Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:44, дипломная работа
Целью дипломного исследования является выявление путей комплексного подхода к эффективному управлению процессом развития малого предпринимательства в РФ и Республике Татарстан.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
провести комплексный анализ роли и значения малого предпринимательства; дать обоснованную оценку современного уровня его развития в РФ;
выявить и обосновать имеющиеся и перспективные источники необходимых ресурсов для сбалансированного развития предприятий сектора малого бизнеса и определить наиболее эффективные направления их использования;
обосновать экономический механизм обеспечения поддержки малого бизнеса со стороны государства; показать инфраструктуру государственно-общественной системы управления процессом развития малого бизнеса;
произвести анализ современного состояния и тенденций развития малого бизнеса на примере Республики Татарстан;
выявить методы повышения эффективности функционирования субъектов малого предпринимательства в инновационной системе региона.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
провести комплексный анализ роли и значения малого предпринимательства; дать обоснованную оценку современного уровня его развития в РФ;
выявить и обосновать имеющиеся и перспективные источники необходимых ресурсов для сбалансированного развития предприятий сектора малого бизнеса и определить наиболее эффективные направления их использования;
обосновать экономический механизм обеспечения поддержки малого бизнеса со стороны государств
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. Процесс управления развитием малого бизнеса 9
1.1. Сущность и принципы управления
процессом развития малого предпринимательства 9
1.2. Состояние процесса управления
малым бизнесом 19
ГЛАВА 2. Создание целостной системы управления
процессом развития и поддержки малого предпринимательства 28
2.1. Основные направления государственной поддержки
малого предпринимательства в Российской Федерации 28
2.2.Основные направления инфраструктурной и финансовой
поддержки малого предпринимательства 38
ГЛАВА 3. Анализ современного состояния и тенденции развития малого предпринимательства в Российской Федерации на примере Республики Татарстан 56
3.1. Анализ состояния и роли малого предпринимательства в Республике Татарстан 56
3.2. Модель функционирования субъектов малого предпринимательства
в инновационной системе региона 60
3.3. Основные направления мероприятий региональной программы развития малого предпринимательства на основе кластерного подхода на примере Республики Татарстан 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 91
-государственная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации системы государственной поддержки, направленной на развитие малого предпринимательства[13].
К числу основных принципов государственной поддержки малого бизнеса относятся:
-принцип субсидиарности или такое распределение полномочий между объектом управления (в данном случае малым бизнесом) и различными уровнями управляющей системы, при котором делегирование ресурсов и полномочий происходит не сверху вниз, а снизу вверх (по мере оздоровления ситуации и бюджетной сфере и роста сектора малого бизнеса должен играть все большую роль);
-принцип сочетания косвенной («мягкой») поддержки сектора малого бизнеса в целом с избирательной поддержкой отдельных групп малых предприятий подразумевает, что жизнеспособные малые предприятия нуждаются лишь в защите от дискриминации в общих правовых рамках, и только некоторые группы малых предприятий не могут нормально развиваться без дополнительной поддержки;
-принцип селективности можно определить и как поддержку малых предприятий в определенных отраслях экономики или регионах (отраслевые или региональные приоритеты) - и как поддержку определенных функциональных групп малого бизнеса (начинающие малые предприятия, инновационные малые предприятия, женский, молодежный малый бизнес и т.д.), выполняющих важную социальную, структурную, организационную роль в экономике[14].
Основным инструментом реализации государственной политики служат федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.
Руководство реализацией государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства осуществляется Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в лице Департамента поддержки малого предпринимательства. Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого предпринимательства, предусмотренных Федеральной программой, осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Некоторые региональные и муниципальные фонды выполняют соответствующие функции на региональном и муниципальном уровне.
В настоящее время в Российской Федерации имеются все виды структур поддержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые промышленные страны. Основой государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства. В настоящее время система фондов, состоит из Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных фондов, из которых 24 учреждения с участием ФФПМП. Сам Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства это государственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Федеральный фонд является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и осуществляет реализацию мероприятий Федеральной программы, в том числе, через сеть региональных фондов поддержки малого предпринимательства. 63 региональных фонда имеют организационно-правовую форму «фонд», 11-«учреждение», 1 - «бюджетный фонд» как подразделение администрации.
Помимо сети региональных государственных фондов создана, развивается и действует сеть муниципальных фондов. В настоящее время их - более 170. Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональных фондов.
Рис. 3. Система целей региональной политики государственной поддержки МП
Региональные фонды учреждены правительствами субъектов федерации, муниципальные фонды - органами местной администрации. Состояние и деятельность государственных и муниципальных фондов определяется, в основном, тремя факторами: законодательством, государственными мерами поддержки малого предпринимательства (программами поддержки малого предпринимательства) и личным отношением к ним первых должностных лиц органов исполнительной власти.
На региональном уровне законодательные и исполнительные органы власти имеют большие возможности для поддержки малого предпринимательства. От них во многом зависит исполнение положений федеральных законов. Кроме того, они имеют право принятия собственных нормативно-правовых актов, отражающих региональные особенности развития малого предпринимательства.
Участие местных органов власти очень важно для эффективного развития малых предприятий. На этом уровне решаются вопросы регулирования земельных, арендных и других отношений, организация всех видов контроля, обеспечение функционирования городского (местного) транспорта. Они оказывают непосредственное, прямое и во многих отношениях решающее влияние на деятельность малых предприятий.
Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства Российской Федерации регламентируются следующими законами:
1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (Федеральный закон N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" утратил силу с 1 января 2008 г.),[15] который под субъектами малого и среднего предпринимательства определил хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальных предпринимателей), в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
- от 101 до 250 человек включительно - для средних предприятий;
- до 100 человек включительно - для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек).
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должны превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого предпринимательства.
2. Ещё одним важным документом, способствующим развитию малого бизнеса, стал Федеральный закон от 26.12.2009 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[16]
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц при осуществлении ими предпринимательской деятельности и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
3. Федеральный закон от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации»
Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов[17].
4. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.02.2009 N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства"[18].
Список нормативных актов не исчерпывается вышеназванными законодательными и нормативными актами, были перечислены лишь основные. Особое место занимает в нем гражданское, налоговое, арбитражное, трудовое, уголовное законодательство.
Одним из главных направлений государственной политики в отношении малого предпринимательства должно стать сокращение форм государственного вмешательства в сферу малого бизнеса. Государство должно устанавливать лишь общие правила деятельности малого и среднего бизнеса через законодательство, которое регулирует общеправовые, общеэкономические, имущественные, земельные и иные вопросы, касающиеся малого предпринимательства. Антимонопольные органы государств Сообщества должны обеспечивать реализацию государственной политики поддержки предпринимательства, разрабатывать нормативные правовые основы его деятельности, осуществлять контроль за реализацией программ развития малого предпринимательства, проводить мониторинг эффективности функционирования малого предпринимательства и действенности мер государственной поддержки, подготавливать прогнозы развития малого предпринимательства. Основным институтом, непосредственно участвующим от имени государства в оказании поддержки субъектам малого предпринимательства, должны стать государственные фонды поддержки малого предпринимательства. Такие фонды способны реализовать и финансировать федеральные, региональные, муниципальные и отраслевые программы развития и поддержки малого предпринимательства, выступать гарантом по инвестиционным кредитам, участвовать в развитии инфраструктуры поддержки малого бизнеса, взаимодействовать с общественными и профессиональными организациями предпринимателей, содействовать привлечению отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности малого предпринимательства. В рамках Сообщества необходимо завершить создание целостной системы государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на всех уровнях с переносом центра тяжести на региональный и муниципальный уровень.
В соответствии с Постановлением N 178 Минэкономразвития России утверждает распределение субсидий бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства[19].
Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъекта РФ, возникающих при выполнении мероприятий, предусматривающих[20]:
- создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере;
- создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
- поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
- развитие системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства;
- ведение реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Расходы федерального бюджета на реализацию государственной программы поддержки предпринимательства в 2010 г. составили 24 млрд. руб., в том числе:
- на программу поддержки компаний, созданных высшими учебными заведениями;
- субсидии регионам по линии Минэкономразвития России (на моногорода, на поддержку инноваций, на Северный Кавказ, на поддержку экспорта) и пр.
В государственной программе поддержки предпринимательства в 2010 г. основное внимание уделено поддержке инновационных малых компаний и компаний, осуществляющих модернизацию производства и экспорт произведенной продукции. Наиболее востребованные направления: микрофинансирование, грантовая поддержка, обучающие программы.
Отметим, что среди основных мер поддержки начинающих малых инновационных компаний - гранты малым компаниям, создаваемым при высших учебных заведениях.
Также предусмотрено предоставление субсидий уже действующим инновационным компаниям на компенсацию затрат по разработке новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов; приобретению новых технологий (в том числе прав на патенты, лицензий на использование промышленных образцов, изобретений, полезных моделей); приобретению оборудования и машин, связанных с технологическими инновациями и т.д.
Еще одно направление поддержки - развитие лизинга малых и средних компаний. В это направление включались субсидии федерального бюджета на развитие лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства. В частности, субсидировались проценты и предоставлялись целевые гранты на уплату первого взноса в размере, не превышающем 1 млн. руб.
В настоящее время реализуются следующие целевые программы:
- "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009 - 2011 годы";
- "Популяризация и развитие малого и среднего предпринимательства в сфере культуры на 2010 - 2012 годы";
- "Развитие малого и среднего предпринимательства в рыбохозяйственном комплексе Российской Федерации на 2010 - 2012 годы";
- "Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле".
Реализация предлагаемых "Основных направлений" может способствовать устойчивому развитию малого предпринимательства, повышению его эффективности, формированию среднего класса - основного гаранта социальной и политической стабильности общества.
2.2 Основные направления инфраструктурной и финансовой поддержки малого предпринимательства
Создание развитой инфраструктуры поддержки и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства имеет важное значение, что подтверждается практикой высокоразвитых стран.
Инфраструктура поддержки малого бизнеса - это совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг.
В известной степени налоговая инспекция, торгинспекция, отдел регистрации мэрии также являются частью инфраструктуры, но не поддержки, а регулирования малого бизнеса.
На федеральном уровне существует не менее десятка министерств и ведомств, которые в той или иной степени занимаются вопросами развития предпринимательской деятельности.
Основные из них - это Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого бизнеса, Государственный антимонопольный комитет РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство науки и технологий РФ, Государственный комитет по делам молодежи РФ, Министерство общего и профессионального образования РФ и другие.
К объектам инфраструктуры в широком смысле можно отнести и различные общественные предпринимательские организации, которые прямо или косвенно представляют и лоббируют интересы предпринимателей либо содействуют объединению усилий для решения собственных проблем. Ассоциации, союзы, объединения, лиги и прочие образования зарегистрированы и действуют практически в каждом регионе РФ.
Информация о работе Управление процессами развития малого бизнеса