Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:44, дипломная работа
Целью дипломного исследования является выявление путей комплексного подхода к эффективному управлению процессом развития малого предпринимательства в РФ и Республике Татарстан.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
провести комплексный анализ роли и значения малого предпринимательства; дать обоснованную оценку современного уровня его развития в РФ;
выявить и обосновать имеющиеся и перспективные источники необходимых ресурсов для сбалансированного развития предприятий сектора малого бизнеса и определить наиболее эффективные направления их использования;
обосновать экономический механизм обеспечения поддержки малого бизнеса со стороны государства; показать инфраструктуру государственно-общественной системы управления процессом развития малого бизнеса;
произвести анализ современного состояния и тенденций развития малого бизнеса на примере Республики Татарстан;
выявить методы повышения эффективности функционирования субъектов малого предпринимательства в инновационной системе региона.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
провести комплексный анализ роли и значения малого предпринимательства; дать обоснованную оценку современного уровня его развития в РФ;
выявить и обосновать имеющиеся и перспективные источники необходимых ресурсов для сбалансированного развития предприятий сектора малого бизнеса и определить наиболее эффективные направления их использования;
обосновать экономический механизм обеспечения поддержки малого бизнеса со стороны государств
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. Процесс управления развитием малого бизнеса 9
1.1. Сущность и принципы управления
процессом развития малого предпринимательства 9
1.2. Состояние процесса управления
малым бизнесом 19
ГЛАВА 2. Создание целостной системы управления
процессом развития и поддержки малого предпринимательства 28
2.1. Основные направления государственной поддержки
малого предпринимательства в Российской Федерации 28
2.2.Основные направления инфраструктурной и финансовой
поддержки малого предпринимательства 38
ГЛАВА 3. Анализ современного состояния и тенденции развития малого предпринимательства в Российской Федерации на примере Республики Татарстан 56
3.1. Анализ состояния и роли малого предпринимательства в Республике Татарстан 56
3.2. Модель функционирования субъектов малого предпринимательства
в инновационной системе региона 60
3.3. Основные направления мероприятий региональной программы развития малого предпринимательства на основе кластерного подхода на примере Республики Татарстан 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 91
Малому бизнесу практически нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений. Сфера его деятельности ограничена.
У предприятия нет возможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограничены масштабом производства. Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и дилерскую сеть. По этой же причине малые предприятия не способны проводить научные исследования и перспективы начинания.
Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение малые бизнес, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством. Таковы основные недостатки малого бизнеса.
Чаще всего малые предприятия терпят неудачу, потому что менеджеры не могут справиться с постоянно возрастающими требованиями к управлению. Как точно подметил один их выдающихся исследователей менеджмента Питер Друкер, современным менеджерам приходится управлять дискретным хаосом. Поэтому руководитель малого предприятия должен быть компетентен в той сфере деятельности, в которой осуществляется его бизнес. Это означает, во-первых, что он должен хорошо знать отрасль, ее структуру и особенности перемен, которые в ней происходят. Во-вторых, он должен быть компетентен в области технологии производства продукта и обладать достаточным опытом организации процесса производства. В-третьих, он должен достаточно ясно представлять основные этапы развития организации и необходимые действия на каждом из них. В-четвертых, современному руководителю не обойтись без знаний в области менеджмента. Построить эффективную управленческую деятельность без учета закономерностей организационного развития практически невозможно. В-пятых, для того, чтобы управленческая деятельность была результативной, руководителю необходима хорошая экономическая подготовка. Это основные требования к компетентности руководителя, которые лежат в основе успеха деятельности малого предприятия[7].
Таблица 1
Приоритетность проблем, стоящих перед субъектами малого предпринимательства
Номер п/п. | Предкризисный период | Посткризисный период | ||
Проблема | Предприятия, сталкивающиеся с данной проблемой, % опрошенных | Проблема | Предприятия, сталкивающиеся с данной проблемой, % опрошенных | |
11 | Вымогательство чиновников | 49,3 | Организация сбыта | 64,3 |
22 | Неплатежи, ненадежность партнеров | 48,5 | Неплатежи, ненадежность партнеров | 59,0 |
33 | Поиск оборотных средств | 40,2 | Поиск оборотных средств | 58,7 |
44 | Правовая незащищенность | 37,6 | Приобретение сырья и материалов | 52,4 |
55 | Организация сбыта | 36,6 | Уплата налогов | 47,3 |
К сожалению, многие предприниматели говорят о том, что не верят в поддержку государства и рассчитывают на собственные силы и ресурсы. На самом же деле, поддержка есть, и она достаточно ощутима. Так, например, 12 декабря 2011года состоялось совещание с участием Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова, заместителя председателя ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» («Внешэкономбанк») Михаила Копейкина, директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ Натальи Ларионовой и др. на тему «Общие стандарты создания и управления промышленными парками и формирования специализированных программ поддержки предпринимательства «Внешэкономбанком» и ОАО «МСП Банк»[8]. Обсуждались вопросы поддержки предпринимательства и создания специализированной инфраструктуры для развития малого и среднего бизнеса. Президент РТ Рустам Минниханов заявил, что сегодня невозможно реализовать серьезные проекты в сфере предпринимательства без федеральной и региональной поддержки. Как правило, для этого требуются кредиты, использование лизинговых схем, решение других вопросов. «Татарстан как один из регионов России накопил достаточный опыт в развитии и поддержке малого и среднего бизнеса, в частности, в создании специализированных площадок для предпринимательства»,- отметил Рустам Минниханов. По его мнению, именно создание столь необходимой инфраструктуры – технополисов, технопарков, бизнес-инкубаторов – пользуется заслуженной популярностью у предпринимательства. В качестве успешного примера взаимодействия государства (создание инфраструктуры) и бизнеса (компании – резиденты) Рустам Минниханов привел технопарк в сфере высоких технологий ИТ-парк, Камский индустриальный парк «Мастер», технопарк «Идея» и другие площадки. По мнению Рустама Минниханова, сегодняшний разговор важен и с точки зрения увеличения доли малого и среднего предпринимательства в объеме валового регионального продукта (ВРП). Сейчас в Татарстане доля малого и среднего предпринимательства в ВРП составляет 24,6%, отметил он, возможно, для некоторых регионов это много, но Татарстан намерен увеличивать эту цифру. «Финансовые вложения государства в создание инфраструктуры для развития бизнеса, предпринимательства, дают результаты», - заявил Рустам Минниханов. По его словам, опыт, накопленный Татарстаном в этом вопросе, может быть тиражирован в другие регионы. Заместитель председателя ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» («Внешэкономбанк») Михаил Копейкин в ходе совещания рассказал о механизмах поддержки «Внешэкономбанком» проектов развития территориально-
Федеральный закон от 17.07.2009 N 162-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"[9], отменяющий использование контрольно-кассовых аппаратов для представителей малого бизнеса, уплачивающих единый налог на вменённый доход, способствует снижению издержек для предпринимателей. В 2011 году были подписаны и иные законодательные, и нормативные акты, касающиеся аренды, госзаказов, проверок малого бизнеса, и другие. Все эти действия со стороны государства показывают, что Программа поддержки малого предпринимательства действует, и государство прилагает достаточно сил для того, чтобы оказать максимальную помощь малому бизнесу. Кризис не может продолжаться бесконечно, а признание значения малого предпринимательства в экономике России, поддержка государства (при активном участии самих предпринимателей) помогут многим успешно развивать своё дело, и перспективы малого бизнеса в России, действительно, можно назвать оптимистичными.
Малый бизнес может стать той важной основой, с помощью которой буден осуществлен поворот к позитивным процессам в экономике, к созданию предпринимательской хозяйственной среды. Однако для того, чтобы малый бизнес смог выполнить все задачи, для решения которых он предназначен, для того, чтобы он мог в полном объеме реализовать заложенный в нем потенциал и использовать все свои преимущества, необходима его поддержка со стороны государства.
Поддержка малого предпринимательства осуществляется в нескольких направлениях, нацеленных на решение основных проблем малого бизнеса. Первое направление включает подготовку законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных производителей; защиту от посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое.
Второе направление включает формирование региональных центров поддержки предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).
Третье направление включает создание действенных финансово-кредитных и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего для самофинансирования. Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования, организация в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтах для поддержки малого предпринимательства[10].
Если индивидуальные предприятия в основном развиваются за счет собственных средств, то для более крупных предприятий малого бизнеса необходимо финансирование, за счет привлечения внешних источников средств. В этом случае возникают определенные проблемы. На получение полноценного банковского кредита могут рассчитывать далеко не все малые предприятия. Для положительного решения чаще всего требуется успешное ведение бизнеса не менее полугода, а чаще всего 9 месяцев или год. Вложенный собственный капитал, прозрачность бизнеса, поставленный учет, перспективы развития, реальные источники погашения кредита. Если предприниматель может применить эти термины к своему бизнесу, тогда вероятность получения кредита высока. Таким образом, кредитуются в основном компании, успешно работающие на рынке, а для начинающих стоит порой непреодолимая проблема – отсутствие начального капитала. Отсюда следует, что одно из основных направлений поддержки малого бизнеса должно проходить в обеспечении предприимчивых людей финансированием в начальный период деятельности, что может быть обеспечено государством за счет принятия программ по поддержке малого бизнеса. Это позволит увеличить количество малых предприятий, что положительно скажется на экономике страны.
В настоящее время наблюдается положительная тенденция в данном направлении. Банковские требования к "малым" заемщикам постоянно снижаются. Многие уже не настаивают на открытии счетов и переводе оборотов фирмы в свой банк, не требуют бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта. Снижаются также минимальные размеры ссуд и ставки кредитования
Кредитование малого бизнеса предполагает определенный риск и высокие издержки, банки закладывают все это в процентную ставку. С другой стороны, рост конкуренции неизбежно ведет к снижению процента[11].
Большую роль в государственной поддержке малого бизнеса должны сыграть государственные и муниципальные фонды. Фонды поддержки малого предпринимательства могут предоставить льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, выполнять функции залогодателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка. Возможности эффективного хозяйствования способствует соединение в одном лице собственника и управленца, характерное для многих малых предприятий.
ГЛАВА 2. Создание целостной системы управления процессом развития и поддержки малого предпринимательства
2.1. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации
Формирование среднего класса в современной России становится стратегической задачей повышения политической, экономической и социальной стабильности российского общества. Решение этой задачи требует создания благоприятных правовых и экономических условий для интенсивного развития малого и среднего предпринимательства, которое способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, снижает остроту безработицы, позволяет потребителям выбирать производителей товаров и услуг.
«К 2020 г. малый бизнес должен охватить в России 60 - 70% населения»», - такое заявление сделал президент Д.А. Медведев на выездном заседании президиума Госсовета в Тобольске. Д.А. Медведев назвал развитие малого бизнеса ключевой задачей для стабильного долговременного развития страны. "Малый бизнес - это база для расширения предпринимательской активности и основа для увеличения среднего класса", - подчеркнул он[12].
Следует заметить, что в России пока на долю малого бизнеса приходится не более 17% ВВП, тогда как в развитых европейских странах малый и средний бизнес производит до 70% ВВП.
В период экономического кризиса малое предпринимательство как никогда нуждается в предоставлении льгот и поддержке государством для сохранения и упрочнения своих позиций в экономике страны. Для этого необходима четкая государственная политика, подкрепленная нормативно-правовой базой.
За последнее десятилетие в России сформировались основные общепринятые в странах с развитой рыночной экономикой элементы системы государственной поддержки малого предпринимательства. Учитывая современные условия и проблемы развития малого предпринимательства, а также недостаточную эффективность государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится в настоящее время ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
Рис. 2. Механизм оказания государственной поддержки малому предпринимательству
Систему государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее время составляют:
- государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства;
-государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;
Информация о работе Управление процессами развития малого бизнеса