Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:44, дипломная работа
Целью дипломного исследования является выявление путей комплексного подхода к эффективному управлению процессом развития малого предпринимательства в РФ и Республике Татарстан.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
провести комплексный анализ роли и значения малого предпринимательства; дать обоснованную оценку современного уровня его развития в РФ;
выявить и обосновать имеющиеся и перспективные источники необходимых ресурсов для сбалансированного развития предприятий сектора малого бизнеса и определить наиболее эффективные направления их использования;
обосновать экономический механизм обеспечения поддержки малого бизнеса со стороны государства; показать инфраструктуру государственно-общественной системы управления процессом развития малого бизнеса;
произвести анализ современного состояния и тенденций развития малого бизнеса на примере Республики Татарстан;
выявить методы повышения эффективности функционирования субъектов малого предпринимательства в инновационной системе региона.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
провести комплексный анализ роли и значения малого предпринимательства; дать обоснованную оценку современного уровня его развития в РФ;
выявить и обосновать имеющиеся и перспективные источники необходимых ресурсов для сбалансированного развития предприятий сектора малого бизнеса и определить наиболее эффективные направления их использования;
обосновать экономический механизм обеспечения поддержки малого бизнеса со стороны государств
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. Процесс управления развитием малого бизнеса 9
1.1. Сущность и принципы управления
процессом развития малого предпринимательства 9
1.2. Состояние процесса управления
малым бизнесом 19
ГЛАВА 2. Создание целостной системы управления
процессом развития и поддержки малого предпринимательства 28
2.1. Основные направления государственной поддержки
малого предпринимательства в Российской Федерации 28
2.2.Основные направления инфраструктурной и финансовой
поддержки малого предпринимательства 38
ГЛАВА 3. Анализ современного состояния и тенденции развития малого предпринимательства в Российской Федерации на примере Республики Татарстан 56
3.1. Анализ состояния и роли малого предпринимательства в Республике Татарстан 56
3.2. Модель функционирования субъектов малого предпринимательства
в инновационной системе региона 60
3.3. Основные направления мероприятий региональной программы развития малого предпринимательства на основе кластерного подхода на примере Республики Татарстан 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 91
Это было целесообразно в годы спада производства и отсутствия спроса на новшества, на услуги внедренческих фирм. Однако в последние годы промышленность РФ стала набирать обороты и нуждается в обновлении ассортиментного ряда, технического обеспечения, внедрении более эффективных технологий.
Крупные производители сегодня предпочитают заимствовать «новые» технологии из-за рубежа. Это может быть оправдано и «отработанностью» продукта зарубежных компаний, и наличием гарантированного сервисного обслуживания, предоставлением услуг по адаптации продукта под требования заказчика.
Тем не менее, в долгосрочной перспективе такая политика отечественных производителей чревата потерей ими конкурентоспособности на мировых рынках (особенно с учетом нарастающего потенциала производителей из развивающихся стран – Китая, Индии, Малайзии и др.).
Малые внедренческие фирмы, доводя новшество до приемлемого уровня качества, адаптируя их к требованиям международных стандартов и технико-технологическим возможностям отечественных производителей, могли бы существенно способствовать повышению конкурентоспособности российской промышленности.
Препятствия в развитии деятельности малых внедренческих фирм: затруднены процессы передачи интеллектуальной собственности из сферы Наука через МИП в сферу Производство; сложность, большие сроки патентования (до 2 лет!), принадлежность большей части научного задела государству, нерешенная до сих пор проблема оценки и защиты интеллектуальной собственности негативно влияют на такие процессы. Очевидна необходимость активных действий законодателей (в первую очередь федерального уровня) в сфере определения сущности интеллектуальной собственности, более четкого определения механизма оборота интеллектуальной собственности (в том числе и при участии иностранных субъектов), разработки нормативно-методического обеспечения оборота интеллектуальной собственной в РФ.
Проблемы МИП снижают свою актуальность в силу участия в данной модели крупных игроков (вертикально-интегрированные компании, финансово-промышленные группы, корпорации, отраслевые сообщества и инвестиционные фонды), в принципе способных обеспечить решение таких проблем, как недостаток финансовых, кадровых ресурсов, техники и технологий.
В данном случае, в первую очередь, должен возникнуть вопрос о стимулировании научно-технического сотрудничества различных организаций и структур и последующей координации их деятельности. Известно нежелание российских компаний (да и не только российских) брать на себя нетрадиционные (не связанные с основной деятельностью) риски.
Сегодня ведущие отечественные бизнесмены рассматривают инновационные планы правительства как один из видов финансовой нагрузки и неохотно идут на сотрудничество. В этом смысле участие в инновационном процессе малых внедренческих фирм может стать одним из страховых механизмов.
На региональном уровне, на наш взгляд, организация деятельности малых внедренческих фирм возможна лишь при активном участии государственных органов (или организаций инновационной инфраструктуры, созданных при участии государства).
Деятельность таких МИП возможна в составе отраслевых кластеров, особых экономических зон, промышленных узлов, холдингов, стратегических альянсов (в том числе международных). Размещение МИП может происходить и в технопарках, технополисах, бизнес-инкубаторах[37]. Производство малыми научно-производственными предприятиями наукоемких товаров с реализацией их как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Специфическими проблемами МИП в рамках данной модели являются отсутствие финансовых ресурсов для организации производства, стимулирования реализации продукции; высокий уровень изношенности основных средств; отсутствие квалифицированной рабочей силы и, как следствие, низкая производственная культура, обеспечивающая неприемлемо низкий уровень качества продукции; отсутствие спроса на продукцию со стороны розничных сетей или предприятий (если МИП производит продукцию промышленного назначения); слабая защита отечественных производителей от копирования их продукции со стороны зарубежных (да и российских тоже) производителей; сложность и большая стоимость проведения процедур сертификации; «недружелюбное» таможенное законодательство, затрудняющее осуществление МИП-ми различных экспортно-импортных операций.
Рассмотрим четвертую функцию МИП (Актуализация роли новатора в инновационном процессе, распределении инновационной ренты. Сохранение трудового потенциала отечественной науки). На фоне старения научных кадров в РФ, катастрофического недостатка специалистов по инновационному менеджменту данная функция реализуется сегодня недостаточно. Этому мешают также особенности отечественного законодательства в сфере интеллектуальной собственности. Сегодня основная масса учредителей малых предприятий (как в промышленности, так и в торговле) перешагнула 35-летний рубеж. Исследования показывают, что молодежь в основном не рассматривает открытие собственного дела как источник благосостояния и самовыражения. В то же время до 40% выпускников экономических вузов не могут (не хотят?) найти работу по специальности.[38] На наш взгляд, вполне эффективным может оказаться стимулирование малых исследовательских и внедренческих фирм при вузах региона, что предусматривается Государственной Комплексной программой «Развитие инновационной деятельности в РТ на 2004-2010 годы».[39]
Шестая функция МИП в инновационной системе региона (Ускорение инновационного процесса и увеличение масштаба инновационной системы региона за счет высокой мотивации участников инновационного процесса) должна реализоваться при образовании «критической массы» МИП в экономике региона (страны). Учитывая темпы регистрации новых и ликвидации отработавших свое малых инновационных фирм в США, целесообразно определить организационно-правовой механизм определения критериев МИП, их регистрации и ликвидации, получения ими государственных преференций и страхования участников инновационной деятельности от правонарушений в этой сфере.
Сформированная модель функционирования МИП в инновационной системе региона подразумевает проведение (государственными учреждениями, предпринимательским сообществом) комплекса мероприятий, направленных на: определение роли и места МИП в инновационной системе региона (страны); четкое определение сущности МИП и критериев «инновационности» малых предприятий; формирование и запуск механизма совершенствования отраслевой структуры регионального МП и эффективного использования ресурсного (трудовые, финансовые, управленческие ресурсы) потенциала МП в инновационной сфере; формирование и запуск механизма стимулирования развития сектора МИП, как неотъемлемого элемента инновационной системы региона (страны); формирование и запуск механизма косвенного стимулирования (система адресных налоговых льгот) взаимодействия крупного, среднего и малого бизнеса с целью развития инновационной экономики; дальнейшее развитие конструктивного диалога власти и бизнеса в целях повышения конкурентоспособности отечественных предприятий, формирования инновационной экономики.
3.3. Основные направления мероприятий региональной программы развития малого предпринимательства на основе кластерного подхода в Республике Татарстан.
Основная цель программы развития малого предпринимательства в Республике Татарстан связана с созданием условий для развития (роста) малого предпринимательства на основе государственной поддержки с некоторыми уточняющими характеристиками: повышение престижа малого бизнеса; повышение роли малого предпринимательства в экономической и общественной жизни; рост эффективности деятельности малого бизнеса, обеспечение инвестиционной и деловой активности малого предпринимательства, увеличение вклада малого бизнеса в социально-экономическое развитие и бюджетную обеспеченность территорий; экономический рост региона; создание новых рабочих мест; насыщение рынка товарами и услугами; рост деловой активности населения; формирование системы господдержки предпринимательства; повышение благосостояния населения; повышение эффективности и социальной направленности экономики; повышение уровня бытового обслуживания населения территории; повышение конкурентоспособности экономики региона; поддержка местных товаропроизводителей; развитие и модернизация ЖКХ; подготовка кадров предпринимателей; рост числа субъектов малого бизнеса; выравнивание потенциала и условий для развития малого бизнеса в различных территориях региона; обеспечение равных прав для реализации предпринимательских проектов; устранение проблем малого бизнеса. Наращивание сектора малого бизнеса, его отраслевая перестройка требуют решения кадровой проблемы малого предпринимательства, что предполагает необходимость изменения содержания и структуры образовательных услуг, предоставляемых образовательными организациями региона. Повышение инновационности сектора малого бизнеса возможно лишь при формировании эффективной системы экономических стимулов для действующих малых предприятий. Увеличение масштабов сектора малого бизнеса в регионе потребует решения проблем ресурсного обеспечения (на уровне всего сектора, а не отдельных отраслей или комплексов) предпринимательской деятельности, создания системы сдержек и противовесов, направленной на устранение негативного административного влияния на них.
Практика государственного регионального управления показала, что основой реализации региональной инновационной политики является программно-целевой метод.[40] Несомненно, существует заинтересованность регионов ПФО в создании системы программного управления региональным развитием.
Плотников А.Н. определяет Программу как «… инструмент целевой организации сложных комплексов, процессов, средств интеграции всех видов деятельности, ориентацию на конечные результаты решения комплексных проблем».[41] Инновационные программы – комплекс взаимоувязанных инновационных проектов, разрабатывающихся по ключевым функциональным (предметным) направлениям социально-экономического развития.
Для определения основных принципов государственной поддержки развития МИП в региональной экономике стоит обратиться к результатам[42] анализа программ развития МП, проведенного в 2003-2004 гг. Генераловым В.В., Лычагиным М.В.[43] В качестве эмпирической базы использовались 167 документов, характеризующих состояние дел в сфере предпринимательства (в большинстве случаев — малого) и его государственную поддержку по РФ в целом и по 79 регионам. Исследователями были выделены следующие наиболее встречающиеся в программах развития МП принципы (см. таблицу в Приложении 3).
На наш взгляд, учитывая характеристики сектора МП РТ, реалии развития хозяйства региона, региональную программу развития МИП необходимо формировать, основываясь на следующих принципах.
1. Принцип ограниченности – в случае формирования программы развития МИП – требует разработки самостоятельной системы критериев и методов оценки инновационного потенциала малых предприятий, поскольку действующее законодательство не позволяет ограничить круг МП, действительно осуществляющих инновационную деятельность и нуждающихся в какой-либо поддержке. Четкое определение критериев отнесения хозяйствующих субъектов к участникам МИП сузит их и, одновременно, позволит сконцентрировать усилия инновационной инфраструктуры и государственных учреждений на поддержке МП с высоким инновационным потенциалом.
2. Равный доступ к мерам государственной поддержки для каждого МП, обладающего оговоренным уровнем инновационного потенциала. Четко определенные критерии оценки инновационного потенциала МП, механизм стимулирования представителей государственной власти к развитию МП и МИП на отдельных территориях должны обеспечить конкурентную основу осуществления малыми предприятиями инновационно-направленных мероприятий.
3. Принцип структурного единства. Региональная программа развития МИП должна являться составным элементом инновационной системы региона и одновременно отражать принципы и нормы инновационной деятельности, зафиксированные в федеральном законодательстве, основываться на программах развития инновационной деятельности и малого предпринимательства федерального уровня. Нормативно-правовое регулирование и программное обеспечение развития малого инновационного предпринимательства в РФ отражены в Приложении 4.
Нежелательно образование дополнительных организаций инновационной инфраструктуры, кроме тех, что предусматривает Государственная комплексная программа развития инновационной деятельности в РТ на 2004-2010 гг. – помимо необоснованного завышения объема финансирования программы это повлечет за собой распыление инфраструктурных функций между множеством мелких и крупных структур, дублирование выполняемых действий. Отметим также необходимость отражения в программе мер по установлению тесного взаимодействия сектора МП и МИП с другими элементами инновационной системы региона на долгосрочной основе.
4. Принцип долевого финансирования. Отметим, что в настоящее время структура бюджетной системы РФ такова, что расходная часть программы развития регионального МИП может и должна обеспечиваться как на основе бюджета региона, так и при участии (долевом) федерального бюджета (в рамках отраслевых программ, инновационных программ, программ развития МП). Привлечение уже действующих малых предприятий в инновационную сферу с помощью создаваемого механизма стимулирования позволит обеспечить участие в инвестировании инновационной сферы и самих малых предприятий. Кроме этого, социальная и экономическая функции МП и МИП обуславливают участие в реализации программных мероприятий предприятий крупного и среднего бизнеса, как для развития конкурентных отношений, обеспечения решения социальных задач, так и для достижения коммерческого успеха от использования в массовом производстве освоенных малыми предприятиями новшеств.
5. Принцип использования косвенных методов государственного регулирования и стимулирования МИП. В частности, косвенные методы могут использоваться при стимулировании сотрудничества крупного и малого бизнеса, осуществления «обычными» малыми предприятиями инновационной деятельности.
6. Принцип делегирования. В числе основных принципов региональной программы развития МИП необходимо назовем и активное участие предпринимателей (их объединений) в процессе формирования нормативно-правовой и методологической базы, программных средств развития МИП в экономике региона. На наш взгляд, сформулировать и осмыслить сложившиеся сегодня проблемы мультидисциплинарного характера в инновационном бизнесе могут в первую очередь сами предприниматели. Своевременная и четкая фокусировка разработчиков программных мероприятий на реальных проблемах позволит сэкономить временные, финансовые ресурсы, повысить эффективность самой программы развития МИП.
7. Принцип комплексности будем понимать как необходимость комплексного охвата программными мероприятиями всего сектора МП республики (в том числе на основе проводимых руководством республики мероприятий по кластеризации экономики). Такое понимание комплексности объясняется тем, что автор рассматривает малые предприятия различных отраслей регионального хозяйства в качестве потенциальных претендентов на переход в инновационную сферу либо как кадровых «доноров» для вновь создаваемых МИП. Также здесь должен быть учтен территориальный аспект развития МП и МИП – меры государственного стимулирования развития МИП, совершенствования отраслевой структуры МП должны распространяться на большую часть территории региона для достижения различных сопутствующих этому эффектов – экономический, технологический эффект, повышение общего квалификационного уровня трудовых ресурсов региона, территориальное распространение МП).
Информация о работе Управление процессами развития малого бизнеса