Управление процессами развития малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:44, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является выявление путей комплексного подхода к эффективному управлению процессом развития малого предпринимательства в РФ и Республике Татарстан.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
 провести комплексный анализ роли и значения малого предпринимательства; дать обоснованную оценку современного уровня его развития в РФ;
 выявить и обосновать имеющиеся и перспективные источники необходимых ресурсов для сбалансированного развития предприятий сектора малого бизнеса и определить наиболее эффективные направления их использования;
 обосновать экономический механизм обеспечения поддержки малого бизнеса со стороны государства; показать инфраструктуру государственно-общественной системы управления процессом развития малого бизнеса;
 произвести анализ современного состояния и тенденций развития малого бизнеса на примере Республики Татарстан;
 выявить методы повышения эффективности функционирования субъектов малого предпринимательства в инновационной системе региона.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
 провести комплексный анализ роли и значения малого предпринимательства; дать обоснованную оценку современного уровня его развития в РФ;
 выявить и обосновать имеющиеся и перспективные источники необходимых ресурсов для сбалансированного развития предприятий сектора малого бизнеса и определить наиболее эффективные направления их использования;
 обосновать экономический механизм обеспечения поддержки малого бизнеса со стороны государств

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. Процесс управления развитием малого бизнеса 9
1.1. Сущность и принципы управления
процессом развития малого предпринимательства 9
1.2. Состояние процесса управления
малым бизнесом 19

ГЛАВА 2. Создание целостной системы управления
процессом развития и поддержки малого предпринимательства 28
2.1. Основные направления государственной поддержки
малого предпринимательства в Российской Федерации 28
2.2.Основные направления инфраструктурной и финансовой
поддержки малого предпринимательства 38
ГЛАВА 3. Анализ современного состояния и тенденции развития малого предпринимательства в Российской Федерации на примере Республики Татарстан 56
3.1. Анализ состояния и роли малого предпринимательства в Республике Татарстан 56
3.2. Модель функционирования субъектов малого предпринимательства
в инновационной системе региона 60
3.3. Основные направления мероприятий региональной программы развития малого предпринимательства на основе кластерного подхода на примере Республики Татарстан 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 91

Работа содержит 1 файл

Готовая ВКР Ильдаровой.doc

— 729.50 Кб (Скачать)

Малому бизнесу практически нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений. Сфера его деятельности ограничена.

У предприятия нет возможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограничены масштабом производства. Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и дилерскую сеть. По этой же причине малые предприятия не способны проводить научные исследования и перспективы начинания.

Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение малые бизнес, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством. Таковы основные недостатки малого бизнеса.

Чаще всего малые предприятия терпят неудачу, потому что менеджеры не могут справиться с постоянно возрастающими требованиями к управлению. Как точно подметил один их выдающихся исследователей менеджмента Питер Друкер, современным менеджерам приходится управлять дискретным хаосом. Поэтому руководитель малого предприятия должен быть компетентен в той сфере деятельности, в которой осуществляется его бизнес. Это означает, во-первых, что он должен хорошо знать отрасль, ее структуру и особенности перемен, которые в ней происходят. Во-вторых, он должен быть компетентен в области технологии производства продукта и обладать достаточным опытом организации процесса производства. В-третьих, он должен достаточно ясно представлять основные этапы развития организации и необходимые действия на каждом из них. В-четвертых, современному руководителю не обойтись без знаний в области менеджмента. Построить эффективную управленческую деятельность без учета закономерностей организационного развития практически невозможно. В-пятых, для того, чтобы управленческая деятельность была результативной, руководителю необходима хорошая экономическая подготовка. Это основные требования к компетентности руководителя, которые лежат в основе успеха деятельности малого предприятия[7].

Таблица 1

Приоритетность проблем, стоящих перед субъектами малого предпринимательства

Номер п/п.

Предкризисный период

Посткризисный период

Проблема

Предприятия, сталкивающиеся с данной проблемой, % опрошенных

Проблема

Предприятия, сталкивающиеся с данной проблемой, % опрошенных

11

Вымогательство чиновников

49,3

Организация сбыта

64,3

22

Неплатежи, ненадежность партнеров

48,5

Неплатежи, ненадежность партнеров

59,0

33

Поиск оборотных средств

40,2

Поиск оборотных средств

58,7

44

Правовая незащищенность

37,6

Приобретение сырья и материалов

52,4

55

Организация сбыта

36,6

Уплата налогов

47,3

К сожалению, многие предприниматели говорят о том, что не верят в поддержку государства и рассчитывают на собственные силы и ресурсы. На самом же деле, поддержка есть, и она достаточно ощутима. Так, например, 12 декабря 2011года состоялось совещание с участием Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова, заместителя председателя ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» («Внешэкономбанк») Михаила Копейкина, директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ Натальи Ларионовой и др. на тему «Общие стандарты создания и управления промышленными парками и формирования специализированных программ поддержки предпринимательства «Внешэкономбанком» и ОАО «МСП Банк»[8]. Обсуждались вопросы поддержки предпринимательства и создания специализированной инфраструктуры для развития малого и среднего бизнеса. Президент РТ Рустам Минниханов заявил, что сегодня невозможно реализовать серьезные проекты в сфере предпринимательства без федеральной и региональной поддержки. Как правило, для этого требуются кредиты, использование лизинговых схем, решение других вопросов. «Татарстан как один из регионов России накопил достаточный опыт в развитии и поддержке малого и среднего бизнеса, в частности, в создании специализированных площадок для предпринимательства»,- отметил Рустам Минниханов. По его мнению, именно создание столь необходимой инфраструктуры – технополисов, технопарков, бизнес-инкубаторов – пользуется заслуженной популярностью у предпринимательства. В качестве успешного примера взаимодействия государства (создание инфраструктуры) и бизнеса (компании – резиденты) Рустам Минниханов привел технопарк в сфере высоких технологий ИТ-парк, Камский индустриальный парк «Мастер», технопарк «Идея» и другие площадки. По мнению Рустама Минниханова, сегодняшний разговор важен и с точки зрения увеличения доли малого и среднего предпринимательства в объеме валового регионального продукта (ВРП). Сейчас в Татарстане доля малого и среднего предпринимательства в ВРП составляет 24,6%, отметил он, возможно, для некоторых регионов это много, но Татарстан намерен увеличивать эту цифру. «Финансовые вложения государства в создание инфраструктуры для развития бизнеса, предпринимательства, дают результаты», - заявил Рустам Минниханов. По его словам, опыт, накопленный Татарстаном в этом вопросе, может быть тиражирован в другие регионы. Заместитель председателя ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» («Внешэкономбанк») Михаил Копейкин в ходе совещания рассказал о механизмах поддержки «Внешэкономбанком» проектов развития территориально-производственных кластеров. У «Внешэкономбанка» предусмотрена большая программа поддержки малого и среднего предпринимательства. По словам Михаила Копейкина, с 2008 года и до конца 2011 года общая сумма поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны «Внешэкономбанка» (включая дочерние банки) составит более 300 млрд. руб. Он отметил, что Татарстан является регионом – лидером в области развития предпринимательства и получения финансовой поддержки проектов, направленных на развитие предпринимательства. «Мы сегодня рассматриваем Татарстан как площадку для отработки многих пилотных проектов, в том числе схем финансирования проектов кластерного развития», - сказал Михаил Копейкин. По его словам, в регионе подходят к вопросу развития экономики комплексно. Заместитель председателя «Внешэкономбанка» отметил, что сегодня есть заинтересованность в непрерывном финансировании проектов – от посевной стадии до выпуска готовой продукции. На базе технополиса «Химград» в Казани мы можем изучить и отработать такую схему финансирования, заявил Михаил Копейкин. Далее об организации инфраструктуры поддержки предпринимательства в Татарстане и отдаче от проектов рассказали председатель Совета директоров технополиса «Химград» Альберт Каримов, генеральный директор «КИП «Мастер» Максим Стеблов, директор ГАУ «Технопарк в сфере высоких технологий ИТ-парк» Динар Насыров и другие. О реализации государственной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства в части оказания поддержки промышленным паркам и центрам кластерного развития рассказала директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ Наталья Ларионова. Подводя итоги совещания, Президент РТ предложил руководству Минэкономразвития РФ и «Внешэкономбанка» рассмотреть возможность увеличения объема государственной поддержки предпринимательства. «Мы должны сегодня помогать самодостаточным предпринимателям, бизнесменам открывать дело, налаживать новые производства»,- сказал он. Это, в свою очередь, обеспечит новые рабочие места, заработную плату, увеличит поступления в бюджеты всех уровней. «Надо пересмотреть отношение к предпринимательству, - заявил Рустам Минниханов. – Нам нужно развивать реальный сектор экономики». Рустам Минниханов считает, что сегодня инфраструктуру для предпринимательства может создать только государство, оказывая, таким образом, реальную поддержку малому и среднему бизнесу. В ходе совещания прозвучал положительный пример. Анализ бюджетной эффективности вложенных в развитие Камского индустриального парка (КИП) «Мастер» средств показал: бюджетных средств в проект было вложено 1,3 млрд. руб., в бюджеты всех уровней за время работы от компаний – резидентов перечислено более 8 млрд. руб.

       Федеральный закон от 17.07.2009 N 162-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении  контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"[9], отменяющий использование контрольно-кассовых аппаратов для представителей малого бизнеса, уплачивающих единый налог на вменённый доход, способствует снижению издержек для предпринимателей. В 2011 году были подписаны и иные законодательные, и нормативные акты, касающиеся аренды, госзаказов, проверок малого бизнеса, и другие. Все эти действия со стороны государства показывают, что Программа поддержки малого предпринимательства действует, и государство прилагает достаточно сил для того, чтобы оказать максимальную помощь малому бизнесу. Кризис не может продолжаться бесконечно, а признание значения малого предпринимательства в экономике России, поддержка государства (при активном участии самих предпринимателей) помогут многим успешно развивать своё дело, и перспективы малого бизнеса в России, действительно, можно назвать оптимистичными.

Малый бизнес может стать той важной основой, с помощью которой буден осуществлен поворот к позитивным процессам в экономике, к созданию предпринимательской хозяйственной среды. Однако для того, чтобы малый бизнес смог выполнить все задачи, для решения которых он предназначен, для того, чтобы он мог в полном объеме реализовать заложенный в нем потенциал и использовать все свои преимущества, необходима его поддержка со стороны государства.

Поддержка малого предпринимательства осуществляется в нескольких направлениях, нацеленных на решение основных проблем малого бизнеса. Первое направление включает подготовку законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных производителей; защиту от посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое.

Второе направление включает формирование региональных центров поддержки предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).

Третье направление включает создание действенных финансово-кредитных и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего для самофинансирования. Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования, организация в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтах для поддержки малого предпринимательства[10].

Если индивидуальные предприятия в основном развиваются за счет собственных средств, то для более крупных предприятий малого бизнеса необходимо финансирование, за счет привлечения внешних источников средств. В этом случае возникают определенные проблемы. На получение полноценного банковского кредита могут рассчитывать далеко не все малые предприятия. Для положительного решения чаще всего требуется успешное ведение бизнеса не менее полугода, а чаще всего 9 месяцев или год. Вложенный собственный капитал, прозрачность бизнеса, поставленный учет, перспективы развития, реальные источники погашения кредита. Если предприниматель может применить эти термины к своему бизнесу, тогда вероятность получения кредита высока. Таким образом, кредитуются в основном компании, успешно работающие на рынке, а для начинающих стоит порой непреодолимая проблема – отсутствие начального капитала. Отсюда следует, что одно из основных направлений поддержки малого бизнеса должно проходить в обеспечении предприимчивых людей финансированием в начальный период деятельности, что может быть обеспечено государством за счет принятия программ по поддержке малого бизнеса. Это позволит увеличить количество малых предприятий, что положительно скажется на экономике страны.

В настоящее время наблюдается положительная тенденция в данном направлении. Банковские требования к "малым" заемщикам постоянно снижаются. Многие уже не настаивают на открытии счетов и переводе оборотов фирмы в свой банк, не требуют бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта. Снижаются также минимальные размеры ссуд и ставки кредитования

Кредитование малого бизнеса предполагает определенный риск и высокие издержки, банки закладывают все это в процентную ставку. С другой стороны, рост конкуренции неизбежно ведет к снижению процента[11].

Большую роль в государственной поддержке малого бизнеса должны сыграть государственные и муниципальные фонды. Фонды поддержки малого предпринимательства могут предоставить льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, выполнять функции залогодателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка.                              Возможности эффективного хозяйствования способствует соединение в одном лице собственника и управленца, характерное для многих малых предприятий.

 

 

 

ГЛАВА 2. Создание целостной системы управления процессом развития и поддержки малого предпринимательства

2.1. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации

Формирование среднего класса в современной России становится стратегической задачей повышения политической, экономической и социальной стабильности российского общества. Решение этой задачи требует создания благоприятных правовых и экономических условий для интенсивного развития малого и среднего предпринимательства, которое способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, снижает остроту безработицы, позволяет потребителям выбирать производителей товаров и услуг.

«К 2020 г. малый бизнес должен охватить в России 60 - 70% населения»», -  такое заявление сделал президент Д.А. Медведев на выездном заседании президиума Госсовета в Тобольске. Д.А. Медведев назвал развитие малого бизнеса ключевой задачей для стабильного долговременного развития страны. "Малый бизнес - это база для расширения предпринимательской активности и основа для увеличения среднего класса", - подчеркнул он[12].

Следует заметить, что в России пока на долю малого бизнеса приходится не более 17% ВВП, тогда как в развитых европейских странах малый и средний бизнес производит до 70% ВВП.

В период экономического кризиса малое предпринимательство как никогда нуждается в предоставлении льгот и поддержке государством для сохранения и упрочнения своих позиций в экономике страны. Для этого необходима четкая государственная политика, подкрепленная нормативно-правовой базой.

За последнее десятилетие в России сформировались основные общепринятые в странах с развитой рыночной экономикой элементы системы государственной поддержки малого предпринимательства. Учитывая современные условия и проблемы развития малого предпринимательства, а также недостаточную эффективность государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится в настоящее время ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

Рис. 2. Механизм оказания государственной поддержки малому предпринимательству

 

Систему государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее время составляют:

- государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства;

-государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;

Информация о работе Управление процессами развития малого бизнеса