Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:44, дипломная работа
Целью дипломного исследования является выявление путей комплексного подхода к эффективному управлению процессом развития малого предпринимательства в РФ и Республике Татарстан.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
провести комплексный анализ роли и значения малого предпринимательства; дать обоснованную оценку современного уровня его развития в РФ;
выявить и обосновать имеющиеся и перспективные источники необходимых ресурсов для сбалансированного развития предприятий сектора малого бизнеса и определить наиболее эффективные направления их использования;
обосновать экономический механизм обеспечения поддержки малого бизнеса со стороны государства; показать инфраструктуру государственно-общественной системы управления процессом развития малого бизнеса;
произвести анализ современного состояния и тенденций развития малого бизнеса на примере Республики Татарстан;
выявить методы повышения эффективности функционирования субъектов малого предпринимательства в инновационной системе региона.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
провести комплексный анализ роли и значения малого предпринимательства; дать обоснованную оценку современного уровня его развития в РФ;
выявить и обосновать имеющиеся и перспективные источники необходимых ресурсов для сбалансированного развития предприятий сектора малого бизнеса и определить наиболее эффективные направления их использования;
обосновать экономический механизм обеспечения поддержки малого бизнеса со стороны государств
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. Процесс управления развитием малого бизнеса 9
1.1. Сущность и принципы управления
процессом развития малого предпринимательства 9
1.2. Состояние процесса управления
малым бизнесом 19
ГЛАВА 2. Создание целостной системы управления
процессом развития и поддержки малого предпринимательства 28
2.1. Основные направления государственной поддержки
малого предпринимательства в Российской Федерации 28
2.2.Основные направления инфраструктурной и финансовой
поддержки малого предпринимательства 38
ГЛАВА 3. Анализ современного состояния и тенденции развития малого предпринимательства в Российской Федерации на примере Республики Татарстан 56
3.1. Анализ состояния и роли малого предпринимательства в Республике Татарстан 56
3.2. Модель функционирования субъектов малого предпринимательства
в инновационной системе региона 60
3.3. Основные направления мероприятий региональной программы развития малого предпринимательства на основе кластерного подхода на примере Республики Татарстан 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 91
-специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам;
-упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
-упрощенный порядок составления статистической отчетности;
-льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;
-формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
-меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора);
-меры финансовой поддержки;
-меры для развития инфраструктуры поддержки;
-иные меры, обеспечивающие реализацию заявленных законопроектом целей.
Необходимо отметить, что в мировой практике не существует унифицированного определения категории малого предпринимательства. В основном, критерии отнесения к определенной группе связаны с количественными показателями, численностью занятых в МП, стоимостью основных фондов, объемом валовой продукции, а также родом деятельности.
В целом, под малым предпринимательством понимается такой вид деятельности во всех отраслях экономики, который осуществляется физическими лицами, зарегистрировавшимися в качестве предпринимателей, а также предприятия любой организационно- правовой формы, определяемой устойчивыми качественными и количественными показателями.
Однако, несмотря на то, что ключевым отличием малого предпринимательства являются не размеры и техническая вооружённость, а некое неформальное сочетание черт частного сектора, формальные же наименования малого предпринимательства определены нормативными государственными решениями, а не естественными экономическими отношениями и поэтому не имеют решающего значения.
58
В настоящее время многие проблемы в развитии малого предпринимательства порождены именно недостатками государственной экономической политики, определяющей основные параметры внешней среды, в которой происходит развитие малого бизнеса. Основными из них являются следующие:
-ограниченность внутреннего рынка, в т.ч. спроса на продукцию субъектов малого предпринимательства, в связи с сокращением поставок для государственных нужд, недостатком свободных финансовых ресурсов предприятий-потребителей и низкой покупательной способностью населения в условиях растущего давления со стороны зарубежных поставщиков;
-ориентация экономической политики на обеспечение интересов крупных хозяйственных и финансовых структур, монополизация факторов производства и каналов движения товаров, что создает менее благоприятные условия для деятельности малых предприятий и приводит к недостаточному учету их интересов при разработке и реализации государственной политики;
-чрезмерная жесткость фискальной и кредитно-денежной политики, приводящая к обострению проблем воспроизводства (недостаточность ресурсов для текущей деятельности и развития), и как следствие, вынужденное бегство субъектов малого бизнеса в «теневую экономику»;
-усиление региональной дифференциации экономики и «регионализация» внутреннего рынка вследствие роста транспортных тарифов, недостаточного развития инфраструктуры и действия субъективных факторов, приводящих к неравным условиям для развития субъектов малого бизнеса в различных регионах;
-несовершенство и противоречивость нормативно-правовой базы, неурегулированность отношений собственности, создающих трудности участия субъектов малого предпринимательства в институциональных преобразованиях, невозможности осуществления стратегического планирования.
Полностью устранить или существенно ограничить их действие можно с помощью государственной (а также интеграционной, международной и др.) поддержки малого предпринимательства при значительном улучшении всех факторов внешней (и внутренней) среды малого бизнеса.
Говоря о поддержке малого бизнеса, следует определить, что речь в данном случае должна идти не только о выделении каких-либо средств, а в первую очередь о создании благоприятного климата в стране, способствующего развитию и эффективному функционированию малого предпринимательства.
Раскрывая сущность системы поддержки, необходимо рассмотреть ее составляющие части. Как отмечают ведущие специалисты в этой области, она сочетает в себе два, начала: управленческое и обеспечивающее. Управленческое начало является ведущим, поскольку придает развитию малого бизнеса устойчивый, эффективный и управляемый характер - это формирование правовой среды функционирования малого бизнеса, а также решение организационно-
В структуре системы поддержки малого бизнеса выделяются три основных уровня: федеральный, региональный и местный. Каждый уровень сам образует некую систему и «представлен тремя блоками: концептуально-программным, организационно-ресурсным и функциональным. Между элементами блоков, блоками и уровнями системы поддержки существует тесная взаимосвязь, анализ которой позволяет сформулировать следующее определение: система государственной поддержки - это система управления развитием малого бизнеса и его всестороннего обеспечения, активно и целенаправленно воздействующая на внешнюю среду малых предприятий, оказывающая им прямую помощь и обеспечивающая эффективную самоорганизацию и самосовершенствование.
Координация федерального, регионального и местного уровней реализации политики требует в первую очередь учета того, какие цели и какими средствами могут быть реализованы с наибольшим эффектом на соответствующем уровне. Понятно, что федеральный уровень государственности должен в первую очередь обеспечивать создание и развитие правовых рамок, общих правил игры - включая налоговое законодательство, лицензирование и сертификацию и т.п. На региональный и местный уровни власти ложится тяжесть кредитно-финансовой и инфраструктурной поддержки малого бизнеса, поскольку малый бизнес по характеру и масштабу своей деятельности, как правило, является все же субъектом местных, локальных рынков. В Приложении 1 представлена схема, демонстрирующая факторы, влияющие на устойчивое функционирование и развитие хозяйствующих субъектов малого бизнеса.
Именно на уровне регионов и местного самоуправления должны определяться приоритетные направления поддержки малого бизнеса, здесь же должна вестись работа с конкретными проектами и по отбору финансовых и иных институтов, участвующих в реализации отдельных мероприятий и т.д.
Однако, с учетом глубоких региональных различий в уровнях социально-экономического развития и темпах проведения рыночных преобразований; нарастанием обособленности хозяйственных региональных комплексов; появлением признаков стабилизации на отдельных территориях и крупных городах на фоне общего ухудшения совокупного индекса качества жизни в большинстве регионов России управление процессом становления малым предпринимательством - проблема неоднозначная.
Существующая неравнозначность регионов по всей совокупности факторов развития, многонациональному составу населения, историческим особенностям вхождения в состав России - всё это предопределяет необходимость учета совокупности конкретных условий в процессе формирования механизмов рыночного хозяйствования и, в частности, малого предпринимательства[4].
Внешняя и внутренняя среда оказывают влияние на деятельность организаций малого бизнеса следующими факторами (рис. 2). Каждый из сегментов среды обладает своей спецификой. Особое значение имеет географическое положение региона. С одной стороны, географическое расположение региона может оказывать положительное влияние на развитие малого предпринимательства, с другой стороны, затруднять ведение бизнеса
Международные факторы |
| Политические факторы |
Экономические факторы | Научно-технические факторы | |
Региональные факторы | Географические факторы | |
Национально-культурные факторы | Социально-демографические факторы | |
Экологические и природно-сырьевые факторы | Правовые факторы |
Рис.1- Влияние факторов на малое предпринимательство
Если в рамках командно - административной модели стратегия управления и развития общества в значительной степени определялась в центре, то в новых условиях все в большей мере эти функции перекладываются на региональные органы власти.
В целом, их можно разделить на четыре группы. Первая - политическая - характеризуется необходимостью привлечения масс к активному участию в реализации программ социально - экономического развития области, района, что особенно важно в период выборов в органы власти. Вторая - структурно -технологическая. Администрация региона, выбирает основные направления структурной перестройки экономики, учитывая закономерности рыночных отношений и особенности геополитического и социально - экономического развития конкретной территории. Третья группа функций - экономическая. Администрация региона формирует экономический механизм, обеспечивающий реализацию программных мероприятий, направленных на структурную перестройку и развитие предпринимательства. Четвертая группа - социальная. Она связана с необходимостью вовлечения населения региона в решение социально - экономических проблем, для чего администрация формирует систему органов управления, в составе которой должны быть региональные, коммерческие, общественные и другие организации, имеющие общность целей. Естественно, что указанное деление во многом условно и чёткая грань между ними отсутствует[5].
По мнению многих исследователей, управление региональным развитием в России должно сочетать в себе не только методы административного управления, а также в большей мере экономического воздействия на основе двух подходов территориального и отраслевого.
Основная цель регионального развития - это изменение стандартов качества жизни. Для этого в распоряжении администраций в регионах имеются различные виды ресурсов:
- природные ресурсы (полезные ископаемые, водные ресурсы, земельные ресурсы, климат растительный и животный мир);
- люди (страты, образованные по критериям бытия, личной собственности, общественной собственности);
- продукты труда (основные средства производства, транспорт, средства связи и массовой информации, инфраструктура здравоохранения и образования, система органов управления и общественных объединений); знания (изобретения и открытия); культура.
Использование ресурсов происходит через развитие соответствующих рынков: товаров и услуг, финансового, фондового, рынка труда.
В эпоху рыночных отношений главным принципом управления развитием малого бизнеса должно стать создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйства. Внешняя среда должна стимулировать предпринимательскую активность и формировать стимулы для саморазвития и улучшения конкурентоспособности малого бизнеса с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Равные хозяйственные возможности для малых и более крупных предприятий, равные условия предпринимательской «деятельности при свободе выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости - необходимые условия успешного развития малого предпринимательства. Очень важно, чтобы эта поддержка содействовала добросовестной конкуренции; формированию широкого слоя собственников; созданию развитой инфраструктуры малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях; развитию приоритетных видов деятельности малого бизнеса; участию малых предприятий в реализации важнейших народнохозяйственных программ и проектов, а также в поставках продукции и выполнении работ для государственных нужд; модернизации производственных фондов малых предприятий, внедрению прогрессивных технологий и новой техники; устойчивому функционированию субъектов малого предпринимательства за счет уменьшения коммерческих и финансовых рисков, связанных с малым бизнесом.
Для реализации этих целей необходимы льготные условия доступа к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, научно-техническим разработкам и технологиям; помощь в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала малых предприятий; поддержка внешнеэкономической деятельности малого бизнеса, включая содействие развитию его торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными странами, а также привлечение иностранных инвестиций; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности и т.д.
Существенное преобразовательное влияние предпринимательской деятельности на изменение структуры хозяйственных систем в реформенный период обуславливает необходимость управления процессом развития и становления системы государственной поддержки малого предпринимательства и потребностью всего общества в эффективности развития бизнеса, который является неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования.
1.2. Состояние процесса управления малым бизнесом
Мировой финансовый кризис отразился в той или иной степени на всех сферах экономики, у людей снизились доходы и, как следствие, уменьшился спрос на товары и предлагаемые услуги. Малым предприятиям приходится прилагать большие усилия, чтобы "остаться на плаву" и получать доходы от своей деятельности. Правительство Российской Федерации объявило о том, что намерено всячески поддерживать малый бизнес с помощью новых законов, кредитных программ, субсидий и льгот.
По состоянию на 1 апреля 2011 года в России было зарегистрировано 230,9 тыс. малых предприятий, что на 5,2% больше, чем годом ранее. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей выросло на 6,9 ед. и составило 161,6 ед.
По итогам января-марта 2011 года среднесписочная численность занятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране выросла на 3,9% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года и составила 5 706,0 тыс. человек. Удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых за этот период увеличился на 0,5 п.п. до уровня 12,3%[6].
Наряду с такими преимуществами малого бизнеса как финансовые успехи, мобильность, новые разработки, быстрота реагирования и создание новых рабочих мест, он имеет определенные недостатки. Предприниматель работает под страхом быть разоренным, т.е. велика степень риска. Многое зависит не столько от гения руководителя, сколько от воздействия окружающей среды.
Информация о работе Управление процессами развития малого бизнеса