Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:44, дипломная работа
Целью дипломного исследования является выявление путей комплексного подхода к эффективному управлению процессом развития малого предпринимательства в РФ и Республике Татарстан.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
провести комплексный анализ роли и значения малого предпринимательства; дать обоснованную оценку современного уровня его развития в РФ;
выявить и обосновать имеющиеся и перспективные источники необходимых ресурсов для сбалансированного развития предприятий сектора малого бизнеса и определить наиболее эффективные направления их использования;
обосновать экономический механизм обеспечения поддержки малого бизнеса со стороны государства; показать инфраструктуру государственно-общественной системы управления процессом развития малого бизнеса;
произвести анализ современного состояния и тенденций развития малого бизнеса на примере Республики Татарстан;
выявить методы повышения эффективности функционирования субъектов малого предпринимательства в инновационной системе региона.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
провести комплексный анализ роли и значения малого предпринимательства; дать обоснованную оценку современного уровня его развития в РФ;
выявить и обосновать имеющиеся и перспективные источники необходимых ресурсов для сбалансированного развития предприятий сектора малого бизнеса и определить наиболее эффективные направления их использования;
обосновать экономический механизм обеспечения поддержки малого бизнеса со стороны государств
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. Процесс управления развитием малого бизнеса 9
1.1. Сущность и принципы управления
процессом развития малого предпринимательства 9
1.2. Состояние процесса управления
малым бизнесом 19
ГЛАВА 2. Создание целостной системы управления
процессом развития и поддержки малого предпринимательства 28
2.1. Основные направления государственной поддержки
малого предпринимательства в Российской Федерации 28
2.2.Основные направления инфраструктурной и финансовой
поддержки малого предпринимательства 38
ГЛАВА 3. Анализ современного состояния и тенденции развития малого предпринимательства в Российской Федерации на примере Республики Татарстан 56
3.1. Анализ состояния и роли малого предпринимательства в Республике Татарстан 56
3.2. Модель функционирования субъектов малого предпринимательства
в инновационной системе региона 60
3.3. Основные направления мероприятий региональной программы развития малого предпринимательства на основе кластерного подхода на примере Республики Татарстан 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 91
их возврата или компенсации. В любом случае перед государством стоит важнейшая задача обеспечения необходимого уровня бюджетных ассигнований и их эффективного использования. Необходимо предусмотреть специальные бюджетные ассигнования на цели поддержки и развития малого бизнеса в размере фиксированной доли расходов федерального, региональных и местных
бюджетов[24].
Второе направление представляет собой форму косвенной финансовой поддержки малого бизнеса, нацеленной на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и накопления капитала в этом секторе экономики. Это могут быть общегосударственные и региональные режимы льготного налогообложения малых предприятий, внедрения упрощенных систем налогообложения; установление норм ускоренной амортизации основных фондов малых предприятий; распространение в сфере малого предпринимательства системы лизинга и т.д.
Как показывает опыт развития малого предпринимательства в России, структура его субъектов неоднородна. Если взять в качестве классификационного признака возможности субъектов в привлечении финансовых средств, можно выделить три группы.
Первая группа малых предприятий - это предприятие развивающиеся наиболее успешно, имеющие перспективы роста, располагающие достаточными возможностями решения финансовых проблем за счет собственных средств или средств партнеров и учредителей. Владельцы этих предприятий являются собственниками производственного и непроизводственного имущества. В случае необходимости под залог этого имущества могут выделяться кредиты как коммерческих, так и государственных банков. Кроме того, такие предприятия имеют определенный опыт применения различных процедур поиска финансовых средств. Поэтому они знакомы с технологиями минимизации затрат на привлечение заемных средств и не заинтересованы в их получении на условиях, предлагаемых банками. Прежде всего, их не устраивают процентные ставки и краткосрочные кредитования. Предприятия первой группы используют кредит для реализации высокоэффективных не длительных по срокам осуществления проектов и только в случаях отсутствия альтернативных возможностей. Количественно эта группа немногочисленна.
Вторая группа малых предприятий - это основная масса субъектов малого предпринимательства, прошедших стадию становления и функционирующих, но им для дальнейшей успешной работы и особенно развития требуются финансовые средства. Однако их возможности ограничены недостатком имеющихся залогов и гарантий.
Третья группа малых предприятий включает в себя малорентабельные и убыточные предприятия с нестабильным финансовым положением и предприятия, отягощенные долговыми обязательствами; недавно созданные, только начинающие функционировать предприятия[25].
Эти субъекты малого предпринимательства не имеют свободных финансовых ресурсов и не обладают реальными залоговыми возможностями. Для них нет и системы гарантий, и страхования инвестиционной деятельности. Имеющиеся производственные активы малоликвидны, поскольку помещения и оборудование, как правило, морально устарели, физически изношены и требуют значительных инвестиций для эффективного функционирования.
Финансовый кризис в Российской Федерации существенно повлиял на доступность кредитных ресурсов для малого бизнеса, реализацию инвестиционных проектов, а также на потребительскую активность населения, что также негативно сказывается на малом и среднем бизнесе.[26]
Так банки ориентируются на кредитование лишь эффективно развивающихся предприятий. При этом большинством банков не используются такие широко распространенные за рубежом формы поддержки малого бизнеса, как факторинг, овердрафтное кредитование, кредитования на условиях кредитной линии с лимитом задолженности и с лимитом выдачи и другие банковские продукты. Для малого бизнеса труден, особенно в условиях кризиса, доступ к финансовым ресурсам, все сильнее ощущается нужда в налоговых каникулах, минимальных арендных платежах.
Ощущается нехватка оборотных средств, прежде всего у торговых предприятий. По данным экспертов, средняя обеспеченность ими даже в г. Москве снизилась в 2-3 раза. Как следствие, магазины нередко вынуждены торговать тем, что производители или оптовики поставляют с отсрочкой платежа до реализации.
Действующая отечественная система безналичных расчетов все еще имеет много недостатков, а товарный бартер в сфере малого бизнеса практически не развит. Это существенно снижает возможности выживания предпринимательских структур и малых предприятий в условиях кризиса.
В целом недостаток финансовых ресурсов – одна из важнейших проблем малых предприятий в условиях кризиса[27]. При этом банковскими кредитами, по данным специалистов, в условиях кризиса реально могут воспользоваться лишь 10-15% малых предприятий, что объясняется завышенными требованиями со стороны кредиторов к таким предприятиям. Так, банки готовы рассматривать вопрос о выдаче кредита только при условии успешной работы малого предприятия не менее года (реже – 6 месяцев), отсутствии у предприятия налоговой задолженности, положительного баланса, и, самое главное, наличия имущества, которое можно предоставить в залог. Причем банки, как правило, требуют стопроцентное залоговое обеспечение, а активы большинства малых предприятий в условиях кризиса существенно обесценились. Система предоставления господдержки в виде гарантий, покрывающих часть кредита, находится лишь в стадии обсуждения и разработки. Между тем, ставка кредита сохраняется на уровне 20%.
Более того, банкам не выгодно выдавать небольшие кредиты (а именно такие кредиты требуются малым предприятиям), в пределах 200 - 300 тысяч руб. Затраты на изучение деятельности потенциального крупного заемщика и малого предприятия практически одинаковы, а доход банка будет существенно
различается. При этом такие широко распространенные за рубежом направления финансовой поддержки малого бизнеса, как микрофинансирование, финансовый лизинг, кредитная кооперация в нашей стране практически не получили развития.
По итогам 2011 года по сравнению с 2010 года в целом по стране наблюдается положительная динамика всех рассматриваемых показателей развития малого предпринимательства. Отрицательную динамику показывает только объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с поправкой на индекс потребительских цен. Государству поддерживать необходимо только эффективно работающие малые предприятия. Так, выступая на заседании Совета руководителей Торгово-промышленных палат Московской области 11 февраля 2010 г., председатель правления ОАО «Москомбанк» Ю. Караваев провозгласил, что общая задача и бизнеса, и власти - поддерживать эффективный бизнес, который платит налоги, создаёт рабочие места, пополняет бюджеты всех уровней. «Эффективный бизнес будет расти, а неэффективный умирать, какую бы государственную поддержку ему ни оказывали».[28]
Между тем, заметим, что в условиях кризиса даже эффективно работающие предприятия могут дать сбой. Зарубежный опыт (в частности опыт стран Запада) свидетельствует, что подход, предлагаемый Ю. Караваевым, иногда возможен, но только в условиях стабильно функционирующей экономики, причем стабильной в течение относительно длительного периода. В современных же российских условиях ориентация только на эффективно работающие малые предприятия может окончательно развалить сектор малого бизнеса. Учитывая опыт промышленно развитых государств (Китай, Индия), подчеркнем, что они помогают именно всему малому бизнесу в решении проблемы доступа к источникам финансирования, используя при этом различные подходы (субсидии, займы, кредиты, налоговые льготы и т.п.).
Во многих странах формируются специальные резервы для инвестирования в основные средства, выделения малому бизнесу субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций. Причем в ряде стран (Бельгия, Франция и др.) малому бизнесу в условиях кризиса на особо льготных условиях предоставляется рисковый капитал, в других (Великобритания, Нидерланды и др.) ему выдаются гарантии под займы. Кроме того, во всех промышленно развитых странах обеспечение финансовой поддержки малым и средним предприятиям МСП), в тех случаях, когда она недоступна из других источников, является важнейшей функцией организаций, занятых поддержкой МСП. Очевидно, что игнорировать этот международный опыт поддержки малого предпринимательства, особенно в условиях кризиса, вряд ли целесообразно.
Между тем анализируя результаты 2011 г., следует отметить, что расходы федерального бюджета на поддержку малого и среднего предпринимательства в 2011 году составили 20,8 млрд.рублей. Таким образом, расходы федерального бюджета не только не снизились, но и выросли на 15% по сравнению с 2010 годом[29].
27 февраля 2010 года Правительством Российской Федерации принято постановление, устанавливающие порядок предоставления федеральных субсидий региональным правительствам на поддержку малого и среднего предпринимательства № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».
В этом году 82 субъекта Российской Федерации представили заявки на федеральные субсидии в размере 24 млрд. рублей.
В соответствии с решениями Правительства Российской Федерации федеральные средства на первом этапе распределяются исходя из удельного веса количества малых и средних предприятий в субъекте Российской Федерации от общего количества малых и средних предприятий в Российской Федерации.
Средний уровень софинансирования расходного обязательства составляет 70 % (ранее – 50 %). При этом для 65 регионов уровень софинансирования выше среднего и составляет 80%.[30]
Основной акцент - поддержка сохранения рабочих мест и содействие самозанятости безработных граждан.
В 2010 году в федеральной финансовой программе выделен «Антикризисный пакет мер», направленный на поддержку занятости населения и содействие началу собственного бизнеса, а также обеспечение доступа уже существующих субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным ресурсам и уменьшение стоимости таких ресурсов.
Так, на реализацию мероприятий «Антикризисного пакета мер» - гранты начинающим на создание собственного бизнеса, микрозаймы, субсидирование процентной ставки, развитие гарантийных фондов, выделено 9 162,228 млн. рублей 82 субъектам Российской Федерации[31]:
Таблица 2
Наименование мероприятия | Выделено на реализацию, млн. рублей | Количество регионов, участвующих в реализации |
1.1. Гранты начинающим на создание собственного бизнеса | 1 607,202 | 66 |
1.2. Развитие микрофинансирования | 1 595,195 | 43 |
1.3. Субсидирование процентов по кредитам | 2 025,744 | 76 |
1.4. Развитие гарантийных фондов | 3 934,087 | 63 |
В условиях мирового финансового кризиса государственный спрос на продукцию и услуги российских предприятий должен поддерживаться через реализацию запланированных инвестиционных проектов в сфере транспорта, телекоммуникаций и т.д., реализуемых в рамках ФЦП (федеральных целевых программ), крупных инфраструктурных проектов Инвестфонда. Также необходима работа по определению и поддержке приоритетных инвестиционных проектов, направленных на технологическую модернизацию обрабатывающих отраслей промышленности, способных обеспечить конкурентоспособность российской экономики на этапе антикризисного роста.
Правительство РФ для финансовой поддержки малого бизнеса, должно сосредоточить свое внимание на следующих направлениях:
- создание гарантийного фонда (фонда поручительств) по обязательствам субъектов малого предпринимательства;
- субсидирование затрат по уплате процентов по инвестиционным кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства;
- грантовая поддержка начинающих предпринимателей.
На сегодняшний момент не на всех территориях муниципальных образований РФ сформирована инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Но именно от муниципалитетов, во многом, зависит, как работается малому бизнесу на местах. Это касается вопросов формирования общественных советов, наличия муниципальных программ развития малого бизнеса, предоставления имущественной поддержки, разработки схем территориального планирования. В том числе, нужно активнее выделять землю под застройку, разрабатывать градостроительную документацию, решать вопросы по подключению к коммунальным сетям. В конечном счёте, в развитии малого бизнеса должны быть заинтересованы сами муниципалитеты[32].
Резюмируя сказанное, предлагаю рекомендовать органам местного самоуправления в условиях мирового финансового кризиса:
1. разработать муниципальные программы развития малого предпринимательства, обеспечив их обязательное финансирование из муниципальных бюджетов;
2. организовать работу по созданию советов по развитию малого предпринимательства с приглашением представителей бизнеса;
3. проводить анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого предпринимательства на территориях муниципальных образований;
4. принять муниципальные правовые акты, направленные на имущественную поддержку субъектов малого предпринимательства;
5. разработать дополнительные меры содействия развитию малого и среднего предпринимательства в Планы антикризисных мероприятий муниципальных районов и городских округов;
Информация о работе Управление процессами развития малого бизнеса