функционирования и развития является постоянный обмен ресурсами в рамках единого рыночного пространства страны. Рассмотрим модель взаимодействия малого предпринимательства с государственной властью и средним и крупным бизнесом в рамках региональной инновационной системы (см. рисунок 8).

Рисунок 8 создан с учетом положений Государственной комплексной Программы развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004-2010 годы. Выделенные нами выше инновационные функции МИП хотя и немногочисленны, но конкретизируют направления государственной поддержки МИП, не допуская множественности трактовок сущности МИП.

Следует отметить, что в большинстве стран, где добились определенного успеха на инновационном поле, поддержкой государства пользуются фирмы, занимающиеся инноватикой – деятельностью, направленной на доведение достижений науки (изобретения, новые знания в конкретных областях) до конечного потребителя.

 

 

 

 

 

 

             

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6. Модель функционирования малых инновационных предприятий в рамках региональной инновационной системы

 

При этом нецелесообразно относить к таким компаниям всех тех, кто так или иначе сотрудничает с изобретателями, научно-исследовательскими институтами, лабораториями и т.п. Такой подход грозит чрезмерным распылением не только бюджетных средств, но и средств специальных фондов, стратегических инвесторов, других финансовых институтов. К сожалению и злоупотреблений на почве государственной поддержки инновационной деятельности хватает по всей стране.

Инновационная деятельность и связанные с ней другие виды деятельности предприятий и организаций в рыночно-ориентированной экономике преимущественно осуществляется на принципах хозяйственной самостоятельности, «рыночности» взаимоотношений участников инновационного процесса. Большинство специалистов отмечают нарастание рыночных отношений в рамках инновационного процесса на последних его стадиях (доработка новшества, внедрение в производство, массовый выпуск и распространение новой продукции).

Отметим, что в подавляющем большинстве существующих государственных программ инновационного развития разработчики делают попытку отсечения так называемой «рыночной» стадии инновационного процесса от прямой государственной поддержки. Поэтому представляется нецелесообразным отнесение малых коммерческих предприятий, работающих в рамках инновационной инфраструктуры, к сектору МИП.

Сегодня в развитых странах мы видим смешанные модели государственно-частного управления инновационными процессами. Государство создает правила игры, формирует приоритеты научно-технического прогресса, стимулирует научную и инновационную деятельность с помощью различных форм государственно-частного партнерства. Затраты государства в инновационной сфере не столько обеспечивают финансовые нужды инноваторов, сколько стимулируют частные инвестиции в НИОКР, выступают страховым механизмом.

Основными направлениями функционирования малых инновационных предприятий в инновационной системе региона могут быть:

                  Производство новшеств: научный поиск сегодня – узкоспециализированная деятельность, осуществляемая, как правило, небольшой группой ученых при участии (поддержке) ученого сообщества региона, страны, мира. Реформы, проводимые в государственных научных учреждениях, обуславливают возможность и необходимость стимулирования создания смешанных, частных научных организаций, работающих по государственному заказу либо в сотрудничестве с крупными промышленными предприятиями. С другой стороны, сегодня такие организации сталкиваются с проблемами, возможность решения которых находится в руках государства (недостаток квалифицированных кадров, финансовых ресурсов, современной технической базы, отсутствие у вновь образованных фирм научного задела в форме патентов, лицензий, недостаток платежеспособного спроса или отсутствие рыночной информации).

                  МИП – как связующее звено между Наукой и Производством. Пожалуй, это самая важная функция МИП в инновационной системе региона (страны). Большинство исследователей инновационных процессов в нашей стране отмечают отсутствие эффективных механизмов доведения результатов НИОКР до промышленного производства (серийного, массового). Научно-техническая сфера страны традиционно сильна в области фундаментальных исследований, а вот внедрение их результатов в нашу жизнь всегда запаздывало. 1990-е годы не лучшим образом сказались на состоянии опытно-внедренческого производства – большинство опытно-экспериментальных производств либо свернуло деятельность, либо переключилось на производство традиционной продукции.

Информация о работе Управление процессами развития малого бизнеса