Управление процессами развития малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:44, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является выявление путей комплексного подхода к эффективному управлению процессом развития малого предпринимательства в РФ и Республике Татарстан.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
 провести комплексный анализ роли и значения малого предпринимательства; дать обоснованную оценку современного уровня его развития в РФ;
 выявить и обосновать имеющиеся и перспективные источники необходимых ресурсов для сбалансированного развития предприятий сектора малого бизнеса и определить наиболее эффективные направления их использования;
 обосновать экономический механизм обеспечения поддержки малого бизнеса со стороны государства; показать инфраструктуру государственно-общественной системы управления процессом развития малого бизнеса;
 произвести анализ современного состояния и тенденций развития малого бизнеса на примере Республики Татарстан;
 выявить методы повышения эффективности функционирования субъектов малого предпринимательства в инновационной системе региона.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
 провести комплексный анализ роли и значения малого предпринимательства; дать обоснованную оценку современного уровня его развития в РФ;
 выявить и обосновать имеющиеся и перспективные источники необходимых ресурсов для сбалансированного развития предприятий сектора малого бизнеса и определить наиболее эффективные направления их использования;
 обосновать экономический механизм обеспечения поддержки малого бизнеса со стороны государств

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. Процесс управления развитием малого бизнеса 9
1.1. Сущность и принципы управления
процессом развития малого предпринимательства 9
1.2. Состояние процесса управления
малым бизнесом 19

ГЛАВА 2. Создание целостной системы управления
процессом развития и поддержки малого предпринимательства 28
2.1. Основные направления государственной поддержки
малого предпринимательства в Российской Федерации 28
2.2.Основные направления инфраструктурной и финансовой
поддержки малого предпринимательства 38
ГЛАВА 3. Анализ современного состояния и тенденции развития малого предпринимательства в Российской Федерации на примере Республики Татарстан 56
3.1. Анализ состояния и роли малого предпринимательства в Республике Татарстан 56
3.2. Модель функционирования субъектов малого предпринимательства
в инновационной системе региона 60
3.3. Основные направления мероприятий региональной программы развития малого предпринимательства на основе кластерного подхода на примере Республики Татарстан 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 91

Работа содержит 1 файл

Готовая ВКР Ильдаровой.doc

— 729.50 Кб (Скачать)

Принцип

Расшифровка некоторых принципов

конкурсность

— обеспечение равных возможностей для субъектов МП при получении господдержки невозможность для отдельного конкретного предпринимателя требовать обязательной господдержки без конкурсного отбора, учета значимости и необходимости его проекта, продукции или услуги для области;

системность

– обеспечение функциональной взаимозависимости всех элементов инфраструктуры;

распределенность полномочий

— перенесение части функций поддержки МП с вышестоящего на нижестоящий уровень;

комплексность

— обеспечение основных потребностей малых предприятий при их становлении и развитии, обеспечение полного спектра услуг для малых предприятий;

равный доступ к мерам государственной поддержки для каждого предпринимателя

-

долевое финансирование

— государственная поддержка осуществляется при условии, что предприятие уже располагает определенной собственностью, вкладывает в реализацию своих целей часть своих финансовых или других ресурсов, привлекает негосударственный капитал;

учет регионального аспекта, ориентация на местный рынок

— предоставление преимуществ малым предприятиям из городов и районов, нуждающихся в подтягивании социально-экономического развития до средне областного уровня;

гласность

— доведение информации о реализации программных мероприятий до общественности;

интерактивность

– адекватное реагирование всех уровней государственной и исполнительной власти на проблемы, возникающие в сфере МП;

делегирование (распределенность) функций

– обеспечение участия предпринимательских кругов, общественных объединений и союзов предпринимателей в реализации проектов программы;

ограниченность

— господдержкой пользуются предприятия и физические лица, отнесенные Федеральным Законом и Правительством РФ к субъектам МП; поддержка оказывается юридическим и физическим лицам, отнесенным законодательством к субъектам МП.

другие принципы

-


                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

 

Нормативно-правовое регулирование и программное обеспечение развития малого инновационного предпринимательства в РФ

Федеральный уровень

- ФЗ №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», прин. 12.05.1995 в ред. 02.02.2006

- Проект федерального закона «О государственной политике по развитию малого предпринимательства в РФ»

- ФЗ о поддержке и развитии инновационной деятельности отсутствует

- Указ През. РФ от 22.07.1998 № 863 «О госуд. политике по вовлечению в хоз. оборот рез-ов научно-тех. деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий»

- ФЗ от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 31.12.2005) «О науке и государственной научно-технической политике»

- ФЗ от 29.12.2000 № 168-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»»

-

- Проект Стратегии развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года

- Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы

- Проект Концепции гос. иннов. политики РФ на 2002-2005 гг.

Основы политики РФ в области развития науки и технологий (письмо Президента)

Постан. Правит. РФ от 31.12.1999 N 1460 «О комплексе мер по развитию и гос. поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности»

- Постан. Правит. РФ от 17.11.2005 № 685 «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности»

- Постан. Госкомстата РФ от 03.09.1998 № 91 (ред. от 19.06.2000) «Об утв. формы федер. гос. статист. наблюдения за инновац. деятельностью»

- Постан. Правит. РФ от 16.06.2004 № 281 «О федер. агентстве по науке и инновациям»

-

ФП поддержки и развития МП в РФ - отсутствует

 

ФП развития и поддержки инновационной деятельности отсутствует

ФЦП Национальная технологическая база на 2002-2006 гг., утв. постан. Правит. РФ №779 от 8.11.2002 г.

Региональный уровень (на примере Республики Татарстан)

Закон РТ О поддержке малого предпринимательства - отсутствует

 

Закон РТ Об инновациях и государственной поддержке инновационной деятельности в РТ – только в проекте

Закон РТ от 18.06.1998 г. № 1661 (ред. от 04.05.2006) «О науке и научной деятельности»

- Указ През. РТ от 20.03.2001 г. № УП-221 «О содействии развитию частного бизнеса и поддержке предпринимательства»

- Указ През. РТ от 04.06.2001 № УП-474 (ред. от 25.07.2001) «О мерах по развитию малого предпринимательства в нефтехимическом комплексе РТ»

- Постан. КМ РТ от 19.02.2002 № 73 (ред. от 21.07.2003) «О предост. гос. гарантий РТ по заимствованиям субъектов МП»

-

-

- Постан. КМ РТ от 29.09.2005 г. № 473 «О создании некоммер. организации «Фонд содействия развитию венчур. инвестиций в малые предприятия в научно-тех. сфере РТ»»

- Постановление КМ РТ от 30.06.2003 г. № 341 «Об утверждении устава татарского республиканского фонда финансовой поддержки МП»

- Постановление КМ РТ от 28.08.2001 г. № 586 «О ведении мониторинга состояния и развития субъектов малого предпринимательства»

- Постан. КМ РТ от 16.12.2004 г. № 532 «Об утв. Формы республиканского гос. стат. наблюдения «Приложение к форме № 4-Инновация (полугодовая) «Сведения об иннов. деят-ти организации»»

- Постан. КМ РТ от 10.12.1999 г. № 810 (ред. от 23.08.2004) «Об образовании правит. комиссии РТ по научно-технической и инновационной политике»

- Закон РТ от 21.10.2005 г. № 105-ЗРТ (ред. от 17.07.2006) «Об утв. программы поддержки МП в РТ на 2005 - 2010 гг.»

- Постан. КМ РТ от 12.03.2004 г. № 121 «Об утв. респуб. программы развития иннов. деят-ти в РТ на 2004 - 2010 гг.»

Программа социально-экономического развития РТ на 2005-2010 гг.. (утв. ГС РТ 24.11.2005 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.

Мероприятия Региональной программы развития малого инновационного предпринимательства

Задачи программы

Мероприятия программы

1. Стимулирование отраслевой реструктуризации и – параллельное – наращивание сектора МП региона

1.1    Пересмотр и модернизация государственной политики поддержки МП;

 

 

 

 

 

 

 

1.2    Создание механизма государственного стимулирования отраслевой реструктуризации малого предпринимательства.

1.1.1 Законодательные инициативы по внесению изменений и дополнений в ФЗ №88 «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» (в ред. 02.02.2006 № 19-ФЗ), направленные на:

- определение сущности малого инновационного предприятия;

- определение количественных характеристик малых инновационных фирм на основе выделенных инновационных функций;

- разработку методики оценки инновационного потенциала малых предприятий;

1.1.2 Разработка и принятие Закона Республики Татарстан «О поддержке малого предпринимательства», который бы закрепил приоритетные направления и меры государственной поддержки и развития регионального сектора МП и МИП;

1.2.1 Создание подсистемы мониторинга сектора МИП в республиканской системе статистического исследования сектора МП;

1.2.2 Организация подразделений в составе государственных учреждений по развитию МП, занимающихся вопросами развития МИП;

 

2. Создание долгосрочного механизма поддержки деятельности МИП в рамках региональной ИС

2.1    Модернизация действующего законодательства (как на федеральном, так и на региональном уровнях) в сфере оборота объектов интеллектуальной собственности, регулирования инновационной деятельности, поддержки МП;

 

2.2    Формирование эффективного механизма «оборота» малых инновационных предприятий, т.е. устранение всех существующих барьеров при регистрации, реорганизации, ликвидации таких предприятий, выработка страховых механизмов от правонарушений в данной сфере;

 

2.3    Создание и внедрение механизмов прямого и косвенного стимулирования развития МИП на региональном и местном уровнях;

 

2.4    Формирование инфраструктуры эффективного и устойчивого функционирования МИП;

 

 

2.5    Создание механизма сотрудничества субъектов ИС региона (крупный бизнес, МИП, научные организации, инфраструктура, государственные учреждения);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6    Создание региональной системы ресурсного обеспечения субъектов МИП (в том числе и кадрового);

 

 

 

2.7    Формирование механизмов привлечения частного капитала в сектор МИП;

2.8    Формирование комплекса мер, направленных на развитие экспортного потенциала МИП и развитие межрегиональных и международных кооперационных связей в научно-технической сфере.

2.1.1            Законодательное закрепление за МИП определенной доли проводимых за счет госбюджета НИОКР;

2.1.2            Создание механизмов стимулирования местных властей к развитию МИП на конкретных территориях;

2.1.3            Пересмотр политики и нормативно-правовых актов, регулирующих НИОКР и предпринимательскую деятельность в вузах (государственных и коммерческих);

 

 

 

2.2.1             Формирование списка МИП РТ (на основе усовершенствованной терминологии), оказание консультационной, маркетинговой, рекламной, правовой поддержки;

2.2.2             Рассмотрение вопроса о целесообразности внедрения новых форм оплаты труда руководителей муниципальных образований на основе системы показателей социально-экономического развития вверенных территорий (в том числе показателей развития секторов МП и МИП);

 

 

 

 

 

 

2.3.1            Определение системы налогового стимулирования функционирования МИП (в том числе и с участием крупного бизнеса);

2.3.2            Модернизация региональных программ развития отдельных отраслей с учетом необходимости развития сектора МИП;

 

 

 

2.4.1            Формирование инфраструктурных организаций, оказывающих услуги по управлению качеством в МИП;

2.4.2            Формирование и запуск механизма создания и использования «пакетных» инновационных продуктов в деятельности малых предприятий региона;

 

2.5.1            Способствование развитию корпоративных объединений инновационных предпринимателей с целью налаживания конструктивного общения между основными элементами ИС, совершенствования мер господдержки инновационной деятельности;

2.5.2            Государственное предпринимательство (участие специальных организаций с государственным капиталом в реализации НИОКР совместно с МИП, крупным бизнесом, зарубежными организациями; создание частно-государственных венчурных фондов, ориентированных на финансирование деятельности малых научно-исследовательских и малых научно-внедренческих фирм);

2.5.3            Создание механизма контроля деятельности МИП (с решением проблем национальной безопасности, трансфера результатов НИОКР из государственных организаций к коммерческим, страхования участников инновационного процесса, сохранности бюджетных средств);

 

2.6.1            Создание системы кадрового обеспечения сектора МИП;

2.6.2            Модернизация действующего законодательства (как на федеральном, так и на региональном уровнях) в сфере оборота объектов интеллектуальной собственности: формирование законодательно закрепленного механизма трансфера результатов НИОКР от научно-исследовательских организаций, финансируемых из госбюджета, к частным МИП и далее в массовое производство;

2.7.1            Создание условий для формирования в регионе рынка ценных бумаг, выпущенных МИП;

 

 

2.8.1            Инициирование создания стратегических альянсов с участием МИП, крупных компаний (зарубежных, отечественных) в сфере организации научных исследований и производства наукоемких видов продукции, создания венчурных инвестиционных фондов крупными корпорациями, венчурных фондов на основе капитала частных инвесторов.

 

 

 

 

 

 

58



[1]Алешкин А.И. Понятие субъекта малого предпринимательства и законодательство, регулирующее правоотношения в данной сфере// Предпринимательское право, 2010, N 4.

 

[2] Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

 

[3] Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса.- М. 2007

[4] Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса.- М. 2007.

 

[5] Российское предпринимательское право: Учебник (отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова).- М.:Проспект, 2011.- 572с.

 

[6] Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2011 года. Подготовлен Ф.С. Сайдуллаевым и А.М. Шестоперовым. – М., 2011.

 

[7] Гусева Т.А., Гришина К.В., Леташова И.С. Руководство по организации малого и среднего бизнеса: Правовые аспекты.- М.: Деловой двор, 2010.- 29с.

 

[8] Интернет-портал «ОПОРЫ РОССИИ» (www.opora.ru)

 

[9] Федеральный закон от 17.07.2009 N 162-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении  контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"

 

[10] Горшков Г. Малый и средний бизнес: государство в помощь!// "ЭЖ-Юрист", 2011, N 32

 

[11]Добронравов А. Н. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства / А. Н. Добронравов // Дайджест-финансы. - 2005 - №2.

 

[12] Интернет-портал «ОПОРЫ РОССИИ» (www.opora.ru)

 

[13] Горшков Г. Малый и средний бизнес: государство в помощь!// "ЭЖ-Юрист", 2011, N 32

 

[14]БутН.Д,              ЛарьковА.Н.,              ПаламарчукА.В              Государственный контроль и защита предпринимательства. Москва,2009

 

[15] Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

 

[16] Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.2009 № 294-ФЗ (ред. от 01.07.2011г.) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

[17] Федеральный закон Российской Федерации от 18.07.2009 №190-ФЗ (ред. от 30.11.2011г.) «О кредитной кооперации»

 

[18] Постановление Правительства РФ от 27.02.2009 N 178 «О распределении и представлении субсидий из Федерального бюджета субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

 

[19] Постановление Правительства РФ от 27.02.2009 N 178 «О распределении и представлении субсидий из Федерального бюджета субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

[20] Шаронова Е.А. Особый порядок налогообложения субсидий на развитие бизнеса (как субъектам малого предпринимательства отражать полученную субсидию в доходах и расходах при разных режимах налогообложения)// Главная книга, 2011, N 23.

 

[21] Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России. М.: Сфера, 2007

[22] В.Блюменфельд «Большие проблемы малого бизнеса»: Экономика и жизнь, 2007 г.

 

[23] Залозная Г.М., Витренко Л.А.  Финансовый механизм  устойчивости малых предприятий // "Экономика региона". - Екатеринбург, 2007

 

[24]Н.Д.Бут, А.Н.Ларьков, А.В.Паламарчук. Государственный контроль и защита предпринимательства. Москва,2009

 

[25] Энциклопедия предпринимательства / Под ред М.С. Серегина. СПб.: Русский север, 2008

 

[26] В.Блюменфельд «Большие проблемы малого бизнеса»: Экономика и жизнь, 2007 г.

27 Карпов С.А. Последствия мирового кризиса для российского малого предпринимательства: вызовы и возможности адаптации // Финансист, 2009. № 1.

 

[27] 

 

[28] Интернет-портал «ОПОРЫ РОССИИ» (www.opora.ru)

 

[29] Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2011 года. Подготовлен Ф.С. Сайдуллаевым и А.М. Шестоперовым. – М., 2011.

[30] Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2011 года. Подготовлен Ф.С. Сайдуллаевым и А.М. Шестоперовым. – М., 2011.

[31] Основные направления антикризисных мер  Правительства Российской Федерации на 2010год (одобрено на заседании Правительства РФ «протокол от 30 декабря 2009г. №42»).

 

[32]Н.Д.Бут, А.Н.Ларьков, А.В.Паламарчук. Государственный контроль и защита предпринимательства. Москва,2009

 

[33] По материалам Госстата РТ (2011 г.).

[34] Указ Президента РТ от 20.03.2001 г. № УП-221 «О содействии развитию частного бизнеса и поддержке предпринимательства» [Электронный ресурс]: Общероссийская сеть распространения правовой информации «Консультант плюс». – ООО «Закамский центр консультант». – Режим доступа : свободный.

 

[35] Нигматуллина, А. В Татарстане набирает обороты программа кредитования субъектов малого предпринимательства [Электронный ресурс] / Татар-информ, 25.07.2006 г. – Режим доступа : http://www.aspredrt.ru/?_pageid=27&pg=12, свободный. – Загл. с экр.

 

[36] Программа социально-экономического развития РТ на 2005-2010 гг., утв. законом РТ от 27.12.2005 г. №133-ЗРТ «Об утверждении программы социально-экономического развития РТ на 2005-2010 гг.» [Электронный ресурс]: Общероссийская сеть распространения правовой информации «Консультант плюс». – ООО «Закамский центр консультант». – Режим доступа : свободный.

 

[37] Морозов, А.В. Методы разработки региональной инновационной программы // Сб. науч. тр. Экономика и менеджмент. – Вып. 1. / под ред. П.П. Табурчака. СПБГТИ (ТУ) – СПб. : ИК Синтез, 2005. – С. 41-44.

 

[38]Смирнов, С.А. Проблемы малого и среднего бизнеса в России // Наука и промышленность России. – 2001. - № 7. – С. 34-37.

 

[39] Государственная комплексная программа Республики Татарстан «Развитие инновационной деятельности в РТ» на 2004-2010 годы, утв. Постановлением Кабинета Министров РТ от 12.03.2004 г. № 121 [Электронный ресурс] : Общероссийская сеть распространения правовой информации «Консультант плюс». – ООО «Закамский центр консультант». – Режим доступа : свободный.

 

[40] Инновационность хозяйственных систем / Кушлин В.И., Фоломьев А.Н., Селезнев А.З., Смирницкий Е.К. – М. : Эдиториал УРСС, 2000. – 205 с.

 

[41] Плотников, А.Н. Взаимодействие участников научно-технического комплекса региона // Регионология. – 2005. - № 2. – С. 82-98.

 

[42] Генералов В. В., Лычагин М. В. Анализ программ государственной поддержки предпринимательства / отв. редактор д. э. н. Г. М. Мкртчян. — Новосибирск : ИЭОПП СО РАН, НГУ, 2004. — 48 с.

 

[43] Андреев, Ю.Н. Мониторинг региональной научно-технической политики // Регионология. – 2005. - № 3. – С.89-105.

 

[44] Генералов В. В., Лычагин М. В. Анализ программ государственной поддержки предпринимательства / отв. редактор д. э. н. Г. М. Мкртчян. — Новосибирск : ИЭОПП СО РАН, НГУ, 2004. — 48 с.

 

[45] Ореховский Н., Широнин В. Малое и среднее предпринимательство в России // Общество и экономика. – 2005. – №12. – С. 49-85.

 

[46] Хамидуллин, Ф.Ф. Малый бизнес в трансформируемой экономике: тенденции и перспективы развития. – Казань : Изд-во казанск. ун-та, 2006. – 180 с.

 

[47] Батяев А.А., Дудкина М.Г., Нурушева Л.К. Кредиты для малого бизнеса в условиях кризиса.- М.: Научная книга, 2010.- 66с.

 

[48] По материалам Госстата РТ (2011 г.).


Информация о работе Управление процессами развития малого бизнеса