Управление предприятием малого базнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

РЦелью данной работы является выявление роли малого бизнеса в предпринимательской деятельности, его преимуществ и рассмотрение основных методов управления в организации, их объединение. В работе рассмотрены виды малых предприятий и правовая основа их деятельности. В ней приведены методы управления малых предприятий в России. Основные результаты курсовой работы – объективная оценка условий использования различных моделей управления предприятием.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ПОНЯТИЯ ПРЕИМУЩЕСТВА И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ…
1.1.Сущность малого предприятия
1.2. Роль малого предприятия в экономике
ВИДЫ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Правовая основа осуществления деятельности)
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ И КРИТЕРИИ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 87.34 Кб (Скачать)

 

1.1. Сущность малого  предприятия

 

Малый бизнес –  это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики  при определенных установленных  законом, государственными органами или  другими представительными организациями.

Как показывает мировая  практика, основным показателем, на основе которого предприятия различных  организационно правовых форм относятся  к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя  численность работников, занятых  за отчетный период на предприятии. В  ряде научных работ под малым  бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Общие критерии для малых предприятий:

  • численность персонала;
  • размер уставного капитала;
  • величина активов;
  • объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся  к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически  во всех странах определяющим критерием  является численность работников за отчетный период.

Критерии отнесения  предприятий к малому бизнесу, применяемые  в странах с развитой рыночной экономикой. В Европейском сообществе с 1 января  1995 г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают  следующих показателей:

  • количество занятых работников до 50 чел.;
  • годовой оборот менее 4 млн.
  • сумма баланса менее 2 млн.

В российской практике существование малого предпринимательства  было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные  предприятия, на которых среднее  число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения  предприятий к малому бизнесу  неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов  о малом предпринимательстве. Такие  изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г. Последние изменения были приняты 14 июня 1995 года. В этот день был принят Федеральный закон  РФ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ. Под субъектами малого бизнеса стали пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых  доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных  и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в  которых средняя численность  работников за отчетный период на превышает  предельных уровней:

в промышленности – 100 человек;

в строительстве  – 100 человек;

на транспорте – 100 человек;

в сельском хозяйстве  – 60 человек;

в научно технической  сфере – 60 человек;

в оптовой торговле – 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения  – 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов  деятельности – 50 человек.

В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица.

 

 

1.2 Роль малого  предприятия в рыночной экономике

 

Ведущей проблемой  современного этапа формирования структур в экономике России является «разгосударствление» и приватизация имущества государственных  монополий. Решается она главным  образом через создание мелких, малых, средних предприятий, каждое из которых  будет либо ассоциированным, либо единоличным  хозяином средств производства и, естественно, производимой им продукции. Формирование малых рыночных структур во всех без  исключения отраслях и сферах экономики  страны отвечает мирохозяйственным  тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в  сфере малого бизнеса действует  очень большое число небольших  предприятий самого разнообразного профиля практически во всех отраслях.

В настоящее время  в экономике России одновременно функционируют крупные, средние  и малые предприятия, а также  осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Размеры предприятий  зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются  большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры  оказываются предпочтительнее.

Для современной  экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств  — крупных, с тенденцией к монопольным  структурам, и небольших, — складывающаяся под влиянием многих факторов.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают  большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые  и определяют важнейшие технологические  сдвиги.

С другой стороны, в  последнее время выявился небывалый  рост мелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется  значительных капиталов, больших объемов  оборудования и кооперации множества  работников. Малых и средних предприятий  особенно много в наукоемких видах  производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских  товаров.

Анализируя опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства:

  • увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;
  • рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
  • селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;
  • создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
  • трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);
  • подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
  • разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые формы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);
  • косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);
  • ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
  • мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;
  • быстрая окупаемость вложений; например.

Информация о работе Управление предприятием малого базнеса