Управление процессами развития малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:44, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является выявление путей комплексного подхода к эффективному управлению процессом развития малого предпринимательства в РФ и Республике Татарстан.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
 провести комплексный анализ роли и значения малого предпринимательства; дать обоснованную оценку современного уровня его развития в РФ;
 выявить и обосновать имеющиеся и перспективные источники необходимых ресурсов для сбалансированного развития предприятий сектора малого бизнеса и определить наиболее эффективные направления их использования;
 обосновать экономический механизм обеспечения поддержки малого бизнеса со стороны государства; показать инфраструктуру государственно-общественной системы управления процессом развития малого бизнеса;
 произвести анализ современного состояния и тенденций развития малого бизнеса на примере Республики Татарстан;
 выявить методы повышения эффективности функционирования субъектов малого предпринимательства в инновационной системе региона.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
 провести комплексный анализ роли и значения малого предпринимательства; дать обоснованную оценку современного уровня его развития в РФ;
 выявить и обосновать имеющиеся и перспективные источники необходимых ресурсов для сбалансированного развития предприятий сектора малого бизнеса и определить наиболее эффективные направления их использования;
 обосновать экономический механизм обеспечения поддержки малого бизнеса со стороны государств

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. Процесс управления развитием малого бизнеса 9
1.1. Сущность и принципы управления
процессом развития малого предпринимательства 9
1.2. Состояние процесса управления
малым бизнесом 19

ГЛАВА 2. Создание целостной системы управления
процессом развития и поддержки малого предпринимательства 28
2.1. Основные направления государственной поддержки
малого предпринимательства в Российской Федерации 28
2.2.Основные направления инфраструктурной и финансовой
поддержки малого предпринимательства 38
ГЛАВА 3. Анализ современного состояния и тенденции развития малого предпринимательства в Российской Федерации на примере Республики Татарстан 56
3.1. Анализ состояния и роли малого предпринимательства в Республике Татарстан 56
3.2. Модель функционирования субъектов малого предпринимательства
в инновационной системе региона 60
3.3. Основные направления мероприятий региональной программы развития малого предпринимательства на основе кластерного подхода на примере Республики Татарстан 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 91

Работа содержит 1 файл

Готовая ВКР Ильдаровой.doc

— 729.50 Кб (Скачать)


 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                          6                                                                                                          

ГЛАВА 1. Процесс управления развитием малого бизнеса                       9                         

1.1. Сущность и принципы управления                                                              

процессом развития малого предпринимательства                                           9                                            

1.2. Состояние процесса управления

малым бизнесом                                                                                                               19

                                                                                           

ГЛАВА 2. Создание целостной системы управления

процессом развития и поддержки малого предпринимательства            28    

2.1. Основные направления государственной поддержки

малого предпринимательства в Российской Федерации                                28                                   

2.2.Основные направления инфраструктурной  и финансовой

поддержки  малого предпринимательства                                                        38                                                        

 

ГЛАВА 3. Анализ современного состояния и тенденции развития малого предпринимательства в Российской Федерации на примере Республики Татарстан                                                                                                               56

3.1.              Анализ состояния и роли малого предпринимательства в Республике Татарстан                                                                                                                 56

3.2. Модель функционирования субъектов малого предпринимательства

           в инновационной системе региона                                                             60

3.3. Основные направления мероприятий региональной программы развития малого предпринимательства на основе кластерного подхода на примере Республики Татарстан                                                                                             68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                 81                                                                                            

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ                   86          

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                                  91                                                                               

 

 

 

 

Введение

 

Полноценное развитие экономики невозможно без управления процессами развития малого предпринимательства. На современном этапе наиболее актуальной задачей является поиск путей преодоления кризисных явлений в экономике России. Как показывает мировой опыт, в странах, где малому и среднему предпринимательству принадлежит значительная доля создаваемого национального богатства, имеются наиболее благоприятные условия для оздоровления экономики. Малый бизнес, при достаточно высоком уровне развития, оказывает заметное влияние на экономический рост, так как создает дополнительный спрос на работу со стороны предпринимательства, дополнительный рыночный спрос на продукты и услуги,  способствует ускорению научно-технического прогресса.

Высокая степень диверсификации, присущая малому бизнесу, способствует снижению операционных и иных рисков производственной и хозяйственной деятельности, более устойчивому равновесию отдельных предприятий и экономики в целом. При этом у малых предприятий имеются потенциальные преимущества перед компаниями, находящимися на других, более высоких, ступенях интеграции. У них появляются преимущественные условия для создания дополнительных рабочих мест, что способствует более высоким темпам экономического роста и одновременно расширяет возможности «самозанятости» трудоспособного населения. Исследователи отмечают, что развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами,  лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. Исходя из этого, поиск стратегических возможностей и областей наиболее эффективного развития малого предпринимательства, а также исследование форм и методов управления данным процессом с учетом его специфики становятся  актуальными, что и определяет актуальность темы исследования.

Отдельные аспекты проблем экономики и управления малым бизнесом нашли достаточно подробное отражение в научной литературе. Вместе с тем существуют мало разработанные вопросы управления развитием малого предпринимательства применительно к особенностям российской экономики. В частности, ряд вопросов управления развитием предприятия,  во многих случаях не исследуют специфику малого предпринимательства и не доведены до конкретных разработок, определяющих возможности их практического использования.

Разработка теории и практики эффективного управления нашла свое отражение в трудах таких отечественных и зарубежных ученых, как Агурбаш Н., Андреева И., Алимова Т., Блинов А., Бусыгин А., Буянкина А., Гапоненко А., Иоффе А., Одинцов А., Омаров А., Попов А., Цыганов А., Шамхалов Ф., Шулус А., Уколов В., Яковлев В., Хакамада И., С. Брю, Дж. Гэлбрейт, Э. Долан, Д. Росс, У. Ростоу и другие.             

В то же время на сегодняшний день существует проблема формирования организационно - экономических основ управления процессом развития малого предпринимательства, что сдерживает его развитие во многих субъектах Федерации.

Целью дипломного исследования является выявление путей комплексного подхода к эффективному управлению процессом развития малого предпринимательства в РФ и Республике Татарстан.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

      провести комплексный анализ роли и значения малого предпринимательства; дать обоснованную оценку современного уровня  его развития в РФ;

      выявить и обосновать имеющиеся и перспективные источники необходимых ресурсов для сбалансированного развития предприятий сектора малого бизнеса и определить наиболее эффективные направления их использования;

      обосновать экономический механизм обеспечения поддержки малого бизнеса со стороны государства; показать инфраструктуру государственно-общественной системы управления процессом развития малого бизнеса;

      произвести анализ современного состояния и тенденций развития малого бизнеса на примере Республики Татарстан;

      выявить методы повышения эффективности функционирования субъектов малого предпринимательства в инновационной системе региона.

Объектом исследования настоящей дипломной работы является процесс управления развитием малого предпринимательства в РФ на примере Республики Татарстан.

Предметом исследования является совокупность управленческих и связанных с ними организационно - экономических отношений, возникающих в процессе управления развитием малого предпринимательства.

Теоретической и методологической основой дипломного исследования послужили положения современной экономической теории; научные труды и разработки отечественных и зарубежных авторов в области управления предприятием.

Информационной базой исследования послужили законодательные акты РФ; Указы Президента РФ, официальные документы и материалы Правительства РФ; публикации в периодических журналах по экономике; данные статистической отчетности; материалы, полученные непосредственно на объектах исследования,

Структура работы построена в соответствии с поставленной целью и соответствуют содержанию задач исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО БИЗНЕСА

1.1. Сущность и принципы управления процессом развития малого предпринимательства

Как показывает мировая и отечественная практика, малое предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и общественных структур.

Цель управления малым предпринимательством можно сформулировать как совокупное воздействие системы государственных институтов и общественных объединений на субъекты предпринимательства в плане изменения региональных стандартов качества жизни в зависимости от выявленных потребностей и интересов с учетом конкретных проблем региона посредством развития малого предпринимательства.

Исходя, из направленности развития России по пути рыночных реформ, государственная политика в области предпринимательства должна четко отражать отношение государства к малому предпринимательству как к одному из важных секторов экономики страны.

«Малое предпринимательство - вполне самостоятельная и достаточно типичная форма организации экономической жизни общества, не лишенная своих преимуществ и недостатков. К числу позитивных элементов, характеризующих малое предпринимательство, исследователи относят: быстрое реагирование на изменения конъюнктуры рынка, возможность функционирования в локальной среде, непосредственную взаимосвязь с потребителем, узкую специализацию на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом»[1].

В то же время, некоторые достоинства при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими развитие малого бизнеса. Так, приспосабливаемость к рынку делает его зависимым от складывающейся конъюнктуры, динамики внешних условий. Небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, трудовых).

К числу основных функций малого предпринимательства можно отнести:

1) создание условий для саморегулирования рыночной экономики посредством формирования рациональной структуры и пропорций рыночного хозяйства, что базируется на возможности оперативного реагирования малого бизнеса на изменение конъюнктуры рынка;

2) обеспечение самовоспроизводства рыночного хозяйства, поскольку, с одной стороны, малый бизнес формирует основу для появления среднего и крупного производства, с другой стороны, малые предприятия возникают в тех отраслях деятельности, которые характеризуются достаточно низким уровнем обобществления производства;

3) формирование конкурентной среды, поскольку малый бизнес не требует высоких капиталовложений, и при соответствующей законодательной базе он создает антимонопольный рынок;

4) возможность мобилизации дополнительных финансовых и производственных ресурсов населения в активный хозяйственный оборот, которые могут быть максимально задействованы и направлены в развитие экономики;

5) обеспечение населения потребительскими товарами и, особенно, услугами. Предприятия малого бизнеса могут удовлетворить те общественные потребности, которые не способны удовлетворить крупные производства, в большей мере это касается сферы обслуживания и розничной торговли. Малый бизнес имеет возможность быстрее учитывать изменение спроса потребителей и соответствующим образом максимально быстро переориентировать предложение на рынке;

6) увеличение производительного потенциала рыночной экономики за счет эффективных форм реализации научно-технического прогресса, учитывая интенсивное внедрение небольших предприятий на рынок интеллектуальной продукции, высоких технологий, в наукоемкие технологии; участие в решении проблемы занятости и смягчение социальной напряженности в условиях рынка.

Важной функцией малого производства в современных условиях является возможность использовать такие резервы рабочей силы, которые не могут быть применены на крупных предприятиях из-за особенностей их технологии и режима производства; развитие инициативы, как в среде предпринимателей, так и лиц, занятых на малых предприятиях, поскольку высока зависимость между повышением производительности труда, достижением лучших результатов финансово - хозяйственной деятельности предприятия в целом и удовлетворением материального, в первую очередь, интереса;

7) формирование резерва армии предпринимателей, которая имеет возможность реализовать в будущем свои способности по организации и управлению предприятием на более высоком уровне функционирования производства.

Вопросы развития малого предпринимательства постоянно находятся в центре внимания и обсуждаются на самых различных уровнях власти.

Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"[2] устанавливает особенности правового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства:

Информация о работе Управление процессами развития малого бизнеса